Подготовка к зиме: премьер-министр проверил Минск
Реконструкция тепломагистрали N№24
С утра 20 августа премьер-министр в сопровождении вице-премьера Г. В. Новицкого, министра жилищно-коммунального хозяйства Б. В. Батуры, мэра столицы В. В. Ермошина посетил объект, где производится реконструкция тепломагистрали №24 в районе улиц Немига и К. Цеткин.
Руководители работ доложили премьер-министру о том, что из-за подключения к тепломагистрали крупного потребителя - железнодорожного вокзала - потребовалось увеличение ее мощности, что можно достигнуть путем замены труб диаметром 700 мм на трубы диаметром 800 мм. Кроме того, магистраль уже отслужила свои сроки, так как была построена в 1968 году и на ней участились аварии. В 1997 году на магистрали уже построен участок длиной 250 м. Одновременно с ремонтом часть магистрали перенесена из-под проезжей части ул. К. Цеткин за ее пределы. Продолжительность строительства должна составить более 18 месяцев. Генподрядчиком работ является КПП "Минскпромстрой". Строительство осуществляет СУ-51 КПП "Минскпромстрой".
С. С. Линг поинтересоваля ходом финансирования работ. Ему сообщили, что сметная стоимость строительства объекта в текущих ценах 1998 года составляет 57 250 млн руб., в том числе на строительно-монтажные работы выделяется 51 627 млн руб. Финансирование производится за счет собственных средств. Задержек с финансированием не имеется.
Премьер-министр в ходе беседы предупредил строителей о том, что ввод в действие нового участка магистрали должен произойти в установленные сроки. Кроме того, необходимо провести обустройство участка строительства. Строители заверили, что стройку полностью завершат к октябрю, а тепло будет пущено 15 сентября текущего года.
Перекладка тепломагистрали N№40
Вторым объектом, который посетил премьер-министр, был участок реконструкции тепломагистрали №40 в районе транспортной развязки (пр. Пушкина, ул. Притыцкого, ул. Сердича). Здесь завершается перекладка труб диаметром 600 мм на трубы диаметром 700 мм. Строительство ведет СУ-128 треста №16 "Спецстрой", который является генподрядчиком. Реконструкция осуществляется с целью увеличения пропускной способности трубопроводов, обеспечивающих потребителей западной части г. Минска. Кроме того, магистраль достаточно износилась, так как была построена в 1969 году. Строители завершают перекладку труб на участке протяженностью 361 м, а общая протяженность магистрали - 881 м. Работы на трассе финансирует Мингорисполком. Сметная стоимость работ в текущих ценах 1998 года составляет 42 369 млн руб., в том числе на строительно-монтажные работы было выделено 37 309 млн руб. Проблем с финансирование у строителей нет. А вот с поставкой песка, щебня и асфальта имеются затруднения. Эти материалы необходимы на завершающей стадии работ для восстановления проезжей части улицы. Имеются также перебои с цементом. Мэр Минска В. В. Ермошин в связи с этой просьбой сообщил, что песчаные карьеры вокруг Минска выработаны. Те, которые функционируют, находятся на значительном расстоянии. Для разработки новых карьеров необходимо решение правительства.
Руководители стройки попросили главу правительства решить также проблему с получением щебня. Завод по производству щебня постоянно задерживает поставки в связи с отгрузкой этого материала в Санкт-Петербург. Кроме того, Костюковичский цементный завод постоянно задерживает поставки цемента. Месяц назад сделали строители предоплату для приобретения цемента, но его не поставили до сих пор. Раньше на Костюковичском заводе строители закупали цемент через посредническую фирму. Стоимость цемента была выше на 1%, но поставки производились точно в срок. Сейчас закупки производятся напрямую с завода, который постоянно срывает сроки поставки. Строителям выгоднее немного переплачивать, чем срывать графики работ, что обходится гораздо дороже.
Мэр г. Минска В. В. Ермошин сообщил, что проблемы поставок нерудных материалов, а также асфальта, цемента существуют и в масштабах города, особенно в летнее время.
Премьер-министр, выслушав строителей и мэра, дал поручение вице-премьеру Г. В. Новицкому в ближайшее время рассмотреть и оказать содействие в текущих поставках недостающих материалов. Что касается перспективы, то соответствующим инстанциям необходимо изучить существующие проблемы более глубоко, внести предложения в правительство для организации изыскательских работ по созданию новых песчаных карьеров, по закупкам материалов для асфальта и решения других возникших вопросов. Предложения строителей будут учтены при рассмотрении правительством бюджета, сказал в заключение С. С. Линг.
Реконструкция котельной
Одним из вопросов подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства Минска к зиме является переоборудование существующих котельных.
Премьер-министр ознакомился с реконструкцией котельной по ул. Калинина, 28. Здесь заменяются котлы с КПД менее 60% на котлы с КПД 85%, также ликвидируются две рядом расположенные газовые котельные (по ул. Калинина, 21 и пер. Калининградскому, 19), устроенные в подвальных помещениях. Заказчиком проводимых работ является ПП "Минсккоммунтеплосеть" Мингорисполкома. Финансирование производится за счет средств Мингорисполкома. Сметная стоимость реконструкции и прокладки теплотрассы до ликвидируемых котельных (в ценах 1998 года) составляет 26,5 млрд руб. Генеральным подрядчиком строительства является АСМП "Промтехмонтаж".
В котельных ликвидируется 17 устаревших котлов типа НИИСТу-5, Энергия-6, Минск-1 и т.д. Взамен устанавливаются три котла типа КВА 2/95 и один котел КВА 1/95.
Премьер-министру доложили, что работы на объекте начались в августе 1997 года и будут завершены к середине сентября. В настоящее время смонтированы котлы и вспомогательное оборудование, ведутся электромонтажные работы, проводятся гидравлические испытания технологического оборудования, монтаж ГРУ, строительство теплотрасс. Проблем с финансированием не имеется.
В ходе осмотра объекта был рассмотрен вопрос о реконструкции 11 устаревших котельных, существующих в г. Минске. Руководители города сообщили, что к началу следующего года в Минске останется 8 старых котельных. В следующем году их реконструкция будет продолжена. Министр жилищно-коммунального хозяйства предложил не увлекаться закупками для этих котельных зарубежного оборудования. Белорусские котлы отвечают современным требованиям, и их следует устанавливать и эксплуатировать.
Премьер-министр обратил внимание строителей на точное соблюдение сроков введения в строй этой котельной.
Транспортная развязка
Одним из важных объектов подготовки к зиме является завершение строительства объектов, не вошедших в пусковой комплекс участка второй линии метро от ст. "Тракторный завод" до ст. "Автозаводская", в том числе входов №2 и 4 станции "Автозаводская", сопряженных с переходами под ул. Кабушкина и Партизанским проспектом.
На этом объекте С. С. Лингу было сообщено, что строительство здесь начато в августа 1997 года. В настоящее время общестроительные работы выполнены на 98%, на 70% - архитектурно-отделочные, устанавливается сантехническое и электротехническое оборудование, производится подключение коммуникаций объекта к внешним инженерным сетям, осуществляется благоустройство прилегающих территорий.
Строительство этой транспортной развязки осуществлялось по этапам с четырехкратным переносом движения транспорта. В настоящее время работы ведутся на последнем этапе, который предусматривает восстановление 350 п.м Партизанского проспекта и 100 п.м. ул. Кабушкина с обновлением проезжей части, тротуаров, реконструкцией контактной сети троллейбуса, сетей освещения, ОРУД и благоустройством.
В перечень работ на объекте входит перекладка паропровода от ТЭЦ-3 до автозавода. Новый паропровод предназначен для обеспечения паром Минского автозавода на период реконструкции действующего паропровода, построенного более 30 лет назад, при обследовании которого было установлено, что его дальнейшая эксплуатация невозможна из-за физического износа.
На этих работах необходимо освоить 9136 млн руб. В настоящее время на перекладке паропровода выполнено 60% работ и начат монтаж труб.
Строительство паропровода проводится уже больше двух месяцев и должно быть завершено в октябре текущего года. За оставшееся время предстоит уложить 1046 метров труб диаметром 400 мм.
Строители перехода попросили главу правительства помочь им решить два вопроса: для закупки труб в Нижнем Тагиле выделить 1,6 млн российских рублей и на закупку горнопроходческой техники - 2 млн украинских рублей. Премьер-министр сказал, что с конвертацией валюты сейчас сложно, и предложил получить необходимое оборудование за счет обмена продукции. Мэр г. Минска пообещал помочь строителям и посоветовал выехать их представителю в г. Нижний Тагил, с руководством которого у него недавно была встреча. На ней шла речь об обмене продукцией. Таким же образом можно решить вопрос с украинскими поставщиками.
Минская ТЭЦ-3
Посещение ТЭЦ премьер-министром обусловлено тем, что станция обеспечивает теплом 25% потребителей г. Минска. Она является основным источником энергоснабжения и пароснабжения крупного промышленного узла, включающего МАЗ, МТЗ, моторный, подшипниковый и другие заводы. Оборудование ТЭЦ работает уже 40 лет, что составляет два и более расчетных ресурсов. Как сказали руководители, станция работает за счет энтузиазма коллектива.
При осмотре ТЭЦ С. С. Лингу сообщили, что по плану подготовки к зиме произведены капитальный ремонт котлоагрегатов ст. №1 и средний ремонт котлоагрегатов ст. №5 и 8, а также ремонт коллекторной, сетевых трубопроводов и другого оборудования. К концу августа будет завершен капитальный ремонт турбоагрегата ст. №1, а турбоагрегата ст. №7 - к 15 октября.
Ремонт бойлерных установок, зданий, сооружений и другого оборудования планируется закончить по графику. С 15 августа идет ремонт турбины ст. №8, который закончится 10 октября. После получения из ремонта, проводящегося в России, ротора высокого давления будет завершен ремонт на турбине ст. №7.
На вопрос премьер-министра о ходе заготовок топлива было сообщено, что запас топлива на сегодняшний день составляет 38 тыс. тонн. План заготовок будет выполнен к 1 октября. Заявление о том, что слабо идут поставки топлива, С. С. Линг резюмировал приблизительно так: "Понятие о поставках ушло в прошлое. Сейчас нужно самим закупать топливо, используя имеющиеся у вас средства".
На ТЭЦ был продемонстрирован прибор, который создали специалисты предприятия. Он применяется для диагностики и контроля работы турбин. Основными деталями прибора являются датчик, применяемый в космических комплексах "Буран", и компьютер. Зарубежные подобные приборы стоят $10 тыс. Наш прибор гораздо дешевле и имеет большую емкость. Прибор закупили уже многие ТЭЦ республики, заинтересовались им специалисты из-за рубежа, где эксплуатируется много турбин, изготовленных в бывшем СССР.
Руководители ТЭЦ обратились к главе правительства с просьбой помочь решить вопрос конвертации белорусских рублей в российские для закупки в России запасных частей для турбоагрегатов и другого оборудования. Глава правительства рекомендовал решить этот вопрос путем бартера, используя для этого любую продукцию, изготавливаемую в Беларуси и пользующуюся спросом в России.
Совещание
На территории ТЭЦ премьер-министр провел совещание, на котором руководители Мингорисполкома доложили о ходе подготовки предприятий города к работе в осенне-зимнем периоде 1998/99 годов и о ходе заготовки продовольствия.
О готовности объектов коммунального хозяйства города проинформировал собравшихся заместитель председателя исполкома В. М. Белохвостов. В частности, он сказал, что сделаны необходимые запасы угля, торфа и дров для населения. До 1 января нормативы по запасам топлива будут соблюдены, что обеспечит население твердым топливом. Запасы топлива для котельных составляют 44 тыс. тонн. Это на 19,6 тыс. тонн меньше запланированного. Если в ближайшее время не закупить жидкое топливо, то в сентябре это будет сделать труднее, так как начнется рост цен.
В Минске отремонтировано 25,4 км изношенных участков теплотрасс. Уже сдано в эксплуатацию 11,5 км теплотрасс и 2,9 км тепломагистралей.
Ремонт тепловых трубопроводов не вызывает у руководителей Минска тревоги. К 1-10 октября теплоснабжение будет действовать. Вместе с тем на совещании было обращено внимание на отставание в ремонте тепломагистралей №17, 24, 49.
План ремонта коммунальных котельных в этом году будет выполнен. Одна котельная будет оборудована немецким оборудованием. Вопрос о выделении средств на ее строительство уже решен. Топливо для этих котельных заготовлено в размере 3,25 тыс. тонн. Продолжается ремонт жилищного фонда. В этом году будет отремонтировано 10-15% кровель, сейчас план выполнен на 58%. Исполком беспокоит финансирование ремонта жилищного фонда в IV квартале. Минфин выделяет 200 млрд рублей, а необходимо 480 млрд рублей. Поэтому не будет средств на покупку стекла, столярки и других материалов. Тревожное состояние сложилось с кадрами в коммунальном хозяйстве столицы. Из-за низкой зарплаты уволилось 1800 рабочих, текучесть кадров составляет 20%.
На 20 августа в городе проведено испытание систем отопления зданий (82%). На 7% жилищного фонда выданы паспорта готовности к зиме. С целью экономии газа идет регулировка тепловых узлов. Завершен ремонт 100 дворов, идут работы в 198. Программа по ремонту 500 дворов будет выполнена. Начались работы по установке металлических запорных и переговорных устройств в подъездах. По этому вопросу проведено около 1500 собраний жильцов. В результате собрано 2,5 млрд рублей и уже установлено 660 устройств. Расчет с жильцами идет следующим образом. На установку устройств выдается беспроцентная ссуда со сроком погашения в течение года. Возврат ссуды осуществляется жителями вместе с квартплатой. Первые шаги сделаны. В дальнейшем эта работа будет вестись более активно.
В рамках подготовки к зиме в городе установлено 2184 счетчиков учета тепла и воды при плане 12 352. На ЦТП будет установлено 100% счетчиков. Большое отставание имеется в установке счетчиков горячей воды (12-13% от плана). В общем эта программа выполнена на 50% и будет продолжена в 1999 году.
На совещании обсуждался вопрос о передаче ведомственного жилья в коммунальную собственность. Кроме Минстройархитектуры, другие министерства не выполняют эту работу. Сейчас принято на баланс местных Советов 55 ведомственных домов площадью 720 тыс. м 2. Мингорисполкомом принято решение о приемке ведомственных домов в таком состоянии, в каком они есть.
Городскими предприятиями за прошедший период потреблено газа на сумму 3,8 трлн руб., заплачено - 3,7 трлн руб. Однако некоторые предприятия являются неплательщиками, среди них предприятия системы горисполкома. Некоторые предприятия расслабились в период отпусков. Население ежемесячно оплачивает 106-110% от потребления газа. С мая месяца в Минске начали выставлять населению счета за коммунальные услуги за текущий месяц. Это дает хороший экономический эффект. Такая система будет сохранена и в дальнейшем.
План по экономии энергоресурсов в основном выполняется, но экономить за счет отключения горячей воды в летнее время в столице мы отказались. Однако экономия за счет углубленного ремонта теплового оборудования все же имеется. При этом важно доведение до населения сроков отключения. Если определена подача воды на 30-й или 35-й день, то в этот день горячая вода должна быть. В противном случае население начинает жаловаться. Проводятся мероприятия по экономии электроэнергии при освещении города. Задание по экономии 25% энергоресурсов горэлектротранспортом выполняется не полностью. Остальные подотрасли коммунального хозяйства города задания по подготовке к зиме выполняют, и к началу отопительного сезона все работы будут закончены.
Спортивный комплекс
Следующим объектом, который посетил премьер-министр С. С. Линг, был крытый каток в парке им. Горького. Здесь было сообщено, что первоначально проектом реконструкции были предусмотрены замена кровли, витражей и благоустройство. В процессе работ дополнительно было принято решение о реконструкции ледовой арены, холодильного оборудования, вентиляции, освещения, звукотехники. После заключения контракта на поставку холодильного оборудования с фирмой "BAFO" институт "Минскпроект" проинформировал ГП "УКС Мингорисполкома" - заказчика по проектированию и строительству - о том, что при поставке данного оборудования необходимо проведение дополнительных работ по утеплению кровли и стен. Поставкой импортного оборудования занимается комитет "Спортобеспечение". В настоящее время основной ковер кровли выполнен, ведутся жестяные работы по парапету.
Реконструкцию витражей производит СП "Биалтехпром", утепление стен производит фирма "Сармат". Строительным трестом №7 выполнен демонтаж ледовых полей и холодильников, холодильного оборудования, вентиляции, освещения.
С. С. Лингу сообщили, что при демонтаже выявились дополнительные работы по обследованию несущих конструкций. Так, понадобились замена 15 железобетонных плит на ледовой арене и устройство гидроизоляции в коридорах и помещениях национальной сборной.
Возникшие проблемы в ходе реконструкции были обсуждены премьер-министром. Строители представили график работ со сроками их окончания 1 декабря. Однако Президент Республики Беларусь определил более ранний срок завершения реконструкции. При обсуждении графика было принято решение устранить проблемы, возникшие с проектированием, поставками оборудования и ходом работ, и добиться введения объекта в строй в установленные сроки. Кроме того, принято решение об организации работ в 2-3 смены, в том числе в выходные дни.
Дворец Республики
Объезд объектов коммунального хозяйства и строительства завершился посещением Дворца Республики. Хотелось бы напомнить читателям, что Дворец Республики в г. Минске является многофункциональным зданием для проведения концертов, гала-концертов, спектаклей, организации дискотек и других видов культурного досуга людей, а также общественно-политических мероприятий республиканского и международного значения (съездов, конференций, собраний, симпозиумов и др.).
Распоряжением Мингорисполкома №51р от 21 января 1997 года функции заказчика по строительству Дворца Республики возложены на ГП "УКС Мингорисполкома".
Генеральный проектировщик объекта - АП "Институт "Белпроект", генеральный подрядчик - АП "Стройтрест №1" концерна "Минскстрой".
Строительство Дворца Республики начато в 1985 году. Для обеспечения ввода в эксплуатацию объекта и рациональной организации строительства выделены три пусковых комплекса.
1-й пусковой комплекс составляют административно-артистические помещения, инженерные сети вместе с инженерным корпусом с частичным благоустройством дворца; комплекс введен в эксплуатацию в декабре 1997 года.
Сейчас идет строительство 2-го пускового комплекса, состоящего из помещений малых залов (залы на 500, 200, 100 мест, фойе малых залов, кафе на 100 мест, пресс-центр), и проводится частичное его благоустройство.
В 3-й пусковой комплекс входят большой зал (2700 мест), главное фойе, обходное фойе, зал торжественных мероприятий, репетиционные залы, парадные и боковые лестницы, гардеробы, фасады, подиум, центральная наружная лестница; завершится строительство благоустройством территорий.
Для ввода объекта в эксплуатацию необходимо освоить в прогнозных ценах 862 млрд руб., в том числе в 1998 году планируется освоить 570 млрд руб.
Программа предусматривает выделение в 1998 году 310 млрд руб. Выделено на 01.08.1998 г. 289,1 млрд руб. За 7 месяцев 1998 года освоено 113, 6 млрд руб., 127,5 млрд руб. предусмотрены для конвертации в валюту для закупки импортного оборудования.
Глава правительства осмотрел строящиеся объекты дворца, выслушал просьбы строителей. В частности, было заявлено, что для обеспечения ввода 2-го пускового комплекса в 1998 году, закупки оборудования требуется дополнительно выделить 650 млрд руб. Для продолжения работ в 1998 году на 3-м пусковом комплексе требуется еще 76,5 млрд руб.
Ход строительства (а сейчас идет отделка помещений) задерживается из-за того, что не закуплено итальянское оборудование. Применение этого оборудования предусмотрено проектом, который разработали итальянские проектные фирмы. В связи с этим С. С. Линг сообщил, что выделение валютных средств сейчас проблематично, поэтому необходимо итальянский проект переработать с тем, чтобы для отделки можно было применять отечественные оборудование, технологии и материалы.
После осмотра на объекте было проведено совещание инженерно-технических работников и руководителей строительства, в ходе которого премьер-министр дал оценку экономической ситуации в республике и в строительной отрасли.
Им было сообщено, что средства, необходимые для продолжения строительства, правительством будут выделены. При этом премьер-министр обратил внимание на необходимость экономичного и целенаправленного их использования. Было предложено для соблюдения сроков строительства перейти на многосменную работу и при этом обеспечить высокое качество работ. В. В. Ермошин поставил перед строителями конкретные задачи. В частности, он потребовал скорейшей установки эскалатора в фойе, проведения тендеров на закупку отечественного оборудования и материалов для отделки. Переработанный итальянский проект должен быть более дешевым и в то же время не нарушающим архитектурных замыслов и дизайна. Мэр объявил, что по этим вопросам он проведет в ближайшие дни совещание.
Заключение
Перед отъездом из Дворца Республики премьер-министр проинформировал журналистов о своих впечатлениях от посещения объектов. Он сказал, что вопросы подготовки к осенне-зимнему периоду он проверял во многих областях республики. Повсеместно графики работ выполняются, обеспечивается финансирование и обеспечение работ необходимыми материалами. Там, где с этим возникают проблемы, оказывается помощь. Об итогах сегодняшней работы будет доложено президенту. Несмотря на то что не хватает валюты, все задачи по подготовке к зиме будут выполнены, в том числе по закупке топлива. Население республики будет обеспечено необходимыми коммунальными услугами не хуже, чем в прошлом году.
Владимир КИНЧИКОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике экономика