Двери. Порталы. Стильные двери



Когда так холодно, как сегодня, кажется, что Бог обделил нас не только дверями. Но стильными дверями точно обделил. Хозяйственные таллиннцы сберегли не только сами двери, но и барочные дверные петли, колотушки, засовы, накладки замочных скважин, что дает возможность убедиться в консерватизме человеческих пристрастий в целом и кузнечного искусства в частности. Эстетика, развитие технологий, социальный статус и состоятельность владельцев - все "написано" на дверях.

Готика, впитавшая капитальность оборонительных сооружений, оставила городу старейшие порталы и двери. Проем в стене из тесаного камня заполнялся крепко сколоченными толстыми досками, шляпки кованых гвоздей украшали поверхность. Как правило, двери были двухстворчатыми. Тимпанон (острострельчатая дуга) закрывался наглухо. Изнутри дверь запиралась с помощью бревна. Небольшие решетчатые окна фасада дополняли сходство с крепостными строениями. В отличие от Западной Европы в Таллинне порталы имели не только входы церквей и общественных зданий, но и жилые дома. Порталы Франции, Германии и Фландрии были более декоративными, с капителями и скульптурными украшениями, таллиннские "собратья" отличаются сдержанностью и лаконизмом. К XV в. приземистые арки уступают место более высоким, но скульптурного декора по-прежнему нет. Импост (горизонтальные устои арки), выполненный с высоким рельефом, придает торжественность и изысканность простым формам. Архитектурные средства - пропорциональность, стрельчатые арки, мастерство камнерезов - делают порталы и двери уникальными в буквальном смысле слова, т. е. двух одинаковых в городе просто нет.

Один из древнейших порталов - в огромной церкви св. Катарины доминиканского монастыря XIII в., по размерам самой большой в городе. К счастью, несмотря на перестройки XIV-XV вв., пожар и дальнейшие разрушения, мощнейший портал главного входа сохранился. Невысокие боковые устои отделаны пятью пилястрами треугольного сечения. Они завершаются резным поясом из буйных виноградных лоз. Фантастические драконы с головами птиц и змеями в клювах украшают фриз. Шесть уходящих в глубину арок завершают стрельчатый портал, что и придает ему монументальность. Их высота больше вертикальных устоев, именно безупречность пропорций в сочетании с каменной резьбой сделали портал образцом для строителей следующих столетий.

Старейший таллиннский портал в капелле св. Антония церкви Нигулисте (южная сторона) создан в 1300 г. Его стрельчатая арка значительно ниже обычной и приближается к обычной полуциркульной. Тонкая профилировка представляет собой семь полукруглых и треугольных пилястр, чередующихся друг с другом. Каждая пилястра заканчивается у горизонтального импоста резным пучком виноградных листьев. Таким образом вертикальные устои и профили переходят в капители, объединенные в пластичный фриз. С северной стороны церкви портал XIV в. не имеет горизонтального импоста. Три круглые полуколонны завершаются резными капителями, на которые опираются три полукруглые стрельчатые арки.

Портал, расположенный ассиметрично к оси фасада здания Большой гильдии, украшают бронзовые дверные молотки (колотушки) в виде львиных голов, отлитые в 1430 г. мастером Мартином Зейфертом. На двери - всего лишь медные розетки, наличник простого профиля и пятигранный фонарик - вполне аскетичный фон для тонкой работы.

Позднеготическая дверь конторы Ганзейского союза хранится в Эрмитаже. Ее ценность - в богатой резьбе с изображениями ангелов, людей и растительным орнаментом

Дата постройки бывшего жилого дома купца, а теперь Городского музея по улице Вене, 17 - 1513 г. Здесь сохранился один из лучших внутренних порталов Таллинна. В первую очередь он отличается формой проема, не стрельчатой, а прямоугольной. Кроме того, он выполнен из доломита - породы, доступной для более тонкой обработки, чем известняк наружных порталов. Дверной проем значительно ниже портала. Его огибают почти ажурные профили. В центре композиции - щит в очень выразительном обрамлении их прямых, стрельчатых и закругленных линий.

Эпоха Возрождения оставила городу дверь здания братства Черноголовых (около 1604 г.) по улице Пикк, 28 работы резчика Б. Гейстманна. Рустованные пилястры поддерживают карниз. Арка входа встречает посетителя тремя львиными масками. В центре живописного люнета - гербовый щит с профилем покровителя братства св. Маврикия, свитки, фрукты, львы. Все это расписано красками и позолотой. По обеим сторонам портала вмурованы высокие резные плиты с гербами братства Черноголовых. Сам фасад 1597 г. создан известным архитектором и скульптором А. Пассером.

В XVIII в. барочные двери и рамно-филенчатые конструкции окончательно вытесняют готические. Улица Пикк может прославиться, кроме всего прочего, коллекцией дверей. Комплекс зданий "Три сестры" принадлежал состоятельным купцам. Основной декоративный элемент - "левая", с резной дубовой дверью работы мастера Ф. Хоппенштетта, выполненной в 1630-1640-е гг. Его почерк - кривляющиеся рожицы в лиственном орнаменте, заполняющие пространство вокруг герба владельцев, поверхность промежуточного карниза и филенок. Рисунок усложняется снизу вверх. Нижние филенки дверных створок просты, средние - стилизованы и более насыщены, верхние наполнены гирляндами, виньетками, геральдическими фигурами и рыцарскими доспехами. По центру поднимается тонкая колонна с изящной капителью и резным карнизом. Сама перспективная стрельчатая арка с традиционной профилировкой достаточно спокойна. Портал, большие окна сеней, три люка для приема товаров, декоративные ниши щипца так гармоничны, что делают ансамбль одним из самых запоминающихся среди жилых домов старого города.

Воин с мечом (копье утеряно), евангелисты в ниспадающих одеждах - сюжет барочной двери готического портала по улице Суур-Карья, 1. Это - работа 1660-1670-х гг. резчика Э. Тиле. Правда, евангелисты, видимо, принадлежат рукам менее опытных учеников. Декоративные мотивы, так же как в "Трех Сестрах", усложняются от гладких нижних филенок с узким кантом к сложным средним и верхним, с фамильными гербами, рыцарскими шлемами, пышными гирляндами акантовых листьев. Карниз и широкий фриз целиком заполнены резьбой. В центре - колонна с коринфской капителью, она и служит постаментом для римского воина. Портал встроен в фасад здания, построенного в конце XIX - начале XX в. Боковые плоскости оформлены тремя полуколоннами. Завершают портал три сокращающиеся в глубину арки.

Наконец, после Северной войны порталы уступают место обычным четырехугольным дверям. Позиции столярного и кузнечного искусства еще сильны, и появляется новый элемент оформления дверей - решетчатое световое окно над створками, куда вставляется фонарь. Теперь решетка становится декоративным акцентом, который дает простор творчеству художников барокко и рококо. Дверные створки по-прежнему профилированы, более дешевые хвойные породы сменяют дуб. Двери окрашиваются в несколько тонов, а накладки покрывают оловом. На улице Сауна, 6 к свету фонаря тянутся крылатые драконы, а рейки решетки даже напоминают китайский орнамент.

В конце XVIII в. появляются каннелюры, меандр и другие атрибуты классицизма. В Нижнем городе - это двери бюргерского дома по улице Вене, 4. В Вышгороде - "двери Энгеля", городского архитектора в 1809-1814 гг., в дворянском особняке по ул. Кохту, 8. Фамильные гербы, тонкая резьба розеток по дубу отличают работу К.Л. Энгеля, позже ставшего ведущим архитектором финского классицизма.

Заполнение верхней филенки стеклом, романтические решетки станут традиционными для Таллинна, и часто двери - единственное, что украшает скромный фасад. Дверь больницы Тынисмяэ (архитектор А. Хойнинген-Хюне) в стиле модерн интересна причудливыми петлями. Здание бывшего Взаимного кредитного общества (финский архитектор Э. Саарен), боковой фасад нынешнего министерства культуры имеют двери в стиле функционализма. Двери правильных пропорций, разделенные на множество мелких филенок, свойственны зданиям 1920-1930 гг.

Чем добротнее и проще двери теперешние, тем дороже подлинные, старые. И совсем уж современная тенденция - замена новых дверей на копии стильных, утраченных.

Любовь ГАВРИЛЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость