Скачок цен — неизбежный финал их сдерживания


На семинар, посвященный прослеживанию зависимости эффективности работы предприятий стройкомплекса РБ от цен на их продукцию и от ее себестоимости, собрались руководители предприятий, подведомственных Минстройархитектуры РБ и концерну "Минскстрой", а также проектных организаций Минска.

Доклад начальника главного управления экономики Минстройархитектуры РБ Е. И. Драчука в определенной степени явился развитием темы, заявленной им 30 июня на заседании президиума научно-технического совета. И это заседание, и состоявшееся 16 июля заседание коллегии Минстройархитектуры РБ еще раз подтвердили факт отсутствия единого подхода к созданию эффективного механизма ценообразования. Поэтому целью проведения настоящего семинара, подчеркнул Евгений Ильич, является определение путей и этапов решения проблем ценообразования в отрасли.

Что касается предприятий стройматериалов и стройиндустрии, то до IV квартала прошлого года они самостоятельно формировали цены на выпускаемую продукцию, руководствуясь при этом Положением о формировании и применении цен и тарифов, утвержденном декабрьским (1995 г.) постановлением Минэкономики РБ № 36. Результаты таковы: рентабельность реализованной продукции по всему народному хозяйству в I квартале 1997 г. составила 9,2%, в I квартале 1998 г. - 7,6%. В промышленности этот показатель составил 10,7% в обоих случаях. В промышленности строительных материалов - 2,4 и 2,6% соответственно. В подрядной деятельности Минстройархитектуры РБ - 3,5 и 1,7% соответственно. Затраты на рубль товарной продукции - по 98 копеек в обоих случаях. По подрядной деятельности - 99 копеек и 1 рубль соответственно. Удельный вес убыточных предприятий по народному хозяйству - 25,2 и 25,4%. В промышленности стройматериалов- 31,8 и 38,2%. В подрядной деятельности - 37,5 и 37,8% соответственно. Индекс изменения цен на продукцию промышленно-технического назначения - 22,7%, на строительные материалы - 24%, на строительно-монтажные работы - 22,1%.

Проблемы же своей хозяйственно-финансовой деятельности, в том числе и ее составляющей - ценообразования, - каждое предприятие решало по-своему. Так, на Радошковичском керамическом заводе, Любанском комбинате строительных материалов по полгода и более не пересматривались отпускные цены на выпускаемую продукцию независимо от изменения рыночной конъюнктуры и ценообразующих факторов на этих предприятиях. На ряде предприятий, включая названные, в ценах, действующих в первом квартале этого года, не отражено влияние предыдущей переоценки. В отпускных ценах Гродненского комбината стройматериалов и того же Радошковичского керамического завода не нашло отражения в действующих сегодня ценах осуществленное по решению правительства в апреле 1997 г. повышение тарифной ставки первого разряда. Все названные предприятия хронически убыточны в течение 2 и более лет.

Проблема же касается не только предприятий. Это - общеотраслевая проблема. При пересмотре цен с устранением в одночасье имевших место на названных предприятиях негативных факторов цена продукции, ими выпускаемой, сразу увеличивается в 1,5-2 раза, что не может не влиять на конечную стоимость СМР.

В качестве ограничителя в данном случае выступает утвержденный прогнозом социально-экономического развития РБ 2%-ный среднемесячный уровень инфляции.

При этом при формировании как цен на продукцию промпредприятий, так и индексов изменения цен на СМР, в число факторов, влияющих на указанный уровень инфляции, всякий раз включаются только те, которые зависят от деятельности конкретных предприятий РБ.

При сложившейся системе формирования отпускных цен стоимость однотипных строительных изделий отличается порой в 1,5-2 раза. Прибыль, включаемая в цены, поставлена в зависимость от покупных цен на сырье, материалы, комплектующие, ТЭР, размеры общезаводских и общехозяйственных расходов, то есть продолжает действовать механизм - чем выше затраты, тем больше прибыль. Ограничивая рост цен для предприятий, достигших более высокого уровня рентабельности, и согласовывая повышение цен для предприятий убыточных, мы тем самым наказываем хорошо работающие трудовые коллективы и их руководителей и поддерживаем нерадивых.

Первый этап решения обозначенной проблемы - это нормативный метод ценообразования. Завершиться его внедрение в соответствии с постановлением правительства должно было еще в 1995 г., но, к сожалению, в полном объеме это не реализовано и по сей день. Сегодня этот метод внедрен только 59 предприятиями, 61 предприятие подало документы на утверждение нормативов, а 37 пока вовсе не приступали к решению данной задачи.

Нормативный метод предусматривает разработку и утверждение норм затрат труда, общезаводских и общехозяйственных расходов с учетом сложившейся на каждом конкретном предприятии производственной ситуации. Нормы утверждаются не по отрасли в целом, а для каждого конкретного предприятия с учетом сложившихся реальных условий.

По предложению главного управления промышленности строительных материалов и конструкций Минстройархитектуры РБ решением президиума НТС на базе этих нормативов предусматривается переход к декларированию цен на материалы, изделия и конструкции. В самое ближайшее время начнется работа по перечню предприятий, согласованному с указанным главком. В течение же IV квартала планируется переход на декларирование цен более широкой группы предприятий с таким расчетом, чтобы с 1 января 1999 г. оказался возможным полномасштабный переход всей отрасли.

Проблема сегодняшнего дня состоит в том, что многие предприятия предъявляют претензии, связанные с длительным сроком рассмотрения документов по согласованию цен. В связи с этим РНТЦ по ценообразованию в строительстве следует передать всю нормативную базу региональным центрам и перечислить все оставшиеся средства, предназначенные для содержания службы отслеживания, региональным центрам для их технического оснащения. Региональным центрам следует в недельный срок рассматривать и давать заключения по материалам предприятий, внедривших нормативный метод ценообразования, касающимся повышения цен.

После этого каждый из этих материалов в течение 3 дней должен рассматриваться соответствующей службой Минстройархитектуры РБ с таким расчетом, чтобы общий срок рассмотрения не превышал 2 недель. Некачественные или представленные не в полном объеме документов следует немедленно возвращать на доработку.

С 1 августа текущего года министерство предоставляет подведомственным предприятиям право увеличения цен с учетом обоснованного уровня затрат на производство продукции в течение месяца в пределах прогнозного уровня инфляции без согласования с региональными центрами. При этом при необходимости более чем 2%-ного увеличения цен материалы для согласования необходимо представлять на рассмотрение в региональные центры.

Но такой характер взаимодействия возможен лишь при взаимном уважении и взаимной дисциплине. При внедрении нормативного метода (и в дальнейшем - расчета индекса изменения цен) для того, чтобы в совокупной информации о предприятии не возникло искажений, следует регулярно направлять региональным центрам для учета и обобщения самостоятельно принятые изменения.

При рассмотрении в управлении экономики Минстройархитектуры РБ документов предприятий рентабельность каждого из них ограничивается 15-20%, но для предприятий, включенных в инвестиционную программу, она увеличивается на 10% с таким расчетом, чтобы направление движения средств, вырученных от увеличения цен, было целевым - на решение инвестиционных проблем, связанных с реконструкцией производства.

Работу, связанную с ценообразованием в строительной подрядной деятельности, можно оценивать по-разному. Более того, оценки могут быть диаметрально противоположными. Вот выдержка из записки комиссии Комитета государственного контроля.

"Установленный порядок расчета индекса изменения основной зарплаты с учетом соответствующих нормативных указаний предоставляет возможность Минстройархитектуры РБ менять методику расчета указанного индекса без согласования с Минэкономики РБ и Минфином РБ. Так, в процессе декларирования строительной продукции с 1995 г. трижды менялась методика расчета основной зарплаты, что способствовало значительному ее увеличению. При этом совершенствование методики расчета указанного индекса способствовало увеличению доли зарплаты, возмещаемой заказчиками при выполнении СМР. Если на 1 января 1996 г. удельный вес основной зарплаты в стоимости СМР в текущих ценах составлял 1,45%, на 1 января 1997 г. он возрос до 3,53%, а на 1 января 1998 г. - до 4,97%, то в базисных ценах 1991 г. удельный вес основной зарплаты составлял 7,92%. По нашему мнению, методика расчета индекса изменения основной зарплаты должна быть согласована с Минэкономики РБ и Минфином РБ, что исключит ведомственный подход при решении вопроса изменения методики расчета."

Разработка новых сметно-ресурсных нормативов на СМР, к которой по заданию Минстройархитектуры РБ приступил РНТЦ, должна отразить сложившиеся в настоящее время реальные трудозатраты по видам работ. А это приведет к увеличению стоимости строительства и возможному неприятию этих нормативов заказчиками и органами государственного контроля и управления.

Тем не менее строители, затраты которых не покрываются, не могут продолжать работать себе в убыток!

Графиком выпуска упомянутых нормативов, утвержденном решением президиума НТС, предусмотрена разработка сметных норм и расценок на новые виды материалов и технологий (например, устройство кровель из новых рулонных материалов, кирпичная кладка новых видов, теплоизоляция стен эффективными плитными материалами). Одновременно разрабатывается порядок поэтапного внедрения сборников сметно-ресурсных нормативов с таким расчетом, чтобы избежать однократного скачкообразного повышения цен. Повышение это должно осуществляться постепенно, при этом должна меняться база с тем, чтобы индекс изменения стоимости СМР отражал действительное положение.

Особенно важным представляется то, что разрабатываемые ресурсно-сметные нормы содержат полную информацию по составу работ, материальных и трудовых (с указанием разрядов) расходов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Это позволит рекомендовать нормы как единый документ для определения сметной стоимости строительства, размеров зарплаты и списания материалов, а также для производства расчетов за выполненные работы.

Они могут и должны стать основой для разработки каждым предприятием собственных норм затрат по видам работ, необходимых для определения себестоимости работ и подготовки предложения подрядчика для участия в тендерах.

В последнее время наблюдается сдерживание внедрения новых прогрессивных технологий, материалов и конструкций из-за их убыточности. Дело в том, что цена устанавливается применительно к старым решениям. Сегодня необходимо принять за правило: разработка новых типов технологий, работ, материалов должна завершаться разработкой и утверждением технологических карт на их производство и на их основе - цен. Это откроет путь научно-техническому прогрессу на строительное производство.

Контрактная цена уже сегодня может определяться по взаимному соглашению с учетом прогнозного индекса инфляции.

В ближайшее время предстоит разработать механизм взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса при расчетах за выполненные работы по твердым договорным ценам, предусматривающим оплату готового объекта в целом или в зависимости от степени его готовности, определить методику ежемесячного актирования выполненных работ в условиях действия контрактных цен, дабы исключить разные толкования этой проблемы, особенно представителями контрольных органов.

С содержанием остальных сообщений, прозвучавших на семинаре, можно будет ознакомиться в следующих номерах "СиН".


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость