Генплан города — это сотни объектов
Выступление вице-президента Белорусской архитектурной академии заслуженного архитектора РБ Ю. В. Шпита, прозвучавшее 28 августа на конференции "Архитектура Новополоцка: вчера, сегодня, завтра"
Так случилось, что с 1964 г. я оказался неразрывно связан с решением вопросов развития Новополоцка. Пионерный проект застройки первого микрорайона по сути еще не был генпланом города. Вся городская застройка включала только одно предприятие - НПЗ - и только его поселок. Тогда весь этот комплекс рассматривался нами как одно промышленно-селитебное образование. Однако впоследствии жизнь круто изменила существовавшее положение.
Появились новые крупные предприятия градообразующего значения, которые все в большей степени тяготели к НПЗ. Обладая значительной инженерно-технической инфраструктурой, сети коммуникаций НПЗ привлекали мощные предприятия союзного значения. Не успели мы закончить работу над первым микрорайоном, а перед нами уже стояла задача дальнейшего развития города. Уже в той или иной степени были определены перспективы, учтены на республиканском уровне и отраслевые заявки, и возможности территории (последнее позволяло ответить на вопрос, сколько и чего можно на данной территории разместить).
Мы работали над генпланом города, отдавая себе отчет в том, что рано или поздно развитие города возобновится и будет возобновляться еще не раз - об этом нам напоминал и опыт развития других молодых городов, обладающих мощной градостроительной базой. Сегодня нет никаких оснований заявлять, что реализацией всего того, что мы видим на демонстрируемом макете (см. фото на с. 8 предыдущего номера. - С. З.), завершится новополоцкая застройка. Нет, сегодня территория, на которой расположены города Полоцк и Новополоцк, должна рассматриваться как единое промышленно-селитебное образование.
Когда создавался этот генплан, представители всех городских служб прекрасно понимали, в каких жестких рамках действовали проектировщики. С одной стороны, появилась угроза экологического загрязнения. С другой - ограничилась территория. С третьей - ограничилась строительная база. Было ясно, что быстрое выполнение такого объема жилищно-строительных работ возможно лишь с привлечением крупнопанельной технологии. Но имевшиеся тогда в нашем распоряжении серии 1-335 и 1-464 никак не могли способствовать формированию того облика города, который виделся нам, который мы воссоздавали в своих проектах.
Стоял вопрос создания планировочной структуры и увязывания ее с возможностями строительной базы, инженерных сетей и коммуникаций, а также с теми зонами загрязнения, возникновение которых было связано с дальнейшим развитием промышленных монстров, например БВК.
Конечной целью, достичь которой, помимо всего прочего, предстояло в сжатые сроки, было обеспечение граждан жильем. Учитывая близость гиганта большой химии, мы по возможности старались и обеспечить выходы из микрорайонов к реке, и расчленить жилмассивы вкраплениями зеленых массивов, соединяющих прибрежную зону с лесом. С одной стороны, мы испытывали нехватку территории для жилищного строительства, с другой - старались не допустить чрезмерного уплотнения застройки. Примером более или менее успешного применения современных планировочных решений (разрежение застройки плюс выход к реке) может считаться 7-й микрорайон.
Сегодня мы, непрерывно обновляя проектную документацию, не должны игнорировать того, что сделали наши предшественники. Да, специфика нашего ремесла обязывает нас постоянно смотреть в будущее. Но, с другой стороны, должно быть реализовано все нереализованное ранее. Должен появиться новый мостовой переход, должна осваиваться территория на противоположном берегу Западной Двины, что напротив существующего центра - там также планируется развернуть жилищное строительство. Хотим мы или не хотим, рано или поздно вновь оживут замершие на сегодняшний день производственные мощности. Они должны быть связаны и с Полоцком.
Жизнь сложна и разнообразна, она постоянно вносит свои коррективы в наши планы, кстати, независимо от числа центров, запланированных в том или ином регионе. Центр Полоцка давно сложился и исторически закрепился; он уже никуда не денется - типичный компактный городской центр. Центр же Новополоцка более распылен. Предполагалось, что на больших открытых пространствах его будут блочно расположены общественные здания и сооружения, обслуживающие город. Но есть еще одно соображение: линейная структура города, вытянутого вдоль главной магистрали, требует регулярного внесения определенного разнообразия, и растянутость центра и дает ощущение того, что магистраль живет, благо общественный транспорт курсирует достаточно ритмично.
К сожалению, в свое время нам не удалось успешно противостоять размещению на части городской территории, также предназначенной для жилищного строительства, корпусов ПО "Измеритель", которое сейчас, не будучи загруженным на полную мощность, стоит перед перспективой частичного или полного перепрофилирования.
Новополоцк в самое ближайшее время столкнется с проблемой нехватки территории. Вопрос первый: основываясь на каких принципах следует вести дальнейшую разработку его генплана? Не дай Бог, возобладавшие в ряде районов малоэтажной индивидуальной жилой застройки уродливые принципы каким-то образом станут свойственны жилым районам, застраиваемым КПД. Сегодня одной из проблем города является проблема совершенствования крупнопанельного домостроения. В свое время для того, чтобы добиться внедрения новой серии с индексом "Н", пришлось перепривязать около 50 жилых секций, волевым решением заставить заказчика заплатить за корректировку серии и ударными темпами разработать упомянутую серию. В конечном счете это давало возможность добиться определенного улучшения как планировки квартир, так и внешнего вида фасадов. Однако остальные качественные показатели, например теплопроводность как ограждающих конструкций, так и заполнений оконных проемов, остались на прежнем уровне. При всем моем уважении к строителям вынужден констатировать, что здесь еще непочатый край работы.
Руководство города обязательно должно планировать на ближайшую перспективу жилищную застройку противоположного берега Западной Двины. При этом необходимо решать вопросы, касающиеся инженерных сетей, выноса узкоколейки и, разумеется, строительства нового мостового перехода. Необходимо совещаться со всеми предприятиями города.
И это будет знаменовать не столько завершение этапа линейного развития города, сколько подход к объединению двух городов с точки зрения их взаимного тяготения.
Важно, критически относясь к опыту предшественников - и архитекторов, и строителей, - не отказываться от этого наследия стопроцентно, а заимствовать все наиболее ценное. Избегать замкнутости, келейности, решать все вопросы коллегиально. (Но при этом стараться избегать беспочвенных фантазий, которые, не будучи подтверждаемы ни теорией, ни практикой, при столкновении с реальностью нередко порождают халтуру.)
Важно, чтобы один и тот же специалист возглавлял городское проектное подразделение и являлся главным архитектором города - тем ответственнее и квалифицированнее будут принимаемые им решения. Для того чтобы в иных случаях ни под каким предлогом не ставить свою подпись под негодным градостроительным решением, нужна определенная смелость. Но верное направление дальнейшего развития региона оправдывает этот риск.
Генплан города - это не отдельный объект, а сотни объектов. Если, проектируя тот или иной объект, автор его может отдать дань каким-то своим творческим амбициям, то при разработке общегородского генплана необходимо учитывать особенности функционирования каждого из них. Таким образом, градостроитель обязан быть сведущим и в вопросах, порой далеких от имеющих отношение к его специальности. Залогом его успеха является самое тесное взаимодействие как с коллегами-архитекторами - авторами проектов, так и со всеми теми, кому впоследствии приходится возведенные по этим проектам объекты эксплуатировать.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 1998 год в рубрике новости