Сертификация плюс ответственность




Два важные мероприятия, организованные Минстройархитектуры, - семинар по качеству в Солигорске и недавнее заседание коллегии - подвели, можно сказать, итоговую черту первого этапа работы министерства по созданию системы контроля за качеством в строительстве.

Увиденное на cеминаре (см. "Секрет коллектива единомышленников" в №32 "СиН") позволило руководству министерства и представителям правительства окончательно убедиться в том, что качество работы любой строительной организации целиком зависит от его руководящего звена. Отсюда ряд законодательных мер, которые уже приняты и еще будут приняты в отношении усиления ответственности руководителей, а в дальнейшем и рядовых исполнителей за выполнение требований, предъявляемых к качеству строительной продукции. Причем качество работы должно обеспечиваться в комплексе всеми участниками инвестиционного процесса - от заказчиков до работников технадзора, осуществляющих контроль за строительством и приемку объекта.

Так, начиная с июля 1999 года, технадзор будет вестись только аттестованными специалистами. Судя по данным Комитета государственного контроля в строительстве, из прошедших в нынешнем году переподготовку при БГПА (половина - дорожников, половина - специалистов общестроительных специальностей) только 20% работников технадзора удовлетворяют нужным требованиям. "Остальные еле-еле тянут на троечку. Хотя есть и те, которые вовсе не сдают экзамены."

С добровольной - в обязательную

Ознакомившись с опытом работы четвертого строительного треста (ныне ОАО "Солигорскпромстрой"), с особенностями организации труда в этом объединении и его конкретными объектами, руководство министерства подвело наконец черту и под проблемой качества самих строительных материалов. Таким образом, вторая часть законодательных мероприятий, о которых шла речь на заседании коллегии, предусматривает введение обязательной (не добровольной!) сертификации на целый ряд строительных материалов и изделий (подробно в предыдущем номере "СиН").

Необходимость принятия более жестких решений продиктовано и результатами проверок, проведенными территориальными органами Госстандарта в нынешнем году на предприятиях строительной отрасли. За семь месяцев этого года было выборочно проверено 87 предприятий Минстройархитектуры. Из чего можно сделать вывод о том, что качество строительных материалов и конструкций остается по-прежнему низким. Несоблюдение требований Госстандарта было зафиксировано на более чем 60% предприятий.

Выявлены серьезные нарушения на предприятиях, выпускающих железобетонные изделия и конструкции. Потребителям поставлялись конструкции с несоблюдением геометрических размеров, с грубыми отступлениями при креплении арматурных каркасов, монтажных петель и т.д. Из-за этих и прочих нарушений не обеспечивается совместимость конструкций при монтаже, увеличиваются трудозатраты и расход материалов. И как следствие - растет стоимость строительства, не обеспечивается безопасная страховка изделий, увеличивается коррозия металла, падает прочность конструкций.

Продолжает оставаться низким качество бортовых камней, кирпича, камней керамических, причем как по внешнему виду, так и по внутреннему составу. Многочисленные нарушения были выявлены при проверке изделий из древесины. Это самая сложная позиция, которая вызывает наибольшее число нареканий среди потребителей.

Что касается причин недоброкачественности выпускаемой продукции, то в этом смысле никаких новых выводов службами Госстандарта не было сделано. Как и прежде, причинами являются неудовлетворительное состояние оборудования и инструментов, отсутствие должного контроля за соблюдением техпроцессов, режимов сушки и хранения и т.д.

Кроме перечисленных результатов, в ходе проверок были выявлены и факты отгрузки потребителям нестандартной продукции - за семь месяцев этого года на сумму свыше 13 млрд рублей. Нарушителям были предъявлены штрафные санкции на три с половиной миллиарда рублей. Более чем сто раз возвращалась продукция в полном объеме выпуска из-за ее несоответствия требованиям нормативной документации и неудовлетворительного состояния производства.

Адресовано субъектам и руководителям

Анализируя ситуацию, председатель Госстандарта остановился на некоторых главных законодательных актах (в том числе и только что принятых) по повышению качества и конкурентоспособности продукции. Главным из них является Указ Президента РБ №268 "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства и об усилении ответственности изготовителей и поставщиков за качество продукции". Согласно этому документу, в случаях несоответствия продукции действующим требованиям органы государственного надзора вправе предъявить виновному субъекту хозяйствования штрафы в размере до 100% стоимости продукции, если продукция, подлежащая обязательной сертификации, не имеет сертификата. И до 200% стоимости, если повторно появляются нарушения требований сертификации. Впервые введено положение об отзыве поставщиков недоброкачественной продукции и сокращения их по предписанию органов госнадзора. И второе: субъекты, неоднократно нарушившие законодательство в области качества, лишаются лицензии на право хозяйственной деятельности.

В соответствии с упомянутым Указом Президента выпущено два новых постановления Совета Министров. Первое (от 20 августа 1998 года) предусматривает внесение изменений в ранее принятые нормативные и увеличение штрафных санкций за поставку нестандартной продукции от 20 до 25% от стоимости некачественной продукции либо некомплектного товара. Также внесено изменение в постановление о заключении контрактов с руководителями предприятий. Последнее дополнено положением о необходимости при заключении контрактов предусматривать ответственность руководителя за выпуск и реализацию нестандартной продукции.

Что касается второго постановления Совета Министров (от 1 сентября 1998 года), то оно регулирует правоотношения, возникающие в процессе осуществлении государственного надзора по выполнению требований стандарта.

Начать с системы качества

Безусловно, перестроиться в столь короткие сроки (введение обязательной сертификации на обширный перечень строительных материалов) для отечественных предприятий очень сложно. С одной стороны - поджимают экономические и финансовые проблемы, с другой - время, которое для многих безвозвратно упущено. И тем, кто не имеет никаких внутренних резервов для перестройки на качественную работу, придется либо перепрофилироваться, либо искать помощи извне.

Надеяться же на то, что новые нормативные акты останутся, как это было раньше, на декларативном уровне, вряд ли стоит. Позиция правительства на сей раз будет жесткой. Об этом, в частности, заявил на заседании коллегии заместитель премьер-министра РБ Геннадий Новицкий.

Поэтому уже сегодня, не откладывая в долгий ящик и не надеясь на снисходительность правительства и родного министерства, предприятиям следует начать работу по подготовке к обязательной сертификации продукции. Для этого на первом этапе следует создать систему качества, как это сделано в ОАО "Солигорскпромстрой". В свою очередь Госстандарт готов оказать консультационную и методическую помощь по развитию систем качества в строительной отрасли. При его участии сегодня в республике 11 предприятий сертифицированы в национальной системе качества, 8 - в международной и около 60 предприятий находятся на стадии завершения подготовки сертификации системы.

И первым шагом может стать обеспечение предприятий строительной отрасли всеми необходимыми нормативными документами по стандартизации. И, что немаловажно, в ближайшее время начнет функционировать в Беларуси Европейский центр информации, к которому подключены все государства СНГ и который будет работать в общей сети европейских стандартов и документов. Так что желающие подключиться к этой сети могут подавать заявки в Госстандарт РБ.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ,фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость