Опыт развития конкурентной среды в строительной деятельности в странах СНГ


В строительстве произошли структурная перестройка и адаптация к работе в рыночных условиях, сформировались многообразные формы собственности. Так, в России в настоящее время доля негосударственного сектора в общем объеме подрядных работ достигла 87%. В государственной собственности остались предприятия и организации, приватизация которых запрещена или нецелесообразна. Частными фирмами выполняется более 50% объемов работ. В промышленности строительных материалов практически весь объем продукции производится непосредственно негосударственными предприятиями.

Строительный комплекс в России сегодня объединяет около 160 тысяч организаций и предприятий, в том числе 132 тыс. подрядных фирм, свыше 14 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности. В них занято около 6,5 млн человек.

Быстрыми темпами происходило формирование организаций и предприятий малого бизнеса. Их число в настоящее время превышает 142 тыс. единиц, в том числе более 110 тысяч в подрядной деятельности, что составляет свыше 90% от общего количества строительных организаций и предприятий.

Наряду с этим за последнее время в отрасли происходят процессы интеграции, создаются финансово-промышленные и финансово-строительные группы, акционерные объединения и ассоциации.

С учетом требований рыночных отношений в центре и на местах сформированы органы государственной экспертизы, лицензирования, сертификации, архитектурно-строительного надзора и ценообразования, маркетинговые и инжиниринговые службы, деятельность которых координируется Минземстроем России.

Образованная в процессе реформирования рыночная инфраструктура в строительном комплексе России учитывает мировой опыт и в основном соответствует сложившимся структурам многих стран с развитой рыночной экономикой. Подобные изменения происходят и в других странах - участницах СНГ.

Украина

На Украине на 1 января 1998 года в строительном комплексе функционировало около 7500 предприятий и организаций, в том числе: в строительстве - 6400, промышленности строительных материалов - 1100. Более 80% предприятий и строительных организаций имеют негосударственную форму собственности. Кроме того, более 12 тысяч малых предприятий обслуживают строительный комплекс.

На начало текущего года на Украине приватизировано около 3800 объектов строительного комплекса.

Молдова

В Республике Молдова за такой же период все ведущие строительные предприятия были реорганизованы в акционерные общества и приватизированы, получили лицензии на право деятельности в строительстве 832 предприятия, 2/3 из которых основаны на частном капитале. Произошло становление частного сектора в сфере производства строительной продукции.

По состоянию на начало года зарегистрировано 1277 предприятий различных организационно-правовых форм, функционирующих в строительстве, 154 - в проектировании. Большинство из них - небольшие частные предприятия с малым количеством работающих. Доля этих предприятий в общем количестве зарегистрированных составляет 77%, а выполняют они 84% от всего выполненного объема вложенных инвестиций. Ими выполняются капитальные и текущие ремонты зданий, отделочные, санитарно-технические, кровельные работы, строительство индивидуальных домов, гаражей, дач, достройка и перестройка существующих строений, возведение жилых домов. В перечисленных видах работ они составляют серьезную конкуренцию крупным строительным предприятиям, сложившимся еще в дореформенный период.

Армения

В Республике Армения из 131 организации, входящей в строительный комплекс, 103 разгосударствлены: 26 - акционерные общества с 80-процентной долей государственной собственности, 2 - государственные. Наряду с разгосударствлением в республике создаются организации других форм собственности (частные, кооперативные и пр.). По состоянию на июль этого года здесь зарегистрировано 2290 организаций и 60 юридических лиц, основной деятельностью которых является строительство. Наряду с разгосударствлением производится лицензирование государственным лицензионным центром Республики Армения. Лицензии выдаются на инженерные изыскания и геодезические работы, разработку градостроительной программной документации, архитектурное проектирование, строительное проектирование и конструирование, проектирование инженерных сетей, систем и оборудования, техническое обследование зданий, сооружений и инжиринг. Всего выдано более 3200 лицензий на все виды строительной деятельности.

Азербайджан

В Азербайджанской Республике Указом Президента от 02.12.1997 года было преобразовано 9 государственных строительных концернов, которые объединяли более 700 организаций и предприятий строительного профиля. Из них 2 концерна полностью ликвидированы, а предприятия и организации, входящие в их состав, приватизируются самостоятельно.

Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 16 июля 1998 года на базе остальных семи концернов, в состав которых будут входить 165 организаций и предприятий, создаются акционерные общества, и только в одном из них полный пакет акций находится в руках государства, в трех у государства контрольный пакет акций, а в двух только 25,5% контрольного пакета акций находятся у государства.

Казахстан

В Республике Казахстан в настоящее время в строительном комплексе зарегистрировано 6,3 тыс. юридических лиц, из них государственной формы собственности - 3,9%, частной - 94,9, иностранной - 1,2%. Доли по объемам выполняемых ими строительных работ составляют: 7% - государственными, 72 - частными и 21% - иностранными предприятиями.

В республике 87% всех строительных организаций являются малыми, 96% из них - частные.

Аналогичные примеры реструктуризации строительного комплекса можно было бы привести и по другим республикам.

Законодательная база

Одним из важнейших вопросов развития конкурентной среды является создание необходимой законодательной, нормативно-правовой и методической базы по подрядным торгам и договорным отношениям с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Анализируя сведения из стран СНГ по данному вопросу, можно констатировать, что в основном везде такая база создана. Например, в Азербайджанской Республике принят ряд законов, регламентирующих развитие различных форм собственности, а также предпринимательства и конкуренции: "О собственности", "О предпринимательской деятельности", "Об антимонопольной деятельности", "Об акционерном обществе", "Об инвестиционной деятельности" и др.

Немаловажное значение придается разработке соответствующих правовых и нормативно-методических документов. Кабинет Министров республики принял постановление "Об организации подрядных торгов и капитальном строительстве". Кроме того, Госстроем республики был разработан ряд методических указаний и рекомендаций по организации проведения тендеров, подготовке тендерной документации, проведению предварительной квалификации претендентов на участие в подрядных торгах.

В Республике Молдова создана законодательная база, необходимая для развития конкурентной среды. Среди действующих законов можно назвать законы "О собственности", "О приватизации", "О предпринимательстве и предприятии", "Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции", которые определили организационные и правовые вопросы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и применению монополистической деятельности.

С учетом сложившейся рыночной инфраструктуры в строительных отраслях развертывается работа по внедрению подрядных торгов в строительную практику.

Подрядные торги

В 1993 году в России была образована Межведомственная комиссия по подрядным торгам, возглавляемая первым заместителем председателя Государственного комитета, в состав которой вошли ответственные руководители заинтересованных министерств и ведомств.

Почти во всех регионах России образованы региональные тендерные комиссии. Кроме того, функционируют специальные постоянно действующие тендерные комитеты по отдельным отраслям хозяйства. Всего в Российской Федерации функционируют 150 постоянно действующих тендерных комитетов и комиссий.

Наряду с этим сформирована сеть инжиринговых фирм по оказанию услуг в проведении подрядных торгов ( их сейчас более 2 тыс.). При Госстрое России создана головная инжиринговая фирма - Экспертно-консультативный центр.

Был обобщен опыт проведения подрядных торгов, накопленный в ходе реализации специальной программы строительств жилья для военнослужащих выведенных войск из Германии за счет средств немецкой стороны - 8,3 млрд марок. Эту программу использовали как полигон для отработки и применения в России международного опыта организации подрядных торгов. В конкурсе по этой программе участвовало более 50 зарубежных и российских фирм. Всего по этой программе (с учетом 4 городков на Украине и 7 в Беларуси) построено 44 жилых городка на 45,3 тыс. квартир, в том числе в России 33 жилых городка на 34 тыс. квартир. В результате проведения конкурсов на их строительство более чем на треть снижена стоимость возведения жилья и за счет сэкономленных средств дополнительно построено 10 тыс. квартир.

Постоянно отслеживается и обобщается также опыт проведения подрядных торгов в отдельных регионах России (Москве, Московской, Самарской, Пермской, Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях и др.).

В частности, за 6 месяцев текущего года с участием специалистов Минземстроя России было проведено 204 конкурса на размещение заказов на строительство инженерных сооружений Москвы, по выбору организаций на выполнение проектных и строительных работ, на осуществление функций заказчика и на другие виды услуг. Экономический эффект от проведенных торгов превышает 10%.

В целях дальнейшего развития конкурентной среды в 1997 году был впервые проведен всероссийский конкурс на лучшую строительную организацию и предприятие стройматериалов по эффективности работы в рыночных условиях. Победителями конкурса были признаны 59 лучших коллективов, которым были вручены дипломы I, II и III степени. Определен рейтинг 100 ведущих строительных организаций и 30 предприятий стройиндустрии. Такой конкурс и определение рейтинга были вторично проведены в этом году с подведением итогов в августе ко Дню строителя. В конкурсе приняли участие более 400 организаций и предприятий из 70 регионов России. Победителями были признаны 75 коллективов, которые были награждены дипломами, и 19 коллективов - спецдипломами. Также был определен рейтинг 100 ведущих строительных организаций и 65 предприятий стройиндустрии.

Важное значение для дальнейшего развития тендерной практики в России имеет принятый 8 апреля 1997 года Указ Президента Российской Федерации №305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", которым определены повышенные требования к организации проведения торгов на строительство объектов (выполнение работ) для государственных нужд. Поставлена задача распределять заказы на строительство объектов, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов, только на конкурсной основе путем проведения торгов. С учетом дополнений и уточнений, вытекающих из указа, бывшим Госстроем России были разработаны и по согласованию с Минэкономики России утверждены и направлены на места "Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов для государственных нужд".

В июле 1997 года был проведен всероссийский семинар-совещание на тему "О совершенствовании организации подрядных торгов и договорных отношений в строительстве в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года", на котором присутствовали представители от 60 субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств - государственных заказчиков, акционерных обществ, концернов и корпораций , учебных заведений, прессы. Всего в работе приняло участие более 300 человек.

Создана Российская ассоциация организаторов подрядных торгов и стоимостного инжиниринга, деятельность которой направлена на развитие профессионализма и повышение качества организации и проведения подрядных торгов и стоимостного инжиниринга в проектировании и строительстве. При этом организация подрядных торгов на строительство объектов рассматривается в качестве основного инструмента экономической оптимизации стоимости, продолжительности и качества строительства.

Следует подчеркнуть, что с выходом Указа Президента России значительно расширилась практика проведения подрядных торгов и ясно прослеживается динамика их увеличения. Так, по данным Госкомстата России за 1997 год, за счет бюджетов всех уровней было проведено 22 289 подрядных торгов, а только за первое полугодие текущего года - 3500. Экономический эффект по подрядным торгам за прошлый год на строительство объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, составил более 1,3 трлн рублей (13%). За I полугодие 1998 года - около 2,6 трлн неденоминированных рублей, или 10%.

В других странах СНГ также осуществляется работа по развитию подрядного рынка в строительстве, создаются тендерные комитеты и комиссии, осуществляется конкурсный выбор подрядчиков, идет подготовка специалистов по организации и подготовке кадров. Так, в Азербайджане в соответствии с существующим законодательством строительство, реконструкция и расширение объектов, финансируемых из бюджета и со стоимостью свыше 250 млн манат (примерно 65 тыс. долларов), в обязательном порядке должны осуществляться путем проведения тендера, в которых на равных условиях принимают участие не только местные организации, но и совместные предприятия и иностранные фирмы независимо от их форм собственности.

В Республике Армения в соответствии с принятым в середине 1997 года постановлением, утвердившем единый порядок организации и проведения конкурсов, размещение государственного заказа на строительство объектов, в том числе за счет кредитов, предоставляемых другими государствами, с предварительной расчетной стоимостью свыше 2,5 млн драм (приблизительно 5000 долларов), производится только на конкурсной основе. Итоги тендера утверждаются республиканской конкурсной комиссией, созданной при Министерстве экономики и финансов Республики Армения. В этом году в Армении на конкурсной основе размещен заказ на строительство 130 объектов.

В течение последних лет на потребительский рынок стран бывшего Союза устремились фирмы из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Канады, США, Польши, Финляндии, Франции и др. Они захватили важные позиции в сбыте цветного цемента, керамической плитки, пластиковых окон, дверей, перегородок, стеклоизделий, мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, линолеума и ковровых покрытий, теплоизоляционных материалов, обоев, отделочных материалов, санитарно-технического оборудования и др. В этих условиях одной из первоочередных задач является создание мощной конкурентной среды иностранным производителям с учетом имеющейся законодательной и правовой основы без применения неправомочных дискриминационных мер. Работа в этом направлении проводится почти во всех странах СНГ. Например, в Республике Беларусь осуществляются меры по структурной перестройке производственной базы жилищного строительства, направленной на обеспечение выпуска современных конкурентоспособных материалов, изделий и конструкций. Ведется целенаправленная работа по повышению качества строительных материалов за счет внедрения прогрессивных технологий и оборудования, позволяющих выпускать современные эффективные материалы.

В Казахстане в соответствии с "Положением о порядке подготовки и проведения подрядных тендеров в строительстве", утвержденным 3 июля 1997 года, предусмотрены меры по защите внутреннего рынка строительной продукции, в частности, если победителем тендера определяется иностранное юридическое лицо, в договоре обязательно предусматривается максимальное использование победителем изготавливаемых в республике материалов и конструкций, также выполнение казахстанскими юридическими лицами на субподрядной основе не менее 30% работ и услуг от общего объема.

По материалам 9-го заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость