БелГПИ: опыт проектирования и строительства жилых домов в каркасе
Современные требования, предъявляемые к ограждающим конструкциям зданий, сберегающих тепло, а также желание получить гибкую, легко трансформируемую планировку квартир, диктуют создание новых типов многоэтажных жилых зданий. Успех разработок в этой области определяется многими факторами: это и стоимостные характеристики, и скорость возведения, и гибкость планировки, и возможности пластического решения фасадов. Поиск в этом направлении ведется рядом проектных и научно-исследовательских институтов Республики Беларусь. На страницах «СиН» не раз рассказывалось об опыте проектирования и строительства жилых и промышленных зданий в каркасе. Сегодня мы познакомим читателей с некоторыми разработками в этой области Белорусского государственного проектного института.
БелГПИ основан в 1975 году в г. Витебске Министерством радиопромышленности СССР и является многопрофильным институтом по проектированию объектов промышленного и жилищно-гражданского назначения. Институтом выполнена проектная документация для строительства НПО «Взлет» в г. Москве; Кировского завода (корпус гальванопокрытий и сооружений по очистке сточных вод в Санкт-Петербурге; завода ЭВМ и электромеханического завода в г. Минске; телевизионного завода, предприятия «Марко» в г. Витебске, завода «Раздан» в г. Ереване; других промышленных объектов, объектов социально-бытового назначения (больницы, пионерлагеря, санатории), сооружений энергохозяйства (компрессорные, ЦТП, холодильные станции) в различных регионах бывшего СССР.
ПО «Союзрадиопроект», в состав которого входил БелГПИ, являлось головной проектной организацией в СССР по разработке производства гальванопокрытий и печатных плат, а также очистки промышленных сточных вод.
В составе БелГПИ имеется научное подразделение, состоящее из лабораторий очистки стоков, химико-аналитической лаборатории и группы экологического мониторинга, проводящее широкий комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны водного бассейна и воздушной среды.
БелГПИ совместно с Институтом проблем энергетики АН РБ разработаны Правила проектирования, строительства и эксплуатации биогазовых установок. Институтом разработана проектно-сметная документация для ряда промышленных и сельскохозяйственных предприятий по анаэробному сбраживанию органических отходов с выделением конечного продукта в виде гумуса и метана, используемого как энергоноситель.
В последние годы БелГПИ выполнил ряд проектов для предприятий Белорусской железной дороги.
Это очистные сооружения поверхностных стоков Орловского парка в г. Витебске, реконструкция котельной локомотивного депо в г. Полоцке, строительство биокомплекса переработки отходов животноводческого комплекса агроторговой фирмы «Авангард» в г. Могилеве.
В связи с обострением в республике жилищной проблемы, Белорусский государственный проектный институт, имеющий большой опыт проектных работ в строительном комплексе оборонной промышленности, с первых дней включился в эту работу. Предпочтение было отдано варианту каркасного здания с системой продольных ригелей, которые воспринимают нагрузку как от плит перекрытий, так и от наружных стен с поэтажным опиранием. Колонны и ригеля выполняются в опалубке многопустотных плит, при этом низ плит совпадает с низом ригелей, что позволяет получить гладкие потолки. Конструкции каркаса разработаны по предложениям к.т.н. В. В. Бозылева (Полоцкий государственный университет).
Впервые такое решение было применено при проектировании 70-квартирного жилого дома по пр. Фрунзе в г. Минске, о котором неоднократно рассказывалось в материалах «СиН». На двух стадиях проектирования объект прошел экспертизу при доскональном рассмотрении всех его решений, В настоящее время успешно прошли испытания и все его конструкции, и объект находится в стадии строительства.
При проектировании данного жилого дома приоритет был отдан решению инженерных задач. Однако, дальнейшая работа показала, что применяемый каркас позволит архитекторам ставить и решать большие задачи по пластическому решению фасадов, по увеличению этажности зданий.
В данный момент ведутся проектные работы по 9-ти этажному жилому дому в г. Новолукомль, а также 9-ти, 12-ти, 14-ти этажным домам на углу пр. Строителей и ул. Чкалова в г. Витебске. Перекресток ул. Чкалова и пр. Строителей — одна из наиболее ответственных строительных площадок города. Анализ планировочных и фасадных решений показывает, что каркас позволит решить сложнейшую градостроительную задачу, получив при этом новое качественное жилье.
В будущем возможно использование данного каркаса для строительства общественных зданий, что позволит, имея ровные поверхности плит и ригелей, избежать устройства подшивных потолков, а также значительно улучшить тепловые характеристики здания.
БелГПИ основан в 1975 году в г. Витебске Министерством радиопромышленности СССР и является многопрофильным институтом по проектированию объектов промышленного и жилищно-гражданского назначения. Институтом выполнена проектная документация для строительства НПО «Взлет» в г. Москве; Кировского завода (корпус гальванопокрытий и сооружений по очистке сточных вод в Санкт-Петербурге; завода ЭВМ и электромеханического завода в г. Минске; телевизионного завода, предприятия «Марко» в г. Витебске, завода «Раздан» в г. Ереване; других промышленных объектов, объектов социально-бытового назначения (больницы, пионерлагеря, санатории), сооружений энергохозяйства (компрессорные, ЦТП, холодильные станции) в различных регионах бывшего СССР.
ПО «Союзрадиопроект», в состав которого входил БелГПИ, являлось головной проектной организацией в СССР по разработке производства гальванопокрытий и печатных плат, а также очистки промышленных сточных вод.
В составе БелГПИ имеется научное подразделение, состоящее из лабораторий очистки стоков, химико-аналитической лаборатории и группы экологического мониторинга, проводящее широкий комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны водного бассейна и воздушной среды.
БелГПИ совместно с Институтом проблем энергетики АН РБ разработаны Правила проектирования, строительства и эксплуатации биогазовых установок. Институтом разработана проектно-сметная документация для ряда промышленных и сельскохозяйственных предприятий по анаэробному сбраживанию органических отходов с выделением конечного продукта в виде гумуса и метана, используемого как энергоноситель.
В последние годы БелГПИ выполнил ряд проектов для предприятий Белорусской железной дороги.
Это очистные сооружения поверхностных стоков Орловского парка в г. Витебске, реконструкция котельной локомотивного депо в г. Полоцке, строительство биокомплекса переработки отходов животноводческого комплекса агроторговой фирмы «Авангард» в г. Могилеве.
В связи с обострением в республике жилищной проблемы, Белорусский государственный проектный институт, имеющий большой опыт проектных работ в строительном комплексе оборонной промышленности, с первых дней включился в эту работу. Предпочтение было отдано варианту каркасного здания с системой продольных ригелей, которые воспринимают нагрузку как от плит перекрытий, так и от наружных стен с поэтажным опиранием. Колонны и ригеля выполняются в опалубке многопустотных плит, при этом низ плит совпадает с низом ригелей, что позволяет получить гладкие потолки. Конструкции каркаса разработаны по предложениям к.т.н. В. В. Бозылева (Полоцкий государственный университет).
Впервые такое решение было применено при проектировании 70-квартирного жилого дома по пр. Фрунзе в г. Минске, о котором неоднократно рассказывалось в материалах «СиН». На двух стадиях проектирования объект прошел экспертизу при доскональном рассмотрении всех его решений, В настоящее время успешно прошли испытания и все его конструкции, и объект находится в стадии строительства.
При проектировании данного жилого дома приоритет был отдан решению инженерных задач. Однако, дальнейшая работа показала, что применяемый каркас позволит архитекторам ставить и решать большие задачи по пластическому решению фасадов, по увеличению этажности зданий.
В данный момент ведутся проектные работы по 9-ти этажному жилому дому в г. Новолукомль, а также 9-ти, 12-ти, 14-ти этажным домам на углу пр. Строителей и ул. Чкалова в г. Витебске. Перекресток ул. Чкалова и пр. Строителей — одна из наиболее ответственных строительных площадок города. Анализ планировочных и фасадных решений показывает, что каркас позволит решить сложнейшую градостроительную задачу, получив при этом новое качественное жилье.
В будущем возможно использование данного каркаса для строительства общественных зданий, что позволит, имея ровные поверхности плит и ригелей, избежать устройства подшивных потолков, а также значительно улучшить тепловые характеристики здания.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 1998 год в рубрике архитектура