Переход экономики государств СНГ на рыночные условия хозяйствования потребовал кардинальных изменений и в строительном комплексе.

Переход экономики государств СНГ на рыночные условия хозяйствования потребовал кардинальных изменений и в строительном комплексе. В первую очередь это отразилось на формировании цен, потребовало отказа от привычных для плановой экономики принципов определения стоимости, выработки адекватного механизма ценообразования.

Действовавшая до 1 января 1991 года система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение длительного периода — от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. В основном она отвечала, хотя и не в полной мере, требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных министерств и ведомств, и, соответственно, подведомственных строительно-монтажных организаций.
В каждом государстве формировалась собственная концепция или модель перехода к рынку, с учетом складывающейся экономической ситуации и в рамках выработанной государственной политики ценообразования. Подходы и пути преобразования, совершенствования, приспособления системы ценообразования к новым условиям также имеют свои особенности и различия.
Однако следует отметить характерные для многих стран, в их числе Республика Беларусь, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Российская Федерация и другие, общие подходы к реформированию системы ценообразования.
1. Это единая база сметного нормирования в строительстве. До сих пор здесь используется сметная нормативная база в ценах 1984 года, а базисной стоимостью считается стоимость, определенная в уровне цен 1991 года. Индексация в текущие цены производится относительно уровня цен 1991 года.
2. Это проведение единой государственной ценовой политики в строительной отрасли.

Этапы реформирования системы ценообразования в отдельных странах СНГ
Россия

В Российской Федерации на основе утвержденной бывшим Госстроем России в октябре 1993 года «Концепции ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» усилиями специалистов-ценовиков была создана, а во многом изменена и приспособлена к современным условиям действовавшая старая система ценообразования в строительстве. Была разработана методология, позволяющая в современных условиях отражать в цене строительной продукции все изменения, которые происходят на рынке материальных и трудовых ресурсов. Разработка и внедрение новой системы осуществлялись комплексно по трем направлениями: создание непосредственно сметно-нормативной базы; формирование системы региональных центров по ценообразованию в строительстве; создание программных комплексов для определения цены строительной продукции.

Первое направление
В период с 1992 по 1996 годы под руководством бывшего Госстроя России (Минстроя России) выпущен комплекс нормативно-методических документов, позволяющих различными методами определять цену строительной продукции в базисном, текущем и прогнозном уровнях. Основными из них являются: порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений; свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94).
Для условий рынка обновилась и нормативная база: подготовлены и выпущены 56 сборников на монтажные и специальные строительные работы, 9 — на пусконаладочные, 29 — сборников укрупненных нормативов по видам работ и другие.
Впервые в Российской Федерации были выпущены единые сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91) в виде 19 сборников и общей части к ним. Кроме того, разработано и издано 48 сборников и нормативных показателей расхода материалов на различные виды строительно-монтажных работ. Все введенные в действие нормативные документы, информационные письма, методики, аналитические обзоры и другие пособия централизованно издаются массовым тиражом и распространяются по подписке и в розницу, публикуются в периодической печати и направляются органам исполнительной власти.
С января текущего года в строительном комплексе России действует объединенная система информации на базе бумажных и электронных носителей и выходов к потенциальным потребителям через сеть «Интернет».

Второе направление
Работа в области ценообразования и сметного нормирования ведется во взаимодействии с регионами, в основном через региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), образованные администрациями субъектов Российской Федерации по инициативе бывшего Госстроя России в 1992 году. В настоящее время они созданы в 76 регионах страны.
В 1995 году был организован Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя Росси (МЦЦС), действующий на принципах хозрасчета и призванный играть координирующую роль в работе региональных центров. По оценкам регионов, экономический эффект от работы центров составляет 10—15% от стоимости строительства.

Третье направление
Создание и использование современной сметной базы немыслимо без автоматизированных программных комплексов. За 6 лет в России созданы отечественные, отвечающие всем современным требованиям, сметные системы ценообразования в строительстве. Имеется уже более 20 таких систем.
В то же время выявилась настоятельная необходимость в коренном реформировании действующей системы ценообразования в строительстве, которая основывается на сметных нормативах 1984 года. В 1998 году Минземстрой России приступил к поэтапному переходу на новую сметно-нормативную базу с учетом всех прогрессивных достижений последних лет в области производства строительных материалов и конструкций, технологии производства строительных работ, высокопроизводительных машин, механизмов, приспособлений и инструмента и пересмотр практически всех элементов действующей в настоящее время сметно-нормативной базы (норм затрат труда и машинного времени, расхода материальных ресурсов, транспортных затрат, нормативов косвенных затрат, прочих расходов и прибыли). Работа по переходу на новую сметно-нормативную базу с 1 января 2001 года рассчитана на 3 года и ведется в соответствии с постановлением бывшего Госстроя России от 11.02.98 г. № 18-15 и утвержденной Программой формирования указанной базы в строительном комплексе России.

Молдова
В Республике Молдова для определения сметной стоимости строительства используется базисно-индексный метод с элементами ресурсного метода (для материалов). Концепция определения стоимости на современном этапе заключается в сохранении нормирования трудозатрат, эксплуатации механизмов, накладных расходов, материальных и энергетических ресурсов с оплатой их по свободным рыночным ценам и тарифам (ценам приобретения). Договорными элементами являются заработная плата и планируемая рентабельность.
Для объектов с финансированием из госбюджета устанавливается предельный индекс на основную заработную плату и размер планируемой рентабельности от стоимости без материалов, для остальных случаев — по договоренности заказчика и подрядчика.
В настоящее время ведется разработка молдавских ресурсных норм, в перспективе планируется выпуск молдавских сборников ресурсных норм и переход на ресурсный метод расчетов в строительстве. По оценке разработчиков, это позволит исключить погрешности индексации и даст возможность производить расчеты в национальной валюте (в леях), минуя переход от цен 1984 года в рублях.
Министерство развития территории, строительства и коммунального хозяйства Республики Молдова считает в настоящее время, с учетом различия в законах, языках и валютах стран СНГ, вопросы гармонизации сметно-нормативной базы в строительстве затруднительными. В то же время особое значение, по его мнению, приобретает обмен информацией по вопросам ценообразования в строительстве. В связи с этим предлагается начать выпуск бюллетеня с перечнем основных законодательных и нормативных документов в области ценообразования в строительстве, разработанных в республиках СНГ, с кратким описанием их содержания, указанием языка издания и денежной единицы. Для обеспечения свободного доступа к нормативным документам предлагается разработать в рамках стран СНГ соглашение об обмене информацией по вопросам ценообразования в области строительства и проектирования.

Армения
В Республике Армения в соответствии с Указом Президента Республики Армения с января 1992 года взаимоотношения потребителя (заказчика) с поставщиками (исполнителем работ) строятся на основе свободных цен.
Правительством Республики Армения 19 марта 1992 года было принято постановление «Об установлении цен на строительство», в соответствии с которым цена на строительную продукцию устанавливается по итогам проводимых торгов-конкурсов. В процессе проведения торгов цена на строительную продукцию рассчитывается участниками торгов.
Решением коллегии Государственного управления архитектуры от 12 декабря 1994 года были утверждены Методические положения по формированию стоимости строительства в условиях перехода к рыночным отношениям. В соответствии с указанным положением в составе проектно-сметной документации определяется расчетная стоимость строительства на основе укрупненных показателей, смет-аналогов, а при их отсутствии — по нормам в ценах 1984 года с пересчетом в действующий уровень цен. На основе расчетной стоимости строительства составляются программы ведения работ, открывается финансирование строительства, проводятся подрядные торги.
С целью обеспечения участников строительства информацией в области цен в строительстве, при министерстве градостроительства создан расчетно-консультационно-информационный центр по ценообразованию в строительстве, который проводит ежемесячный мониторинг и издает ежемесяный информационный бюллетень о стоимости строительных материалов, изделий и конструкций.
Наряду с методическими рекомендациями, пособиями, укрупненными показателями и информационными сборниками о ценах в строительстве Министерство градостроительства Республики Армения проводит разработку и утверждение нормативной документации. В настоящее время подготовлена и находится в стадии рассмотрения первая редакции СНиП «Правила формирования стоимости строительства», предусматривающая основные правила формирования стоимости строительства, а в приложениях к СНиП приведены методики расчета стоимости строительства различными методами (метод индексирования базисных цен, ресурсный метод), ведение расчетов за выполненные работы в зависимости от вида цен(неизменная, переменная), а также порядок корректировки стоимости строительства в процессе строительства (дополнительные работы, изменение проекта, ошибки и т.п.). С введением указанного СНиПа будут отменены

Методические положения.
Подготовлен и находится в стадии утверждения СНиП IY-16.01. 04-98 — «Нормирование расхода материалов в строительстве. Общие положения», предусматривающий порядок разработки и утверждения норм расхода материалов. В СНиП приведены предельные (необлагаемые налогом) нормы естественных потерь материалов, как при производстве работ, так и при транспортировании, хранении и т.п.
В 1999-2000 годах предусматривается разработка норм расхода ресурсов, которые будут служить основанием не только для определения стоимости строительства, но и для правильного отнесения затрат на себестоимость строительной продукции. В связи с отсутствием исходных данных в Республике Армения нормы разрабатываются только на строительные и общеремонтные работы. Аналогичные нормы на монтаж оборудования, защиту конструкций от коррозии предлагается разработать в составе Межгосударственных научно-технических программ — ценообразования и гармонизации нормативной базы в строительстве.

Таджикистан
Комитет по делам архитектуры и строительства при Правительстве Республики Таджикистан также ведет целенаправленную работу по совершенствованию законодательства, обновлению и совершенствованию нормативно-правовой базы, отвечающей новым условиям хозяйствования. Основным правовым документом, регламентирующим взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является действующее в республике «Положение об организации строительства объектов, предприятий (сооружений) на контрактной основе подрядными организациями до сдачи их заказчикам в полностью завершенном виде и подготовленными к эксплуатации» и «Правила о договорах подряда на капитальное строительство».
Состав и классификация затрат на производство строительно-монтажных работ приведены в Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ и формированию финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Для создания новой системы нормативно-технической документации принят «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций на строительство предприятий, зданий и сооружений». Для практического применения на территории Республики Таджикистан базисно-компенсационного метода определения стоимости строительства разработан и введен в действие Порядок определения стоимости строительства и договорных цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений.
По материалам 9-го заседания Межправительственного Совета по сотрудничествув строительной деятельности стран СНГ подготовила Елена СЫС


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость