Варна — город у моря




Что мы знаем о ней? С советских времен помнится, что Варна - это...

Маленький работающий город. Залив, который так и называется Варненский, шириной у входа 7 км и 10-18 м глубиной, имеет 3 км в длину. Что позволяет Болгарии осуществлять около половины грузооборота через портовый комплекс Варна, в лучшие годы - до 18 млн тонн. Позже к нему присоединился современный терминал Варна - Запад в Девненской низменности и судоходный канал Варна - Девня. Строительство и расширение портов, их постоянная модернизация, как и много лет назад, дают городу жизнь. Промышленное строительство - машиностроение и приборостроение, металлообработка, текстильное производство, - промышленный комплекс подчиняет себе градостроительную политику крупнейшего (третьего в стране по величине) черноморского города. Хорошо это или плохо, решать горожанам. Но если бы исторически сложилось иначе, интересно, какой сейчас была бы Варна? Ну, а современное экологическое мышление, наверное, не позволило бы индустриальным устремлениям зайти так далеко.

Как многие черноморские города, Варна трогательно хранит историю своего древнегреческого происхождения - от колонии Одессос (570 г. до н. э.), где проживали милетские греки, оттеснившие первых поселенцев - фракийцев. Исторические сведения о колонии оставили Страбон и Геродот. Сбережен некрополь - останки города геометрической планировки античного и ранневизантийского периодов. В основном это захоронения и все, что им сопутствует: золотые украшения, изделия из керамики, камня, меди. Римляне строили, как и следовало ожидать, термы и общественные здания (Римская башня). Термы находятся в греческом квартале и представляют собой комплекс II в. н. э., построенный при императоре Антонине Пие. Площадь строения - более 7000 м2, это самое большое античное сооружение в Болгарии. Здесь были общий купальный зал (840 м2) и две отдельные секции, горячая и холодная (по 450 м2 каждая). Памятники античного искусства хранит Археологический музей (1945 г.; бывшее здание Девической гимназии).

Но есть в Варне и следы еще более древней археологической культуры - Gumelnita. Так называемая гумельница принадлежит эпохе энеолита, т. е. второй половине IV - началу III тысячелетия до н. э. Восстановлен план этого уникального поселения. Земледельческие стоянки столь преклонного возраста остались только в Молдавии, Румынии и Болгарии. По названию румынской они и получили свое своеобразное наименование.

На протяжении столетий город активно строится в северном направлении - к Френгенскому плато и в южном, амфитеатром подступая к порту. В VII в. Варна наконец получает свое теперешнее название. Его связывают с фактом, когда в 681 г. после победы северных протоболгар над войсками византийского императора Константина IV Погоната договор о мире был заключен в Варне, что означало признание болгарского государства. И с еще одним, уже трагическим событием: в 1444 г. под руководством польского короля Владислава III Ягело (Варненчика) христианская армия поляков, венгров, чехов, хорватов и румын была разбита турками. В средние века большое строительство в городе ведут венецианские и дубровненские купцы. Именно им принадлежит инициатива в промышленном и торговом развитии города. Мастерские, лавки, склады, постоялые дворы, караван-сараи, часовые башни, выполнявшие роль пожарных, характерны для городских улиц того времени. Россия, Англия, Австро-Венгрия активизируются в первой половине XIX в. В 1866 г. прокладывается первая в Болгарии железная дорога Русе - Варна, что служит развитию стамбульского направления экономических связей для Центральной Европы. В последние годы XIX в. строится еще одна железнодорожная линия София - Варна и в 1905 г. - новый порт.

Во времена социалистической Болгарии эта тенденция поддерживалась. Типовое проектирование и сборное домостроение как визитная карточка любого советского города оставило свои следы в этом, казалось бы, далеком городе. Тенистые бульвары, цветы, низкое озеленение не скрывают "лица" многоэтажных блочных таких узнаваемых кварталов.

