Минжилкомхоз Беларуси: подведены итоги
7 августа в г. Бобруйске прошло выездное заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Вопрос "Об итогах работы отрасли за первое полугодие 1998 года" был основным в повестке дня.
Коллегия отметила, что объединениями, предприятиями и организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по результатам первого полугодия 1998 года в основном обеспечено выполнение зданий по увеличению объемов, повышению качества и снижению себестоимости продукции, работ и услуг.
Промышленными предприятиями отрасли за январь-июнь обеспечен рост объемов производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 118,9% при запланированном росте 109%. Объем товарной продукции составил 434,2 млрд рублей, или 126,2% к плану. Реализовано готовой продукции производственно-технического назначения на 424,1 млрд руб., или 122,7% от запланированного. Остатки готовой продукции на 1 июля составили 30,8 млрд руб., или 40,7% месячного объема производства.
Объем экспортных поставок промышленных предприятий отрасли за январь-июнь составил 2838,3 тыс. долларов США, или 150,9% от запланированного. Поставки продукции осуществлялись в основном в Российскую Федерацию. На экспорт поставляются троллейбусы, запасные части к ним, мебель, столярные изделия, вентиляторы, гидранты пожарные, регуляторы давления, регуляторы расхода, горелки.
Объем закупок по импорту за январь-июнь составил 2279,0 тыс. долларов США.
Объем товарообменных операций составил около 103 млрд рублей, или 22,4% от реализованных продукции, работ и услуг. Бартерные операции сокращены на 4,2% при задании 3%. Особое внимание в первом полугодии обращалось на ликвидацию дефицита финансовых ресурсов и борьбу с кризисом неплатежей. За период с 1 января по 1 июля 1998 года дебиторская задолженность объединений, предприятий и организаций отрасли сократилась на 431 млрд рублей, или на 20,5%, и составляет 1669,8 млрд рублей. В том числе за услуги водопроводно-канализационного хозяйства - 749,8 млрд руб., теплоснабжения - 630,5 млрд руб., из них задолженность бюджетных организаций - 193,5 млрд руб.
Общая задолженность жилищно-коммунальных предприятий за потребленный газ сократилась за шесть месяцев на 137,2 млрд руб., или в 2,5 раза, и по состоянию на 1 июля составила 93 млрд руб. В первом полугодии 1998 года было получено газа на сумму 992,7 млрд руб., оплачено 1129,9 млрд руб., что составляет 113,8% от потребленного объема.
Задолженность концерну "Белэнерго" за электро- и теплоэнергию сократилась по сравнению с началом года на 323,7 млрд руб. и на 1 июля составляет 361,9 млрд руб. Получено электро- и теплоэнергии за шесть месяцев на 2785,1 млрд руб., оплачено 3108,8 млрд руб., что составляет 111,6% от потребленного объема.
В результате работ по внедрению энергосберегающих мероприятий на предприятиях отрасли выполнены задания по энерго-, ресурсосбережению при производстве продукции, работ и услуг. Экономия топливно-энергетических ресурсов за первое полугодие составила около 105,0 тыс. т у.т., что соответствует снижению энергопотребления в сопоставимых условиях на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при задании 8%.
На данный момент жилищный фонд местных Советов оборудован приборами группового учета холодной воды на 98% и на 30% приборами учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение. Приборным учетом расхода теплоэнергии оснащено 44% ЦТП. Системами регулирования отпуска тепловой энергии на нужды отопления оснащены 220 ЦТП, а на нужды горячего водоснабжения 840 ЦТП, что составляет соответственно 19 и 65% от общего числа ЦТП, где имеется техническая возможность установки систем регулирования. В первом полугодии, кроме того, установлено приборов группового учета тепла - 528, холодной воды - 1958, горячей воды - 328.
Выполнение работ сдерживается недостаточным финансированием и дефицитом производства отечественных приборов группового учета холодной воды. Энергосберегающие мероприятия в отрасли проводились на основе отраслевой программы "Энергосбережение" на 1998 год. Для финансирования данной программы запланировано выделение в 1998 году 313,5 млрд рублей из местных бюджетов и 388 млрд руб. из инновационного фонда концерна "Белэнерго". Однако фактически выделено 46,5 млрд рублей из местных бюджетов, из инновационного фонда концерна "Белэнерго" - 127,8 млрд руб.
Не решило вопроса о поступлении финансовых средств из местных бюджетов для установки приборов учета за истекший период года руководство ПУ ЖКХ Могилевского, Витебского облисполкомов и ГПУ ЖХ Минского горисполкома.
С целью активизации работы по энергосбережению коллегия поручила руководителям объединений, предприятий и организаций системы министерства в месячный срок доработать мероприятия по энергосбережению с целью безусловного выполнения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.1998 года №965 "О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в республике".
В III и IV кварталах 1998 года будут приняты дополнительные меры по обеспечению выполнения задания правительства по завершению охвата приборным учетом жилищного фонда республики и ускорению приемки-передачи ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность; обращено внимание на работу по сокращению просроченной дебиторской задолженности за предоставленные коммунальные услуги и кредиторской задолженности за потребленные энергоресурсы.
За 6 месяцев 1998 года в отрасли не допущено снижения объемов жилищно-коммунальных услуг по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Увеличение объемов отпуска воды потребителям и соответственно пропуска стоков за 6 месяцев 1998 года в целом по системе министерства на 102,3% произошло в основном за счет их роста в Минской области на 108% и Гродненской - на 106,1%. Рост связан в основном с приемкой на баланс ведомственного жилищного фонда и коммунальных объектов.
Снижение объемов отпуска теплоэнергии собственной выработки на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, произошло в основном по г. Минску - на 17,5%, Гомельской области - на 9 и Гродненской области - на 7,2%. Это вызвано повышением среднесуточной температуры воздуха в текущем году, а также сокращением определенного контингента прочих потребителей услуг теплоснабжения.
Рост объемов перевозок пассажиров городским электротранспортом в целом по республике на 31,1% вызван распространением в республике брестского опыта работы по сокращению числа не оплаченных пассажирами поездок.
Объем платных услуг, оказанных населению объединениями, предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства за первое полугодие 1998 года, возрос на 46% по сравнению с соответствующим периодом 1997 года. Рост объемов платных услуг определяется в основном повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 16 апреля 1998 года и с 1 сентября 1997 года, а также увеличением натуральных объемов услуг за счет приемки ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального назначения.
Тарифы для населения за пользование водопроводом и канализацией с 16 апреля 1998 года повышены на 30%, а за пользование гражданами жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищных фондов - на 20%. В результате в первом полугодии уровень возмещения затрат населением в среднем по республике составил: на эксплуатацию жилищного фонда - 23,4%, на водоснабжение - 19,8, на канализацию - 26,2, на отопление - 30,1, на горячее водоснабжение - 16,9%.
В отчетном периоде объединениями и предприятиями отрасли продолжалась работа по экономии затрат и снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Установленные задания по снижению затрат на производство жилищно-коммунальных услуг путем сокращения расхода топливно-энергетических, материальных, трудовых и финансовых ресурсов за счет внедрения прогрессивных технологий производства в целом по системе министерства выполнены.
Снижение себестоимости единицы оказанных жилищно-коммунальных услуг по республике в сопоставимых условиях составило: по тепловой энергии собственной выработки - 3,8%, по эксплуатации жилищного фонда - 2, по водоснабжению - 1,8, по водоотведению - 1,9, по городскому электротранспорту - 21,7%.
Лучших результатов в снижении себестоимости тепловой энергии добились управления ЖКХ Брестского, Витебского, Гомельского облисполкомов, обеспечив снижение данного показателя соответственно на 7,3, 6,3 и 4,7%. Наименьшие темпы снижения себестоимости теплоэнергии достигнуты в г. Минске - 1,5% и в Минской области - 1,6%.
Наиболее высокие темы снижения себестоимости эксплуатации жилищного фонда достигнуты в ГПУ ЖХ Минского горисполкома, ПУ ЖКХ Могилевского, Брестского облисполкомов: соответственно 3,5, 3,1 и 2,8%. Существенно ниже среднереспубликанских темпы снижения данного показателя в Витебской и Гомельской областях (1,1 и 1,2%).
При общем выполнении установленных заданий по снижению себестоимости водоснабжения в целом по республике максимальное сокращение данного показателя обеспечили ПУ ЖКХ Брестского и Гродненского облисполкомов, соответственно на 5,0 и 3,2%. Значительно ниже среднереспубликанского уровень снижения себестоимости водоснабжения на подведомственных предприятиях ЖКА "Миноблкоммунальник" - 1,2% и в Минском водоканале - 1,4%.
По канализации максимальный уровень снижения себестоимости достигнут в ПУ ЖКХ Брестского облисполкома - 4%, ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома - 2,8% и в Минском водоканале - 2,3%.Почти в два раза ниже средних по отрасли показатели снижения себестоимости услуг канализации в Витебском УЖКХ и ЖКА "Миноблкоммунальник".
В снижении себестоимости перевозок пассажиров горэлектротранспортом лучших результатов добились ПП "Минскгорэлектротранс" - 24,7% и ПУ ЖКХ Брестского облисполкома - 23,6%.
Для дальнейшего снижения себестоимости коммунальных услуг коллегия приняла решение по итогам 9 месяцев 1998 года провести проверку качества заключенных договоров с местными исполнительными и распорядительными органами по выполнению Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 1995 года №351 "О мерах по снижению себестоимости работ и услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве".
В соответствии с утвержденными графиками в 1998 году должна быть осуществлена приемка-передача ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность в объеме 6965,9 тыс. м 2 общей площади. По состоянию на 1 июля принято 1410,8 тыс. м 2 общей площади, или 20,2% от установленного задания. При этом процент выполнения задания по приемке-передаче ведомственного жилищного фонда колеблется от 8,9 в Гродненской до 24,7 в Витебской области. Выполнение заданий по приемке ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность сдерживается из-за несоблюдения передающей стороной условий по приведению жилых домов в надлежащее техническое состояние, отсутствия установленной технической документации, отставания приемки инженерных сетей и сооружений специализированными организациями, наличия задолженности за оказанные коммунальные услуги, несвоевременного решения вопросов передачи производственных баз по ремонту жилья и объектов коммунального назначения, материалов, оборудования и техники.
Совершенствование инвестиционное деятельности за прошедший период осуществлялось путем сокращения объемов нового строительства и направления капиталовложений на техническое перевооружение, интенсификацию и реконструкцию действующих производственных мощностей. Капитальные вложения в первоочередном порядке осваивались на объектах с высоким уровнем готовности технологий и оборудования к вводу в эксплуатацию.
За январь-июнь на финансирование строительства важнейших объектов отрасли направлены средства республиканского бюджета в объеме 358 млрд руб., или 50% от предусмотренных на 1998 год. На приобретение троллейбусов направлено 66,3 млрд руб., или 65% от годового плана. Освоено на строительстве объектов 374,9 млрд руб., или 104,7% от предусмотренных на первое полугодие средств. Не справились с освоением выделенных средств ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома - 67%, ЖКА "Миноблкоммунальник" - 98, АНПО "Жилкоммунтехника" - 47%.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1998 года №139 "Об инвестиционной программе на 1998 год" облисполкомы обязаны одновременно с поступлением инвестиций из республиканского бюджета пропорционально перечислять соответствующую недостающую долю из средств местного бюджета и внебюджетных фондов на строительство объектов, включенных в инвестиционную программу. Однако облисполкомами принято долевое участие в финансировании только 23 объектов, что составляет 53% от их общего количества, причем удельный вес их участия незначителен и составляет лишь 22% от общего объема выделенных из республиканского бюджета средств.
Показатели работы ремонтно-строительных организаций в первом полугодии 1998 года характеризуются ростом объемов строительно-монтажных работ по сравнению с аналогичным периодом 1997 года, который в сопоставимых условиях составил 122,4%. При этом основная часть прироста была обеспечена интенсивными факторами, поскольку численность работников ремонтно-строительного производства за аналогичный период возросла лишь на 4,8%. Объемы работ по капитальному ремонту жилищного фонда местных Советов составили 30,5% в общем объеме выполненных за полугодие работ.
Задолженность местных бюджетов отраслевым подрядным организациям за выполненные работы с учетом долгов прошлого года на 1 июля составила 142,0 млрд руб., задолженность республиканского бюджета - 9,8 млрд руб.
На капитальный ремонт жилищного фонда местных Советов в первом полугодии текущего года было выделено 455,7 млрд руб., или 57,6% от годового объема, освоено 516,3 млрд руб., или на 13,3% больше выделенных средств. Введено общей площади после капитального ремонта за первое полугодие 78,7 тыс. м 2, что на 24,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года (63,4 тыс. м 2).
Обсудив состояние работы ремонтно-строительных организаций, коллегия приняла решение проанализировать работу ремонтно-строительных организаций отрасли и вынести данный вопрос на обсуждение коллегии министерства.
В 1998 году продолжалась работ по начислению гражданам безналичных жилищных субсидий. За январь-июнь государственная финансовая поддержка оказана 69,8 тыс. семей на сумму 7,4 млрд руб. Общая сумма начисленных за 6 месяцев 1998 года субсидий на 20,3 млрд рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Вследствие повышения с 1 января 1998 года минимальной заработной платы в отчетном периоде количество субсидируемых семей уменьшилось на 26% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя сумма субсидии, начисленная одной семье, в целом по республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 2,4 тыс. руб., или на 2,3%. Средняя величина начисленной субсидии на одну семью колеблется от 92,5 до 115 тыс. рублей.
Рост среднемесячной заработной платы за январь-июнь в республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 206%. Темп роста данного показателя на предприятиях, в объединениях и организациях системы Минжилкомхоза за тот же период составил 200%, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве - 200,4%, ремонтно-строительном производстве - 191,9 и отраслевой промышленности - 236,4%.
В июне темп роста реальной заработной платы в жилищно-коммунальном хозяйстве по сравнению с июнем 1997 года составил 137,1, что на 1,8% выше, чем в целом по республике. В июне 1998 года в объединениях, предприятиях, организациях, подведомственных УЖКХ Витебского облисполкома рост начисленной заработной платы по сравнению с маем составил 18% при росте в среднем в жилищно-коммунальном хозяйстве данного показателя на 7%. Однако темп роста среднемесячной заработной платы работников ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома за тот же период ниже среднего по отрасли и составляет 104,6%. Это указывает на не полностью использованные возможности в совершенствовании оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства Могилевской области. В связи с этим коллегия поручила начальнику ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома И. А. Щербакову в III квартале 1998 года обеспечить доведение размера заработной платы до уровня среднего по республике.
Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 1998 год в рубрике жкх