Концерн «Водоканал»: предусмотрено

Обеспечение безопасности питьевого водоснабжения стало в настоящее время одной из главных проблем экологической безопасности и здоровья населения Беларуси, которое в большинстве потребляет воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям по целому ряду показателей. Это является одной из причин роста заболеваемости и отражается на средней продолжительности жизни.

Такое положение с питьевым водоснабжением, а также угроза загрязнения водоисточников и проблемы очистки сточных вод диктуют необходимость проведения новой государственной водохозяйственной политики.
Осуществлять единую водохозяйственную политику должен орган государственного управления, которого сейчас в республике нет. В соответствии с утвержденной республиканской программой первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой предусмотрено создание государственного концерна “Белводоканал” на базе государственного объединения “Белводоканалремналадка”. Сегодня о работе по созданию концерна рассказывает генеральный директор объединения Анатолий Дмитриевич ГУРИНОВИЧ.

— Анатолий Дмитриевич, что представляет сейчас система “Водоканала”?
— Предприятия “Водоканала” представляет собой крупную водохозяйственную систему, которая осуществляет забор воды из недр, очищает ее от загрязнений, транспортирует к потребителям (населению и промышленности), собирает от них воду в виде загрязненных стоков и отводит на очистные сооружения, после которых возвращает очищенную воду в водоемы. Годовой объем воды и стоков, которые перерабатывают предприятия, составляет 1244 млн м 3 в год. Затраты на оказание услуг водоснабжения и водоотведения составляют 4112 млрд рублей в год.
В республике существуют различные структуры эксплуатации водоснабжения и водоотведения городов и поселков с правом и без права юридического лица. 26 предприятий с правом юридического лица имеют наилучшие показатели работы.
В большинстве городов республики “Водоканалы” — это структурные подразделения без права юридического лица, входящие в состав объединений жилищно-коммунального хозяйства.
В сельских поселениях служб, обеспечивающих нормальную эксплуатацию систем водоснабжения, фактически не имеется. Во многих городах и поселках население обеспечивается водой из водопроводов, находящихся на балансе различных министерств и ведомств, имеющий низкий уровень эксплуатации.
Кроме того, хроническое недофинансирование, обусловленное бюджетной зависимостью и финансированием по остаточному принципу, определяет снижение надежности работы этих важнейших систем жизнеобеспечения, не позволяет в должной мере внедрять ресурсосберегающие оборудование и технологии, обеспечить экологическую безопасность населения.
Ни один город не имеет средне- и долгосрочных программ развития своего водного хозяйства. Из-за отсутствия единой государственной водохозяйственной политики в области капитального строительства и эксплуатации теряются сотни триллионов рублей.
Только 10% руководящего и инженерно-технического персонала предприятий “Водоканала” являются специалистами в области водного хозяйства, несмотря на наличие четырех вузов, готовящих таких специалистов. Сегодня потеряна профессиональная управляемость городским водным хозяйством от центра до регионов. Нормативная база как по проектированию, так и по эксплуатации устарела, что сдерживает научно-техническое развитие отрасли.

— Вы затронули проблему управления водным хозяйством. Но ведь до этого года “Водоканалы” как-то работали?
— Государственная система управления водным хозяйством как и единая водохозяйственная политика в Республике Беларусь отсутствует. Практически никто не несет ответственности за нерациональное использование и загрязнение водных источников. Такого нет ни в одной цивилизованной стране мира. Этим обусловливается сложившаяся негативная тенденция, когда действующая система управления лишь следит за отношениями между водопользователями. В результате чего мы имеем один из самых худших показателей в Европе по снабжению населения качественной питьевой водой. Децентрализация властных полномочий в области водного хозяйства еще более усугубила кризисную ситуацию в экономике.
Отдельные министерства и ведомства республики выполняют только часть функций по управлению и контролю. Так, Минприроды осуществляет функции контроля за водопользованием и сбросом загрязнений посредством инспекций. Минздрав контролирует санитарно-гигиенические показатели воды. Минжилкомхоз, Минсельхозпрод, Минпром и другие министерства и ведомства являются лишь потребителями воды.
Органы местной власти, став коммунальными собственниками систем водоснабжения и водоотведения, решают проблемы водоснабжения и водоотведения по своему усмотрению без должной ответственности и компетенции. В существующей структуре управления эксплуатацией водного хозяйства городов и поселков в Минжилкомхозе занимаются два сотрудника, а в областных управлениях жилищно-коммунального хозяйства 2—4 сотрудника, которые не способны охватить все задачи. Влиять же на водопроводно-канализационные предприятия они практически не могут, так как последние являются предприятиями коммунальной собственности. Все изложенные факторы явились основанием для создания (возрождения) государственной структуры управления водопроводно-канализационным хозяйством республики, принципов и перспектив его развития.
Реформирование водопроводно-канализационного хозяйства предполагает применение особых мер регулирования деятельности предприятий, являющихся естественными монополистами на локальных, то есть городских и районных рынках сбыта. Эти меры должны предотвратить установление необоснованных тарифов при одновременном стимулировании надежности, устойчивости и экологической безопасности услуг.

— Анатолий Дмитриевич, каковы цели и задачи создаваемого концерна?
— Концерн создается для осуществления государственного управления водохозяйственными комплексами населенных мест путем координации деятельности предприятий, входящих в его состав, для обеспечения населения и народного хозяйства водой требуемого количества и качества, отвода и очистки сточных вод и сброса их в водоемы с требуемыми показателями качества.
Концерн должен решать следующие задачи: проведение единой научно-технической, экономической, инвестиционной политики в области водопроводно-канализационного хозяйства; разработка и реализация целевых государственных, межгосударственных и межрегиональных программ по развитию питьевого водоснабжения, охране и восстановлению водных источников, улучшению качества питьевой воды; концентрация финансовых и материальных ресурсов в целях повышения эффективности работы объектов водоснабжения и канализации путем ускоренного внедрения передовой техники и технологии в производственный процесс; организация, координация и финансирование научных исследований в области питьевого водоснабжения и канализации, производства материалов и реагентов; координация работ по повышению качества услуг, оказываемых потребителям предприятиями и организациями концерна, повышению их рентабельности, снижению себестоимости, совершенствованию экономической эффективности производства, разработке обоснованных цен и тарифов; реализация ценовой политики в области питьевого водоснабжения и канализации; организация, координация и финансирование разработки проектов стандартов, нормативов и актов законодательства в области использования и охраны вод; организация ведомственного контроля за качеством питьевой воды и очистки сточных вод, рациональным использованием водных ресурсов; координация в установленных законодательством пределах деятельности ассоциаций и объединений предприятий водоснабжения, проектных и наладочных организаций по обеспечению устойчивого функционирования систем хозяйственно-питьевого водоснабжения; осуществление международного сотрудничества в области водоснабжения и водоотведения, а также рационального использования и охраны вод; подготовка и повышение квалификации кадров для предприятий концерна, организация семинаров, конференций, симпозиумов по обмену передовым опытом (в том числе и за рубежом) в области водопроводно-канализационного хозяйства; защита прав и интересов трудовых коллективов, их представление в органах публичного управления Республики Беларусь, а также за ее пределами.

— Создание нового концерна потребует денежных затрат. Не скажется ли это на стоимости услуг по водообеспечению и водоотведению?
— Согласно проекту штатного расписания среднесписочная численность концерна составит 32 человека, что произойдет за счет сокращения численности штатов управлений предприятий ВКХ и перевода в концерн ведущих специалистов из ГО “Белводоканалремналадка”.
Общий экономический эффект концерна будет обеспечиваться прямыми и косвенными составляющими.
Прямой экономический эффект составит 36,6 млрд рублей в год и будет складываться из экономии затрат на содержание АУП в ГПО, РПО, ПУ ЖКХ и ассоциациях, сопровождения инвестиций и НИР в УКС и НИИ, которые будет осуществлять концерн.
Косвенный экономический эффект мы ожидаем от эффективного управления и реализации поставленных задач. Он будет складываться из рационализации состава работ, выполняемых различными подразделениями ВКХ, обеспечения их соответствия целям и тенденциям развития производства, рационализации информационных потоков и состава информации, повышения квалификации руководящих кадров и работников и в среднегодовом исчислении превысит 100 млн рублей.
Себестоимость воды за счет эффективного управления путем реализации целевых задач не увеличится.

— Анатолий Дмитриевич, при всех “за” и “против”, не окажется ли новая структура менее эффективной, чем прежде существующая?
— Эффективность концерна будет выше, чем эффективность существующей структуры.
Во-первых, концерн будет лучше решать проблемы экологии. Экологическая эффективность будет обеспечиваться за счет уменьшения загрязнения источников питьевого водоснабжения, стабилизации восстановления и оздоровления подземных и поверхностных вод, а также поддержания экологического равновесия, сохранения эстетической ценности и природных ландшафтов.
Развитие сельскохозяйственного водоснабжения будет способствовать преобразованию сельских населенных мест в благоустроенные поселения с комфортными условиями, улучшатся условия труда и отдыха, больше будет вовлекаться в сельскохозяйственное производство трудовых ресурсов.
Во-вторых, общая экономическая эффективность деятельности концерна будет достигнута за счет получения доходов от платежей, которые будут способствовать поддержанию устойчивого водоснабжения, экономии водных ресурсов, снижающих в свою очередь потребление энергоресурсов.
Только за счет установки индивидуальных счетчиков в квартирах и сокращения непроизводительных потерь и утечек воды возможна экономия используемых водных ресурсов до 30%, что позволит сократить расход электроэнергии на 15—18%. Значительно снизятся капиталовложения в строительство, стабилизируется неоправданный рост мощностей предприятий водоподготовки и очистки сточных вод.
В результате совершенствования и упорядочения структуры государственного управления водоснабжением и переориентации “омертвленных” производственных мощностей не потребуется привлечения новых капиталовложений на строительство производственных баз.

— Предприятия “Водоканала” относятся к коммунальной собственности местных органов власти. В собственность концерна их не передадут. Как будут строиться отношения концерна с владельцами объектов водохозяйства?
— В основу управления концерна “Белводоканал” положен образец диверсифицированной организации, ориентированной на стратегическую и контрактную модель управления (см. схему).
В последнее десятилетие данная модель как наиболее эффективная широко применяется в мировой практике в сфере коммунального обслуживания Франции, Великобритании, Германии, Канады, Польши, Венгрии, Молдавии и других странах.
Концерн, представляя интересы государства, заключает договор (контракт) с собственником (горисполкомом) на право управления водопроводно-канализационным хозяйством города и является его профессиональным советником.
Объекты водоснабжения остаются в коммунальной собственности города, а право пользования и распоряжения собственностью берет на себя предприятие концерна.
Согласно договору, концерн определяет тарифы на подаваемую воду и отводимые сточные воды для данного предприятия с учетом сложившегося состояния системы водоснабжения и водоотведения.
Определяются обязанности города (поселка) в части инвестиций или производства работ по развитию и капитальному ремонту сооружений и оборудования, а также концерна в части обеспечения устойчивой работы системы водоснабжения и водоотведения.
Договор предусматривает права города на проведение соответствующего контроля за деятельностью предприятия концерна и права предприятия концерна распоряжаться собственностью города. В договоре оговариваются и другие условия, способствующие эффективной работе предприятия.
Беседу вел Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 1998 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость