Современные технологии и оборудование для ремонта покрытий автодорог




Особенностями технологии строительства дорожных покрытий из литых асфальтобетонных смесей являются более высокие температуры смесей при их выпуске из смесителей, а также при укладке в дорожное покрытие; увеличенное время перемешивания смесей во время их приготовления; необходимость транспортирования смесей к месту укладки в специальных транспортных средствах, снабженных мешалками и оборудованием для подогрева; отсутствие необходимости в уплотнении устраиваемого покрытия.

Температурный режим

В связи с тем что в литых асфальтобетонных смесях применяют высоковязкие битумы, а также в целях обеспечения надлежащей подвижности и удобообрабатываемости таких смесей их нагревают в процессе приготовления до более высоких температур (по нормам ряда стран - до 220-250°С).

Режим перемешивания

Он включает "сухое" перемешивание в мешалке принудительного действия минеральных компонентов и их смешение с битумом.

Приготовление смесей

Оно может осуществляться в любых асфальтобетонных машинах, обеспечивающих необходимую точность дозирования компонентов и оборудованных мешалками принудительного действия.

В странах Запада литые асфальтобетонные смеси приготавливают как в смесителях, предназначенных для приготовления обычных (уплотняемых) асфальтобетонных смесей, так и в специальных установках, предназначенных для этого материала.

Фирма "Wibau" (Германия) выпускает для приготовления литых асфальтобетонных смесей универсальные (производительностью от 50 до 300 т/ч) и специальные смесители. Специальные смесители отличаются конструкцией мешалки. Она представляет собой емкость с вертикально расположенным валом, на котором укреплены приспособления (в виде косо расположенных перфорированных шайб), способствующие интенсификации перемешивания смеси. Производительность таких специальных смесителей, несмотря на большой объем мешалок (от 2000 до 4000 кг), небольшая: от 8 до 24 т/ч. Это связано с тщательным перемешиванием литых асфальтобетонных смесей.

Транспортирование смесей

Смесь из мешалки смесителя выгружается для транспортирования в специальные котлы, снабженные приспособлениями для подогрева и дополнительного перемешивания смеси во время движения (чтобы избежать расслаивания смеси). После приготовления литая асфальтобетонная смесь приближается по своей консистенции к суспензии, в которой неравномерно оседают минеральные частицы.

На Западе для перевозки литых асфальтобетонных смесей используют различные по вместимости, конструкции и способу подогрева специальные транспортные средства. Обогреваемые котлы, снабжение приспособлениями для перемешивания смеси, монтируются на автомобилях или автоприцепах. Вместимость котлов составляет от 3 до 20 т и более. Обогрев осуществляется горелками, работающими на жидком или газообразном топливе. Некоторые типы подобных котлов могут быть использованы и для приготовления небольших объемов литых асфальтобетонных смесей на месте производства работ.

Особенности устройства покрытия

В странах Запада для укладки литых асфальтобетонных смесей в дорожное покрытие применяются специальные асфальтоукладчики или комплекты укладочных машин различной производительности (например, укладчики Super-1502GAF, Super-82GAF, Super-142GAF, комплект GADF фирмы "Vogele" (ФРГ).

Литой асфальтобетон имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с уплотняемыми асфальтобетонами. К ним относятся исключительно высокая невосприимчивость покрытий из литого асфальтобетона к внешним воздействиям окружающей среды и намного больший срок службы при любых автотранспортных нагрузках; отсутствие необходимости уплотнения материала, уложенного на поврежденное покрытие; отсутствие необходимости подгрунтовки ремонтируемой поверхности битумом; высокая "приживаемость" ремонтного материала к покрытию дороги, обеспечение бесшовности дорожного покрытия (благодаря высокой температуре в сочетании с относительно высоким содержанием вяжущего вещества); расширение сроков дорожно-ремонтного сезона вплоть до круглогодичного; возможность проведения ремонта в короткие сроки в сочетании с минимальными ограничениями движения автотранспорта; независимость технологии ремонта дорожных покрытий от режимов работы стационарных асфальтобетонных заводов и автомобилей, занятых на транспортировании смесей; доступность проведения дорожно-ремонтных работ в ночное время и выходные дни; возможность заблаговременного приготовления ремонтных полуфабрикатов в виде "сухих" смесей, основой которых являются старый асфальтобетон и нефтебитум твердых марок; снижение трудозатрат при проведении ремонта автомобильных дорог; возможность выполнения непредвиденных и экстренных дорожно-ремонтных работ даже при неблагоприятных погодных условиях.

Применительно к климатическим условиям Беларуси разработана технология ремонта дорожных и аэродромных покрытий литым асфальтобетоном, которая совместно с битумоминеральными смесями запатентована 22.03.1994 года.

Для ремонта дорожных и аэродромных покрытий литым асфальтобетоном впервые в Республике Беларусь освоено серийное производство машин базовой модели РД-2500Л предприятием "Спектр", ООО (г. Бобруйск) по илцензионному договору с предприятием "Ремавтодор" и арендным научно-производственным объединением "Жилкоммунтехника". Конструкция машины модели РД-2500Л запатентована 15.06.1998 года.

Заказчики, ранее сделавшие частичную предоплату, смогли приобрести базовую модель РД-2500Л за 353 млн рублей. Реально это составляет около $7000. Для сравнения: машина КДМ-150 для транспортирования литого асфальтобетона производства АО "Кредмаш" вместимостью 9 тонн стоит вместе с базовым автомобилем $80-90 тыс. Цены на аналогичную технику московских АОЗТ "Асфальттехмаш" и АОЗТ "Сельавтодор" также находятся на уровне $50-90 тыс. в зависимости от вместимости.

При этом следует учитывать, что перечисленные машины предназначены только для транспортирования к объекту смесей литого асфальтобетона, загружаемых уже готовыми на асфальтобетонном заводе, и не рассчитаны на приготовление смесей литого асфальтобетона непосредственно в самих котлах. Наиболее близкий аналог машины РД-2500Л - дорожный ремонтер ДЭ-21М-03 калиниградского АО "Стройдормаш" - стоит $30 тыс. А ведь данная машина позволяет приготавливать всего лишь 1,4 тонны литой смеси, вместо 2,5 тонны гораздо более экономичной РД-2500Л. Только в Минске в год литым асфальтобетоном ремонтируется около 150 тысяч квадратных метров дорожных покрытий. Более 3000 тонн указанного материала в 1997 году было использовано при работах на реконструкции автомобильной дороги Москва-Минск-Брест.

Технические характеристики машины базовой модели РД-2500Л для ремонта дорожных покрытий литым асфальтобетоном по ТУ РБ 37408173.007-98

Базовый механизм - колесный трактор МТЗ-80/82. Вместимость варочного котла, кг - 2500. Геометрический объем емкости варочного котла, м3 - 2,1. Температура разогрева асфальтобетонных смесей, °С - 180-200. Максимальная тепловая мощность газовых горелок, кВт - 81. Максимальное количество устанавливаемых газовых баллонов типа БП-50, шт. - 4. Тип датчика контроля температуры внутри варочного котла - манометрический (ТПэ-100). Толщина слоя теплоизоляции наружной поверхности варочного котла, мм - 50-70. Размер загрузочного отверстия, мм - 1400х900. Высота погрузки, мм - 1900. Размер сливного отверстия шиберной заслонки, мм - 330х110. Тип привода лопастной мешалки - гидромеханический, реверсивный, с карданной передачей от вала отбора мощности базового трактора и цепной передачей к валу мешалки. Скорость вращения вала мешалки, об/мин - 2-7. Количество лопастей, шт. - 6. Максимальное давление масла в гидросистеме привода мешалки, МПа - 16. Характеристика установленных гидромотора и гидронасоса - аксиально-поршневой, нерегулируемый типа 210.16.11.01 и шестеренчатый типа НШ-50А. Марка гидрораспределителя - Р-80-3/1-111 со встроенным предохранительным клапаном. Характеристика установленного редуктора - червячный типа Ч-125-20-52. Максимальный крутящий момент на валу мешалки, Н•м - 2190. Тип сигнальных импульсных огней - СИ-206(12В). Тип сцепного устройства с базовым механизмом - гидрофицированный крюк. Размер колесных шин и давление в шинах, МПа - 9-16 (0,35). Колея, мм - 1600. Минимальный радиус поворота, м - 6. Максимальная транспортная скорость, км/ч - 30. Масса (без трактора), кг, не более - 1900. Габаритные размеры (без трактора), мм, не более - 3800х2050х2100. Срок службы, лет, не менее - 4,5. Обслуживающий персонал - тракторист и один-два оператора.

В комплект поставки дополнительно входят и включаются в стоимость машины РД-2500Л: технические правила ремонта автомобильных дорог литым асфальтом (ТП-01-97); технические условия "Смеси битумоминеральные горячие литые и литой асфальт" (ТУ РБ 05548406-192-94-96); СТБ "Смеси битумоминеральные горячие литые и литой асфальт" (вводится с 01.01.1999 года).

По специальному заказу машина РД-2500Л может дополнительно оснащаться резчиком гидравлическим с алмазным диском для нарезки швов и пазов в дорожном покрытии; ручным отбойным молотком с гидравлическим приводом; устройством подачи горячего битума под давлением по гибкому трубопроводу; переносной газопламенной горелкой.

Евгений МАРГАЙЛИК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 1998 год в рубрике техника

©1995-2024 Строительство и недвижимость