Инвестиционные проекты: от идеи к реализации


На прошлой неделе в рамках международной специализированной выставки "Будпрагрэс-98" состоялся семинар-встреча деловых кругов в сфере строительной деятельности РБ и ФРГ, организованный Министерством архитектуры и строительства. В ходе встречи представители различных фирм из Германии и Беларуси обменялись информацией о своей деятельности, планах реализации инвестиционных проектов и возможностях сотрудничества в рамках этих проектов.

И хотя об итогах этого мероприятия судить пока рано, тем не менее оно показало стремление обеих сторон к продолжению и налаживанию новых деловых контактов в сфере строительного бизнеса. Для отечественных предприятий это важно с точки зрения привлечения инвестиций, а для иностранных - перспективного вложения капитала и расширения рынков сбыта собственной продукции. То, что рынок Беларуси по-прежнему является весьма перспективным для германских бизнесменов, подтвердил г-н Хорст ван Эммерих, член правления общественной организацию бизнесменов Германии (IWO - инициатива "Жилищно-эксплуатационное хозяйство в Восточной Европе"), которая создана для сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. Кстати, деятельность этой организации направлена не только на оказание консультативной и технической помощи зарубежным, в частности белорусским, предприятиям и прочим структурам, но и собственным - в части налаживания деловых контактов с коллегами в странах Восточной Европы, включая РБ.

На семинаре также был представлен проект "Firmenpool Belarus" промышленно-торговой палаты г. Бонна и "Общества развития внешних экономических связей и менеджмента ПТП" ООО (г. Берлин). Целью проекта является оказание немецким фирмам необходимой помощи при выходе на белорусский рынок. Финансирование проекта осуществляет земля Северный Рейн-Вестфалия. В задачи проекта входят оказание его участникам квалифицированной помощи при выходе на рынок Республики Беларусь, налаживание и поддерживание контактов с белорусским партнерами в области экспорта, импорта, финансирования и т.д. В рамках проекта осуществляется также подготовка проведения деловых визитов или организации участия в выставках как в минском регионе, так и на всей территории РБ; проводятся маркетинговые исследования.

Не случайно организаторы семинара попытались вкратце ознакомить немецких коллег с инвестиционным климатом РБ. Причем, как подчеркнул заместитель министра архитектуры и строительства Александр Сидоренко, этот климат динамично развивается, подтверждением чему стало подписание 2 сентября Положения о порядке передачи земельных участков в РБ в собственность юридических лиц, в том числе и иностранных. Данный документ, по мнению г-на Сидоренко, "предоставляет дополнительные возможности иностранному капиталу закрепиться на нашем рынке".

Состояние и перспективы сотрудничества

Подтверждением дальнейшего углубления экономического сотрудничества между Германией и Беларусью, включая сферу строительного бизнеса, служат и итоги работы, проведенной в рамках программы "Трансформ". Об этом, в частности, рассказал начальник управления внешних связей и информации Минстройархитектуры Олег Чешко.

Не хуже обстоят дела и в сфере торговых отношений между РБ и ФРГ, которые основываются на ряде соглашений и договоренностей. Это в первую очередь договоры между РБ и ФРГ о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки, техники, а также о содействии, осуществлении и взаимозащите инвестиций. Оба этих документа были подписаны еще в 1993 г. Вопросы же широкомасштабного сотрудничества в рамках ЕС регламентируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между РБ и ЕС, подписанным в Бельгии Президентом РБ в марте 1995 года.

Кстати, сегодня готово к подписанию соглашение между РБ и ФРГ об избежании двойного налогообложения, что является хорошей новостью как для белорусских, так и для немецких бизнесменов.

Что касается торгово-экономических отношений, то они, несмотря ни на что, продолжают развиваться, о чем говорит ежегодный прирост товарооборота. Если в 1993 объем товарооборота составлял 276 млн долларов, то за семь месяцев нынешнего года он превысил 500 млн долларов. Другими словами, наблюдается устойчивое наращивание объемов торговли. Хотя, что касается нашего торгового сальдо, то оно по-прежнему с минусом.

Весьма показательно, что немецкие инвесторы занимают сегодня первое место по количеству созданных на территории РБ совместных предприятий. Так, по состоянии на февраль этого года было зарегистрировано 216 белорусско-германских СП, а их общий объявленный уставный фонд составлял более 130 млн долларов США. При этом доля германских инвесторов равнялась приблизительно 45 млн. Кроме того, Германия занимает второе место (первое - Польша) среди стран дальнего зарубежья по количеству созданных предприятий со 100-процентным иностранным капиталом (ИП). На начало этого года таких предприятий уже было 107. На нашей территории открыто также и немало представительств германских фирм.

Правда, по сравнению с промышленностью и другими отраслями экономики в строительстве создано меньше СП и ИП. А создание последних, как считают в министерстве, это возможность выхода отечественной строительной продукции на мировой рынок. Об этом, в частности, неоднократно говорилось на недавнем заседании президиума Совета Министров при участии Президента РБ. Поэтому не случайно Минстройархитектуры, особенно в последнее время, прилагает все больше усилий для расширения сотрудничества с Германией. Причем речь идет о создании СП не только не территории Беларуси, но и Германии - с участием белорусского капитала.

Для координации связей между РБ и ФРГ в 1992 году создан Белорусско-германский совет, внутри которого образованы и действуют рабочие группы по отдельным отраслям. В целом по республике по разным направлениям было оказано консультационной помощи для Беларуси на сумму более 16 млн немецких марок.

На 1997 год немецкой стороной совместно с белорусскими представителями был определен пакет проектов по 62 направлениям. Это создание в Могилеве технологического парка, содействие в разработке эффективной финансовой системы и системы перспективного планирования в области энерго- и теплоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, поддержка аграрного и социального сектора, разработка плана коммунально-бытового обслуживания г. Минска до 2000 года, консультации в области водоснабжения и коммунального хозяйства, решение задач энергоснабжения и разработка альтернативных источников энергии, обучение и повышение квалификации руководящих работников различного уровня, оказание поддержки в создании малых предприятий и т.д.

В соответствии с планом работы группы по строительству и производству стройматериалов Белорусско-германского совета экономического сотрудничества осуществлялись согласование и координация проектов по программе "Трансформ". Это консультации по градостроительному праву, оказание консультативной и методической помощи при разработке проектов оптимизации и территориального развития трансевропейского коридора Берлин-Варшава-Минск-Москва на участке Брест-Минск-Орша, модельная отработка методов финансирования и стимулирования жилищного строительства в г. Заславле и многое другое.

Причем по перечисленным проектам уже достигнуты положительные результаты. Работа в Заславле, в частности, позволила подготовить и обсудить через средства массовой информации принятое в ноябре 1995 года положение о предоставление одноразовых субсидий на строительство и приобретение жилья. А впоследствии оно было доработано и усовершенствовано.

В свою очередь сотрудничество в области повышения квалификации кадров для стройотрасли позволило уже сегодня приступить к созданию собственной белорусской системы подготовки специалистов в рыночных условиях на основе немецкого опыта. Имеется в виду, что подготовка и переподготовка кадров с учетом запланированных нововведений будет осуществляться преимущественно на местах в общественных образовательных центрах.

А регулярно проводимые совещания и конференции по проблемам крупнопанельного домостроения стран Восточной и Западной Европы оказали существенное влияние на выработку новых подходов к строительству, содержанию и реконструкции крупнопанельных зданий и других типов жилых домов старой застройки. Анализ и обобщение опыта западных стран позволили, в частности, более рационально использовать финансы и время проведения проектных работ и избежать возможных в таких случаях ошибок.

Под влиянием этих же совещаний в Беларуси началась работа по сближению отечественных нормативов в области содержания, реконструкции, восстановления крупнопанельных зданий с европейскими. Разработана и принята государственная программа модернизации и тепловой реабилитации существующего жилого фонда.

Кроме того, зарубежная практика, в том числе и Германии, стала толчком для переустройства предприятий КПД на выпуск более эффективных конструкций для жилищного строительства. Широкомасштабные мероприятия по утеплению не только позволят повысить комфортность жилья, но и благоприятно скажутся в дальнейшем на экологии, в первую очередь из-за значительного снижения энергопотребления на обслуживание жилого фонда.

Важно отметить, что в настоящее время решается вопрос согласования с органами пожнадзора Беларуси возможности использования пенополистирольного утеплителя для утепления зданий, имеющих более пяти этажей. Также предусматривается возможность создания белорусско-германских СП по производству необходимых для утепления зданий компонентов. Начаты работы по использованию современных инженерных систем для модернизированных панельных зданий. Предполагается и развитие принудительных вентиляционных систем для вторичного использования удаляемого тепла для различных хозяйственных нужд.

Что касается дальнейших планов белорусско-германского сотрудничества, то здесь в первую очередь следует отметить запланированные меры по подготовке на основе немецкого опыта республиканской программы обращения с коммунальными отходами, создание СП по модернизации и тепловой реабилитации зданий жилищного фонда, производству материалов для этих целей. Возможно, что уже в ближайшее время будет создано СП для оказания консультационных услуг, обучения и стажировки специалистов строительной сферы, в том числе и по вопросам внедрения систем качества по европейским стандартам. Не за горами и появление лизинговых фирм и СП по производству опалубок и т.д.

О порядке создания иностранных и совместных предприятий

Конечно, говоря о перспективах сотрудничества в области строительного бизнеса, нельзя не сказать, что для многих строительных организаций, и в первую очередь предприятий, выпускающих стройматериалы и изделия, единственная возможность выжить в сегодняшних условиях основывается на поиске инвестора. Речь идет о создании СП на базе существующих производственных мощностей. И многие руководители это понимают. Тем не менее понимание и желание не всегда реализуются, возможно, из-за неуверенности, которая в свою очередь замешана на незнании элементарных вещей.

Не случайно в ходе семинара его участники были ознакомлены с кратким содержанием тех основных положений, которые определяют порядок и правила образования СП и ИП. Об этом рассказала начальник юридического управления Минстройархитектуры Р. Грунтова.

Основа правового механизма иностранного инвестирования РБ содержится в законах "Об основах внешней экономической деятельности в РБ", "Об инвестиционной деятельности в РБ", "Об иностранных инвестициях на территории РБ" и других законодательных актах. И главным из них является "Закон об иностранных инвестициях на территории РБ", новая редакция которого была принята в январе этого года.

Иностранные инвестиции, согласно этому закону, это вкладываемые иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующих субъектов РБ с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Последнее важно, поскольку не всегда результатами такого взаимодействия является чисто материальная сторона.

Объектами иностранных инвестиций могут быть любые предприятия и организации, занимающиеся не запрещенной законом деятельностью на территории РБ. В их число также входят здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц, акции, банковские вклады, страховые полисы и прочие ценные бумаги, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности и иное имущество, включая права на пользование землей и другими природными ресурсами.

Субъектами, т.е. инвесторами, на территории РБ могут быть иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические и физические лица, граждане Беларуси, постоянно проживающие за ее пределами.

Иностранные инвестиции осуществляются следующим образом. Это долевое участие при создании СП, создание ИП, приобретение предприятий, зданий и сооружений, акций и прочих ценных бумаг, приобретение прав пользования землей и другими природными ресурсами, а также имущественных прав.

Предприятия, которые создаются с иностранными инвестициями, действуют в пределах действующего национального законодательства и соглашений, заключенных с государством инвестора. Предприятием с иностранными инвестициями признается то, в уставном фонде которого частично или полностью используется иностранный капитал. Оно может быть образовано или учреждено в результате приобретения иностранным инвестором доли в уставном капитале предприятия или приобретения его полностью.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью или иных хозяйственных форм. Решение о его создании принимается участниками самостоятельно. Если одним из учредителей СП является государственное предприятие или предприятие общественного объединения, то решение о создании СП принимается с согласия собственника имущества или уполномоченного органа. Так что в случае создания СП на базе предприятия Минстройархитектуры требуется разрешение этого министерства.

При создании акционерных обществ стороны руководствуются соответствующим законом. Такие общества определены в законе как юридические лица, созданные по соглашению между юридическими или физическими лицами путем объединения их имущества с целью осуществления совместной деятельности. При этом ставится условие, что при создании СП должно быть не менее двух участников. Общество создается и действует на основании устава. Взаимоотношения же между участниками и обязательства их друг перед другом определяются в договоре. Устав должен содержать следующие данные: цель деятельности; наименование; место нахождения; порядок образования уставного фонда, получения и распределения прибыли, создания органов управления, контроля и принятия решений в обществе; права и обязанности участников; порядок ликвидации и реорганизации общества.

Кроме того, законодательство требует разработки технико-экономических обоснований инвестиционных проектов. Есть постановление Кабинета министров, принятое в 1995 году, предусматривающее организацию обязательной экспертизы, которую проводит Комитет по инвестициям Минэкономики.

После подготовки соответствующих документов происходит регистрация. Предприятие с иностранными инвестициями подлежит государственной регистрации в Министерстве внешних экономических связей с согласия местного исполкома. Положение о регистрации было утверждено этим же министерством в 1996 году. Для регистрации нужно представить следующие документы: заявление учредителей о проведении регистрации, нотариально заверенные копии учредительных документов, для белорусских юридических лиц - решение уполномоченного органа (его согласие на создание СП), для иностранного инвестора - выписка из торгового реестра страны происхождения или иного доказательства юридического статуса. Для регистрации ИП требуется письменное заявление о регистрации иностранного инвестора, нотариально заверенная копия учредительных документов ИП в двух экземплярах, выписка из торгового реестра страны происхождения с нотариально заверенным переводом на белорусский или русский язык.

Уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня государственной регистрации, а по истечении второго года - в полном объеме. Уставный фонд должен быть объявлен в долларах США. Причем минимальный размер доли иностранного инвестора должен составлять не менее 20 тыс. долларов США (или эквивалентно этой сумме). Оценка неденежных вкладов подлежит экспертизе, которую осуществляет Мингосимущества. Если же во вновь создаваемом СП нет доли государственного имущества, экспертизу проводят субъекты хозяйствования, имеющие лицензию.

Предприятия с иностранными инвестициями могут осуществлять любой вид деятельности, который не запрещен в РБ. Если же предполагаемая деятельность подлежит лицензированию, то нужно получить соответствующую лицензию.

Для предприятий с иностранными инвестициями предусматриваются существенные льготы. Если доля иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия составляет более 30%, а вся выручка предприятия образуется за счет реализации услуг и продукции собственного производства, то оно освобождается от налога на прибыль в течение трех лет с момента объявления прибыли, включая первый прибыльный год.

Освобождаются от таможенной пошлины имущество и сырье, которые ввозятся на территорию РБ иностранным участником для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями. Такая же льгота распространяется на личное имущество иностранных работников данных предприятий.

В целом правовой режим иностранных инвестиций на территории РБ и условия деятельности иностранных инвесторов и предприятий, организованных с их участием, не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц РБ. Если законодательные акты РБ, принятые после регистрации предприятия с иностранными инвестициями, ухудшают условия для деятельности иностранных инвесторов (на них возлагаются дополнительные обязанности, увеличиваются какие-то платежи и т.д.), то в течение пяти лет к этим инвесторам должно применяться законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия. Это достаточно важное условие и особенно для предприятий, которые собираются развиваться.

РБ гарантирует законность прав и интересов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции, в частности, не могут быть национализированы, принудительно куплены, изъяты или подвергнуты другим действиям, лишающим инвестора его права собственности. Вмешательство со стороны государства в хозяйственную деятельность предприятия с иностранными инвестициями госорганов или должностных лиц не допускается. Исключением является осуществление органами государственного управления обязанностей по контролю и надзору за деятельностью предприятия.

И последнее. После уплаты налогов и сборов иностранным инвестором в отношении принадлежащих ему доходов последние используются самостоятельно предприятием. Это основные положения образования предприятий с иностранными инвестициями и порядка осуществления ими деятельности. Желающим же создать подобное предприятие Минстройархитектуры оказывает консультационную и юридическую поддержку.

Инвестиционные проекты и предложения о сотрудничестве

Как уже было сказано, на семинаре прозвучали информация о некоторых инвестиционных проектах и предложения возможного сотрудничества как для иностранных, так и отечественных инвесторов.

Так, на Новолукомльском заводе керамзитового гравия в настоящее время рассматривается вопрос о создании белорусско-норвежского, а возможно, белорусско-шведского совместного предприятия. Речь идет о внедрении новых технологий по производству стеновых материалов с использованием керамзитового гравия, которые будут соответствовать европейским стандартам. Именно такие материалы широко производятся и применяются в последнее время в Европе, в частности в Скандинавии.

Здесь подразумевается использование так называемого крупнопористого керамзитобетона, что позволяет экономить тепло на отопление задний и расход цемента при строительстве. Так, по климатическим условиям Германии, схожим с нашими, необходимая толщина стен из такого материала 36,5 см. В данном случае стены из этого материала выполняют лишь ограждающие функции. Устойчивость же обеспечивается несущим каркасом. Это путь, по которому развивается строительная индустрия в Европе.

По мнению инициаторов проекта, новые керамзитобетонные блоки могут составить серьезную конкуренцию ячеистому бетону завода "Забудова". Керамзитобетон имеет объемный вес 500 кг/м 3 и такие же теплотехнические и прочностные характеристики. Однако по морозостойкости керамзитобетон имеет 50 циклов, тогда как ячеистый - 25. Привлекает и цена: ячеистый бетон стоит 42 доллара за кубометр, а ориентировочная цена нового керамзитового блока - 20 долларов. Комплект же оборудования для новой технологической линии стоит приблизительно 5 млн немецких марок. Так что Новолукомльскому заводу нужны инвестиции.

Объединение "Промтехмонтаж" в свою очередь предложило сотрудничество несколько иного характера. Так получилось, что оно оказалось в границах Минской СЭЗ. То есть на территории СЭЗ объединение имеет землю, здания и сооружения, оборудованные необходимыми инженерными коммуникациями. Поэтому директор "Промтехмонтажа" обратился к немецкой стороне с предложением о создании совместных производств на их базе, т.е. в свободной экономической зоне. Также будут рассмотрены и предложения о сотрудничестве от белорусских коллег.

К сказанному добавим, что объединение весьма известно в республике. На сегодняшний день это 18 работающих управлений и два завода, где производится до 5 тыс. т строительных конструкций и различных резервуаров емкостью до 1 тыс. м 3. Причем для производства последних создано и уже работает СП.

А вот Белорусский союз консультантов "БелСоюзКонсалт" готов оказать помощь строительным организациям и предприятиям при создании совместных предприятий и разработке инвестиционных проектов.

Причем, по мнению дирекции этого союза, несмотря на то что Беларусь, судя по результатам исследования, проводимого по заказу ООН, находится где-то на 170-м месте по международной классификации в части благоприятности инвестиционного климата, реальные жизненные примеры показывают, что даже в этих условиях можно работать весьма успешно. А то, что происходит сейчас с курсом доллара, - явление все же временное. Что ж, возможно, так оно и будет.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость