Модернизация на уровне...


...СНГ

В последние годы все более актуальной становится проблема модернизации и уплотнения жилой застройки городов стран СНГ. В соответствии с решениями, принятыми на восьмом заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной политике государств СНГ, в повестку дня девятого заседания включен вопрос "Проблемы модернизации жилищного фонда первых массовых серий. Опыт и пути решения их в странах СНГ". Подготовка указанного вопроса поручена Госстрою Украины. Председатель Госстроя Украины В. Н. Кусков обратился к заместителю председателя Комиссии по жилищной политике и градостроительству при Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной деятельности государств СНГ А. Д. Сидоренко с просьбой изложить рекомендации и предложения по рассматриваемой проблеме для подготовки соответствующего доклада.

...республики

В Республике Беларусь проблема жилищного строительства стоит на сегодняшний день особенно остро. Нехватка жилья, с одной стороны, и износ существующего жилого фонда, с другой, диктуют необходимость поиска выхода из сложившейся ситуации. Одним из основных путей решения вопроса является модернизация жилой среды. Разрабатываемые Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и государственным предприятием "БелНИИПградостроительства" "Рекомендации по градостроительной реконструкции жилых территорий в городских поселениях Республики Беларусь" ставят целью обеспечение оптимального функционального использования, повышение качества среды обитания и архитектурного облика застройки, эффективной организации основных видов деятельности населения, отвечающей современным стандартам проживания. Рекомендации охватывают такой круг вопросов, как выбор объектов и направлений градостроительной реконструкции жилых территорий; требования к градостроительной реконструкции жилых территорий различных типов; приемы уплотнения сложившихся жилых территорий за счет двух- - четырехэтажной жилой застройки; санитарно-гигиенические требования при реконструкции и уплотнении жилых территорий; требования к реконструкции системы общественного обслуживания; требования к реконструкции улиц, проездов, пешеходных путей и организации транспортного обслуживания и др.

В рекомендациях подчеркивается, что планирование объемов реконструкции жилищного фонда и территорий городов должно осуществляться на всех основных стадиях территориального планирования и управления: от территориального планирования в масштабах страны и регионов до масштабов города, а также его структурно-планировочных элементов (кварталов, микрорайонов) или отдельных частей - жилых и общественных зданий.

...города

Примером планирования модернизации на уровне города могут служить разработки по организации поэтапного сноса частных малоэтажных жилых домов ветхой застройки города и модернизации и уплотнению застройки г. Могилева, включающие анализ существующей ситуации, концепцию обновления застройки, условия для реализации решения на обновление застройки.

Анализ современного состояния городской застройки, особенно наиболее ценных в градостроительном отношении его районов, показал, что износ убывающего жилого фонда на сегодняшний день составляет в среднем 60-70%. Поэтому модернизации необходимо подвергнуть практически все территории существующей индивидуальной застройки 60-70-х годов в основной части города (кроме районов новой малоэтажной жилой застройки).

В соответствии с генеральным планом города территория из-под сноса может составить 1300 га. Плотность такой застройки - 550 м 2/га. Средняя плотность застройки после реконструкции со сносом составит 6000 м 2/га. Таким образом, после функционального распределения территорий с учетом размещения объектов обслуживания, спорта и озеленения, дорог и улиц жилье составит 35-40% территории, т.е. площадь застройки под жилье составит 2000 м 2/га, или 8000 тыс. м 2 капитальной жилой застройки взамен 750 тыс. м 2.

Кроме строительства массового социального и комфортного жилья, планируются реконструкция и модернизация существующего жилого фонда, в том числе ветхого. Эволюции городских территорий будут сопутствовать изменения транспортной и инженерной инфраструктуры города. Могилев будет развиваться, уплотняться и качественно преобразовываться за счет внутренних территориальных резервов.

Для реализации решения по уплотнению застройки планируется разработать и откорректировать градостроительную документацию; предусмотреть в бюджете приоритетное выделение капитальных вложений на реконструкцию жилищного фонда, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии; осуществлять жилищное строительство за счет внутренних территориальных резервов города; предусмотреть выделение бюджетных капвложений на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры на сумму, не меньшую, чем 30% от стоимости строительства; развивать жилищное строительство с учетом оптимальных методов и технологий реконструкции; предусматривать предоставление налоговых льгот гражданам при выполнении реконструкции за счет собственных и привлеченных средств.

...здания

Примером реконструкции и модернизации жилого фонда может служить кооператив под председательством В.В. Карпухина, зарегистрированный 4 июля 1998 года Могилевским горисполкомом. Это первый в Республике Беларусь ЖСК, созданный жильцами квартир 5-го этажа пятиэтажного дома, с целью организации строительства мансардного этажа без отселения жильцов.

Квартиры 12 владельцев 5-го этажа будут превращены, таким образом, в двухуровневые квартиры со встроенной внутренней лестницей. Мансардный этаж жильцы строят за свои средства. Городские власти в свою очередь отдают ЖСК средства на капитальный ремонт кровли.

Экспериментальный ЖСК включен в число объектов-представителей.

Ольга БРЯНЦЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1998 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость