Гаражи — под землю!
С ростом городов все большую актуальность приобретает проблема отвода дополнительных площадей под хранение автомобилей. В этой статье мы обратимся к западноевропейскому опыту - новым градостроительным и техническим разработкам, проделанным немецкими проектировщиками.
Центры городов - без автотранспорта
В русле новых планировочных концепций к центрам городов предъявляются следующие требования. Во-первых, территории должны быть максимально насыщены различными функциями (например, функциями торговли, обслуживания, отдыха, развлечений и т. д.). Во-вторых, в центрах городов должна быть сформирована запоминающаяся, индивидуальная архитектурная среда. И, в-третьих, центры городов должны быть освобождены от движения транспорта. В соответствии с этой концепцией по периметру "зоны, освобожденной от транспортного движения" возводятся многоэтажные подземные гаражи и стоянки. Водители, подъезжающие к центру города, оставляют свои транспортные средства в таких гаражах и продолжают свой путь пешком. Отличительной особенностью гаражей и стоянок нового поколения является то, что они оборудуются автоматическими электронными системами, которые оповещают водителей о наличии свободных мест в парковках. Что касается архитектурного аспекта, то подземные гаражи проектируются таким образом, чтобы оказывать минимальное влияние на облик центра города. Примером такого подхода может служить строительство подземной парковки концерна "БМВ" в Мюнхене, рассчитанной на 7000 машино-мест. Объект был спроектирован таким образом, чтобы обеспечить максимальную экономию площади. Экономия была достигнута не только за счет использования максимального числа ярусов, но и за счет сокращения длины внутренних подъездных путей. Автомобили доставлялись на свободные места при помощи специальных лифтов.
По аналогичному принципу были запроектированы и построены еще 14 подземных автостоянок, прилегающих к центру города. Все они имеют удобные связи со станциями метро и подземной железной дороги. На освобожденной от транспорта площади разместились новые пешеходные зоны, насыщенные объектами торговли и бытового обслуживания.
Подземные гаражи строятся не только на территориях, прилегающих к городским центрам, но и в зонах деловой активности, где сосредоточено много офисов и административных зданий, независимо от того, насколько они удалены от центра. Примером тому может служить подземная парковка, запроектированная немецкой фирмой "Otto Woehr GmbH" в Берлине. Под архитектурным комплексом, состоящим из административного здания, культурного центра и гостиницы, расположилась автостоянка на 280 машино-мест. Многоэтажная стоянка состоит из центрального ядра с подъемной лифтовой площадкой и радиально отходящими от нее парковочными местами.
Особые требования к подземным сооружениям для хранения автотранспорта предъявляются в зонах исторической застройки. Примером такого гаражного строительства может служить возведение нового объекта в исторической части Берлина. Репрезентативное семиэтажное здание на проспекте Unter den Linden, предназначенное для роли музея современного искусства, строилось с 1992 по 1995 год. Два из трех подземных этажей здания были отведены под хранение и временную парковку автотранспорта. Полностью автоматизированные парковочные системы фирмы "Otto Woehr GmbH", смонтированные в подземной части объекта, позволили освободить территорию, прилегающую к зданию, от надземных автостоянок. Техническое решение подземного гаража было разработано с участием специалистов фирмы "Otto Woehr GmbH". Чтобы подземная часть объекта смогла воспринимать высокие нагрузки от семиэтажной надземной части здания, при строительстве были использованы свайные фундаменты особой конструкции, погруженные на 8 м ниже уровня грунтовых вод. Для защиты свайных фундаментов от водной эрозии были применены самые современные гидроизоляционные технологии. Для экономии полезной площади гаража еще на проектной стадии было решено отказаться от рамп, лестниц, лифтов для автомобилей и всех прочих дорогостоящих и занимающих много места сооружений. Вместо них для доставки автомобилей в их "ячейки для хранения" при строительстве гаража были использованы специальные транспортеры, перемещающиеся в вертикальном, горизонтальном и даже наклонном направлении. Движение транспортеров автомобилей и доступ на территорию гаража регулируются при помощи единого блока автоматического управления. Транспортировочные платформы изготовлены из оцинкованных стальных листов с гофрированной структурой поверхности. Вся система парковки и транспортировки автомобилей выполнена в унифицированных металлоконструкциях, которые при необходимости могут быть легко демонтированы и переоборудованы.
"Ветераны" гаражного строительства
Поскольку сама идея строительства подземных гаражей появилась достаточно давно, некоторые такие объекты эксплуатируются уже многие годы. Так, например, парковочная система Doga 313, разработанная фирмой "Otto Woehr GmbH", уже отметила свой 25-летний юбилей. Основой данной системы являются боксы, рассчитанные на установку двух автомобилей. Машины располагаются друг над другом по вертикали. Они размещаются на металлических платформах, наклоненных под углом 10° к полу бокса. Так как все детали платформ изготавливаются из оцинкованных огнестойких стальных листов, достигается максимальная защита элементов от коррозии. Все крепежные элементы конструкции также изготавливаются из оцинкованной стали. Ограждающие конструкции боксов возведены с использованием звукоизолирующих материалов, что значительно снижает уровень шума во всем парковочном сооружении.
Оригинальные технические решения применяются и в гаражах, расположенных под офисными зданиями. Один из таких проектов был реализован при строительстве восьмиэтажной офисной "башни", возведенной на берлинской площади Курфюрстендамм. Тридцатиметровое здание с совокупной полезной площадью 12 800 м 2 состоит из двух L-образных флигелей, примыкающих к центральному корпусу. Первый этаж объекта полностью выполнен в светопрозрачных конструкциях и по всему периметру здания дополнен козырьком, изготовленным из легких ажурных металлических элементов. Но главной "достопримечательностью" здания, служащей объектом для подражания и копирования, является не его внешний вид и архитектурно-планировочное решение, а именно подземная часть объекта, в которой размещены гаражи и временные парковки. Подземный гараж, рассчитанный на 183 машино-места, был выполнен при помощи унифицированных парковочных конструкций, изготовленных немецкой фирмой "Otto Woehr GmbH". Примечательно, что на данном объекте был использован новый, усовершенствованный вариант парковочной системы. Особенностями такой системы стали высокомощные приводы, автоматизированное решение по отводу выхлопных газов, модульная конструкция и относительно низкая стоимость.
Так как высота подземного гаражного блока была минимальной, в проекте был использован принцип "горизонтального складирования" автомобилей, то есть размещения их в одном подземном этаже. Постоянные парковочные места располагались под углом 90° по отношению к центральному транспортному проезду. Ширина каждой парковочной ячейки составила 2,5 м, длина всего гаражного блока - 40 м. Плиты основания парковочных ячеек были окантованы особо прочными и жесткими металлическими профилями шириной 90 мм. Перемещение автомобилей по основному проезду осуществляется при помощи специального транспортера - некоего подобия передвижного конвейера. Автомобиль устанавливается на гофрированную металлическую платформу, передвигающуюся по направляющим рельсам. Скорость движения платформы составляет 0,2 м/сек. Транспортер рассчитан на восприятие высоких нагрузок и поэтому может использоваться для одновременного перемещения нескольких тяжелых транспортных средств. Транспортер приводится в действие при помощи автоматического привода, соединенного с электрическим устройством управления. Зазор между перемещающимися металлическими платформами и полом составляет 20 мм, благодаря чему достигается свободное передвижение конструкции. Применение транспортера позволяет экономить полезную площадь гаража, освобожденную от транспортных проездов.
Принцип "складирования" автомобилей воплощается на практике в различных вариантах. Так, в боксы устанавливаются этажерки, в которых может разместиться от 2 до 8 машин. Платформы этажерок монтируются с минимальным уклоном для того, чтобы обеспечить возможность водоотвода. Благодаря использованию современных особо прочных металлических конструкций платформы могут выдерживать высокие нагрузки.
Леонид ПОЛОЗОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1998 год в рубрике жкх