Эффективные материалы и машины фирм Запададля разметки дорожных покрытий


Важным фактором при обеспечении безопасности движения является разметка дорожного покрытия, которая дает водителю информацию о геометрических характеристиках дороги, позволяет избежать столкновений, показывает места обгонов, поворотов.

На Западе получает распространение готовая разметка в виде пленки или ленты, приклеиваемой или устанавливаемой на дорожном покрытии. Например, фирмой "3М" (США) предложен метод выполнения маркировки повышенной долговечности. Готовые полосы из термопластического материала с помощью специального устройства укладываются на еще не остывшее дорожное покрытие перед последним проходом катка и утапливаются катком в асфальтобетон.

Фирма "Nirosa S.P.A." (Италия) выпускает хорошо видимую в любую погоду самоклеящуюся ленту Niroline и приспособление для ее укладки.

Для удаления старой разметки наиболее широкое распространение получили демаркеры, работающие по методу фрезерования. Демаркер модели Н92 фирмы "Hofmann" комплектуется четырьмя фрезерными головками, специальной фрезой для удаления пластика и стальной щеткой. Недостатком фрезерования старых линий и знаков является частичное повреждение дорожного покрытия. В США наиболее перспективными методами удаления старой разметки признаны химический, выжигания и комбинированный (фрезерование с последующей химической обработкой).

Фирма "Butterworth Systems" (Великобритания) производит установки Liqua-Blaster модели 100 и 600, удаляющие разметку с помощью струи воды, подаваемой под давлением до 140 МПа. Установки могут использоваться с водо- и пескоструйной системой, повышающей их эффективность и экономичность.

Для сушки и прогрева дорожного покрытия в целях осуществления разметки в любую погоду фирма "Prismo Universal Ltd" (Великобритания) выпускает оборудование Road Dryer. Сушка производится газами с температурой до 1100°С, образующимися при сжигании дозированной смеси пропана, воздуха и воды. Машина просушивает полосу шириной 0,5 м со скоростью до 10 м/мин.

Для повышения производительности маркировочных машин, работающих на горячих термопластиках, применяют специальные котлы для разогрева термопластика. Котлы либо монтируют на шасси грузовых автомобилей, либо изготавливают на самостоятельных прицепах.

Современные маркировочные машины снабжены электронными системами для управления длиной штрихов и промежутков пунктирных линий разметки, для поддержания заданной температуры разметочных материалов и для управления толщиной наносимых линий. Создаются системы автоматики предварительной разметки (трассировки).

Для увеличения точности длины штрихов разметки фирмой "Hofmann" разработаны устройства автоматического управления с обратной связью. В форсунку для распыления краски встраивается датчик моментов фактического открытия и закрытия иглы. Отсчет длины штриха начинается с момента поступления сигнала с этого датчика. Этой же фирмой разработана система Amakos для поддержания автоматически постоянной толщины линии разметки, выполняемой красками и распыляемыми пластиками. Система представляет собой двухцилиндровый насос, подача которого пропорциональна скорости движения машины и не зависит от химических свойств материала. Предусмотрены средства, исключающие пульсации подачи разметочных материалов в форсунку. Аналогичную систему Makom устанавливает на свои машины фирма "S+S" (ФРГ).

Эта фирма выпускает ряд моделей маркировочных машин, работающих на всех распространенных маркировочных материалах. Roadliner - это машина, сконструированная с учетом требований, предъявляемых в наши дни к разметке дорожных покрытий. Характерными чертами машины является компактность ее конструкции, надежная выдержка заданного направления при нанесении маркировочного материала, легкая маневренность.

Модель Roadliner комплектуется различными агрегатами, узлами и оборудованием для маркировки дорожных покрытий всеми распространенными разметочными материалами.

Электронно-автоматическое устройство штрихования применяется для одного или нескольких маркировочных узлов, для автоматической или полуавтоматической домаркировки. Для непрерывной и прерывистой маркировки установлены импульсный датчик, магнитный клапан и педаль. По заказу поставляется с предварительным выбором программы. 8 заданных программ могут включаться во время работы.

Маркировочные узлы с ограничительными дисками для холодных красок оборудованы клапанами для быстрого спуска воздуха, регулируются на рабочую ширину от 8 до 16 см, от 10 до 30, от 50 до 90 см. Такие узлы устанавливаются внутри машины или сбоку (не более 3 узлов от 10 до 16 см). Ограничение маркировочных линий производится с помощью дисков.

Для устройства разметочных линий при помощи горячих красок машина Roadliner комплектуется агрегатом HL 3. Имеются маркировочный узел с масляным подогревом (установлен проточный подогреватель с производительностью 20 л/мин), термостатическая регулировка температуры обогревательной системы. Шланги и агрегат изолированы. Обеспечивается нагрев разметочного материала от 60 до 90°С, в зависимости от рекомендаций производителя. Разметочная система соответствует системе переработки холодных красок.

Для устройства маркировочных линий при помощи термопластика маркировщик комплектуется агрегатом, работающим на термопластике. Машина оборудуется баком для термопластика емкостью 400 л, который обогревается масляной системой с автоматической регулировкой температуры подогрева. Механизм смешивания материала приводится в действие пневматически или гидравлически. Рабочий узел (клапан и нижняя часть башмака) обогреваются инфракрасными горелками. Заслонка может открываться и закрываться с помощью автоматического устройства регулировки длины разметочных линий. В перерывах (разрывах) между линиями разметки рабочий агрегат приподнимается, что увеличивает срок службы полозьев. Рабочие узлы, предусмотренные для нанесения разметочных линий различной ширины, легко снимаются и устанавливаются. Конструкция агрегата обеспечивает чистое и точное ограничение разметочной линии. Прокладочный башмак имеет легкую конструкцию с пневматическим управлением.

Экструдер - это устройство для прокладки термопластика под давлением. Посредством гидравлического вала экструдер соединен с ходовым приводом, за счет чего достигается равномерная толщина линии разметки. Рабочие головки легко демонтируются и заменяются на нужные для получения всех распространенных простых или двойных разметочных линий.

Для распыления горячих пластиков на машине Roadliner устанавливается специальный агрегат. Емкость бака для спрэйпластика, оборудованного механизмом смешивания, составляет 230 л. Бак оборудован системой обогрева, распыляемая пластмасса (спрэйпластик) нагревается в нем до рекомендуемой изготовителем материала температуры 220°С. Изолированный металлический рукав в масляном корпусе подает разметочный материал (спрэйпластик) к пистолету для распыления на дорожное покрытие. Пистолеты могут устанавливаться по середине или по бокам машины, обеспечивается различная ширина разметочных полос, не более 50 см при установке двух пистолетов. Такие пистолеты оборудованы соплами из твердого металлического сплава. При маркировке полос получается качественное ограничение полосы при помощи колпачков на пистолете.

При необходимости разметки цементобетонного дорожного покрытия устанавливается первичная система распыления на маркировщике Roadliner. Клеевой слой, нанесенный одновременно с горячим спрэйпластиком, обеспечивает хорошее крепление разметочного материала на поверхности бетонного покрытия дорог.

Фирма "S+S" выпускает также дорожную маркировочную машину RM 3D. Это универсальная машина среднего класса. Благодаря своей маневренности, производительности и емкости бака для красителя она может использоваться как на узких улицах, так и на магистралях и аэродромах. Агрегаты, приводящие в движение машину, с необходимыми приводами находятся в задней части машины, а бак для красителей и приборная панель - перед оператором. Маркировочные агрегаты могут быть смонтированы сбоку, посередине или перед машиной.

Особенности маркировщика RM 3D

Возможность установки на машине от одного до трех маркировочных агрегатов с максимальной шириной каждого до 12 см позволяет одновременно маркировать три линии.

Электронная автоматика управляет прерыванием линий для главной и вспомогательной маркировки. Оба маркера могут работать под управлением электронной маркировочной программы (по желанию заказчика доставляется автоматика с предварительно выбранной программой).

Стабильный мощный двухцилиндровый двигатель имеет воздушную систему охлаждения и электрический стартер.

Для плавной регулировки скорости движения применяется гидростатический привод, который одновременно используется и как тормоз. Посредством наклонения рычага управления вперед и назад плавно регулируются скорость и направление движения машины.

На маркировщике установлен шумоизолированный двигательный отсек. Используется дополнительный глушитель выхлопной трубы. Машина укомплектована приводимой в движение гидравликой щеткой для непосредственной очистки дорожного полотна перед маркировкой. Конструкция машины предусматривает компоновку и установку агрегатов и баков для разных видов маркировочных материалов. Ее можно оборудовать агрегатами для нанесения термопластов, двухкомпонентных шприцпластмасс, горячих шприцпластмасс или горячих термопластов.

В последние годы создаются автоматизированные машины для выполнения предварительной разметки. Оборудование фирмы "Saskatchewan Highways and Transportation" (США) включает пять телекамер, установленных по краям машины, два монитора в кабине оператора и автоматическую форсунку для нанесения штрихов длиной 5-120 см с промежутками между ними от 30 см до 30 м. Машина размечает осевую линию на дорогах шириной до 10 м со скоростью до 32 км/ч на участках с небольшой кривизной и со скоростью до 10 км/ч на крутых поворотах. Создается система для разметки дорог с шириной проезжей части до 16м.

Фирмой "Greggory S.A." (Франция) создана машина модели G150 на шасси микроавтобуса для предварительной разметки осевой линии. Выдерживание заданного курса осуществляется с помощью телевизионной камеры. За день можно размечать до 25 км дороги, причем стоимость выполнения предварительной разметки снижается на 30% по сравнению с ручным способом.

Евгений МАРГАЙЛИК, инженер и патентовед ВОИР


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике техника

©1995-2024 Строительство и недвижимость