Еще раз о качестве строительства
В статье "Независимый технический надзор. Семь бед - один ответ?" ("СБ" за 30.06.1998 г.) был затронут очень важный вопрос: проблемы качества строительства. Разрез, в котором рассматривался этот вопрос, выводит его за рамки чисто строительной отрасли и компетенции ее специалистов. А так как автор публикации обратился к читателям с просьбой высказать свое мнение по проблеме, я как практикующий маркетолог не могу не поделиться своими соображениями.
В указанной статье внимание читателей акцентировалось на организации технического надзора, его особой роли в системе обеспечения качества строительства на всех его стадиях - от технико-экономического обоснования проекта до приемочного контроля объекта. По мнению председателя Комитета по надзору за ведением работ в строительстве В. В. Сыса, усилению функций технического надзора могло бы способствовать создание института независимого технического надзора в строительной отрасли республики. Роль организационно независимых служб надзора в период становления такого института могли бы выполнять на первых порах выделившиеся аналогичные отделы УКСов и вновь созданные самоокупаемые подразделения. Автор же указанной статьи М. Круль выразил свои сомнения по поводу "западного пути", ссылаясь на интересы заказчика: "Если заказчик, в конечном счете, оплачивает работы, он прежде всего заинтересован в нормальном их качестве, ему не нужен "дядя со стороны". Круль предлагает накатанный еще со времен административной экономики способ решения всех проблем: усилить экономическую и юридическую ответственность заказчика за принятый брак. Нелогично получается - с одной стороны, "заказчик сам заинтересован", с другой - " прижать его к ногтю".
По моему мнению, проблема - в непонимании современного назначения технического надзора. Это не только контроль качества. Контроль - всего лишь одна из функций технического надзора. Общества технического надзора во всем цивилизованном мире прежде всего играют роль проводников законов и норм, регулирующих поведение и ответственность участников строительного рынка, а значит, выступают арбитром в спорных ситуациях. В этом контексте эпитет "независимый" касается только независимости от мнений заказчика и подрядчика, а не от стандартов и законов, строительных норм и правил.
Поражает сложность организации и разветвленность системы технического надзора за строительством в Германии. Эта сложность не имеет ничего общего с запутанностью, напротив, восхищает стройность и слаженность всех частей, функционирующих подобно часовому механизму. Потому что в основе лежит непреложность и точность законов. Структура соподчиненности и взаимозависимости законодательных актов составляет как бы контур, внутри которого и осуществляется деятельность обществ технического надзора, поэтому от лица (организации), осуществляющего технический надзор требуется, помимо специальных технических знаний, прекрасное знание законодательных и нормативных актов.
О взаимоотношениях заказчика и подрядчика. На практике распространенным является мнение, что строительные фирмы-подрядчики несут ответственность за качество строительства в первую очередь. На деле строители привыкли выполнять требования заказчика и проектировщика, при этом требования последних доставляют подрядчикам много хлопот и сваливают на них почти всю ответственность. Но то, о чем не подумали, чего не предусмотрели заказчик и проектировщик, не могут исправить исполнители, даже если будут творить чудеса. Положение осложняется тем, что строительство "не работает" на принципах серийного производства в такой мере, как, скажем, промышленность. И тенденция эта все более проявляется в современных условиях. Происходит реализация все новых проектов, с новыми заказчиками (в том числе хозяйственно и юридически независимыми), проектировщиками, рабочими группами в различных местах, при постоянно меняющихся условиях работы, в том числе и погодных условиях. Справедливости ради отметим, что проблема эта для западных стран так же остра, как и для нас.
При возросших возможностях выбора (распространение новых материалов, технологий; расширение фирменной структуры рынка подрядных услуг) и все большей индивидуализации требований заказчика к проекту сегодня все явственнее проявление некомпетентности заказчика, часто в силу отсутствия у него соответствующих служб. Сегодня как никогда заказчик нуждается в компетентных рекомендациях на основе строгого анализа со стороны профессионалов. Наиболее логично видеть в качестве советника органы стройнадзора. Причем отсюда вытекает необходимость специализации органов технического надзора.
Указанное обстоятельство отчасти сказывается и на том, что у нас не срабатывает система тендерных торгов. Некомпетентность заказчика не позволяет ему точно и корректно сформулировать его требования к проекту (не будем ссылаться на проблему платежеспособности). Отчасти эту функцию сегодня вынужден брать на себя подрядчик, как правило, тот, который занимается специализированными видами строительных услуг, например кровельными работами, отделкой, перепланировкой. Предлагая технические решения, подрядчик исходит из своих знаний и опыта. Он находится под давлением конкурентной среды и необходимостью сохранить свою репутацию. Несмотря на то что основной риск ложится на подрядчика, у него мало шансов выиграть тендер, если критерием отбора является дешевизна материалов, конструкций, услуг.
Можно справедливо возразить, что подрядчик может исходить из стремления перестраховаться - предложить излишнюю прочность, например, конструкции, или излишние специфические свойства материалов, там, где этого не требуется. А материалы с излишними для данного проекта свойствами (например, долговечности, химической стойкости и т.д.) в действительности излишне удорожают проект, и в частности подрядные услуги, в силу затратного ценообразования. Разумеется, такие "позолоченные решения" не являются оптимальными.
Новая философия менеджмента качества, изложенная в международном стандарте ИСО серии 9000, пытается разрешить это противоречие. Согласно ей, при обеспечении качества цель состоит не в создании дополнительных издержек, а значит, удорожании продукции и сокращении гибкости производства, а прежде всего в улучшении экономической эффективности при сохранении интересов подрядной организации и одновременном удовлетворении запросов и ожиданий клиентов.
Менеджмент качества строительного проекта требует ясного распределения задач и компетентности, причем связанные с этим соглашения ни в коем случае не должны подмывать законы и контрактные правила. Все основные шаги должны быть проверены и документированы.
Вот здесь и проявляется особая роль, которую призвана сыграть независимая экспертиза. Не зависящая ни от заказчика, ни от подрядчика, ни от проектировщика, но действующая в интересах всех трех сторон и общества в целом. Ее задача - организация выполнения проекта и технический надзор. Эта независимость на правах компетенции должна сочетаться с экономической самостоятельностью организаций технического надзора, не просто самоокупаемостью, а более того - прибыльностью обществ технического надзора как формы организации общественно необходимого инженерного труда. Независимость предполагает также "невхождение" обществ технического надзора в структуру Минархстроя. Контроль и координация их деятельности со стороны министерства в лице Комитета по надзору за ведением работ в строительстве достаточно нашли бы свое выражение в подготовке правовой среды, аккредитации и выдаче лицензий, а также в организации учета жалоб и отчетов о дефектах и связанной с ним статистики, организации системы обучения и повышения квалификации кадров. Независимость обществ технического надзора предполагает, что отношения между этими организациями и любыми государственными ведомствами осуществляются на платной основе. Причем во всем мире принято, что при проведении строительных работ по государственному заказу роль технического надзора может выполнять как независимая частная организация (типа инженерного бюро), так и государственный орган. Одно другого не исключает.
Справедливым и рациональным представляется, что государственный технический надзор как наиболее авторитетный орган на своем уровне осуществляет следующие виды контроля: периодический (ему подвергаются строительные материалы, регламентные работы и кадры); систематический (регламентные работы, эталированные работы, объекты в целом) и комплексный контроль экспертов (как инжиниринговых фирм, так и частных лиц), проектов, лицензий, проводимый по итогам первых двух. Органы государственного технического надзора проходят сертификацию и аккредитацию на условиях, равных со всеми.
Разумеется, для формирования института независимого технического надзора необходима помощь государства. Традиционно во всех развитых странах инжиниринг как консультационные услуги высшего уровня больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства; особенно когда речь идет о инжиниринге проектов капитального строительства, где основная функция - оптимизация инвестиций. Однако, несмотря на то что во всем мире с каждым годом возрастает роль инженерных услуг, в строительной отрасли РБ инжиниринг не выделился еще в самостоятельную сферу хозяйственной деятельности. А ведь в силу своего транзитного географического положения и наличия квалифицированных инженерных кадров республика могла бы зарабатывать на этом деньги. Но опять же, главное условие для продажи технических услуг - независимость обществ технического надзора от участия в структурной политике отраслевого министерства: кто это захочет, чтобы в его монастырь лезли со своим уставом.
Восточные немцы, бывшие наши соседи по социалистическому лагерю, быстро это поняли. Специалисты отделения ТЮФа (Немецкое объединение обществ технического надзора) в Тюрингии предлагают на нашем рынке экспертные услуги по проверке расчетных и конструкторских документов не только в соответствии с немецкими стандартами, но и в соответствии с ГОСТами. В принципе это справедливо и правильно: каждый должен предлагать на рынке то, что он хорошо умеет делать, и то, на что есть спрос. Если читателям интересно, то работы по экспертизе начинаются уже на этапе планирования, проектирования и оформления разрешения на строительство объекта. Контроль со стороны ТЮФа продолжается в ходе наблюдения за строительством и монтажом, вплоть до конечной приемки и переходит потом в периодические проверки при эксплуатации объекта. В отношении действующих объектов также осуществляется техническая экспертиза, с учетом аспектов экономичности и экологичности. Последнее особенно важно, если учесть, насколько развита в Германии система страхования строительства и строительных объектов.
И еще один аспект деятельности обществ технического надзора хотелось бы отметить: помощь в обучении и повышении квалификации как представителей заказчика, так и подрядчика. Так, в уже упомянутое объединение ТЮФ-Тюрингия отдельным юридическим лицом входит Академия ТЮФ-Альтенштайн. Техническая академия Альтенштайн оказывает услуги по обучению и повышению квалификации как в технико-хозяйственной области, так и в области охраны труда, менеджмента и экологии, то есть тех дисциплин, знание которых необходимо сегодня для обеспечения качества.
Существование технического надзора в качестве независимого арбитра позволяет участникам проекта сотрудничать в качестве деловых партнеров. Для сотрудников же наибольшая польза состоит в самопроверке вместо проверки со стороны других. Как? Очень просто - они знакомятся с современными техническими приемами, связанными с обеспечением качества, и вместо давлений и нареканий проходят обучение. Задача, таким образом, сводится не к формированию жесткой схемы контроля и перепроверке контролеров, а к определению четких областей ответственности с пространством для принятия решений, для собственной инициативы и ответственности каждого исполнителя. ISO 9004 определяет такой менеджмент как постоянно повторяемую программу оздоровления для всех сотрудников предприятия.
Светлана ГЛАЗКОВА, менеджер по маркетингу специализированной строительной фирмы "Битумные технологии"
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 1998 год в рубрике качество