Человек не должен теряться среди зданий
Доклад заслуженного архитектора РБ Я. Л. Линевича "Функционально-планировочная организация селитебных территорий первого генплана Новополоцка", сделанный им 28 августа на конференции "Архитектура Новополоцка: вчера, сегодня, завтра"
15 лет назад я был вызван в Комитет народного контроля БССР, где мне было предложено сделать экспертное заключение о правильности размещения Новополоцка. Следует сказать, что в это время возраст города, набравшего определенный темп развития, уже перевалил за четвертьвековую отметку. Еще глубже, чем в 1958 г., когда я, окончив архитектурный факультет, вошел в состав коллектива архитекторов Витебского филиала Белгоспроекта, мне пришлось изучить материалы, на основе которых специалистами проектного института "Ленгипрогаз" проектировался и нефтеперерабатывающий завод, и поселок при нем.
Тогда одним из ключевых положений, предрешивших выбор и утверждение места, была возможность пешеходного доступа на завод из жилого массива. Однако поселок - будущий город Новополоцк - не мог не расти, и было ясно, что большинство его жителей в конечном итоге не смогут дважды в день перемещаться пешком на такие расстояния, да еще при любой погоде.
Структура поселка, предложенная ленинградцами, представляла собой простую разбивку жилмассива на кварталы; собственно, ничего иного проектировщики промпредприятий предложить не могли. Поскольку основой для нормальной жилищной и соцкультбытзастройки такой генплан служить не мог, Витебскому филиалу Белгоспроекта было поручено разработать приемлемый вариант.
Разумеется, та организация территории, которая сегодня представлена на макете и существует в натуре, не могла быть осуществлена на базе квартальной системы. Перед нами стояла задача создания микрорайонов как социальных единиц, определенным образом организующих жизнь горожан. Каждый микрорайон решался как межмагистральная территория, на которой размещалась группа жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, комплексов торговли и коммунально-бытового обслуживания, а также зеленые насаждения. Вот такие социальные единицы и стали основой генплана, разработанного нашим творческим коллективом.
Уже строился нефтеперегонный завод - необходимо было незамедлительно приступать к строительству жилья. Работа над первым из семи существующих микрорайонов по времени совпала с Первым всесоюзным совещанием по градостроительству, состоявшемся в Москве. Поэтому Госстроем СССР была замечена работа нашего коллектива. По поводу демонстрации в Москве подготовленных в ходе проектирования материалов было высказано следующее мнение: это основа прогрессивных градостроительных решений.
В 1964 г. коллектив под руководством В. П. Чернышева разработал новый генплан города. За основу генплана была взята линейная структура. При этом продолжалась разработка замысла, в соответствии с которым Полоцк и Новополоцк рассматривались как единое целое с общим городским центром, расположенным на свободной территории между ними.
Я давно не был в Новополоцке, и увиденное сегодня укрепило мою уверенность в том, что генплан города развивается в намеченном направлении. Однако не могла не обратить на себя внимание некоторая запущенность городской территории, особенно в отношении благоустройства. (Например, вдоль линии скоростного трамвая.) Хотелось бы, чтобы приведение в порядок жилой застройки сочеталось с видоизменением облика микрорайонной среды.
В настоящее время в Минске осуществляется программа модернизации 500 внутриквартальных территорий с учетом роста транспортных проблем. В свое время мы проектировали микрорайоны с узкими проездами - фактически пешеходными проходами. Поэтому сегодня, когда личный автотранспорт, численность которого продолжает расти, паркуется где угодно, и стоит задача увеличения вместимости существующих на внутриквартальных территориях автостоянок. В течение прошлого года была завершена работа уже над 100 территориями. Рано или поздно задачи, решать которые сегодня приходится в более крупных центрах, встанут и перед властями таких городов, как Солигорск и Новополоцк.
Не совсем сбалансированной представляется колористика города. Пожалуй, не стоит увлекаться холодными - синими и зелеными - тонами при отделке фасадов домов североевропейских городов. Новополоцк может по праву считаться одним из таких городов. При этом здесь в синий цвет часто бывают окрашены балконы, а порой даже и столярка! Это неархитектонично. Применять синий цвет, разумеется, можно, но в разумном сочетании с целой гаммой других расцветок. Об этом следует помнить при планировании ремонта и реконструкции зданий города.
Для того, чтобы задачу благоустройства территории Новополоцка не взваливать исключительно на городской бюджет, отдельные фрагменты этой задачи могут быть распределены между фирмами, арендующими здания Новополоцка, помещения в них, а также участки городской территории для строительства своих зданий. Постепенно, начиная с центральной части города, таким образом можно, например, полностью избавиться от асфальтового покрытия, заменив его мощением.
К сожалению, разрешив в свое время остекление лоджий жилых домов, архитектурно-строительное и жилищно-коммунальное руководство республики не увидело, к какому изменению облика фасадов могут привести строительные инициативы граждан. Не соблюдались даже типовые решения остекления, рекомендованные ЖЭСам. Полагаю, что, несмотря на неизбежное удорожание квартир, решения эти должны закладываться в проекты.
Далее, мне кажется, что в дальнейшем следует избегать как застройки города большими многосекционными зданиями, так и повторяемости применяемых решений. Внутри больших замкнутых однородных пространств человек попросту теряется. Хотелось бы порекомендовать архитекторам Новополоцкого филиала Витебскгражданпроекта чаще оперировать многоуровневыми решениями первичных пространств, в то же время стремясь к их компактности. Человек все время должен оставаться сомасштабным этим ячейкам города.
Вероятно, новые возможности придания лицу города запоминающихся черт может дать сотрудничество со специалистами нефтехимического производства. Рекомендации ученых-химиков могут быть взяты на вооружение при разработке новых одежд старых зданий.
Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 1998 год в рубрике новости