Несмотря на то что город расположен вблизи курортов - Дружба, Золотые Пески (строились в 50-е гг. под руководством архитектора Г. Ганева), Албена и Балчик, национальный парк Мыс Калиакра, Крайнево, - он не стал центром туристского бизнеса или индустрии развлечений. Хотя старейшие морские ванны были построены в 1890 г., а теперешние - в 1926 г., что и дало рождение курортной базе города. Приморский парк и пляжи возвращают посетителей в благодатную природную среду и, может быть, иллюзию того, какой Варна могла бы быть. Площадь парка - более 80 га, длина около 8 км. Это самый большой и искусно, без напряжения организованный парк на черноморском побережье Болгарии. Основная его часть - 55 га, от Военно-исторического музея, вдоль Приморского бульвара и бульвара Князя Бориса Первого, стала парком еще в XIX в. В начале XX в. специально из Австро-Венгрии приглашается "пейзажный садовник" Антон Новак. По его проектам благоустраивались парк "Трой" в Праге, дворцовые сады Белведер и Шенбрун в Вене. В работе принял участие французский инженер Мартинез. В парке, который стал своеобразным памятником садово-паркового искусства, собраны природные, исторические, архитектурные достопримечательности города. Институт океанографии и рыбного хозяйства (1906 - 1912 гг., по плану архитектора Д. Дыбкова) с аквариумами и прекрасной морской коллекцией переживает сейчас не лучшие времена, но по-прежнему привлекателен, как все, что связано с животным миром. Относительно новый дельфинарий уже лучше интегрирован в рыночную инфраструктуру: здесь и детские площадки, и рестораны, и главное обзорная площадка с видом на море. Недалеко и зоопарк с Музеем естественных наук, астрономическая обсерватория, Варненские грязевые бани (бальнеолечебный центр), детский тематический парк, Аллея бессмертных с бронзовыми бюстами известных болгарских деятелей (1973 - 1975 гг.), мемориал русским воинам, павшим в русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг., - все это вобрал в себя спасительный парк, как будто заполняя экологическую и культурную нишу промышленного города.

Центр Варны неоднократно перестраивался. Расширялись узкие средневековые улочки, сносились ветхие здания. К XIX в. город, сложившийся в эпоху турецкого феодализма, с кривыми тупиковыми улочками был решительно перепланирован, как геометрическая система. Появляются первые административные здания, банки, отели,. К середине нашего столетия назрела новая перепланировка. Хаотичная трущобная застройка окраин, нарушения архитектурных ансамблей в центре, несоответствие новым строительным правилам и аварийное состояние целых кварталов заставляют власти вплотную заняться градостроительной политикой. Вступают в конфликт болгарская архитектурная школа и западные мастера. В целом памятники фракийской, древнегреческой, римской художественной культуры, замечательные росписи, раннехристианские, византийские церкви и гробницы, сложившиеся национальные архитектурно-строительные традиции были прочной основой развития болгарского зодчества. Это читается в гармоничных пропорциях, монументальности, глубокой тени на фасадах за счет большого выноса крыш. Жилые здания имели четкую функциональную дифференциацию помещений: представительские (приемная, столовая), спальные и хозяйственные (кухня, кладовая, помещение для выпечки хлеба). Производственные, бытовые, природные отличия настолько разнообразны, что только жилые дома строились в нескольких вариантах: старопланинский, котленский, черноморский, родопский, пиринский, странджанский и западный. Каждый из них имел планировочные, конструктивные и художественные особенности. До сих пор здания, избежавшие сноса и реконструкций последних десятилетий, несут благородный отпечаток балканских традиций, хотя и лишены яркой декоративности. В самом старом варненском здании - 1851 года - теперь находится Музей новой истории. В 1890 г. под руководством итальянского консула Н. Азаретто построена вилла Диана, в которой теперь размещается военно-морской музей.

Своя история и у церковного строительства. В XIX в. в условиях духовного гнета и религиозной дискриминации начинается мощное движение за церковную независимость. В результате одна за другой возводятся большие, с богатым убранством церкви: помпезный кафедральный храм Св. Николы (1859 г., архитектор Я. Костанди, искуснейшие внутренние работы по дереву), трехнефная базилика Св. Афанасия (XIII - XIV вв., реставрирован после пожара в 1836 г.) с пышной резьбой по дереву, огромным иконостасом (1838 г.) и патриаршим троном, кафедральный храм Успения Богородицы. Поражают их монументальность, открытые арочные притворы, многоярусные резные иконостасы, высокие порталы.

Привлекательной стала пешеходная зона в районе Центральной улицы с доминирующим в ансамбле площади Независимости зданием драматического театра.

Любовь ГАВРИЛЮК, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость