Гусеничные бульдозеры компании «Dressta Company Ltd»
Компания "Dressta Company Ltd" (преемник Бюро внешней торговли АО "Huta Stalowa Wola S.A.") занимается маркетингом, продажей и сервисом машин производства АО "Huta Stalowa Wola S.A." и "Komatsu America International".
АО "Huta Stalowa Wola S.A." (г. Сталева Воля, Польша) выпускает на своих заводах бульдозеры, погрузчики и трубоукладчики по лицензии фирмы "Dresser" (США), предназначенные для производства землеройных и погрузочных работ на горно-нефтегазодобывающих, строительных, дорожно-строительных предприятиях. При изготовлении машин используются современные материалы и технологии; узлы, приборы и агрегаты североамериканских и европейских фирм: двигатели Cummins и Dresser, гидротрансформаторы Rockford, узлы гидросистем Tyronic Hydraulic Division; Husko Division. Контроль качества изготовления осуществляется по методикам и стандартам США.
Высокая эффективность машин АО "Huta Stalowa Wola S.A." достигается за счет применения высококачественных материалов и современных технологий; модульности узлов и агрегатов; высокого уровня стандартизации и унификации; ассортимента высококачественных смазок, масел, рабочих жидкостей и эффективных систем их очистки; герметизирующих деталей и составов, покрытий и лакокрасочных материалов, надежно защищающих узлы и агрегаты от коррозии и попадания в них влаги и абразива; систем и устройств, обеспечивающих эффективную и надежную работу в экстремальных климатических условиях.
Гусеничные бульдозеры фирмы "Huta Stalowa Wola S.A." сконструированы так, что их мощностные, технические и эргономические показатели обеспечат покупателю максимум удобств и комфорта. На всех тяжелых и средних моделях бульдозеров устанавливаются двухскоростные механизмы поворота, являющиеся исключительно удачным техническим решением. Конструкция механизма поворота позволяет осуществить плавные повороты без дополнительных потерь мощности. Это преимущество в конечном итоге значительно повышает производительность бульдозера.
Рассмотрим особенности и достоинства гусеничного бульдозера-рыхлителя модели TD-20Н.
Эргономика рабочего места оператора бульдозера
Отличный обзор во всех направлениях и удобство управления машиной обеспечивает современная кабина оператора шестигранной формы, снабженная двумя дверями и задними и боковыми подвижными стеклами окон, что позволяет более точно управлять движениями отвала и рыхлителя. Кабина установлена симметрично продольной оси машины, что также облегчает и повышает точность управления рабочими органами бульдозера. Кабина герметична и имеет теплозвукоизоляцию. Уровень шума и вибрации в кабине снижен также за счет ее эластичного крепления. Снижение шума достигнуто и за счет ее отделения от мотоотсека. Современная система ROPS с двухопорной балкой значительно повышает безопасность работы оператора.
Панель приборов перепроектирована и установлена на эластичных опорах. Подсветка приборов в сочетании с неотражающей поверхностью их шкал обеспечивает отличную считываемость их показаний. Контрольные приборы и сигнально-предупредительные лампочки размещены так, чтобы обеспечить максимальное удобство контроля за состоянием узлов и систем машины.
Кресло оператора оборудовано подлокотниками, ремнем безопасности и системой амортизации, которая регулируется в зависимости от веса оператора. Кресло может поворачиваться вправо на 15°, что улучшает для оператора обзор, облегчает управление рыхлителем и снижает количество перемещений оператора.
Переключение всех передач как вперед, так и назад осуществляется одним рычагом, который перемещается в U-образном вырезе кронштейна. Для повышения удобства управления машиной рычаги поворота установлены слева, как бы в продолжение левого подлокотника кресла оператора. Эти рычаги характеризуются малыми рабочими ходами и незначительными усилиями для их перемещения, что облегчает управление двухскоростным механизмом поворота.
Сервоусиление системы управления отвалом и рыхлителем обеспечивает рычагам малые рабочие хода и небольшие усилия для их переключения. В сочетании с усовершенствованной рабочей гидросистемой как отвал, так и рыхлитель моментально реагируют на перемещения рычагов управления, что позволяет оператору "чувствовать" рабочее оборудование, а это особенно важно при работе в стесненных условиях. Оба рычага управления рабочим оборудованием установлены в удобном месте в зоне досягаемости правой руки оператора.
Ходовая часть
Гусеницы всех модификаций бульдозера TD-20H имеют разъемное звено, которое сокращает время и облегчает разъем и соединение гусеничной цепи при ремонте. На разъемном звене устанавливается опорная пластина, идентичная по конструкции всем остальным пластинам гусеничной цепи.
Цельный, изготовленный с высокой точностью зубчатый венец ведущего колеса крепится 18 болтами. Оригинальная конструкция зубчатого венца обеспечивает равномерный износ зуба по всему его контуру. Вследствие этого увеличивается срок эксплуатации венцов и гусеничных цепей.
Для повышения износостойкости и долговечности работы беговые дорожки опорных катков и поддерживающих роликов закалены индукционными токами высокой частоты. Ступицы катков и роликов заправлены маслом при сборке на весь период эксплуатации и имеют уплотнения, предотвращающие вытекание масла из ступиц и проникновение внутрь их абразивных частиц. Катки и ролики способны выдерживать мощные ударные нагрузки, возникающие в экстремальных условиях эксплуатации.
В стандартной модификации бульдозера STD в рамах гусениц устанавливается по 6, а в модификациях LT и LGP - по 7 опорных катков.
Рама гусеницы изготовлена из высокопрочных литых элементов и стальных плит, сваренных в неделимую конструкцию, устойчивую против скручивающих нагрузок. Места рамы, подверженные наибольшим напряжениям, имеют специальные усилительные элементы. Ударные нагрузки, возникающие при передвижении машины по местности, воспринимаются элементами ходовой части и через ось-цапфу рамы гусеницы передаются на главную раму, что защищает от этих нагрузок трансмиссию бульдозера.
Направляющие устройства рам гусениц и балка-стабилизатор позволяют колебаться в продольной вертикальной плоскости в допустимых пределах передним концам рам гусениц, что еще больше повышает эффективность использования TD-2H при работе на косогорах и уклонах.
Отвал и рыхлитель
Отвал полувогнутый (полусферический) емкостью 6,19 м 3 сочетает в себе высокую способность прямого отвала по заглублению в грунт и увеличенный быстро заполняющийся объем.
Этот отвал может быть оснащен системой гидронаклона.
Косой отвал емкостью 3,88 м 3 с гидронаклоном идеален для засыпки рвов и котлованов, подрезки рвов или для разравнивания насыпных материалов. Косой отвал способствует сокращению количества маневров машины.
Универсальностью применения характеризуется прямой отвал емкостью 5,2 м 3, который используется в модификации бульдозера LGP. Такой отвал легок в управлении и эффективен при переработке широкой гаммы строительных материалов.
Многозубовый рыхлитель с выравнивающим усилием 175 кН является отличным средством для рыхления уплотненных и твердых материалов на глубину до 610 мм.
Коробка передач и гидротрансформатор
Это - гидромеханическая, трехскоростная, модульная, с гидропереключателем и гидроуправлением, вальная Power Shift. Гидротрансформатор одноступенчатый, диаметром 356 мм, с динамическим передаточным числом 2,8:1, передает крутящий момент на коробку передач через сдвоенный карданный вал.
Тракторный бульдозер-рыхлитель на гусеничном ходу TD-20G
Рассмотрим основные узлы и оборудование этой модели.
Двигатель
Марка - Cummins LT/LTA-10C. Тип - дизель, четырехтактный, с трубонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Количество цилиндров и их расположение, шт. - шестирядное. Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 125; 136. Литраж, дм 3 - 10,0. Число коренных подшипников коленвала, шт. - 7. Напряжение в электрической сети, В - 24.
Трансмиссия
Гидротрансформатор одноступенчатый, модульный, рабочее колесо 356 мм, максимальное передаточное число 2,8. Крутящий момент от гидротрансформатора к коробке передач передается посредством сдвоенного шарнира Гука. Коробка передач трехскоростная, с гидравлическим переключением передач, модульная. Главная передача коническая, конструктивно составляет единый модуль с механизмом поворота.
Бортовые передачи
Такие передачи двухступенчатые: первая ступень цилиндрическая, вторая - планетарная, непосредственно обеспечивающая заданные обороты ведущего колеса гусеницы.
Гидросистема для привода рабочих органов
Она включает в себя масляный бак, насос, рабочие гидроцилиндры, одинарный золотниковый клапан управления и рычаг управления. Зубчатый насос двойного действия приводится от гидротрансформатора, имеет производительность 255 л/мин.
Ходовая часть
Она включает в себя раму бульдозера, несущую раму гусениц, гусеницы, ведущее колесо гусеницы, опорные, поддерживающие катки, направляющее колесо с гидравлическим натяжным устройством.
Несущая рама гусеницы сварная и имеет замкнутое сечение. Она установлена в направляющих, которые обеспечивают ее вертикальные перемещения. Число опорных катков с каждой стороны при типе рамы STD - 6, при типе рамы LT и LGP - 7.
Число поддерживающих катков с каждой стороны - 2.
Стандартная ширина гусеничных башмаков 559 мм, при типе рамы LGP - 864 мм.
Защитные ограждения
Для предотвращения повреждений ряд узлов и агрегатов имеет защитные ограждения: масляный картер двигателя; вентилятор; щиток приборов; ведущие колеса гусениц; опорные катки; коробку передач.
Рабочее место оператора
Оно оборудовано защитными ограждениями безопасности типа ROPS (SAE) J 1040 с ремнями безопасности, регулируемым сидением с подлокотниками, инструментальным ящиком.
Оборудование по специальному заказу
Рыхлитель с гидромеханическим механизмом подъема-опускания, с зубьями и шкворнями, трехзолотниковым гидроклапаном управления гидросистемой.
Полувогнутый отвал с гидравлическим механизмом наклона.
Наружные фары.
Устройство для холодного пуска двигателя с помощью эфирной смеси.
Дополнительные защитные ограждения: боковые (капота двигателя); усиленное ограждение картера двигателя, коробки передач, ведущих колес гусеницы, заднего стекла; двухходовой механизм поворота; радиатор повышенной прочности; реверсивный вентилятор; усиленный тяговый крюк; сигнал заднего хода.
Рис. 1. Бульдозер-рыхлитель гусеничный модели TD-20H производит послойную отсыпку земполотна автодороги.
Рис. 2. Бульдозер-рыхлитель гусеничный модели TD-20G.
Таблица 1. Технические характеристики бульдозера TD-20H и бульдозерного оборудования
Наименование предметов | Тип отвала | ||
полувогнутый | косой | прямой | |
Длина с отвалом и тяговым устройством, м: | |||
Модификация бульдозера STD | 5,92 | 6,25 | - |
Модификация бульдозера LT | 6,12 | 6,42 | - |
Модификация бульдозера LGP | - | - | 5,68 |
Длина с отвалом и рыхлителем, м: | |||
Модификация STD | 6,97 | 7,37 | - |
Модификация бульдозера LT | 7,29 | 7,60 | - |
Ширина (отвал в положении перекоса), м | - | 4,00 | - |
Ширина по цапфам балок отвала, м | 2,89 | 2,89 | 3,32 |
Емкость отвала, SAE J 1265, м3 | 6,19 | 3,88 | 5,2 |
Ширина пластин гусениц, мм | 660 | 660 | 864 |
Размеры отвала, м: | |||
ширина с угловыми кромками | 3,5 | 4,41 | 4,06 |
высота | 1,49 | 1,09 | 1,30 |
Максимальная высота подъема, м | 1,18 | 1,22 | 1,26 |
Максимальная величина заглубления, мм | 439 | 550 | 662 |
Угол перекоса отвала, град | - | 25 | - |
Максимальный угол наклона отвала, град | 9 | - | 9 |
Масса отвала с распорками, балками, кг | 2902 | 3230 | 2756 |
Гусеницы | |||
Ширина опорных пластин, мм | 559 | 559 | 864 |
Шаг гусеницы, мм | 216 | 216 | 216 |
Количество опорных пластин в одной гусенице, шт. | 40 | 42 | 42 |
Удельное давление гусеницы на поверхность, кПа | 69 | 66 | 44 |
Рыхлитель | Тип рыхлителя | ||
многозубовый | |||
Балка рыхлителя | |||
Длина балки, м | 2,13 | ||
Сечение профиля (высота х ширина), мм | 305 х 381 | ||
Зубья | |||
Максимальное количество зубьев, шт. | 3 | ||
Максимальная величина заглубления, мм | 610 | ||
Полная масса рыхлителя с одним зубом, кг | 2900 | ||
Усиление заглубления, кН | 89 | ||
Усиление вытягивания, кН | 175 |
Таблица 2. Технические характеристики бульдозера модели TD-20G и бульдозерного оборудования
Наименование параметров | Тип отвала | ||
Полувогнутый | наклонный | прямой | |
Полная масса бульдозера, кг | 22420 | 24110 | 24230 |
Среднее удельное давление гусеницы на грунт, кг/см2 | 0,69 | 0,66 | 0,44 |
Ширина отвала с режущей кромкой, м | 3,50 | 4,41 | 4,06 |
Высота отвала, м | 1,49 | 1,09 | 1,30 |
Максимальное заглубление, мм | 480 | 550 | 662 |
Угол наклона отвала, град | - | 25 | - |
Максимальный угол наклона отвала, град | 9 | - | 9 |
Масса бульдозерного оборудования, кг | 2770 | 3230 | 2755 |
Длина бульдозера с отвалом и тяговым крюком, м | 5,92 (STD) | 6,25 (STD) | |
7,29 (LT) | 7,60 (LT) | ||
с рыхлителем, м | 7,09 (STD) 7,29 (LT) | 7,37 (STD) 7,60 (LT) | |
Рыхлитель | Тип рыхлителя | ||
многозубовый | |||
Длина инструментальной балки, мм | 2136 | ||
Сечение профиля балки, мм | 381 х 305 | ||
Максимальное число зубьев, шт. | 3 | ||
Заглубление зубьев, мм | 610 | ||
Масса рыхлителя с одним зубом, кг | 2900 |
Евгений МАРГАЙЛИК, инженер и патентовед ВОИР
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1998 год в рубрике del - техника