Ценообразование в отрасли — система неустойчивая, но она есть, или заметки с одного интересного семинара
В период, когда в отечественной строительной отрасли происходит становление собственных структур, оформление рамочных условий отношений всех участников строительства, все мы переживаем сложные времена большой ответственности за свои решения. Каждый день перед руководящим звеном строительных организаций и наравне с ними перед структурами исполнительной власти встает масса неотложных вопросов. Сегодня большинство считает самыми узловыми и болезненными для существования отрасли вопросы ценообразования и политики цен.
13-14 октября в г. Минске в учебном центре "Белстрой" по согласованию с Минстройархитектуры Республики Беларусь фирмой "Белорусское жилище" проводился семинар "Совершенствование системы ценообразования в строительстве". Что и говорить, тема эта - исключительно важная, и поэтому не удивительно, что она вызвала большой интерес у работников производственно-технических и сметно-договорных отделов предприятий различных форм собственности, как подрядчиков, так и заказчиков, а также у работников€ контролирующих органов.
Тематика двух дней напряженной учебы и обсуждения наболевших вопросов отразила все основные "горячие точки" существующей системы ценообразования в строительной отрасли республики: порядок организации и проведения тендеров в строительстве; особенности взаиморасчетов в ремонтно-строительном производстве; контроль за финансовой деятельностью подрядных организаций; автоматизация расчетов затрат на производство строительных и ремонто-строительных работ; основы механизма декларирования цен на стройматериалы; особенности налогообложения в строительстве в текущем году и др.
Стоит отметить высокий уровень работы организаторов семинара в целом. Докладчиками были приглашены специалисты, непосредственно участвующие в создании нормативных документов и рекомендаций, руководители соответствующих отделов Минстройархитектуры и Минжилкомхоза, работники КРУ Минфина. Все выступавшие были заинтересованы в обратной реакции слушателей, их вопросах. Особую актуальность имели комментарии к новым документам, касающихся взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком, полученные участниками семинара от компетентного лица - зам. начальника отдела экономических обоснований, цен и налогов Минстройархитектуры г-жи Л. М. Чепиковой.
В частности, в своем выступлении г-жа Чепикова отметила, что хотя кое-где сохранилось составление смет в ценах 1984 года, основная масса подрядчиков перешла на составление смет в ценах 1991 года. Методические указания по определению стоимости строительства и ремонта предприятий, зданий и сооружений (выпуск 2) были утверждены приказом Минстройархитектуры от 31 октября 1997 года № 463. Сегодня документация может выдаваться на машинных носителях (приобрести ее можно в РНТЦ по ценообразованию в строительстве). Этот документ состоит из трех частей. Первая часть посвящена новому строительству и реконструкции, вторая - ремонтным работам, а третья представляет собой формы документов, иллюстрирующих обоснование цены.
В течение года вышли также следующие нормативные документы: 1.Сборник СНиП на зимние удорожания,ч.2. Особенность, отмеченная этим документом, состоит в том, что если объект строится только в летний период, в сметы на него не закладываются нормы на зимние удорожания. 2. Девять сборников пусконаладочных работ, представляющих собой переработанные сборники бывшего Госстроя. 3.Постановление о формировании региональных центров по ценообразованию.
Стоимость материалов "по факту" на фоне всеобщего роста цен все больше не устраивала заказчиков, поэтому с сентября 1997 года предприятия, вначале министерской подчиненности, а потом и все остальные, работающие с бюджетным финансированием, перешли на расчеты по материалам-представителям и машинам-представителям. Постановлением №233 была введена система индексации. В основе практического применения системы лежит применение методики разбиения сметы на составляющие, которые индексируются. Каждый индекс отражает рост цен в промышленности, заработной платы и т.д., но только официальный, разумеется. В изменении индексов находят свое отражение и официальные документы правительства (например, Указ Президента о максимальном 2%-ном росте цен). Ежемесячное определение размеров индексов требует большого объема работы. Поэтому при облисполкомах и были созданы региональные центры отслеживания цен по предприятиям. Кроме того, по распоряжению Минэкономики сегодня предприятия не имеют права устанавливать цены без согласования их с министерством.
Однако, согласно письму, подписанному директором РНТЦ по ценообразованию в строительстве г-ном Столпнером В.М. (№ 06-128 за 28.01.1998), для монтажно-технологических и по-видимому подрядных предприятий все-таки остается возможность влиять на себестоимость продукции путем управления уровнем материальных затрат. Цитируем: "Для списания материалов могут применяться ведомственные производственные нормы расхода материалов или нормы, разработанные непосредственно предприятием с учетом его специфики производства работ и утвержденные руководителем предприятия" . И чтобы выделенное нами замечание не трактовалось слишком свободно, сразу делается оговорка: "При этом объемы работ должны определяться с учетом правил подсчета объемов работ по производственным нормам".
В связи с решением президиума научно-технического совета Минстройархитектуры от 30.06.1998 года о поэтапном переходе на новые единичные расценки с учетом применения новых материалов и технологий в министерстве продолжается работа по разработке норм накладных расходов. Так как применение новых материалов в строительстве (в том числе импортных) уже сегодня приводит к резкому изменению фактической структуры прямых затрат по отношению к действующей, то соответственно назрела необходимость изменения массы накладных расходов и плановых накоплений. Однако дифференцирование норм накладных расходов и плановых накоплений в зависимости от удельного веса основной заработной платы и эксплуатации машин и механизмов вызвало массу неразрешимых вопросов у проектных институтов ввиду отсутствия затрат по прейскурантам и другим укрупненным показателям сметной стоимости. Кроме того, из-за малой доли основной заработной платы в структуре себестоимости подрядных работ * такой способ определения в конечном счете собственной рентабельности не устраивает подрядные строительные организации. Поэтому решением от 5.08.1998 года было приостановлено действие приказа №171 "О дифференциации норм накладных расходов и плановых накоплений в зависимости от удельного веса основной заработной платы и эксплуатации машин и механизмов в стоимости прямых затрат".
Другая причина состоит в том, что начался полный пересмотр сметно-нормативной базы строительства. Минстройархитектуры получило поручение от правительства полностью изменить систему подготовительных работ в строительстве. Недостатком существующей системы является большая длительность проектных работ, громоздкость согласований по отводу земли, соблюдению экологических условий, расчету стоимости строительства. Так, в текущем году деньги, выделенные на строительство сельского жилья, практически не были освоены: согласование всех условий заняло полгода, средства начали обесцениваться, а строительство не начиналось. Чтобы разрешить эту проблему, прежде всего понадобится пересмотреть "Положение о порядке финансирования строительства" и еще около восьми документов.
"Сложность поставленной задачи, - подчеркнула докладчица, - обусловлена тем, что прежняя общесоюзная научная база осталась в России. Поэтому выход из положения нашли в том, чтобы сборники расценок, разработанных там, привязать к нашим условиям".
На текущий момент прорабатываются сборники единичных расценок и СНиП по кладке (колодцевая кладка, кладка с утеплением, др.) и по рулонным кровлям из наплавляемых материалов. Но пока что строителям приходится уточнять в министерстве, какие материалы можно соотносить друг с другом по техническим и технологическим характеристикам, а значит, и соответственным образом "расценивать" работы с их применением. Например, ввиду отсутствия сметных норм и расценок на устройство рулонных кровель из наплавляемых материалов типа МК ПК и МГ ПМ (кстати сказать, материалов белорусского производства) для капстроительства разрешается применение расценок на устройство рулонных кровель из наплавляемых материалов У8-171, У8-172, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства приказом №50 от 09.04.1996 года.
Оказывается, отдельной проблемой является разработка положений о внедрении этих сборников. Согласно постановлению Совета Министров за №545, разрабатывает документы Минстройархитектуры, а утверждает их Минэкономики, причем нормы накладных и плановых - сам Совет Министров.
Учитывая жесткое регулирование цен в строительстве, с целью утверждения обоснования роста цен Минстройархитектуры и Минэкономики образовали межведомственную комиссию по ценообразованию. Полагают, что комиссия будет заседать 23-го числа каждого месяца и рассматривать все документы, касающиеся политики цен в отрасли (в том числе по индексам). Первое заседание состоялось 15 октября.
Другим направлением деятельности министерства в лице НИАП "Стройэкономика" является обоснование тендерных расчетов, определение механизма формирования цен на торгах. Конечный срок реализации этого проекта - 1999 год. Можно сказать, что НИАП "Стройэкономика" находится в сложном положении, так как этой организации приходится решать задачу, по существу противоположную усилиям РНТЦ по ценообразованию в строительстве. Итогом работы НИАП "Стройэкономика" в 1997 году явилось, как известно, "Положение о порядке организации и проведения торгов в строительстве на территории Республики Беларусь", заменившее собой "Положение...", принятое 26 мая 1995 года.
Хочется сказать пару слов об этом документе. В отличие от основной массы документов, утверждаемых министерством, "Положение..." привлекает ясностью и точностью формулировок, простотой своей структуры, практичностью и современностью. Самое главное - понятностью с первого прочтения. Однако этот документ и к концу 1998 года остается невостребованным, неработающим. В силу двух, как нам кажется, причин.
Первая -объективная: проведение торгов не бесплатно, и платить за это должен заказчик; основная же масса заказчиков в 1998 году - финансируемые за счет бюджета (предельный размер расходов на подготовку тендерной документации при наличии проектной документации по объектам, финансируемым за счет бюджетных источников, устанавливается на уровне 0,01% цены объекта в текущих ценах). Расходы же претендентов-участников торгов осуществляются за их счет и относятся на общие результаты их деятельности, а претендентам, признанным победителями торгов, указанные расходы могут компенсироваться заказчиком. А выгодно ли это претендентам? Другим щекотливым моментом является то, что решение о назначении торгов принимается заказчиком в соответствии с "Положением..." при наличии у заказчика документов, гарантирующих финансирование строительства на протяжении всего инвестиционного цикла. Втиснутый в "прокрустово ложе" нормируемой сметы и испытывающий часто элементарный диктат заказчика ("за это -платить не буду, а за это - посмотрим") подрядчик ничего не может сегодня выиграть от участия в торгах.
Субъективной причиной является неотработанность механизмов определения цен на торгах и обоснования такой цены предложения, чтобы в условиях жесткого нормирования цен как на материалы, так и на работы претендент имел бы возможность не только не остаться "в накладе", но и получить свою законную прибыль. И оговорка, высказанная г-жой Чепиковой о том, что расчеты цены, определенной на торгах, могут и не производиться по методикам Минстройархитектуры, по существу ничего не меняет. Ведь претендент в составе тендерного предложения должен представить обоснование и расчет цены с детальным указанием состава затрат (прямых и накладных, налогов и платежей) и плановых накоплений, а также используемых при этом ценах, заказчик же при выдвижении условий торгов предоставляет "информацию о структуре цены объекта".
Не совсем понятно, как распространяются тендерные взаимоотношения на участников работ, принадлежащих к разным формам собственности. На семинаре был приведен следующий пример. Седьмой трест строит здание железнодорожного вокзала, финская фирма выполняет устройство фонарей, и ее услуги заказчик оплачивает по условиям контрактной цены, определенной на тендерных торгах. Но встает вопрос: а как оплатить генподрядные услуги треста в этом случае? Было принято "соломоново решение" - в процентах от готовности работ в базисных ценах по смете. Но принято это решение, как говорится, на свой страх и риск, потому что ни одним официальным документом сегодня не рассматриваются полномочия сторон в подобных ситуациях. Или другой пример, относительно положительный. При реконструкции Минской обсерватории фирма гарантирует снижение стоимости сметы, согласно тендерному соглашению с заказчиком, на 5%. Реально экономия получается больше. Так вот, экономию свыше 5% подрядчик оставляет себе и имеет на это полное право.
Слушателям семинара был представлен еще один новый документ, утвержденный постановлением Совета Министров №1450 от 15.09.1998 года и имеющий непосредственное отношение к проблемам ценообразования в отрасли: "Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда".
Так как договор подряда является основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения участников строительства, знать эти правила им, участникам строительства, нужно, конечно же, не понаслышке, и подробно в нашей статье мы на них останавливаться не будем. Но некоторые моменты отметим.1. "Правила..." оперируют понятием "подрядные торги" в качестве способа выбора подрядчика. 2. В "Правилах..." определены компетенция и ответственность генерального подрядчика и субподрядчика. 3. Установленный гарантийный срок по объектам жилищного строительства составляет не менее двух лет, а по другим объектам, видам строительных работ - не менее одного года. 4. "Правилами..." описан порядок заключения договора подряда и указаны обязательные условия и данные, оговаривающиеся этим документом. Срок рассмотрения подрядчиком необходимых документов, составления и подписания договора подряда не должен превышать 30 дней; в свою очередь направляя проект договора подряда заказчику, подрядчик вправе определить срок (не менее 10 дней), в течение которого заказчик обязан рассмотреть этот проект и дать ответ. 5.Стороны в договоре подряда вправе предусмотреть обстоятельства, при наличии которых договорная цена может быть изменена. 6. Сроки строительства объекта, устанавливаемые в договоре подряда, не должны превышать сроков, определенных проектной документацией и условиями подрядных торгов. 7. "Правила..." указывают на особенности договора подряда на выполнение строительных работ для государственных нужд. 8. "Правилами..." определены обязанности сторон (заказчика и подрядчика) и документация по исполнению договора подряда. 9. В "Правилах..." определены условия сдачи и приемки построенных объектов, выполненных строительных работ, а также порядок изменения и расторжения договора подряда. 10. Определены размеры неустойки, выплачиваемой в соответствующих случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязательств по договору подряда заказчиком или подрядчиком. 11.Описан порядок расчетов.
Надо отметить, что пункт "Правил..." относительно авансов вызвал наиболее яркую реакцию участников семинара. В договоре подряда "предусматривается обязанность заказчика выплачивать подрядчику авансы, которые, как правило, не должны быть меньше 50% стоимости работ, планируемых к выполнению в следующем месяце. При этом авансы, как правило, должны перечисляться не позднее 10 дней до начала работ... Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять аванс непосредственно изготовителям конструкций, материалов, изделий или оборудования, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры" и далее: "в случае нецелевого или несвоевременного использования авансов они не подлежат индексации с учетом инфляции".
Новыми "Правилами..." подрядчик защищается от инфляции. Так, "при нарушении заказчиком сроков перечисления платежей за выполненные работы их оплата производится с учетом инфляции на момент фактических расчетов". Кроме этого, в договоре подряда может быть предусмотрено, что при досрочном завершении строительных работ по согласованию с заказчиком оплата этих работ (не оплаченных на момент фактического ввода объекта в эксплуатацию) может производиться исходя из уровня цен, прогнозируемых (сложившихся) на дату сдачи объекта, установленную указанным договором. В случае перечисления аванса или оплаты выполненных строительных работ с нарушением установленного срока заказчик возмещает подрядчику расходы, связанные с привлечением кредитных ресурсов на покрытие затрат по незавершенному строительству.
Но и заказчик не обижен. Так, при срыве предусмотренного договором подряда срока выполнения строительных работ, ввода объекта в эксплуатацию по вине подрядчика работы, выполненные после указанного срока, оплачиваются по ценам, действовавшим на установленную договором подряда дату их завершения.
Вообще данный документ содержит много действительно полезной и насущной информации и при применении в хозяйственной деятельности предприятий в состоянии значительно "облегчить жизнь" всем участникам строительной отрасли республики.
Интерес участников семинара привлек также небольшой документ - разъяснение Минстройархитектуры от 10.06.1998 года "О формировании стоимости строительства с использованием продукции подсобного производства", явившийся ответом на поступающие от предприятий запросы. Это письмо - результат согласований трех столпов исполнительной власти: Минстройархитектуры, Минфина и Минэкономики (так как подсобное производство подрядных организаций приравнивается к промышленному, а формированием цены в промышленности занимается Минэкономики). Возмущение подрядных организаций, имеющих свои базы УПТК, состояло в том, что в цене продукции подсобного производства не предусматривалась прибыль. А это в принципе противоречит экономическим законам. Согласно же данному документу, с 10 июня текущего года цена на продукцию подсобного производства формируется на основе плановой себестоимости плюс средняя регламентированная прибыль до 15%.
Если при строительстве объекта используется продукция подсобных производств, на которую не установлены средневзвешенные цены или индексы, стоимость этой продукции, включаемой в акты приемки выполненных работ, должна согласовываться с заказчиком и не превышать стоимости аналогичной продукции, выпускаемой промышленностью.
В целях недопущения повторного начисления налогов в актах приемки выполненных работ в стоимость этой продукции включаются только налоги и отчисления, исчисляемые от фонда заработной платы, а также налог на добавленную стоимость.
Выступление г-жи Чепиковой как грамотного специалиста вызвало много вопросов у участников семинара. Некоторые из них мы приведем в силу их актуальности.
Вопрос: Как ведется разработка единичных расценок на выполнение работ с применением новых строительных материалов?
Ответ: Сегодня проектные институты могут разрабатывать единичную расценку на работу в индивидуальном порядке. Чтобы разработать новую единичную расценку, а она, как правило, затем попадает в сметно-нормативную базу, нужно вначале разработать технологическую карту на выполняемые работы. Потом операции, описанные в технологической карте, проверяются на размер трудозатрат. К примеру, Минстройархитектуры заказывает и оплачивает такую работу в общем порядке: разработка технологической карты по устройству кровли из новых наплавляемых материалов была поручена министерством лаборатории при концерне "Минскстрой". Подобную работу самостоятельно проводит, например, предприятие "Забудова", позиционирующее свои новые материалы как особо качественные. "Забудове" удалось на сегодня доказать качество своих материалов, и РНТЦ по ценообразованию в строительстве разрешил предприятию временно повысить цену. Чтобы это временное разрешение стало постоянным и законно распространилось на работы, выполняемые с применением материалов названного предприятия, "Забудове" необходимо разработать и обосновать новые единичные расценки на основе утвержденных технологических карт. Другой пример. Предприятие, производящее тротуарную плитку, обратилось в министерство за разработкой единичной расценки. Но расценка, предложенная министерством, оказалась ниже, чем их временная.
Вопрос: Как в цене продукции, а особенно в цене работ, учитываются затраты на качество? Стимулирует ли существующая система ценообразования выполнять работы качественно?
Ответ: Мы полагаем, что качество должно улучшиться, так как расценки на выполняемые работы сегодня исходят из трудозатрат (повышение качества в строительстве, как правило, связано с ростом трудозатрат строительного рабочего), а размер трудозатрат в новых сборниках увеличен в 1,5-2 раза по сравнению с предыдущими.
Вопрос: Какие существуют особенности в формировании цены на строительство, осуществляемое хозяйственным способом?
Ответ: По приказу министерства от 14.04.1998 года №158 для строительно-монтажных работ, выполняемых хозспособом субъектами хозяйствования независимо от формы собственности, утверждены нормы накладных расходов в размере 50,6%. Предельные нормы плановых накоплений не утверждаются. А значит, плановые накопления, согласно этому приказу, не формируются в цене. Смета составляется в обычном порядке. Норма на временные здания и сооружения может быть заложена в смету, но затраты рассчитываются исходя из фактически построенных зданий. Налог на незавершенное строительство при выполнении работ хозспособом не платится. Хозспособ отнюдь не исключает привлечение субподрядчиков, но их необходимо заранее "предусмотреть" в смете и рассчитываться с ними в общем порядке.
Вопрос: Как отражается в документации поставка материалов на объект?
Ответ: Как известно, поставка материалов на объект может осуществляться как подрядчиком, так и заказчиком. Если это делает заказчик, то цена на поставляемый материал определяется по той цене, по какой купил материал заказчик. Если раньше заказчик передавал материалы подрядчику по товарно-транспортной накладной непосредственно на площадке, то теперь это нужно делать по акту на ответственное хранение (тогда материалы числятся на забалансовом счете подрядчика). Раньше подрядчик должен был платить налоги на этот материал из своих средств.
Вопрос: Имеет ли подрядчик право брать плату с заказчика за выполненные непредвиденные работы без проектно-сметной документации?
Ответ: На непредвиденные подрядчиком работы составляются дополнительные сметы после составления соответствующего акта. Без составления сметы с заказчика можно потребовать компенсацию в размере до 1,5 - 2% общей сметной стоимости.
Вопрос: А в случае выполнения работ по реконструкции?
Ответ: В сметно-финансовом расчете проектной организации предусмотрена возможность снятия до 3% с заказчика и с подрядчика.
Вопрос: Каким должен быть размер аванса?
Ответ: Размер аванса оговаривается в договоре. Если работы на сумму аванса не выполнены в срок, оговоренный этим же договором, то остаток аванса индексируется каждый месяц. Если в договоре это не оговорено, дополнительное соглашение можно составить в любой месяц. Если речь идет о целевом авансе, все условия по распоряжению им оговариваются в приложении к договору. В ситуации, когда заказчик выделяет подрядчику такую-то сумму на приобретение материала по такой-то цене, в такой-то срок, с такого-то завода, цены материалов-представителей не применимы и аванс не индексируется. Коллеги, я бы настоятельно советовала вам вести подробный учет выдачи (получения) и использования аванса в каждом акте и индексировать его каждый месяц!
Об особенностях налогообложения в строительстве в текущем году рассказала главный специалист отдела экономических обоснований, цен и налогов Минстройархитектуры г-жа Глотова Т.Т. Не останавливаясь подробно на этой обширной и сложной теме, отметим наиболее интересную для налогоплательщика информацию.
Г-жа Глотова назвала наиболее распространенные ошибки в начислении и уплате налогов. Так, например, нельзя не включать в стоимость строительства налоги, исходя из положения заказчика как плательщика или неплательщика (речь прежде всего об организациях, финансируемых из бюджета). Критерием является только происхождение средств финансирования, их источник.
Уплачиваются налоги по месту выполнения работ. ДДУ и налоги по ведомственному жилому фонду - по месту нахождения плательщика. Так, в стоимость строительства включают ставку г. Минска, если подрядчик из Минска, даже если стройка находится в Бресте. И если по Минской области снят налог в ведомственный жилой фонд, то в г. Минске такой льготы нет.
Упростилась форма расчета НДС по ремонтным работам, что не исключает иную форму расчета налога.
Налоги в инновационный фонд в обязательном порядке уплачивают государственные предприятия, предприятия смешанной формы собственности - пропорционально доле государства в уставном фонде. Частные предприятия тоже могут платить налоги в этот фонд, если это определено их уставом. При расчете с такими предприятиями как с подрядчиком заказчик может требовать их устав, чтобы убедиться в том, что они действительно уплачивают этот налог.
Проблемой нашего времени является то, что заказчик не всегда возмещает налоговые затраты подрядчика. Сегодня вообще, отметила г-жа Глотова, налоги, которые платит заказчик, далеко не равны тем налогам, которые платит подрядчик. И это при реальной рентабельности строительных организаций в 1-2%! Если в нашем строительстве сохранится преобладание бюджетных строек, отрасль может развалиться, так как у строительных организаций при нынешних экономических условиях не накапливается запас устойчивости. Проверяющие органы должны иметь в виду это обстоятельство, ведь если предприятия беднеют, то кто в конечном итоге будет платить налоги?
Подрядчик должен научиться отстаивать свои затраты, отраженные в процентовках, добиваться, чтобы любое "вычеркивание" сумм из процентовки заказчик обосновывал ссылкой на соответствующий нормативный акт, документ.
По мнению г-жи Глотовой, сегодня целесообразно, чтобы налоги уплачивались исходя из фактических затрат. Это поможет оживить оборотные средства подрядных предприятий. Такого мнения, кстати, придерживаются и работники налоговой инспекции. Проблема - в чрезвычайно низкой платежеспособности заказчика-бюджетника.
В качестве практической рекомендации выступающая подчеркнула важность ведения пообъектного учета материальных затрат, а по ним - налогов для облегчения ведения учета на предприятии и избежания ошибок при уплате налогов.
Ведущий специалист отдела экономических обоснований, цен и налогов Минстройархитектуры г-жа Л.С. Черепко в своем выступлении познакомила слушателей с основами механизма декларирования цен на стройматериалы.
Она напомнила, что нормативное ценообразование как метод было внедрено постановлением Совета Министров от 07.12.1994 года №233. Основой выбора нормативной базы по сегодняшний день служат нормы топливно-энергетических ресурсов. Современная система цен в РБ требует согласования цен на продукцию предприятия, если цена растет быстрее, чем официальная инфляция денег - то есть более чем на 2%. Согласование при этом проходят первичные производственные документы, нормы расхода материалов.
На сегодняшний день уже около 150 предприятий согласовали повышение цен на свою продукцию в министерстве. Чтобы отрегулировать процедуру согласования цен и в целях усиления контроля за правильностью формирования и применения цен и тарифов, 25 сентября этого года Минстройархитектуры опубликовало разъяснительное письмо "О согласовании отпускных цен на продукцию стройматериалов и стройиндустрии".
В письме говорится, что "решение об изменении отпускных цен на продукцию и тарифов на услуги с обоснованным их ростом в пределах установленного уровня инфляции принимаются руководителями предприятий и организаций самостоятельно с представлением в региональный центр в порядке регистрации протокола отпускных цен, утвержденного руководителем предприятия, организации с дальнейшей передачей информации в РНТЦ".
При повышении отпускных цен и тарифов на услуги свыше установленного уровня инфляции предприятия представляют обосновывающие материалы в региональные центры, заключение региональных центров с комплектом материалов направляются в РНТЦ по ценообразованию для проведения экспертизы. После рассмотрения результатов экспертизы министерство письменно информирует предприятие о принятом решении по изменению цен.
Согласно этому документу, при рассмотрении и согласовании цен и тарифов норму прибыли временно, до разработки и утверждения соответствующих нормативных документов можно включать в отпускные цены в размере до 20%, для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты, - до 30%, с условием направления дополнительной прибыли на финансирование инвестиционных проектов .
Но в современных условиях вся эта система оказывается бюрократически громоздкой. Цены на сырье растут очень быстро, иногда скачкообразно, поэтому предприятия вынуждены согласовывать цену иногда дважды в месяц, как, например, комбинат силикатных изделий при производстве пенополистирольных плит. Или другой пример. Предприятие "Белсантехмонтаж" получает трубы для своих изделий из-за рубежа; за счет изменения стоимости этих труб цены на продукцию предприятия выросли на 50% за 3 недели.
Поэтому в течение октября должно выйти инструктивное письмо министерства, согласно которому предприятия, которые перешли на нормативное ценообразование, могут повышать цены без согласования с министерством, однако они должны будут регистрировать изменение цен в региональном центре по отслеживанию цен. В обязанность РНТЦ вменяется выборочная проверка таких предприятий на предмет правильности определения цены.
Среди документов, представленных вниманию участников семинара для ознакомления и использования в работе, особую ценность представляет собой Памятка по проведению проверок правильности расходования бюджетных средств, выделенных на капитальное строительство и ремонт объектов, и производства контрольных обмеров строительно-монтажных и ремонтных работ. Этот маленький документ как бы обозначил правовое поле взаимоотношений участников строительства с проверяющими органами в лице КРУ Минфина. Им установлены порядок подготовки к проведению проверок и контрольных обмеров, порядок их проведения, правила оформления результатов проверок и порядок их обжалования, порядок применения санкций по результатам контрольных обмеров. В качестве приложений к данному документу приведены 2 формы сводной ведомости оплаченных и предъявленных для оплаты работ, акта контрольного обмера, таблица штрафных санкций и довольно обширный перечень документов, которыми должен руководствоваться проверяющий при проверке правильности использования бюджетных средств на строительство.
На этом можно было бы и закончить рассказ о важном событии в буднях отрасли. Почему октябрьский семинар по ценообразованию можно назвать важным событием? Осмелюсь высказать свое непредвзятое мнение: особенностью этого семинара стало то, что он похож был скорее на практическую конференцию, чем на уроки вышестоящей организации для провинциальных подчиненных. Возможно, это объяснимо тем, что тема была сверхактуальна, а докладчики выступали увлеченно и по существу вопроса. Возможно тем, что состав участников семинара отразил практически весь спектр участников строительного рынка.
Подрядчики и заказчики, проверяющие и проверяемые, составляющие законы и исполняющие их, предприятия различных форм собственности и различной технологической направленности, производители стройматериалов и те, кто их использует, получили уникальную возможность услышать друг друга не в ракурсе предъявления взаимных обвинений, а как носители разных взглядов на одни и те же реально существующие экономические проблемы. Мне неоднократно приходилось принимать участие в различных семинарах и, исходя из собственного опыта, могут отметить, что этот семинар имел сосредоточенный деловой дух. Не все присутствующие, как можно было понять из кулуарных разговоров, конечно, получили от семинара желаемое. Не это важно. Важно, что ушли они не с чувством пессимизма (что бывает обычно), и не с чувством оптимизма (что сегодня не конструктивно и невероятно), а со спокойным рабочим настроением. Видимо, мы устали говорить о том, что мы плохо живем. Думать об этом и чувствовать это. Это данность сегодняшнего дня. Но в нем есть и другое. Те, кто присутствовали, почувствовали - информационный горизонт начал проясняться. А то, что познаваемо, - говорит философия, - то преодолимо.
Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике экономика