Туннели можно оборудовать не только под землей

Возведение объектов инженерно-транспортной инфраструктуры всегда было одним из наиболее сложных направлений строительной деятельности. Новая технология строительства подземных транспортных коммуникаций, разработанная немецкой фирмой “Streif Baulogistik GmbH”, предусматривает отдельное возведение железобетонной “внутренней оболочки” сооружения, которая затем устанавливается внутри туннеля.



Основой таких сооружений является металлический каркас, который дополняется оболочкой из бетона. Бетонирование сопровождается целым комплексом мероприятий по обеспечению контроля за качеством. Наиболее ответственным этапом является отрезок времени, на протяжении которого происходит процесс твердения бетонной оболочки.
Для того, чтобы впоследствии в бетонной оболочке не образовывалось трещин, применяется метод быстрого охлаждения бетона и высушивания внешней поверхности бетонных сводов. Охлаждение бетона ведется при помощи специальной техники, которая установлена на вагонетке, перемещающейся по туннелю. Такой ускоренный метод позволяет выполнить весь комплекс работ в течение четырех дней.
Каркасом для бетонной оболочки является модульная конструкция из металлических ферм. Эти легкие, филигранные элементы изготавливаются из стали с антикоррозийным покрытием. Они отличаются способностью воспринимать высокие нагрузки — вес от бетонной оболочки и изоляционной прослойки. Металлический каркас дополняется системой рельсов, по которым перемещаются вагонетки.
Одним из наиболее сложных и ответственных этапов строительства туннеля является выполнение многослойной изоляции сооружения. Основная задача изоляции заключается в защите сооружения от резких перепадов температур и воздействия избыточной влажности. Многослойная изоляционная оболочка состоит из трех основных элементов. Непосредственно на металлическую сетку, которой покрывается стальной каркас туннеля, укладывается водоотталкивающая полиэтиленовая пленка, теплопроводность которой составляет 0,042 Вт/м2К. Поверх пленки раскатываются эластичные маты из ПВХ. В качестве заключительного слоя изоляции выступает фильтрующее полотно, которое равномерно распределяет влагу по поверхности оболочки и защищает сооружение от воздействия грунтовых вод.
Поверх изоляционной оболочки с заданным шагом устраиваются обжимающие кольца из эластичной пластмассы. Расстояние между каркасом сооружения и кольцами составило 20 см. В качестве основной функции обжимающих колец проектом предусматривается снижение давления на бетонную оболочку туннеля. Для регулирования температурно-влажностных параметров внутри туннеля к несущему каркасу присоединяется целая система инженерных коммуникаций. Управление устройствами, регулирующими уровень влажности, температуру воздуха и другие микроклиматические параметры, ведется от центрального блока управления. Все данные, полученные регулирующими устройствами, фиксируются в памяти компьютера.

Леонид ПОЛОЗОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 1998 год в рубрике техника

©1995-2024 Строительство и недвижимость