Какие бывают цены, кроме цены инвестора?
Сообщение заведующего лабораторией НИАП "Стройэкономика" С. В. Старинского на состоявшемся 22 июля в Минстройархитектуры РБ семинаре явилось своеобразным ответом РНТЦ по ценообразованию в строительстве.
Пока в РБ не создана конкурентная среда, нужны рычаги сдерживания роста стоимости строительства. Создание этой среды представляется логичным связывать с требованием размещения заказов непременно посредством торгов. Поскольку цена строительства является одним из основных предметов торгов, она не может определяться одинаково всеми участниками торгов на основании одних и тех же средневзвешенных норм и централизованных нормативов. Иначе дискредитируется сам институт торгов.
Мы сталкиваемся с несколькими уровнями и понятиями цен. В выступлении В. М. Столпнера речь шла о цене инвестора, которая принята во всем цивилизованном мире.
Цена инвестора определяется самим инвестором или по его заказу проектными и другими организациями и необходима для оценки инвестором своих инвестиционных возможностей, а также для проведения процедуры подрядных торгов в случаях, когда объявляется стартовая цена.
При формировании цены инвестора может применяться любая методика, в том числе методика РНТЦ, основанная на базисных ценах 1991 г. и последующем пересчете их с применением инфляционных коэффициентов, применении средневзвешенных цен. Следует отметить, что эта цена не является твердой, а служит только для ориентировки заказчика и оценки его финансовых возможностей.
Действительно, зарубежный опыт включает большой объем нормативного материала. В США укрупненных единичных расценок около 3000, просто расценок - около 20 000. Все они применяются инвесторами для ориентировочной оценки при проведении подрядных торгов.
Кроме этой, существует много других методик. По мере развития института подрядных торгов вполне возможно появление методики аналогов. В этом случае стоимость объекта рассчитывается путем обращения к информации об объектах-аналогах.
В любом случае в условиях конкурентной, рыночной экономики не может быть одной и той же цены строительства. Если все участники инвестиционно-строительного процесса будут определять ее одинаково, то теоретически они должны прийти к одной и той же цене объекта.
Однако, помимо цены инвестора, существует еще цена тендерного предложения (оферты). Цена эта определяется участниками торгов и необходима подрядным организациям для подачи тендерного предложения, а также для оценки эффективности своей работы в сравнении с конкурентом. Сформирована эта цена должна быть таким образом, чтобы обеспечить конкурентоспособность подрядной организации на торгах и в то же время покрыть издержки производства и обеспечить нормальную рентабельность в случае победы на торгах и заключения контракта.
Здесь я, подчеркнул Сергей Витальевич, вынужден не согласиться с В. М. Столпнером. Эта цена должна основываться не на усредненных нормах, а на стоимости тех материалов, которые должны быть использованы при строительстве данного объекта. В нее должен быть заложен не усредненный кран, а конкретная техника, использование которой на этом объекте предполагается в конкретный период. И не усредненная трудоемкость, а фактическая, соответствующая уровню организации подрядчиком работ на возводимых им объектах.
В рамках сотрудничества с рядом подрядных организаций специалистами НИАП "Стройэкономика" была создана в каждой из них собственная нормативная база, эксплуатируемая в автоматизированном режиме. Данная работа предполагает изучение и учет не усредненных, а фактических затрат трудоемкости, материалов, машино-смен на основании первичных нормативных документов, нарядов, рапортов, процентовок, материальных отчетов. Порой при этом удавалось выяснить любопытные обстоятельства.
Например, поштучный расход кирпича на 1 м 3 кладки на объектах, возводимых одной из организаций, оставался в пределах нормы, однако в отчетах линейных работников постоянно фигурировали объемы списания, основанные на завышенных (не 396, а 416 штук кирпича на 1 м 3 кладки) нормах расхода. Организация была, таким образом, неконкурентоспособна по стоимости материалов, но принятия каких-то особых мер, направленных на повышение эффективности производства, в данном случае не потребовалось - достаточно было прекратить "левое" строительство.
Разумеется, подобные затраты не должны закладываться в цену предложения. С другой стороны, подрядное предприятие, уровень организации работ в котором столь низок, должно закладывать эти затраты в цену предложения. Иначе, выиграв торги, предприятие это через некоторое время окажется убыточным.
В результате же проведения торгов должна быть определена цена победителя торгов. Эта цена определяется организатором торгов и является основой для заключения контракта с ним.
Наконец, договорная, или контрактная, цена определяется в результате заключения договора между инвестором (или заказчиком, если он выступает в качестве инвестора) и подрядной организацией - победителем торгов. Основная функция этой цены - функция контроля стоимости строительства.
Неизбежно возникает вопрос: почему я должен перед кем-то отчитываться, сколько того или иного материала я израсходовал, какое оборудование использовал, какую зарплату своим работникам выплатил, если я должен уложиться в предложенную мне контрактную цену? Цена эта является достаточно жесткой и не подлежит никаким изменениям, не предусмотренным условиями договора между заказчиком и подрядчиком. Нормативная и рыночная системы ценообразования являются взаимоисключающими. По мере развития конкурентной среды обреченность первой становится все более очевидной.
- Цены четырех перечисленных мною групп совершенно выпали из рассматриваемой специалистами РНТЦ ценообразующей ситуации. Я не только высказываю личное мнение, - подчеркнул Сергей Витальевич, - но и излагаю позицию НИАП "Стройэкономика". Мы можем еще долго топтаться на одном месте, твердя о нормативных методах. Да, если нет намерения создания конкурентной среды, этот рычаг необходим. Но если иметь в виду переход к цивилизованным рыночным отношениям, то возникает закономерный вопрос в виде четырех видов цен, о которых я говорил, и ответ в виде совершенно иных рычагов снижения стоимости строительства.
- Как НИАП "Стройэкономика" представляет себе переход от жесткого нормирования к реальному конкурированию? - спросил ведший семинар первый заместитель министра архитектуры и строительства РБ А. И. Шатило.
- Следует проводить не формальные, а реальные тендеры, - ответил С. В. Старинский, - с участием в торгах по каждому объекту не менее 5-6 претендентов. Выигрывает торги тот, кто предлагает минимальную цену. С победителем торгов и решается вопрос о контрактной цене. Нормативный метод ценообразования также имеет право на существование - в случае, если конкурентная среда не создана. Да, сегодня нет другого рычага снижения сметной стоимости. Но следует думать и о том, как работать дальше. Участники строительства не могут все как один определять цену одними и теми же методами. Одно из главных условий перехода к рыночной экономии - коренное изменение существующей системы ценообразования.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 1998 год в рубрике экономика