Говорящий ландшафт
Разношерстная команда собралась в Музее искусств Северной Каролины, чтобы создать выразительную комбинацию сочетания искусства и архитектуры.
Музей искусства штата Северная Каролина (NCMA), агентство департамента культуры объявили конкурс на новый генеральный план 167-акрового участка музея. Творческие группы архитекторов и художников со всего мира представили свои предложения на суд жюри. Победители стали обладателями гранта в размере $250 000, присужденного Национальным фондом пожертвований на искусство (NEA). Его получила команда, состоящая из архитекторов Генри Смит-Миллера и Лори Хокинсон, художника Барбары Крюгер и ландшафтного архитектора Николаса Квенэлла, представившая проект, который они назвали "Несовершенная утопия" или более неформально - антигенеральный план. Замысел состоял в том, чтобы создать ландшафт в противоположность самому зданию музея - суровому, жестко-конструктивному дому-крепости, заключающему в себе прекрасную коллекцию картин эпох ренесанса и барокко, ландшафт неконструктивный, успокаивающий, исключительно характерный для данной местности, можно сказать, туземный. Хотя весь проект еще дожидается своей реализации, трехакровый участок с амфитеатром и кинотеатром под открытым небом, составляющие небольшую его часть, уже отпраздновали свое открытие. Первую стадию Смит-Миллер, Хокинсон, Крюгер и Квенэлл назвали "Текстуальный ландшафт". Они предложили "написать" на 3-акровом участке фразу "PICTURE THIS" ("Представьте себе это") объемными буквами, используя разнообразные выразительные средства из палитр "лэндарта": каждая буква расположена на своем срезе земли, имеет индивидуальную архитектуру и художественную выразительность.
Понятно, что различные художественные дисциплины обогащают, "обыгрывают" друг друга, подобным же образом и члены команды - люди разных профессий - дополняли, вдохновляли друг друга на новые идеи в течение многолетнего процесса осуществления проекта.
Проект начал испытывать первые трудности с реализацией сразу после завершения 19-месячного срока его разработки в 1989 году, поскольку власти штата - основной спонсор программы - заявили о намерении осуществить собственные замыслы в регионе. Однако руководство музея сумело отстоять проектный замысел.
Таким образом, в октябре 1994 года началось сооружение амфитеатра. Это оказалось очень важным моментом для музея, возводимого на подвижных грунтах.
Наступившая зима выдалась небывало сырой, грунты пришли в движение, и гигантская строительная площадка обрушилась. Но свою крупнейшую неудачу проект пережил в сентябре 1996 года, когда над местностью пронесся ураган Фрэн, опрокинувший подпорные стены. Инициативные предложения группы сфокусировались на необходимости озеленения ландшафта, устройства лесопосадок.
Смит-Миллер и Хокинсон оказались лицом к лицу с проблемой "суровых" фасадов самого здания музея, построенного в 1960 году, которое выглядит теперь как индифферентная каменная масса - "большой валун", - как прозвала его группа. Архитекторы шутят, что первым желанием группы было увить его всего плющом, скрыть от глаз людских. "Так что киноэкран, - поясняет Смит-Миллер, - средство вынужденное". Хотя он не заслоняет здание целиком, но как часть амфитеатра является крупной формой, контрастирующей с основным объемом здания.
Пожалуй, наиболее гармоничное сочетание искусства, архитектуры, ландшафта и функции (замысла) - это буква "I" в слове "THIS". Это объемное изображение из цветного бетона (6,5 м в ширину, 25,3 м в длину, 46 см в высоту) девиза штата Северная Каролина: "Быть, а не казаться", пересекаемое наклонной плоскостью.
Людмила СЕЛИВОНЧИК
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 1998 год в рубрике архитектура