Музей: мечта и подвиг
Сто лет со дня закладки первого камня здания в бывшем и теперешнем Колымажном переулке - это серьезно.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина начал свою историю с тихого кабинета слепков при Московском университете. В отличие от многих европейских музеев он родился не стихийно, основываясь на собраниях частных коллекционеров. Многие годы идея музея как центра художественного воспитания и образования привлекала лучших людей России. Великий зодчий Баженов планировал принять участие в этом проекте как архитектор (этому намерению не суждено было свершиться), профессоры университета С.П. Шеверев и М.П. Погодин опубликовали в 1831 г. в журнале "Телескоп" план музея из девяти отделов, включая макеты и модели архитектурных памятников. Знаменитая З.А. Волконская так увлеклась этой идеей, что готова была на свои средства заказывать в Италии слепки и модели. Но поражение декабристов перечеркнуло все старания меценатов, и Москва осталась без музея.
Многие годы, вплоть до либеральных реформ 1861 г. замысел научной общественности оставался без движения. И только Ивану Владимировичу Цветаеву (1847 - 1913 гг.) удалось собрать средства и построить здание в центре города, посвятив этому ни много ни мало 25 лет жизни. Профессор филологии, знаток изящных искусств оказался упрямым идеалистом и блестящим организатором. Кроме лекций в университете и на Высших женских курсах, директорства в Румянцевском публичном музее он получает еще одну скромную должность секретаря комитета по сооружению музея. Уже строятся Политехнический и Исторический музеи, П.М. Третьяков передает Москве свою галерею, в Европе полным ходом идет музейное строительство.
Программа музея расширялась, поступали пожертвования П.М. Третьякова, К.Т. Солдатенкова, Н.С. Мосолова, П.И. Харитоненко, историка Д.И. Иловайского. Для обновленного проекта монументального здания, свободного подхода к нему и сквера (ведь музей уже не университетский, а городской) переулок становится мал. Целый участок земли, недешевой в период бурной застройки центра, сумел отстоять И.В. Цветаев. На это ушло три года, и вот наконец в 1896 г. объявлен конкурс на проект здания Музея изящных искусств. "Ко всему архитектурному миру России" обращается Академия художеств, и золотую медаль победителя получает Р.И. Клейн (1858 -1924 гг.). К тому времени он был уже автором 60 московских зданий, общественных, жилых, промышленных. Это и торговые ряды на Красной площади, центральный универмаг на Петровке, кинотеатр "Колизей", Бородинский мост. Но, безусловно, именно музей при информационной поддержке И.В. Цветаева стал делом его жизни. Движение к обновлению традиционных стилей уже наметилось в русском зодчестве. Для музея был избран неоклассицизм. Фасад близок афинскому Акрополю. Величественность придает зданию ионический ордер, повторяющий колоннаду храма Эрехтейон. Изучением этого знаменитого здания, других архитектурных прообразов и предшественников, самой классической традиции Р.И. Клейн занимался, трижды выезжая в Грецию, Египет, Европу. Постройки в Фивах (Египет) помогли в оформлении зала древнеегипетского искусства, европейские интерьеры - в дизайне экспозиции и внутреннем обустройстве помещений.
С огромным трудом удалось собрать немалую по тем временам сумму - один миллион рублей. И.В. Цветаев писал о несговорчивом купечестве: "Оделись в бархат.., а внутри грубы, как носороги". Вдова купца В.А. Алексеева, семья врача Г.А. Захарьина, архитектор Ф.О. Шехтель, издатель Н.И. Пастухов и другие стали "донорами" для 17 залов из 22. Согласно положению комитета, они имели право дать "своим" залам любое имя по собственному усмотрению.
Своей очереди ждали фасад, портик, колоннада, великолепная парадная лестница и самые дорогие работы по облицовке мрамором. Если первых дарителей звали в Москве "20 - и 30 - тысячниками", то на сей раз неутомимому И.В. Цветаеву удалось разбудить душу очень состоятельного петербуржца, гофмейстера двора Ю.С. Нечаева-Мальцева, владельца стекольных заводов в Гусь-Хрустальном, получившего наследство от дяди, крупного промышленника И.С. Мальцева. Его вклад - 500 000 рублей - дипломат Цветаев, идеалист и прагматик в одном лице, сумел увеличить до двух миллионов. Благородный человек искренне увлекся проектом и решил для начала, что мрамор должен быть белым, тогда музей будет действительно похож на греческий храм. И это еще не вся история. На Урале арендуется участок - вся Ишимская гора (Златоуссский уезд). Технические проблемы не дают возможности разработать мрамор раньше, чем через 4 полевых сезона. В это время специально прокладывается железнодорожная ветка, работают артели каменотесов из Тверской, Смоленской и Владимирской губерний. Отечественные породы мрамора красивы, прочны, морозоустойчивы, но сложности добычи и транспортировки заставляют Ю.С. Нечаева-Мальцева заказать цветной мрамор в Европе. Из Фессалийских копей в Греции ( как и в храм св. Софии в Константинополе), Норвегии, Венгрии (зеленого цвета верантик, розовый сотерн) привезены цветные породы.
Верхний аттик колоннады украшен фризом с сюжетом "Олимпийские игры" и выполнен петербургским академиком Г.Р. Залеманом. Именно его вариант был утвержден после проведения своеобразного конкурса скульпторов, проведенного Нечаевым-Мальцевым. Сцены подготовки атлетов высечены из белого каррарского мрамора (Италия). Фриз имеет высоту 2 м и длину 30 м. Второй фриз, внутри колоннады, сделан в Германии и повторяет Панафинейский фриз Парфенона. Его исполнил скульптор К. Армбрустер под руководством виднейшего немецкого специалиста по древнему миру, директора Дрезденского музея Т. Трея.
Благодаря высокому уровню научного руководства залы и экспозиции Древнего Востока, греческий дворик с дорическим, ионическим и коринфским ордерами, внутренний двор палаццо Барджелло во Флоренции дают полное представление о своих эпохах. Частично осуществилась еще одна не менее пафосная идея: украсить залы декоративными фризами с пейзажами стран, где происходили исторические события. Экспедиция художников отправилась в Грецию. Желание принять участие в росписи выразили В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.А. Серов, К.А. Коровин, В.Я. Головин, И.Е. Репин. Но, к сожалению, только десять декоративных панно-вставок в сводах зала итальянского Возрождения с видами Флоренции, Сиены и Венеции молодых С.Н. Южанина и К.П. Степанова состоялись.
Четырнадцать лет шло строительство. Много раз менялись и становились все обширнее планы. Инженер И.И. Рерберг вел строительные работы, профессора В.Г. Залесский и В.М. Чаплин проектировали систему отопления и вентиляции, инженер В.Г. Шухов - стеклянные перекрытия в залах. Консультантом стал профессор строительной механики Н.А. Белелюбский. Это - лучшие силы, их имена и фирмы были научным, творческим и промышленным потенциалом своего времени.
История собирания коллекций и экспозиций музея еще более насыщена. Благородство и альтруизм его устроителей уже и сами по себе музейные ценности.
Марина Цветаева: "Мечта о музее началась ... в те времена, когда мой отец, сын бедного сельского священника села Талицы ... двадцатишестилетним филологом впервые вступил ногой на римский камень. Но я ошибаюсь: в эту секунду создалось решение к бытию такого музея, мечта о музее началась, конечно, до Рима - еще в разливанных садах Киева, а может быть, еще и в глухих Талицах Шуйского уезда, где он за лучиной изучал латынь и греческий. "Вот бы глазами взглянуть!" Позже, узрев: "Вот бы другие (такие же, как он, босоногие и "лучинные") могли бы глазами взглянуть!"
В год юбилейных торжеств музей возвращается к славным традициям прошлого: два раза в месяц вход будет бесплатным.
Любовь ГАВРИЛЮК
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 1998 год в рубрике архитектура