Коллегия Минжилкомхоза




26 августа состоялось заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, на котором были рассмотрены организация работ на предприятиях Брестской области по оказанию гарантированного перечня ритуально-похоронных услуг и проект закона Республики Беларусь "О погребении и похоронном деле".Взыскательный разговор состоялся при обсуждении итогов работы отрасли за 7 месяцев 1998 года.

Коллегия Минжилкомхоза отметила, что в городах и городских населенных пунктах области производственными объединениями жилищно-коммунального хозяйства и специализированными предприятиями реализуется комплекс мер по оказанию населению ритуально-похоронных услуг в соответствии с установленным минимальным перечнем.

ПУ ЖКХ Брестского облисполкома разработан, утвержден и реализуется план мероприятий по улучшению ритуального обслуживания населения в городах и других населенных пунктах Брестской области на 1998-1999 годы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в I полугодии текущего года объемы предоставления населению определенного приказом министра минимума ритуально-похоронных услуг несколько выросли. В области обновлена нормативно-техническая документация на изготовление ритуально-похоронных принадлежностей, проводится работа по оборудованию и открытию магазинов по приему заказов на организацию похорон и продаже населению ритуально-похоронных изделий и принадлежностей. Для минимума ритуально-похоронных услуг установлена предельная рентабельность в 5%, для всех других изделий и услуг - не более 25%.

На коллегии отмечен опыт работы выделенного из состава Пружанского РПО ЖКХ с предоставлением права юридического лица предприятия СП "Ритуал", которое имеет магазины, а также оказывает ритуально-похоронные услуги населению в трех городских населенных пунктах и в некоторых селах района.

Вместе с тем на заседании было отмечено, что ПУ ЖКХ Брестского облисполкома не в полной мере обеспечило выполнение поручений министерства о предоставлении минимума ритуальных похоронных услуг во всех городских населенных пунктах.

До настоящего времени в Брестской и других областях еще не решены вопросы о принятии на баланс ЖКХ отдельных городских кладбищ, в основном в небольших городских поселках, где еще не созданы участки ЖКХ, не выполняются требования инструкции и порядка открытия, содержания, закрытия и ликвидации кладбищ.

Не полностью еще реализованы возможности по оказанию населению полного минимума ритуально-похоронных услуг на принадлежащих предприятиям ЖКХ кладбищах.

На коллегии обсуждалась проблема роста цен на ритуально-похоронные услуги в связи с инфляцией, что затрудняет соблюдение гарантированного перечня услуг. По этому поводу было сделано разъяснение: гарантированный перечень услуг не должен превышать суммы пособия, равной 2,5 млн руб. Для того чтобы обеспечить рентабельность предприятий, нужно изменять цены на такую ритуально-похоронную продукцию, как гробы, памятники, венки и т.д.

Обсудив доклад, коллегия приняла постановление, в котором обращено внимание на недостаточную работу ПУ ЖКХ Брестского, Гродненского, Могилевского, Витебского, Гомельского облисполкомов, ЖКА "Миноблкоммунальник" по обеспечению во всех городских населенных пунктах предприятиями ЖКХ минимума ритуально-похоронных услуг.

В текущем году необходимо завершить работы по приемке городских кладбищ на баланс предприятий ЖКХ и специализированных служб и привести уровень благоустройства, содержания и учета захоронений на них в соответствие с требованиями существующих документов.

В исполкомы необходимо внести предложения о целевом финансировании содержания и благоустройства кладбищ.

В месячный срок предложено разработать и утвердить в облисполкомах предельные цены, в суммарном отношении не превышающие установленное правительством пособие на погребение, на следующие услуги: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба, надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой и текстом на ней; перевозка останков умершего на кладбище; погребение путем захоронения в землю.

Этот гарантированный перечень услуг по погребению будет применяться во всех городских населенных пунктах.

Необходимо специализированным службам с правом образования юридического лица предоставлять самостоятельность в вопросах похоронного дела.

Во II квартале 1999 года на базе Пружанского СП "Ритуал" планируется провести республиканский семинар по изучению и дальнейшему распространению опыта его работы по организации ритуально-похоронного обслуживания населения.

В I полугодии 1999 года будет произведен пересмотр действующей инструкции "Порядок открытия, содержания, закрытия и ликвидации кладбищ".

При обсуждении проекта закона Республики Беларусь "О погребении и похоронном деле" на заседании коллегии отмечалось, что проект аналогичен действующему закону Российской Федерации. Белорусский закон будет регулировать отношения государства и граждан, связанных с погребением, и установит ряд гарантий и требований.

Одним из важнейших достоинств данного проекта является введение положения об устройстве похорон на безвозмездной основе по заявлению заказчика. В этом случае специализированная служба по вопросам похоронного дела за счет выделенных ей исполкомами возвратных оборотных средств производит бесплатно захоронение по определенному в проекте закона гарантированному перечню на погребение с последующим возмещением указанных средств за счет средств, направляемых на выплату пособия на погребение. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется местными исполнительными органами Республики Беларусь в пределах установленного правительством пособия на погребение.

По состоянию на 1 июля 1998 года общая среднереспубликанская суммарная цена гарантированного перечня услуг по погребению не превышала размера установленного правительством пособия на погребение в 2500 тыс. руб. и составила 1421,8 тыс. руб. Самый высокий уровень в г. Минске (2490 тыс. руб.) не вышел за пределы размера пособия на погребение. Поэтому в настоящее время, отмечено на заседании, есть все условия для того, чтобы, не ожидая принятия закона, готовить предприятия к работе по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах пособия на погребение.

Законодательно будут установлены санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения. Это повысит уровень ответственности за благоустройство и содержание кладбищ как предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и местных исполнительных органов.

В проекте закона определены основы организации похоронного дела в республике как самостоятельного вида деятельности. Вводится лицензирование основных услуг по погребению, а именно: прием заказа и заключение договора на организацию похорон; бальзамирование, санитарная и косметическая обработка трупов; захоронение и перезахоронение; услуги крематориев; уход за могилой; изготовление гробов, в том числе и цинковых; заключение прижизненного договора на оказание ритуально-похоронных услуг.

Вводится обязательность выдачи представителями служб ЗАГСа справки о смерти, как правило, в местах заказа на похоронные услуги при специализированных службах по похоронному делу в городах и городских населенных пунктах, где созданы самостоятельные с правом юридического лица указанные специализированные службы.

Предусматривается ответственность за нарушение комплекса мер и требований, устанавливаемых настоящим законом.

Проект закона Республики Беларусь "О погребении и похоронном деле" был разослан для согласования в 38 министерств и ведомств.

Все представленные замечания и предложения в основном учтены, за исключением следующих:

Не учтено возражение Министерства труда о невозможности выплаты пособия на погребение или возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела при безвозмездном захоронении безработных средств Государственного фонда содействия занятости, так как в настоящее время в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.1997 года №512 безработным оказывается центрами занятости материальная помощь в размере пособия на погребение для умерших пенсионеров, которой по настоящему закону будет придан статус пособия.

Не учтено замечание Минюста в части отнесения к близким родственникам супруга для соблюдения единой терминологии с аналогичным законом Российской Федерации.

Не принято предложение Прокуратуры Республики Беларусь о включении услуг крематория в гарантированный перечень услуг на безвозмездной основе, так как жители республики не в равной степени будут иметь возможность воспользоваться этими услугами в пределах установленного пособия на погребение.

Не принято предложение Минсоцзащиты о частичном использовании гарантированного перечня услуг на безвозмездной основе и возврате разницы между стоимостью услуг и размером пособия.

Не принято предложение Брестского облисполкома о возмещении расходов на захоронение в случаях, если умерший на работал и не являлся пенсионером, рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, а также умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, за счет средств республиканского бюджета, а не за счет средств местных бюджетов, как это предусматривается проектом закона и принимается другими исполкомами.

Не принято предложение Гродненского облисполкома об исключении из текста проекта закона слов и статей о кремации, крематории и колумбарии.

Остальные все замечания и предложения заинтересованных нашли отражение в представленном на рассмотрение проекте закона.

В ходе обсуждения проекта у членов коллегии появились разногласия в определении статуса этого законодательного акта: быть ли документу законом или ограничиться принятием постановления правительства. В связи с этим принято решение о юридическом обосновании статуса проекта закона специалистами министерства и юридическими службами других органов. После заключения юристов данный документ будет рассмотрен вновь.

Обсуждение итогов работы отрасли за семь месяцев началось с информации министра Б. В. Батуры о проблемах, среди которых главной сейчас является подготовка к зиме.

Он отметил, что сегодня речь пойдет о вопросах, в решении которых имеется отставание от графика.

Несмотря на то что ход работы по подготовке к осенне-зимнему периоду 1998/99 г. дважды обсуждался на заседаниях коллегии, ежемесячно проводились селекторные совещания, вызывает тревогу деятельность предприятий по ремонту теплосетей, созданию запасов топлива, установке приборов учета и регулирования и ремонту котельных. Совет Министров выделил 254 млрд руб. для заготовки гарантированных запасов топлива. Но эта сумма не даст возможности заготовить 165 тыс. тонн, которые необходимы отрасли. Областные управления ЖКХ, кроме Витебского, не используют другие источники финансирования и новые условия закупок. Министр поставил задачу: на конец августа иметь 60% запаса топлива, а к 15 сентября - не менее 80%.

Работа по установке приборов учета и регулирования тепла и воды на большинстве предприятий проводится недостаточно. Имеются отставания от планов, не используются все возможности по финансированию, а некоторые предприятия не могут реализовать имеющиеся средства. Министр потребовал выполнить задания по установке приборов на ЦТП и в домах.

Ремонт котельных и переоборудование их на отопление газом ведется медленно. В первую очередь это связано с тем, что многие предприятия отрасли не берут для этих целей кредитов. Ремонт теплотрасс в областях идет неравномерно. Некоторые предприятия перевыполняют график, но есть сильно отстающие. Капитальные ремонт жилья в текущем году позволил ввести в эксплуатацию 108 000 м 2 жилой площади, это больше, чем на тот же период 1997 года. Но некоторые области графики ремонта срывают.

Далее министр остановился на недостатках в работе по приемке ведомственного жилья, задолженностях, а также других вопросах. Он потребовал в течение недели ликвидировать задолженность по зарплате, решить вопрос о повышении заработной платы работников отрасли и доведению ее до уровня средней в промышленности. Говоря о работе промышленности отрасли, Б. В. Батура подверг критике руководство литейно-механического завода - единственного убыточного предприятия в отрасли. Видимо, здесь произойдут кадровые изменения в руководстве.

О работе предприятий ЖКХ по подготовке к зиме на коллегии были заслушаны все руководители ПУ ЖКХ областей и Мингорисполкома. Были уточнены все необходимые показатели, даны задания на перспективу. Это был трудный и взыскательный разговор.

В заключение министр поставил задачу: до 15 сентября выполнить все задания по подготовке к зиме не менее чем на 80%. В этот же день руководители доложат в министерстве о выполнении заданий.

Владимир КИНЧИКОВ,фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость