«Беловежская ярмарка» в Алматы
Как мы уже сообщали, выставка белорусских предприятий и организаций"Беловежская ярмарка", организаторами которой являются Минвнешэкономсвязей РБ, ВО "Беловежская ярмарка" (Минск) и АО "Атакент-Экспо" (Алматы, Казахстан), пройдет с 17 по 20 сентября в Казахстанском центре делового сотрудничества "Атакент" в рамках выставки "Каркара-98".
"Каркара-98" - это VII международная ярмарка Консолидации евразийских государств. Рожденная более ста лет назад, она органично вписалась в современную рыночную экономику, способствуя налаживанию производственных и торгово-экономических связей между Европой и Азией.
Белорусская национальная экспозиция разделит выставочный павильон с национальными экспозициями Египта, Российской Федерации и Южно-Казахстанской области.
Согласно данным проведенного ВО "Беловежская ярмарка" анкетного опроса, на сегодняшний день представлять промышленность РБ на выставке в Алматы планируют 78 предприятий, в том числе АО "Керамин", завод "Полесьеэлектромаш" и ПО "БелАЗ".
Цель участия белорусских производителей в "Беловежской ярмарке" - завоевание и насыщение казахского рынка новыми и качественными белорусскими товарами, заключение договоров на оптовые поставки, дальнейшее продвижение белорусской продукции как на новые, неосвоенные, так и на ранее утраченные рынки.
Кроме того, завязывание новых и поддерживание существующих деловых контактов с Казахстаном посредством активизации выставочной деятельности имеет еще один аспект. Дело в том, что товарооборот между Казахстаном и РБ продолжает, по свидетельству К. Шаймерденова (газета "Панорама", Алматы), сокращаться, несмотря на предпринятые ранее меры по отмене тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле.
Анализ развития торгово-экономических отношений между РБ и Казахстаном показал, что на сокращение товарооборота влияют конкретные цены, по которым поставляется продукция, а также принципы взимания косвенных налогов при экспортно-импортных операциях.
Несмотря на то, что два государства связаны солидной договорно-правовой базой, многие договоренности не выполняются (например, соглашения об автомобильном сообщении, налоговой политике, координации деятельности железнодорожного транспорта).
Определенное улучшение ситуации может наступить в результате реализации подписанного президентами РБ и Казахстана протокола поручений. В плане экономического сотрудничества достаточно перспективным представляется создание совместных предприятий. В настоящее время в Алматы открыто представительство АО "Белаз" и 5 сервисных центров. В то же время казахстанское предприятие АООТ "Трактор" заключило с МТЗ договор о создании СП по производству колесных тракторов. Рассматриваются возможности предоставления дополнительных квот по поставкам казахстанского топливного сырья.
Поэтому очень важно, что, несмотря на тяжелое экономическое положение многих белорусских товаропроизводителей, промышленность РБ будет в полном объеме представлена на выставке "Каркара-98".
В ближайшем будущем приоритетами привлечения в Казахстан иностранных инвестиций будут оставаться отрасли обеспечения и экспортно-ориентированные производства - электроэнергетика, нефтегазовая и нефтехимическая отрасли, металлургия, коммуникации, АПК. По-прежнему большой интерес у инвесторов вызывает наличие в недрах Казахстана широкого спектра редких и редкоземельных материалов, а также золота.
Серьезное внимание уделяется развитию инфраструктуры Казахстана - здесь еще предстоит очень многое сделать как в области улучшения различных видов сообщения регионов страны между собой (существовавшие в советское время транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией), так и в направлении извлечения максиальной выгоды из геополитического положения страны. Идет восстановление в железнодорожном варианте Великого шелкового пути, некогда соединявшего Китай и Европу. Завершается электрификация ряда направлений железных дорог Казахстана. Начата реконструкция международного аэропорта Алматы, ряда других аэропортов. Готов проект расширения и модернизации гавани Актай на побережье Каспийского моря.
И, разумеется, продолжается интенсивное жилищное строительство в новой столице Казахстана Астане, других городах страны.
Все это позволяет считать, что у специалистов строительных отраслей РБ и Казахстана есть много тем для обсуждения во время встреч на выставке.
Для наиболее полного охвата среднеазиатского региона, а также в целях экономии средств предприятий организаторы белорусской национальной экспозиции планируют после завершения работы выставки "Каркара-98" перевезти экспозицию в Бишкек (Кыргызстан). Принять участие в работе "Беловежской ярмарки" в Бишкеке изъявили желание 64 предприятия РБ, в том числе витебское ПО "Электроизмеритель", Минский электромеханический завод, ОАО "Гомельобои", АО "Керамин", ПО "БелАЗ".
Материалы подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 1998 год в рубрике выставки