Независимая и компетентная


Окончание.
Начало в N№43




Дорога М2, соединяющая Минск с национальным аэропортом “Минск-2”, является довольно ответственным объектом. О порядке проведения испытаний физических свойств дорожной одежды проезжей части и обочин магистрали рассказывает, осуществляя данный процесс, И. А. Шестаков:
— Система получения образцов и работы с ними следующая. Вырубки (в данном случае — с обочины) подвергаются переформовке — разогреваются до температуры 160 о, и уже из получаемой массы в специальной форме изготавливаются образцы. Первичная формовка осуществляется на вибростоле, затем при давлении 8 Мпа в течение 3 минут образец доформовывается. Как вырубки, так и образцы испытываются на водонасыщение. Определяются коэффициент уплотнения и очень важный прочностной показатель R50. Пользуясь им, можно прогнозировать возникновение колейности в летнее время вследствие разогрева асфальта солнечными лучами. Таким образом проверяется не асфальт, который уложен в дело, точнее, не качество его укладки, а асфальт, который выходит с завода. Качество уплотнения устанавливается в процессе испытания вырубок. Белорусский стандарт СТБ-233, разработанный БелдорНИИ, не лишен определенных недостатков, он не отражает действительной картины того, что происходит с материалами покрытий улиц и дорог, поэтому видится необходимость разработки нового СТБ, касающегося качества асфальтобетона городских улиц.
— Область аккредитации лаборатории была не так давно расширена, — подчеркивает Н. Л. Полейко, — при этом мы стремились быть полезными не только дорожникам, но и тем строителям, которые занимаются благоустройством городских территорий, в частности, новых микрорайонов.
— На все эти виды испытаний в республике аккредитованы только две лаборатории — лаборатория БелдорНИИ (точнее, института “Дорстройтехника” — прим. авт.) и наша, — продолжает И. А. Шестаков. — Но лаборатория БелдорНИИ не является независимой. Перспективы же следующие: в случае, если мы себя хорошо зарекомендуем, нам представится возможность участвовать в реконструкции Минской кольцевой автодороги и Могилевского шоссе. Начало работ по обоим объектам запланировано на следующий год.
Далее я узнал, что, поскольку применение бетона в дорожном строительстве продолжает шириться, специальность “Производство железобетонных конструкций” была переведена со строительного факультета на бывший дорожный, ныне факультет транспортных коммуникаций. (А если еще точнее, отделение ПЖБК некоторое время пребывало в статусе самостоятельного факультета.)
Представляет несомненный интерес установка, позволяющая определить влияние вводимых в бетон химических добавок на характеристики защитного слоя бетона (и, в свою очередь, выявить влияние защитного слоя на арматуру после введения в бетон тех или иных добавок). На этот вид испытаний в РБ, кроме ОНИЛ МБ БГПА, не аккредитована ни одна лаборатория.
При этом степень обработки поверхности бетонного образца должна быть очень высокой — ее доводят до зеркального блеска. Вместе со стальным стержнем образец находится в сосуде с дистиллированной водой и в определенном режиме при помощи программатора подвергается воздействию разности потенциалов различной величины и направленности — от -1000 В до +1000 В. Таким образом ищется ток пробоя. В месте пробоя наблюдается резкое изменение силы тока. В зависимости от характера окружающей металл среды пробой смещается в ту или иную сторону. Метод известен, но широко не распространен.
— Оборудование, в свое время изготовленное в Гомеле в оборонных целях (поэтому тогда его нельзя было свободно приобрести), позволяет оценить любую добавку, — говорит Р. Ф. Осос. — Не так давно нам пришлось выполнить заказ Фанипольского завода мостовых конструкций. На предприятие были привезены образцы целого комплекса добавок производства словенского завода “Kema” (изготовитель сухих смесей, полимерцементных масс и различных добавок к бетону). В результате тестирования добавок выяснилось, что добавки эти не морозоустойчивы. Фанипольцам пришлось отказаться от их применения в пользу отечественных (например, С3).
— Большую поддержку лаборатории оказало Минстройархитектуры РБ, в 1996 г. целевым назначением выделившее 60 млн рублей на то, чтобы мы выполнили аттестацию и поверку наших приборов, чтобы аккредитация лаборатории во всех областях. в которых она аккредитована, стала возможна, — поясняет Н. Л. Полейко.
На первом этаже 16-го корпуса БГПА находится испытательный цех. Здесь испытываются различные строительные конструкции. В свое время, когда в республике еще существовало несколько строительных министерств, все эти министерства приняли участие в финансировании строительства корпуса и цеха.
Во время посещения нами цеха в нем испытывалась партия панелей ограждения типа “сэндвич” (как изготовленных по немецкой технологии словенской фирмой “Trimo”, так и молодечненских). В Молодечно в качестве утепляющей сердцевины используется как пенопласт, так и минвата. Оцинкованный металл стенок имеет полимерное покрытие (можно считать, что он аналогичен металлочерепице).
Во время сборки панелей одновременно движутся листы утеплителя и две стальные (сматываемые с барабанов) ленты — сверху и снизу утеплителя. “Сэндвич” собирается с использованием двухкомпонентного клея. Минвата применяется как словенская, так и финская, делаются попытки использования местной. (Дело в том, что некоторые виды минваты фирмы не продают.) Конструкция стыка панелей включает герметизирующие резиновые прокладки.
Сегодня в Минске такие панели применяются при строительстве ресторанов “Макдональдс”, ледового дворца по проспекту Притыцкого, крытой хоккейной площадки близ Дворца спорта.
Цех заполнен опытными партиями вибропрессованных тротуарных плиток, изготовленными различными производителями республики, не имеющими собственного оборудования для испытания своих изделий на водонепроницаемость и морозостойкость. Аппаратов для осуществления объемного замораживания в республике очень мало — как атлантовских, так и немецких “Fuetron”, в свое время поставленных еще в СССР.
На установке для производства испытания цилиндров высотой 150 мм на водонепроницаемость образцы данного вида испытываются по методу мокрого пятна, площадь которого измеряется. В случае отсутствия сквозного проступания нагнетаемой под определенным давлением воды образец раскалывается, и определяется глубина проникновения воды.
Лабораторная центрифуга позволяет измерять прочностные характеристики центрифугированных бетонных и железобетонных изделий — безнапорных труб и колонн. Установка имитирует процесс изготовления этих изделий. Специалистов Минского завода СЖБИ №1 АО “Стройиндустрия” интересует переходной коэффициент, связывающий прочность вибрированных и центрифугированных образцов, и в настоящее время специалисты лаборатории готовят отчет по поставленной предприятием проблеме. В свое время существовал ГОСТ СССР на готовые центрифугированные изделия. Сегодня, помимо соответствующего СТБ, очень нужен и стандарт на их испытания. Пока же результаты испытаний вибрированных образцов на прочность и морозоустойчивость умножаются на коэффициент, который определяется расчетным путем и не имеет никакого отношения к готовым изделиям.
— Актуален вопрос качества щебня, применяемого при изготовлении бетона, — напоминает Н. Л. Полейко. — Госстандарт на щебень, действующий на территории республики, допускает применение щебня с лещадностью до 25%. Лещадность же (то есть превосхождение ширины единичного каменного зерна его длиною более чем в два раза, тогда он считается не кубовидным. а игловидным, или лещадным) щебня Микашевичского камнеобрабатывающего завода достигает 35%. Понятно, что чем выше процент лещадного щебня, хуже кубовидного работающего на изгиб, тем ниже прочность готового изделия. Сегодняшняя работа А. А. Дрозда и состоит в получении центрифугированного бетона, характеристики которого не зависели бы от лещадности щебня.
Диспергатор, на котором получаются гомогенные смеси (те же шпаклевки), также находится в цехе. Проблема состоит в достижении хорошего смешивания, например, воды с олифой. Актуален и вопрос получения должного качества смазки для форм, в которых изготавливаются железобетонные изделия. К необходимым характеристикам смазки относится и невоздействие ее на цвет поверхности готового изделия, требования к качеству которой резко возросли с 1 июля сего года.
Р. Ф. Осос напоминает еще об одном направлении, работа по которому осуществляется под руководством А. А. Дрозда:
— Александр Алексеевич разрабатывает такой стандарт испытаний , в соответствии с которым не регламентируются размеры испытываемого образца, в частности, не требуется вырезать из изделия определенных размеров кубик. Как испытать на прочность изделие толщиной 6 см при стандартной длине ребра кубика 7 см? Разработав стандарт, удастся вывести из-под необоснованных ударов инспекции отечественных производителей.
В соответствии с ним измеряется напряжение по вертикальной оси между двумя металлическими опорами определенной площади, помещаемыми сверху и снизу испытываемого изделия. Разумеется, необходимо применение понижающих коэффициентов (для разных заводов они будут разными), так как при данном нагружении создается эффект обжатия, что облегчает работу образца.
Сотрудничество ОНИЛ МБ с трестом “Шахтоспецстрой” заслуживает отдельного повествования, которое обязательно появится на страницах “СиН”.
— Полагаю, — предположил в заключение встречи ваш покорный слуга, — что и научный, и государственный статус лаборатории таков, что не она ищет, а ее ищут?
Николай Леонидович не успел ответить. Дверь его офиса распахнулась, и перед нами предстали генеральный директор НПО ООО “Алкид” В. Ш. Сохадзе и несколько его сотрудников. Мастики, применяемые алкидовцами при устройстве кровель и гидроизоляции различных объектов, также испытываются в лаборатории модифицированных бетонов БГПА. “Здесь работают классные специалисты, здесь наши материалы получают решающее “добро” перед тем, как выйти на рынок, и сегодня мы приехали, чтобы сделать этим профессионалам очередной за-каз,”— сказал Владимир Шалвович.
Жизнь продолжается...
Сергей ЗОЛОТОВ,фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 1998 год в рубрике наука

©1995-2024 Строительство и недвижимость