Реконструкция и благоустройство: внебюджетное финансирование
В предыдущем номере газеты мы проинформировали читателей о прошедшем 15-16 октября республиканском отраслевом семинаре. Сегодня мы продолжаем эту тему и публикуем рекомендации семинара.
Рекомендации республиканского семинара "Об опыте работы по комплексной реконструкции жилой застройки в г. Гродно с привлечением внебюджетных источников финансирования"
Государственная программа модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 годы, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 1997 года №876 как первоочередное мероприятие, основной целью преследует создание условий для перехода с 2000 года от модернизации пилотных объектов к планомерной модернизации, тепловой реабилитации и ремонту жилых домов первого поколения с привлечением средств физических и юридических лиц для этих целей.
Во исполнение Государственной программы модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 годы институтами "Белжилпроект", "Витебскжилпроект" "Гомельжилпроект" разработаны строительные проекты модернизации и тепловой реабилитации жилых домов по ул. Героев обороны, 23 в г. Бресте; по ул. Поповича, 48 в г. Гродно; проектные предложения по модернизации и тепловой реабилитации жилых домов по ул. Осипенко, 19, по ул. Каховской, 60 в г. Минске; по ул. Якубовского, 27 в г. Могилеве; по ул. Фрунзе, 52 в г. Витебске; по ул. Крайней, 2а в г. Гомеле; градостроительные предложения по модернизации и тепловой реабилитации квартала жилой застройки по ул. Поповича, Советских пограничников в г. Гродно. Институтом "Белжилпроект" при участии ГП "НИПТИС" выполнено 10 научно-исследовательских работ. Ремонтно-строительными и строительными организациями республики ведутся работы по устройству мансард над жилыми домами, а также капитальному ремонту этих домов в городах Гродно, Витебск, Гомель и др.
В условиях недостатка бюджетных средств для содержания жилищного фонда в технически исправном состоянии заслуживает внимания опыт Гродненского горисполкома и треста "Стройбытремонт" по привлечению средств граждан для строительства и ремонта жилья.
Разработка экспериментальных проектов модернизации и тепловой реабилитации жилых домов по ул. Поповича, 48 в г. Гродно, по ул. Героев Обороны, 23 в г. Бресте показывает, что практическая реализация указанных проектов позволяет не только сохранить и обновить существующий фонд, но и получить дополнительную жилую площадь, снизить объемы теплопотребления. Так, в жилом доме по ул. Поповича, 48 в г. Гродно в результате надстройки мансарды общая площадь увеличится с 3554 м 2 до 4407, 2 м 2, или на 24%, объем теплопотребления снизится с 482,7 Гкал/год до 279,9 Гкал/год, или на 42%.
Наиболее значимый экономический эффект наблюдается при комплексной реконструкции кварталов жилой застройки.
В то же время отмечается недостаточная работа облисполкомов и Минского горисполкома по выполнению Государственной программы модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 годы, а также недостаточная работа Мингорисполкома по выполнению протокола совещания у заместителя премьер-министра от 15.10.1997 года №04/200-749 по осуществлению в районе "Золотая горка" в г. Минске экспериментальных работ по комплексной реконструкции зданий с устройством мансардных этажей, выполнением тепловой реабилитации, ремонта зданий и объектов инженерной инфраструктуры. Не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня качество выполняемых ремонтно-строительных работ.
С учетом изложенного, вышесказанных замечаний и предложений рекомендуется: 1) одобрить опыт Гродненского горисполкома по делегированию Гродненскому ремонтно-строительному тресту функций единого заказчика и подрядчика для строительства мансард и капитального ремонта жилищного фонда местных Советов; созданию совместных домовладений и альтернативных жилищно-эксплуатационных организаций; Гродненского треста "Стройбытремонт" по привлечению средств населения на реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда; 2) принять к сведению, что Минжилкомхозом доработаны, утверждены и направлены на регистрацию в Минюст методические указания о порядке привлечения на долевых началах средств юридических и физических лиц для проведения реконструкции или модернизации жилых домов, а также неэффективно используемых зданий, подлежащих переоборудованию под жилые дома; 3) облисполкомам, Минскому горисполкому, начиная с 1999 года, не менее 20% от общего объема инвестиций, предусмотренных на жилищное строительство, направлять на реконструкцию и модернизацию жилищного фонда старой застройки, не соответствующего типовым потребительским качествам; рассмотреть ход реализации Государственной программы модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 годы и региональных программ и принять неотложные меры по ликвидации допущенного отставания и безусловному выполнению всех этапов в намеченные сроки; активизировать работу по созданию компаний различных форм собственности, совмещающих функции застройщика, подрядчика и эксплуатирующей организации жилищного фонда, а также компаний негосударственных форм собственности по эксплуатации жилищного фонда; 4) просить Минюст ускорить регистрацию представленных Минжилкомхозом методических указаний о порядке привлечения на долевых началах средств юридических и физических лиц для проведения реконструкции или модернизации жилых домов, а также неэффективно используемых зданий, подлежащих переоборудованию под жилые дома; 5) Минжилкомхозу в установленном порядке разработать порядок представления гражданам льготных кредитов для капитального ремонта и реконструкции существующего жилищного фонда; 6) Минстройархитектуры совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ускорить разработку и производство отечественных эффективных огнестойких утеплителей, гипсоволокнистых и гипсокартонных листов для утепления и огнезащиты строительных конструкций в надстраиваемых мансардных этажах в целях снижения стоимости ремонтно-строительных работ.
Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 1998 год в рубрике реконструкция