Дайджест
"Советская Белоруссия" (№249-250 от 22 сентября 1998 г.) на 4-й странице разместила статью "Жилищно-строительные кооперативы как зеркало нашей бесхозяйственности". В ней говорится, что "жилищно-строительные кооперативы, или, как их принято называть сокращенно, ЖСК, составляют значительную часть жилищного фонда республики. Основным документом, которым регулируется деятельность кооперативов, является "Примерный устав ЖСК". Согласно этому документу, высшим органом управления является общее собрание членов ЖСК, а руководящим органом - правление во главе с председателем, избираемым на собраниях. По замыслу творцов устава, такая система общественного управления олицетворяла высшую форму демократии и народовластия. Но так ли это?".
24 сентября "Советская Белоруссия" (№252) на 1-й странице в статье "Зима в домах обязательно будет теплой" информирует читателей о том, что "за коммунальные услуги сегодня граждане платят лишь 37,5% их фактической стоимости. Остальное лежит на плечах промышленных предприятий, организаций, учреждений и госбюджета. Потому эти затраты "сидят" в цене товаров и услуг и в конечном итоге все равно оплачиваются населением при их покупке, снижают прибыль экспортных продаж.
Уже несколько лет правительство пытается уйти от подобной практики перекрестного субсидирования. С этой целью даже ввели адресную поддержку семей, в бюджете которых оплата коммунальных услуг достигает 15%. Однако эффект невелик".
"Республика" (№234-235 от 23 сентября 1998 г.) на 6-й странице публикует статью "Дом, который построили... завтра". В ней сообщается о том, как "в 1990 году Белорусский научно-исследовательский институт защиты растений (БелНИИЗР) заключил договор на совместное строительство 12-квартирного жилого дома в деревне Прилуки Минского района с РСУ-1 Миноблремстройтреста. Квартиры были распределены поровну: шесть - НИИ, столько же - РСУ. Дом предполагалось сдать в эксплуатацию в четвертом квартале того же года. Но тут пришло другое время. Деньги закончились. Энтузиазм - тоже. Строительство забуксовало.
И все-таки через три года люди получили ордера на "благоустроенные квартиры". Оркестр сыграл туш. Новоселы веселились. Вернее, хотели. Значащееся в ордерах как благоустроенное, жилье оказалось, мягко говоря, недоделанным".
В "Республике" (№236 от 25 сентября 1998 г.) опубликованы материалы доклада премьер-министра С. С. Линга, сделанного на заседании Совета Министров 22 сентября 1998 года.
"Вечерний Минск" (№182 от 22 сентября 1998 г.) в статье "Выиграть тендер - это лишь полдела" рассказывает о том, что СУ-34 стройтреста №7 выиграло тендер на строительство необычных экспериментальных домов нового поколения.
"Возводятся они на основе так называемого безригельного каркаса, внутри нет несущих стен. По новой технологии в них делается жесткий диск перекрытия за счет применения самонапрягающего бетона и высокопрочной арматуры. Отсюда немалая экономия материалов и возможность свободной, в соответствии с пожеланием заказчика, планировки квартир.
И они получаются сугубо европейского плана, в них максимум комфорта и уюта, по-новому решены вопросы регулирования теплоотдачи нагревательных приборов, устанавливаются счетчики холодной и горячей воды. Кстати, однокомнатная квартира может быть площадью порядка сорока пяти квадратных метров".
"Белорусский рынок" (№37 от 21-27 октября 1998 г.) на 9-й странице поместил статью "Снижение стоимости жилья становится реальным".
Перед намеченным расширением масштабов проведения местных жилищных займов в Беларуси в Мингорсовете началось обсуждение предварительных итогов минского займа, которые показали, что его организаторам удалось достичь поставленной цели - строить жилье быстро и дешево без использования бюджетных средств.
Итоги были рассмотрены на состоявшемся после двухлетнего перерыва заседании Контрольно-экспертного совета минских облигационных займов, прошедшем под председательством заместителя председателя Мингорсовета Владимира Карягина.
Потребность в обсуждении возникла по двум причинам. Во-первых, следовало внести некоторые изменения в порядок проведения займа, вызванные необходимостью строить в жилых домах объекты социально-бытового назначения, что не было предусмотрено нормативной базой первого займа. Во-вторых, Мингорсовет начал готовиться к новому займу, который намного превышает по размерам первый. За счет средств второго займа предусматривается построить около 2000 квартир общей площадью более 120 000 м2, что в три раза больше, чем в первом жилищном займе.
"Белорусская деловая газета" (№16 от 24 сентября 1998 г.) на 12-й странице опубликовала статью, в которой речь идет о проблемах продажи белорусских троллейбусов.
"Вряд ли кто-нибудь из российских или белорусских экспертов, изучающих истоки и последствия финансового кризиса в Российской Федерации, отважится сегодня делать прогнозы о его глубине и длительности. И пока белорусские предприятия, работающие на этом рынке, вынуждены корректировать свои производственные планы. Среди них - минское ПО "Белкоммуншмаш".
В соответствии с достигнутыми этим предприятием и московскими властями в августе текущего года договоренностями стороны в сентябре должны были более детально обсудить условия и сроки поставок 100 белорусских троллейбусов для российской столицы в 1999 году (общий объем предполагаемого контракта, если исходить из отпускной стоимости одного троллейбуса, составил бы $10-14 млн). Однако до сих пор предложение о переговорах от московского руководства в Минск не поступило".
Российская "Строительная газета" (№13 от 18 сентября 1998 г.) на 2-й странице публикует материал о международной конференции "Подземный город: геотехнологии и архитектура".
Организовали ее Тоннельная ассоциация России и Российский национальный комитет по механике грунтов и фундаментостроению при поддержке Международной тоннельной ассоциации и Международного комитета по механике грунтов и геотехническому строительству.
"Современный город сегодня растет не только вширь и ввысь. Все большее значение для крупных городов-мегаполисов приобретает использование подземного пространства. Дефицит городских территорий, постоянный рост населения, скопление транспортных средств на улицах, недостаточное развитие городской инфраструктуры требуют активного использования подземного пространства для размещения транспортных и инженерных систем, объектов торговли и бытового обслуживания, складов и автостоянок".
На 4-й странице управляющий Центром по защите экономических интересов, финансовой и экономической работе АО "Россевзапстрой" Анатолий Волосатов пытается ответить на вопрос "Почему бездействует механизм ипотечного кредитования".
"Мы-то с долларом не связаны. Но именно из-за него подскочили цены на стройматериалы (как и цены на обычные товары во всех магазинах). Значит, строительство теперь будет стоить дороже. А что такое сегодня лишняя стоимость? Это - реальная потеря объемов работ. Потому что у заказчика и так денег мало. А если все подорожает, дело будет совсем худо. Кстати, и для массового развития ипотечного кредитования очень важное значение имеет снижение стоимости жилья. Иначе ипотека не пойдет.
Но мне хотелось бы остановиться прежде всего на состоянии расчетов за выполненные работы. Проблема возникла не сегодня. Правда, мы все еще лелеяли надежду, что вот-вот не сегодня-завтра положение будет улучшаться. Какое там! Теперь уже и надежды не осталось".
На 9-й странице рассказывается о том, что "в Москве по инициативе Федерального лицензионного центра при Минземстрое России (ФЛЦ) состоялось всероссийское совещание руководителей органов лицензирования строительной деятельности. Темой совещания стал поиск путей реализации приказа министерства №47 от 14 августа 1998 года. В нем предусмотрено создание единой вертикальной схемы управления системой лицензирования с подчинением ее ФЛЦ".
В приложении "Панорама цен" рассказывается о создании сметно-нормативной базы в Москве и Санкт-Петербурге. Речь об обновлении ее идет давно. "Рыночная практика настоятельно требует оптимизировать затраты на строительство, реконструкцию объектов, сделать их обоснованными и объективными, что позволит добиться очень важного - ресурсосбережения.
В феврале этого года Госстрой Российской Федерации своим постановлением за №18-15 возложил в основном обязанности по разработке территориальных расценок с учетом нынешнего уровня цен на региональные и специализированные центры по ценообразованию в строительстве. Многие из них активно занялись этим делом. Однако подходы к созданию новых норм различны".
Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 1998 год в рубрике новости