Быстрое повышение рентабельности жилищно-коммунального хозяйства возможно осуществить только при сочетании организационных и технических мероприятий


Принятый правительством страны курс на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением резко обострил вопросы, связанные с повышением рентабельности отрасли. Эти вопросы стояли давно, о них постоянно говорилось на различных уровнях и что-то делалось. Однако только теперь отрасль непосредственно столкнется с потребителем, что коренным образом меняет ситуацию.

Наиважнейшим принципом становится необходимость изменения отношений между отраслью в лице работников жилищно-коммунальных предприятий и служб и населением. Потребитель, полностью взваливший на себя ношу жилищно-коммунального содержания, не потерпит равнодушного отношения к его нуждам и безусловно начнет придирчивый счет стоимости предлагаемых услуг.

Содержание прейскурантов цен на жилищно-коммунальные услуги и других экономических документов и раньше интересовало население, но острота вопроса смягчалась финансированием большей части затрат государством. Поэтому отрасль должна в срочном порядке активизировать подготовку к работе в условиях хозрасчета.

Коренным образом должны измениться отношения со смежными отраслями, в первую очередь со строителями, энергетиками, газовиками, которые привыкли передавать часть своих проблем (и упущений) на решение жилищникам и коммунальникам.

В условиях хозрасчета такое положение недопустимо, в связи с чем требуется принятие соответствующих нормативных документов, в том числе и на самом высоком уровне.

Вновь построенное жилье в настоящее время автоматически передается на обслуживание ремонтно-эксплуатационным предприятиям. Каково его качество, таковы и будущие эксплуатационные затраты.

Активно осуществляется также передача исполкомам ведомственного жилья, которое вообще часто не соответствует нормам, так как строилось хозспособом и принималось без должной требовательности.

Таким образом, одни строят, другие эксплуатируют, и такая система отношений в стране, пожалуй, не поменяется. Следовательно, Минжилкомхозу необходимо требовать более активного участия своих специалистов в экспертизе проектов вновь возводимого жилья, расширения полномочий в приемке строящегося и принимаемого на баланс существующего. Опыт специалистов института "Белжилпроект", через руки которых проходит при проектировании ремонтов все многообразие жилого фонда, показывает: качество нового строительства низкое, включая и проектные решения.

Работающие в непосредственном контакте с эксплуатационниками специалисты института реализовали и реализуют множество эффективных решений при проведении комплексных ремонтов и особенно модернизации жилья старых серий, но их опыт при новом строительстве используется слабо. Опять же, каждый продолжает свое дело: одни проектируют новые дома, другие через десяток лет (часто и раньше) разрабатывают проекты их капремонтов.

Подкрепляю сказанное примерами инженерного оборудования домов, с которым мне как специалисту по автоматизации постоянно приходится сталкиваться. Тепловые пункты, оборудованные допотопными элеваторными узлами, повысительные насосы холодного и горячего водоснабжения с нерегулируемыми электроприводами, подъезды с лампами накаливания и даже системы диспетчеризации инженерного оборудования на базе морально устаревших комплексов ОДС-76, которые мы с 1983 года не применяем, а институт "Минскпроект" и УКС Мингорисполкома продолжают монтировать еще и в настоящее время. Частично это объясняется значительным разрывом в сроках проектирования и строительства нового жилья. Но от понимания этого не становится легче. В новых условиях хозяйствования такое положение недопустимо. Жилищники, наконец, должны получать в эксплуатацию качественные дома и инженерные сети.

Нужна экспертиза новых проектов жилых домов на ремонтопригодность и обеспечение минимальных эксплуатационных затрат. Она должна выполняться с участием специалистов предприятия "Белжилпроект", других проектных и научных организаций Минжилкомхоза, а также работников жилищных ремонтно-эксплуатационных организаций. Реализовать это будет не просто. Уже в настоящее время в соответствии с решением Минжилкомхоза с отраслевыми институтами необходимо согласовывать проектные решения инженерного оборудования в существующем жилом фонде. Однако в большинстве случаев такие согласования различными организациями и особенно многочисленными малыми предприятиями не производятся.

В конечном итоге страдает дело. В "Белжилпроекте" и областных аналогичных институтах накоплена уникальная информация о существующем жилом фонде страны. Как правило, в жилищных ремонтно-эксплуатационных организациях есть только паспорта домов и инвентаризационные планы, но отсутствуют чертежи строительных конструкций и инженерного оборудования и сетей. Обследование с нуля проводить сложно.

Отсюда неэффективные инженерные решения, большое количество ошибок при проектировании ремонта. В то же время тенденция отодвинуть отраслевые жилищные институты от ряда важных работ по реконструкции жилых домов и инженерных сетей в процессе роста конкуренции закрепляется. Так, "Белжилпроект" получил от ПУ ЖХ Мингорисполкома заказ-задание на проектирование системы автоматизации общедомового и квартирного учета холодной и горячей воды в жилом доме по ул. Чкалова, 1 с выводом данных на ПЭВМ ЖРЭО Октябрьского района и ПО "Водоканал".

Уже в процессе проектирования ЖРЭО умудряется отдать проектирование и установку теплосчетчиков на горячее водоснабжение дома одному из малых предприятий. С "Белжилпроектом" установка не согласовывается, и теплосчетчики устанавливаются без плат вывода данных на внешнее устройство, что приводит к дополнительным затратам.

Тендер по тепловой реабилитации жилого дома по ул. Матусевича, 11 в г. Минске выиграли специалисты "НИПТИС". При проектировании ими не было выполнено тщательное обследование существующего инженерного оборудования (кстати, частая практика у проектных организаций). В результате квартирные полотенцесушители остались по-прежнему подключены к системе отопления, не предусмотрена система циркуляции горячего водоснабжения. ЖРЭО Фрунзенского района с этим не согласилось и дало проект на доработку в "Белжилпроект", добавив в задание передачу данных приборного учета на СДС ЖЭС-60. Только после этого специалисты обоих институтов встретились между собой, с подрядчиками и заказчиками и пришли к оптимальному решению.

Крупные работы по реконструкции системы теплоснабжения начаты в г. Новополоцке, и опять никто не учитывает, что в свое время "Белжилпроектом" для города была запроектирована автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) на базе комплекса технических средств (КТС) "Мир" (внедренная по плану новой техники "Минжилкомхоза"), проложены диспетчерские сети. При сборе информации их можно было бы использовать и сейчас.

К слову, кроме сетей ОДС во всех городах республики проложены сети лифтовой диспетчеризации, а также диспетчеризации уличного освещения, водозаборов, кабельного телевидения. При передаче информации радиоканал - самый дорогой способ. Об этом следует помнить, если мы ставим цель экономить средства.

Я не ставлю задачу восхваления особых качеств специалистов отраслевых институтов. Просто они в силу специфики работают в наибольшем (из всех проектных организаций) контакте с жильцами. К главным инженерам проектов, главным специалистам, руководству института идут люди с жалобами на дефекты в своих домах и квартирах, просят их устранить при проектировании, высказывают пожелания, которые по различным причинам порой выполнить невозможно. Таких контактов проектировщики других организаций имеют значительно меньше.

Теперь вернемся к началу статьи. Что же все-таки нужно жильцу и каковы интересы сотрудников ремонтно-эксплуатационных служб, которые постоянно контактируют?

Жилец хочет, чтобы у него в квартире, были комфортные условия: было сухо и тепло, в кранах циркулировала холодная и горячая вода, без перебоев подавались газ и электроэнергия. Безусловно, он мечтает о безремонтном проживании.

Во вторую очередь он мечтает о порядке в местах общего пользования: чистоте подъездов, подвалов и дворовых территорий, нормальной работе освещения и, конечно, лифтов. Еще он упорно хочет за все это поменьше платить.

Эксплуатационника вопросы комфорта жилья интересуют только в аспекте исправного состояния основного инженерного оборудования и отдельных конструктивных элементов (окон, дверей и т.п.). Главным критерием работы является отсутствие обоснованных жалоб жильцов. Существующий уровень оплаты оказываемых услуг он считает низким. При этом нельзя сказать, что в жилищных службах работают безответственные и безразличные люди. Многие вопросы жильцов они решить попросту не могут. Именно поэтому по мере роста стоимости услуг эксплуатационникам приходиться отдуваться за всю цепочку проектного и строительного брака. Ситуация усугубляется необходимостью срочного проведения энергосберегающих мероприятий, которые выполняются отраслью.

Повышение качества жилищного обслуживания за счет взимания с жильцов полной стоимости услуг - решение не популярное, а вынужденное. Все равно еще ряд лет государство будет продолжать вкладывать средства в прежних объемах для того, чтобы в кратчайший срок привести в порядок общедомовые конструкции и инженерные системы и сети. Попутно оно будет совершенствовать систему взаимоотношений между отдельными участниками строительного и эксплуатационного процесса и, конечно, жильцами.

Различной техники сейчас появилось много. При заинтересованном отношении эксплуатационных, проектных и монтажно-наладочных организаций общедомовые вопросы модернизации инженерного оборудования и снижения эксплуатационных расходов могут быть решены быстро. Во многом решение этих вопросов в самих квартирах зависит от того, насколько удастся подключить к ним жильцов. Более сложны вопросы модернизации строительных конструкций и утепления домов, но и они решаемы при появлении заинтересованности жильцов.

Теперь возвратимся ко второму вопросу начала статьи: отношениях жилищников со смежными отраслями и прежде всего с энергетиками и газовиками. Ко вторым претензий у жильцов пока меньше всего. Но и здесь есть один нерешенный вопрос: контроль загазованности подвалов и техподполий. Он находится в подвешенном состоянии давно, и за мою бытность проектировщиком решен в стране только в некоторых городках, построенных для военнослужащих, выводимых из Германии (в "Белжилпроекте" такой проект выполнялся для городка "Россть" и был реализован на практике). Не дай Бог беды, но ведь сети и оборудование стареют и возможность утечки газа возрастает.

На мой взгляд, этот вопрос должен решаться газовиками, которые занимаются диспетчеризацией своих сетей и должны ее довести до логического конца.

Энергетики на настоящем этапе также должны заинтересованно отнестись к жилищникам. Пора обеспечивать в любое время года и суток заданные нормами параметры по электроэнергии, отоплению и горячему водоснабжению (там, где оно находится в их ведении).

Не секрет, что колебания напряжения и частоты электроэнергии в течение суток даже в г. Минске и областных городах превышают нормы, а о небольших районных городках и говорить не приходится. Качественной регулировкой в тепловых сетях и на центральных тепловых пунктах (ЦТП) энергетики еще только начали заниматься.

Несколько лучшая ситуация на водопроводных сетях крупных и средних городов, так как водопроводчики давно поняли, что оптимизация давления с помощью регулируемых электроприводов дает существенный экономический эффект. Большой объем работ по автоматизации тепловых сетей, принадлежащих организациям Минжилкомхоза, отрасли придется выполнять собственными силами при финансовой поддержке государства.

В настоящее время Минжилкомхозу передается большое количество коммунальных сетей и сооружений, принадлежащих военному ведомству. Принять их в надлежащем состоянии - сложная задача, стоящая перед специалистами отраслевых организаций.

Конечный положительный результат по энерго- и ресурсосбережению может быть достигнут при активном участии в этом процессе населения. Для этого необходимо стимулирование как жильцов, так и работников жилищно-эксплуатационных организаций.

Во-первых, должна активизироваться агитационная работа в ЖЭСах и по месту жительства. Даже плакатов, которые бы доходчиво разъяснили каждому жильцу, что он будет иметь в результате установки квартирных регуляторов и счетчиков, нигде нет. На телевидении и радио также больше рекламируются различные товары, а такая обширная и важная тема активно не афишируется.

А ведь люди индивидуальны. Одни любят жить в прохладных помещениях, другие - в перегретых. Одни воду расходуют в небольших объемах, у других она бежит рекой. Пусть каждый жилец знает, сколько он тратит в настоящее время воды, тепла, газа при наличии общедомового учета и сколько будет платить за это при снятой государственной дотации. Одновременно он должен знать, что он выиграет при установке домовых регуляторов (за которые ему также придется что-то платить) и, конечно, квартирных регуляторов и счетчиков.

Каждого жильца ожидают большие расходы. Ведь, кроме приборного оснащения, необходимо срочное оборудование домов надежными дверями с переговорно-замочными устройствами, замена оконных и балконных блоков, утепление стен. Поэтому жильцам понадобится финансовая поддержка.

Принятая еще правительством В. Ф. Кебича трехлетняя программа по стимулированию установки квартирных приборов провалилась. Нынешнее правительство наметило помощь только малообеспеченным семьям. Но для ускорения дела помощь нужна всем. Средства на нее придется изыскивать из всевозможных источников, используя даже зачет неплатежей населения за коммунальные услуги прошлых лет, льготное кредитование и т.д.

Ускорение ремонтно-монтажных работ по энергосбережению невозможно без материального стимулирования исполнителей. Незачем убеждать, что эти работы ведутся в неблагоприятных условиях: в подвалах домов, на лестничных клетках, наружных стенах и, конечно, в квартирах. Особенно в последних монтажникам приходится быть не только высококлассными специалистами, но и дипломатами. Ведь несмотря на обилие типовых чертежей, им постоянно приходится что-то придумывать, чтобы произвести при врезках приборов меньше разрушения в наших тесных санузлах и кухнях. Это требует больших затрат времени и учитывается сметными расценками. Тем не менее качественная и быстрая работа ремонтников должна хорошо премироваться. В итоге это окупится. При этом нужно обратить внимание на техническое обеспечение ремонтных подразделений (современный инструмент, приборы и т.д.).

И последнее. Наконец пора собраться всем заинтересованным участникам: жилищникам, энергетикам, газовикам и т.д. и решить вопрос - каким же будет автоматизированный учет. Будет ли он ведомственным или смешанным... В настоящее время все стремятся эти работы (и затраты) переложить на жилищников. Конечно, теснее других служб с населением всегда будут взаимодействовать жилищные ремонтно-эксплуатационные организации. Они бы могли взять на себя и организацию комплексных автоматизированных расчетов. Конечно, в этом вопросе много нюансов, которые могут быть разрешены только сообща. Возможно, их придется решать на самом высоком уровне.

Организационная инициатива должна исходить от Комитета по энергосбережению. Предварительно комитет мог бы провести платный тендер на разработку детальных проектных предложений по разным вариантам автоматизированного учета и расчетов с жильцами, обязательно указав лимитные цены, на которые должны выйти проектанты. К старому термину "лимитная цена", я считаю, необходимо вернуться на всех уровнях: при выдаче заданий на конструирование приборов и регуляторов, различных систем инженерного оборудования, строительных материалов, а также производстве научно-конструкторских, проектных и монтажно-наладочных работ. Надо постоянно помнить, что теперь их полностью начнет оплачивать потребитель, который не привык раскошеливаться, живя в условиях оплаты государством большей части получаемых жилищно-коммунальных услуг.

Комитет по энергосбережению в настоящее время, на мой взгляд, должен был бы взять на себя большую часть расходов по метрологическому обеспечению приборного учета, регулирования, автоматизированного сбора информации и расчетов с населением. Практически, кроме комитета, некому возглавить работу по объединению усилий и средств жилищно-коммунальных организаций, энергетиков и газовиков для комплексного решения проблем реконструкции жилого фонда и инженерных сетей.

Валентин СИДОРЧУК,
главный инженер проектовПИГП "Белжилпроект"


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 1998 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость