Гусеничные бульдозеры компании «Dressta Company Ltd»
Компания создана путем слияния между собой двух ранее независимых международных сетей продажи компаний "Komatsu America International" и ее польского лицензиополучателя "Huta Stalowa Wola S.A."
"Dressta Company Ltd" обеспечивает продажу машин, запасных частей к ним и ведет рекламно-информационную работу с клиентами в интересах компаний-соучредителей. Международный коллектив, образовавшийся в результате слияния, разделен по представительствам, находящимся во многих городах мира - от Майами до Хабаровска.
Гусеничные бульдозеры фирмы "Dressta Company Ltd" сконструированы так, что их мощностные, технические и эргономические показатели и оснащение обеспечат покупателю максимум удобств и комфорта. Наиболее значительным достижением при создании таких строительных и дорожных машин является принцип модульности в построении. Этот принцип заключается в том, что узлы силовой передачи, начиная с двигателя до бортовых передач, представляют из себя единые модули, которые могут быть быстро сняты и заменены без демонтажа прилегающих частей.
На всех тяжелых и средних модулях бульдозеров устанавливаются двухскоростные механизмы поворота, являющиеся исключительно удачным техническим решением. Конструкция механизма поворота позволяет осуществлять плавные повороты без дополнительных потерь мощности на поворот, перераспределять мощность на гусеницы в зависимости от условий движения. Эти преимущества в конечном итоге значительно повышают производительность бульдозера.
Для нетипичных условий по заказу могут изготавливаться специальные модификации машин. Для работы на грунтах с низкой несущей способностью предлагаются бульдозеры с болотными гусеницами, для работы на скальных породах - бульдозеры с опорными пластинами гусениц повышенной износостойкости, для работы в условиях холодного климата - бульдозеры арктического исполнения, для работ по планированию грунта - бульдозеры с удлиненной гусеницей.
Фирма "Dressta Company Ltd" предлагает три модели трубоукладчиков: SB-30, TD-25CS, SB-85 с максимальной грузоподъемностью соответственно 30, 68 и 100 т. Со специальным оборудованием SB-85 может быть приспособлен к быстрому и плавному перемещению тяжелых ленточных конвейеров.
Рассмотрим подробнее устройство и конструктивные особенности тракторных бульдозеров-рыхлителей на гусеничном ходу компании "Dressta Company Ltd" моделей TD-15E и TD-12C (среднего класса).
Бульдозер TD-15E имеет мощный, экономичный, высоконадежный дизель с прямым впрыском и турбонаддувом; двухходовой механизм поворота, обеспечивающий плавный поворот машины без дополнительных затрат мощности и получение скоростей движения как вперед, так и назад; смазываемые шарниры гусениц; модульные узлы трансмиссии, позволяющие максимально снизить трудозатраты на техобслуживание; высокая производительность и надежность.
Двигатель
Марка - KDC 614T. Тип - дизель четырехтактный с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Мощность с учетом затрат на привод вентилятора, генератора, водяного, топливного и масляного насосов, компрессора и воздушного фильтра при числе оборотов вала 2500 мин -1, л.с. (кВт) - 175 (130). Максимальный крутящий момент при 1600 мин -1, Н•м - 732. Количество цилиндров и их расположение - шестирядное. Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 114х135. Литраж, дм3 - 8,30. Число коренных подшипников коленвала, шт. - 7. Напряжение электрической сети, В - 24. Система охлаждения: жидкостная, принудительная с воздушным вентилятором и радиатором, с фильтром для очистки и умягчения воды с помощью ингибитора, имеющегося в фильтре. Система смазки: комбинированная (под давлением и с разбрызгиванием) с полнопоточной фильтрацией и клапаном перепуска. Воздушный фильтр: двухступенчатый, сухой, с эжекционным отсосом пыли в газовыпускной тракт с индикатором засорения.
Трансмиссия
Гидротрансформатор одноступенчатый, модульный, рабочее колесо 330 мм, максимальное передаточное число 2,8. Крутящий момент от гидротрансформатора к коробке передач передается посредством сдвоенного шарнира Гука. Коробка передач трехскоростная, замкнутого типа, с гидравлическим переключением передач, модульная. Главная передача коническая, конструктивно составляет единый модуль с механизмом поворота.
Механизм поворота и тормоза
Он вместе с главной передачей составляет легкодемонтируемый единый модуль. Механизм поворота двухпоточного типа: конструктивно он состоит из планетарной передачи, многодисковых муфт и тормозов, которые управляются единым элементом управления (на каждую гусеницу).
Данная конструкция значительно упрощает и облегчает управление машиной и позволяет осуществлять плавные повороты машины без потерь мощности на поворот, получать дополнительно по три пониженные передачи вперед и назад. Управление механизмом поворота осуществляется двумя рычагами в кабине оператора путем перевода их по отдельности или вместе в одно из четырех фиксированных положений. Управление тормозами осуществляется рычагами управления (установкой их в крайнее заднее положение) или педалью.
Управление скоростью движения бульдозера осуществляется педалью децелератора. Механизм поворота и тормоза при эксплуатации не требует регулировок. Стояночный тормоз имеет блокировку.
Бортовые передачи
По конструкции они двухступенчатые: первая ступень цилиндрическая, вторая - планетарная, непосредственно обеспечивающая заданные обороты ведущего колеса гусеницы.
Ходовая часть
Она включает в себя рамы бульдозера, несущую раму гусениц, гусеницы, ведущее колесо гусеницы, опорные и поддерживающие катки, направляющее колесо с гидравлическим натяжным устройством. Несущая рама гусеницы сварная и имеет замкнутое сечение. Она установлена в направляющих, которые обеспечивают ее вертикальные перемещения.
Число опорных и поддерживающих катков с каждой стороны соответственно 7 и 2. Оси катков и направляющих колес имеют систему постоянной смазки. Вертикальное перемещение рамы гусеницы в оси направляющего колеса составляет 295 мм (или 335 мм - для моделей LT, LGP).
Опорные катки и ведущее колесо гусеницы имеют специальные ограждения, предотвращающие попадание грунта, посторонних предметов в зону их работы. Гусеницы имеют по 39 звеньев (модификации LT, LGP имеют 42 звена); шаг гусеницы составляет 203 мм. Каждая гусеница имеет по одному разъемному стяжному звену, которое обеспечивает сокращение времени и удобство монтажа гусениц.
Стандартная ширина гусеничных башмаков составляет 508 мм (у модификации LGP - 940 мм), высота шпоры составляет 64 мм.
Основные технические параметры
Полная масса с бульдозерным оборудованием, с полувогнутым отвалом (прямым - в модификации LGP), гидросистемой подъема и наклона с полной заправкой: с кабиной типа ROPS и кондиционером, кг - 17 500 (STD); модификации LT, кг - 18 510; модификации LGP, кг - 18 800; с защитным ограждением безопасности типа ROPS, кг: модификации STD - 17100; LT - 17 400; LGP - 18400; среднее удельное давление гусеницы на грунт, кг/см 2: модификации STD - 0,63; LT - 0,58; LGP - 0,33.
Гидросистема для привода рабочих органов
Она включает в себя масляный бак, насос, рабочие гидроцилиндры, одинарный золотниковый клапан управления и рычаг управления. Зубчатый насос двойного действия приводится от гидротрансформатора, имеет производительность 154 л/мин при 2100 мин -1 двигателя и давлении в гидросистеме 17,3 МПа.
Защитные ограждения
Для предотвращения повреждений ряд узлов и агрегатов имеет защитные ограждения, в том числе масляный картер двигателя; вентилятор; щиток приборов; ведущие колеса гусениц и опорные катки; коробку передач.
Оборудование по специальному заказу
Кабина типа ROPS - звукоизоляционная, с затененными безопасными стеклами, с пятью стеклоочистителями, освещением, кондиционером, отопителем, амортизированным сидением.
Рыхлитель с гидромеханическим механизмом опускания (подъема) или без него, с зубьями и шкворнями, трехзолотниковым гидроклапаном управления гидросистемой.
Полувогнутый отвал с гидравлическим механизмом наклона.
Наружные фары.
Устройство для холодного пуска двигателя с помощью эфирной смеси.
Дополнительные защитные ограждения: боковые капоты двигателя; усиленное ограждение картера двигателя, коробки передач, ведущих колес гусениц, заднего стекла. Радиатор повышенной прочности.
Реверсивный вентилятор.
Усиленный тяговый крюк.
Бульдозер TD-12C укомплектован мощным экономичным, высоконадежным дизелем с прямым впрыском и турбонаддувом.
Механизм поворота бульдозера - двухходовой, обеспечивающий плавный поворот машины без дополнительных затрат мощности и получение шести скоростей движения как вперед, так и назад.
Конструкцией бульдозера предусмотрены смазываемые шарниры гусениц.
Модульные узлы трансмиссии позволяют максимально снизить трудозатраты на техобслуживание.
Бульдозер TD-12C имеет высокую надежность всех конструктивных элементов и большую производительность.
Двигатель
Марка двигателя - KDC 610T. Тип - дизель четырехтактный с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Мощность двигателя при числе оборотов коленвала 2500 мин -1, л.с. (кВт) - 125 (94). Максимальный крутящий момент при 1600 мин -1, Н•м - 529. Количество цилиндров и их расположение - шестирядное. Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 102х120. Литраж, дм 3 - 5,88. Число коренных подшипников коленвала - 7. Напряжение в электрической сети, В - 24.
Трансмиссия
Гидротрансформатор одноступенчатый, модульный, рабочее колесо 305 мм, максимальное передаточное число 2,8. Крутящий момент от гидротрансформатора к коробке передач передается посредством сдвоенного шарнира Гука. Коробка передач трехскоростная, замкнутого типа, с гидравлическим переключением передач, модульная.
Главная передача коническая, конструктивно составляет единый модуль с механизмом поворота.
Механизм поворота и тормоза
Двухскоростной механизм поворота позволяет осуществлять плавный поворот бульдозера с сохранением полной мощности на обеих гусеницах, а также поворачивать машину на месте вокруг ее вертикальной оси. Такая конструкция позволяет максимально реализовать тяговые возможности машины при выполнении бульдозером-рыхлителем различных работ в сложных рельефных условиях местности. Двухскоростной механизм поворота в сочетании с трехскоростной коробкой передач и гидротрансформатором обеспечивают бульдозеру 6 передач для движения вперед и 6 - для движения назад.
Механизм поворота, включая приводной вал и коническую передачу, образует единый легкодемонтируемый модуль, не требующий регулировок при эксплуатации.
Оператор управляет гусеницами при помощи двух рычагов и педали управления левого расположения, гидросистемы, многодисковых фрикционов, планетарной передачи и тормоза механизма поворота.
В случае перемещения одного из рычагов управления назад осуществляется плавный поворот машины, при одновременном перемещении назад обоих рычагов управления снижается скорость движения бульдозера. При дальнейшем перемещении рычагов управления назад выключаются фрикционы направления движения, а при установке рычагов в заднее крайнее положение или при нажатии на педаль - включаются тормоза.
Ходовая часть
Она включает в себя рамы бульдозера, несущие рамы гусениц, гусеницы, ведущее колесо гусеницы, опорные, поддерживающие катки, направляющее колесо с гидравлическим натяжным устройством.
Несущая рама гусеницы сварная и имеет замкнутое сечение. Она установлена в направляющих, которые обеспечивают ее вертикальные перемещения. Число опорных катков с каждой стороны, шт. - 6 или 7; число поддерживающих катков с каждой стороны, шт. - 2; оси катков и направляющих колес имеют систему постоянной смазки.
Гидросистема для привода рабочих органов
Она включает в себя масляный бак, насос, рабочие гидроцилиндры, одинарный золотниковый клапан управления и рычаг управления. Зубчатый насос двойного действия приводится в действие от гидротрансформатора и имеет производительность 116 л/мин при 2500 мин -1 оборотов вала двигателя и давлении в гидросистеме 17,3 МПа.
Евгений МАРГАЙЛИК, инженер и патентовед ВОИР
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике del - техника