Программа обращения с коммунальными отходами
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь разработана согласованная с другими ведомствами и областными управлениями жилищно-коммунального хозяйства республиканская программа обращения с коммунальными отходами. Она определяет генеральное направление практического решения комплекса целевых заданий саночистки крупных и средних городов и отдельных регионов, а также вопросов организационно-технического, экономического и нормативно-правового характера в целостной системе экологически безопасного обращения с коммунальными отходами. В ближайшее время программа будет рассматриваться правительством.
В республике принят ряд законодательных актов и правительственных решений (законы Республики Беларусь "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "Программа экологически и экономически обоснованного использования отходов" и др.), которые регулируют общие принципы обращения с отходами в плане исключения их отрицательного воздействия на окружающую среду, с одной стороны, и максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичных сырьевых ресурсов, с другой. Вместе с тем проблема обезвреживания твердых бытовых (коммунальных) отходов все возрастает. К 2005 году в городах и городских поселках республики ежегодное накопление коммунальных отходов составит 1,5 млн тонн, а с учетом сельских поселений - до 2 млн тонн.
Сегодня практически единственным способом обезвреживания коммунальных отходов в республике является их захоронение на полигонах или необустроенных свалках.
Суммарная площадь пригородных земель под полигонами и свалками составляет сегодня около 1000 га, в том числе под свалками 600 га. Ежегодно эта площадь увеличивается на 40-60 га.
Многие действующие полигоны складирования и обезвреживания отходов, расположенные в непосредственной близости от черты города, свою эксплуатационную мощность исчерпали.
Эксплуатация свалок, не имеющих элементарных природоохранных сооружений: гидрозащитных экранов, систем сбора и контроля фильтрата и т.д. с социальной точки зрения противопоказана, с природоохранной - опасна. Глубинное загрязнение подземных вод ядовитым фильтратом вызывает серьезную тревогу.
Из-за отсутствия в большинстве случаев землеройных механизмов и финансовых средств практически ни на полигонах, ни тем более на свалках нет весового учета отходов, а также паспортного контроля видов и характера отходов. Парк спецтранспорта для сбора и вывоза отходов отработал свой нормативный срок на 41% и подлежит списанию и обновлению.
Удельный баланс доходов и расходов на 1 м 3 отходов по состоянию на 01.01.1998 г. по республике резко колеблется (от 9,5 тыс. руб. прибыли по Гомельской области до 9,1 тыс. руб. убытков по Могилевской). Такое положение с саночисткой городов сложилось в первую очередь потому, что в республике отсутствуют нормативно-методическая база научно обоснованных удельных показателей по накоплениям отходов, по тарифам платежей и эксплуатационным затратам, системы весового учета отходов. Поэтому основной целью настоящей программы является разработка и реализация комплекса взаимоувязанных заданий, направленных на решение проблемы экологически безопасного и хозяйственного, экономного обращения с коммунальными отходами в республике. Генеральным направлением программы является выполнение первоочередных мер по созданию в крупных и средних городах и отдельных регионах комплексной системы их санитарной очистки. Проблема саночистки малых городов, горпослеков, сельских и дачно-коттеджных поселений подлежит рассмотрению в составе региональных схем и программ на уровне областей.
С экологической точки зрения решение проблемы обращения с коммунальными отходами основывается на обеспечении полного обезвреживания и на исключении из их состава загрязняющих окружающую среду веществ: окислов тяжелых металлов и фильтрата, являющегося основным носителем бактериального и вирусного заражения подземных вод.
С хозяйственно-экономической точки зрения перспективным решением проблемы коммунальных отходов являются селекция (раздельный сбор) отходов по их составляющим (макулатура, полимеры, текстиль, металлы, стекло, остаточные отходы) и промышленная переработка отходов с максимальной утилизацией вторичных сырьевых ресурсов.
Опыт западноевропейских (ФРГ, Франция, Австрия, Голландия, Польша) и других стран, а также сравнительно небольшой отечественный опыт обращения с коммунальными отходами (эксперимент по раздельному сбору в г. Лиде, промышленная переработка отходов на минском и санкт-петербургском заводах) подтверждают необходимость широкого внедрения в республике метода раздельного (селективного) сбора отходов, что социально и экономически оправдано.
Кроме того, создание средних и крупных комплексов сортировочно-биомеханической, промышленной переработки коммунальных отходов экологически наиболее безопасно и экономически целесообразно.
Программа предусматривает создание до 2005 года промышленных и полупромышленных комплексов переработки отходов в г. Минске, областных центрах, и отдельных регионах (Борисовский, Лидский, Мозырский, Новополоцкий и др.). Предусматривается также создание при промышленных комплексах переработки отходов системы раздельного сбора отходов. Необходимы разработка и внедрение в практику системы дифференцированных экономически обоснованных тарифов платежей поставщиков отходов (население и организации) и их аккумуляция на целевых спецсчетах "саночистки" с условием покрытия за счет этого затрат данной подотрасли до 60-70%.
В соответствии с программой будет разрабатываться комплекс нормативно-технической документации и хозяйственно-правовых актов по проектированию, строительству и эксплуатации комплексов саночистки.
Программой намечено: обеспечение хозяйств спецтехникой (контейнеры и транспорт) в 2000 году на 85% и в 2005 году на 100%; внедрение раздельного сбора отходов в крупных и средних городах и отдельных регионах соответственно на 15 и 50%; обезвреживание отходов на полигонах на 43 и 17%; на промышленных и полупромышленных комплексах - на 18 и 41%; создание накопительных площадок отходов сельских и коттеджно-дачных поселений на 33 и 100%; утилизация вторичных ресурсов (макулатура, текстиль, полимеры, металлы, стекло, органосмеси) - на 33 и 100%; создание отечественного производства по выпуска спецконтейнеров для раздельного сбора - до 50 тыс. штук в год.
Структура финансового обеспечения программы в 2005 году будет складываться из платежей поставщиков отходов - 57,7%; местных бюджетов - 13,6; фондов охраны природы - 10,8; банковских кредитов - 6,6; республиканского бюджета - 11,3%.
Выполнение программы обращения с коммунальными отходами намного улучшит экологическое состояние городов республики, позволит получить вторичное сырье и решить вопросы санитарии.
Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике жкх