Потолки и небеса




Можно ли сказать о потолке, что это "грандиозная торжественная композиция, легко обозримая в целом и в деталях и воспринимающаяся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей"?

Оказывается, можно, если речь идет о своде Сикстинской капеллы в Ватикане, расписанном Микеланджело (Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. М., 1986.). Капелла построена по проекту архитектора Дж. де Дольчи в 1473-1481 гг. и освящена в 1483 г. при папе Сиксте IV, которому и обязана своим названием. Длина самого помещения - 34 м, ширина - 12 м, высота - 18 м. В 1508 - 1512 гг. Микеланджело выполнил целый живописный цикл на центральной части плафона, боковых частях свода, в распалубках, парусах и люнетах. По продольной оси свода выделена средняя плоская часть - так называемое зеркало. Здесь художник разместил эпизоды из дней творения и жизни первых людей Земли.

Угловые треугольные паруса посвящены другим библейским сюжетам. Двенадцать пророков и прорицательниц (сивилл) украшают межоконные промежутки. Изображения предков Христа помещены в треугольные распалубки и полукруглые люнеты. Вокруг основных фигур - множество вспомогательных.

Так средствами живописи Микеланджело развил архитектуру свода до многочастной системы, раскрывая ее как универсальную историю бытия. Космогония и все грани человеческих состояний, типов и характеров, одухотворенность и величие, катастрофы и трагедии, жизни богов, героев, рабов - весь мир, кажется, вместил этот плафон и воображение художника. Это одно из главных произведений всей его жизни и центральное - во всей идеологии Высокого Ренессанса.

Почти не имея опыта фресковой живописи, молодой еще человек (но гений!) воплотил грандиозный во всех отношениях замысел. Общая площадь росписи - свыше 600 м 2. Она полностью выполнена самим мастером в течение 26 месяцев. Масштаб и содержательность, художественное совершенство не имеют ни прообразов, ни аналогов.

Сикстинская капелла во многом уникальна: стены здесь расписаны фресками С.Ботичелли, К.Россели, П.Перуджино.

Позже, в 1536 -1541 годах, Микеланджело еще вернется сюда, но уже к алтарной стене. Это будет "Страшный суд" и совсем другая история. В последний период творчества, когда трагическое мироощущение пришло на смену ярким и пафосным идеалам Возрождения, Микеланджело обращается к архитектуре. И - кстати о потолках! - всегда делает их очень выразительными. Высокие пилястры, объемные карнизы и наличники, мощные дверные порталы в сочетании со строгими интерьерами создают возвышенное ощущение пространства. Это ли не "потолок", всегда недосягаемый, как линия горизонта.

Любовь ГАВРИЛЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 1998 год в рубрике потолки

©1995-2024 Строительство и недвижимость