Питьевая вода на стыке экологии, экономики и политики
Встреча представителей Института коллоидной химии и химии воды Национальной академии наук Украины и белорусских специалистов в области водоснабжения, посвященная обмену опытом работы и обсуждению проблем улучшения снабжения населения питьевой водой, состоялась 8 июля в Минжилкомхозе РБ.
Во встрече приняли участие посол Украины в РБ А. А. Дронь, министр жилищно-коммунального хозяйства РБ Б. В. Батура, директор Института коллоидной химии и химии воды Украины, академик Национальной академии наук Украины В. В. Гончарук, главный специалист института В. Ф. Скупченко, академик-секретарь отделения химических и геологических наук Национальной академии наук Беларуси И. И. Лиштван, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РБ В. А. Новак, начальник управления коммунального хозяйства и экологии Минжилкомхоза РБ С. Н. Демешкевич, начальник управления научно-технического развития Минжилкомхоза РБ Н. П. Крачковский, генеральный директор ПО "Белводоканалремналадка" А. Д. Гуринович, главный инженер ПО "Минскводоканал" Н. И. Крук.
- Существующие проблемы качества питьевой воды поставили нас перед необходимостью принятия Закона о питьевой воде, -- напомнил в начале встречи Б. В. Батура. - Закон прошел первое чтение в Палате представителей и сейчас находится в стадии доработки. На первой стадии к работе привлекались специалисты НАНБ, сейчас же, думается, помощь нужна не в меньшей, а в большей степени. Дело в том, что начальник главного юридического управления администрации Президента РБ Плосковицкий считает, что такой закон не нужен. В развитых странах такие законы приняты, более того, они постоянно пересматриваются и ожесточаются. По данным ВОЗ и других международных организаций, основными причинами смертности населения являются плохое качество продовольствия и питьевой воды. Под закон же, о котором идет речь, министерством разработана "Программа первоочередных мер по обеспечению населения питьевой водой". Программа должна будет обеспечивать введение в действие Закона о питьевой воде, но не только в этом состоит ее предназначение. Сегодня мы вынуждены закрывать старые водозаборы в Слониме, Новогрудке, Борисове... Поверхностные воды проникают в водоносные горизонты, в результате химический состав питьевой воды не соответствует принятым в РБ стандартам. Из-за съедающей водоводы коррозии приходится постоянно перекладывать все сети. Наиболее остра эта проблема в Новополоцке, где ею занимаются ученые Новополоцкого политехнического института. К сожалению, пока что никому не удалось дать ответ на вопрос о причинах возникновения этой коррозии. Кроме того, сейчас в РБ, как выяснилось, никто не занимается обеспечением питьевой водой сельского населения. Минсельхозпрод РБ отвечает за производство, за бесперебойную работу животноводческих комплексов. Но вот, к примеру, закрывается ферма, закрывается и обслуживавшая ее скважина, а население, пользовавшееся той же скважиной, остается наедине со своими проблемами. В республике насчитывается 400 000 шахтных колодцев, из которых обеспечивается питьевой водой 30% населения. О качестве воды в этих колодцах (как правило, это верховодка) говорить не приходится. Но и те 40 000 скважин, которые, по статистике Минсельхозпрода РБ, действуют на селе, в основном поставляют также верховодку. Таким образом, обеспечение села питьевой водой является главной причиной принятия и "Программы первоочередных мер...", и Закона о питьевой воде. Не секрет, что если бы другими законодательными актами, например Административным кодексом, была предусмотрена серьезная ответственность за загрязнение источников, это также было бы инструментом влияния на злостных нарушителей.
- Что же в данном случае мешает принятию закона, - спросил А. А. Дронь, - непонимание важности проблемы или понимание сложности выполнения в случае принятия? Ведь это важно и для Украины!
- Экологическая ситуация у нас с вами примерно одинаковая, - подчеркнул Б. В. Батура, - причем и раньше принималось немало решений на различных уровнях, а откормочные комплексы и сегодня стоят, где стояли. В Конституции записано, что за недра нужно платить, но ведь село не платит за воду - оно платит за электроэнергию. Готовя "Программу...", мы предложили создать такую структуру республиканского масштаба, как "Белводоканал". СМ РБ это одобрил, мы же предлагаем передать в наше ведение трест "Промбурвод" и создать на его базе ведомство, которое занималось бы исключительно селом. В свое время для "Промбурвода" были созданы хорошие базы, которые сегодня вследствие падения объемов выполняемых работ загружены недостаточно. Ремонтом скважин там если и занимались, то плохо. Кое-где по договорам занимались эксплуатацией скважин. Теперь эта система разрушена, восстанавливать же сельское питьевое водоснабжение мы намерены, опираясь на городские и районные объединениях ЖКХ. Были у нас селькоммунхозы, но их можно было пересчитать по пальцам и они не занимались ни тепло-, ни водоснабжением. Два года назад в Могилевской области в рамках соответствующих программ, утвержденных СМ РБ, начался прием на обслуживание и баланс службами ЖКХ местных исполнительных комитетов жилья, объектов коммунального назначения, складов. Сегодня принято (в основном на баланс) уже 150 хозяйств. Если верить А. Д. Гуриновичу, еще в советское время в БССР были самая передовая наука о водных проблемах и самое отстающее обслуживание, особенно на селе.
Эстафета беседы перешла к В. В. Гончаруку.
- Законов о воде сейчас нет ни в России, ни в Украине, ни в Беларуси. Мы с В. Ф. Скупченко, являясь участниками большого коллектива разработчиков украинского закона, намереваемся через Закон о питьевой воде связать все украинские законы о водопользовании в единый комплекс. Водный кодекс не отражает в полном объеме всех проблем водопользования, существующих сегодня в Украине. ГОСТы, которыми пользуемся мы с вами, - это безнадежно устаревшие ГОСТы СССР. В них не входит огромная гамма сверхтоксичных соединений, которые официально не контролируются ни в РБ, ни в Украине, ни в России. Данную ситуацию следует принципиально менять. Вслед за принятием Закона о воде и новых ГОСТов потянется вторая ниточка - новая технология водообработки. Наш институт был единственным в СССР и остается единственным в СНГ институтом, который целенаправленно занимается водными проблемами, фундаментальными вопросами водоподготовки и водоочистки. Сегодня мы сотрудничаем в этой области со всеми ведущими фирмами и научными центрами мира. Технологиями, разработанными у нас в последние годы, очень интересуются на Западе - аналогов там нет. Особенно это касается технологии очистки воды от комплекса "химические загрязнения плюс радионуклиды". Здесь для нас очень важен ваш опыт, мы же готовы поделиться своим. Первая государственная программа, принятая в Украине, которая так и называлась - "Питьевая вода", была подготовлена в последние годы существования СССР и первые годы суверенитета. Позже попытку разработки такой программы предпринял известный московский ученый - академик С. В. Яковлев. Программа эта была утверждена в прошлом году, но без финансирования. Она названа государственной, но финансирование будет региональным - в зависимости от того, где будет реализовываться та или иная ее часть. А наша программа была государственной в полном смысле этого слова. Она очень мощно финансировалась кабинетом министров Украины. Несмотря на то, что я - директор академического института, программа же - научно -техническая, волею судеб я вместе с В. Ф. Скупченко возглавлял ее. Питьевую воду мы рассматриваем только в комплексе со сточными водами - разграничивать эти проблемы нельзя, это очевидно. Приемлемо лишь параллельное их решение. На базе этой программы мы получили действительно уникальные как фундаментальные, так и прикладные достижения. На этой же базе мы сейчас сформировали новую программу, которая также называется "Питьевая вода" и является более комплексной. Она прошла апробацию во всех министерских структурах, получила одобрение кабинета министров Украины, однако в силу сложного экономического положения пока не финансируется. Она относится к разряду важнейших государственных программ; как только произойдут какие-либо экономические сдвиги, финансирование ее будет осуществляться в первую очередь. Пока же мы на уровне как фундаментального финансирования, так и финансирования по линии Министерства науки и технологий отрабатываем отдельные режимы. Постановление кабинета министров Украины о разработке Закона о воде является частью этой программы. Еще у нас существует большая программа оздоровления Днепра (и подпрограмма качества днепровской питьевой воды). Около 35 000 000 жителей страны пьют воду из Днепра - и Крым, и Донбасс, и Харьков... За исключением, быть может, Западной Украины и Черниговской области...
- Когда-то в СССР существовала мощная программа рационального использования бассейнов Припяти, Днепра и Днестра, - вступил в разговор И. И. Лиштван, - теперь такой программы нет, и мы хотели бы поставить вопрос о создании такой программы, потому что влияние Припяти на качество днепровской воды очевидно.
- Подготовлен проект соглашения о совместном использовании водных приграничных объектов, - сообщил А. А. Дронь, - к сожалению, белорусская сторона не хочет идти на подписание этого документа. Видите ли, воды текут из Беларуси в Украину, поэтому это ваши, украинские проблемы, а не наши, белорусские. Во-первых, это неверно: решение проблем подтопления, регулирования стоков зависит от Украины, и мы такие проблемы решаем. Да, к нам текут реки, берущие начало в соседних государствах, но со всеми этими государствами у нас заключены соответствующие соглашения. Сегодня, Борис Васильевич, проблема эта - не столько экологическая либо экономическая, сколько политическая. Все, что связано с границей, отвергается белорусской стороной. Но мы как хозяйственники должны понимать, что нам это нужно.
- Наверное, проблема эта, Анатолий Андреевич, - отозвался министр, - и существует из-за того, что чрезвычайно подтоплены Житковичи... Весь регион расположен в своеобразной линзе, и без решения вопросов сброса нельзя двигаться дальше.
- Разумеется, - подчеркнул И. И. Лиштван, - проблему следует решать на государственном уровне, но полагаю, гораздо быстрее по ней смогут договориться ученые, вообще профессионалы.
- Инициатива должна быть за вами, - согласился Б. В. Батура, - но далее всем необходимо подключаться к решению этой проблемы, потому что решить ее - в интересах каждого.
- Сначала необходимо сформулировать претензии друг к другу, - конкретизировал В. А. Новак, - выяснить, что именно нужно решить, а уж потом найдем, кто будет решать.
- Действительно, Анатолий Андреевич, - заметил В. В. Гончарук, - вопросы экономические и научные у нас автоматически перерастают в политические. И наоборот, что естественно. Два года назад предполагалась встреча в Киеве в Министерстве экологии Украины министров экологии Беларуси, Украины и России. Цель - решение проблемы трансграничных переносов загрязнений всеми возможными путями. Мы настолько крепко повязаны всеми нашими артериями, что только совместная работа даст результат. Все проблемы, связанные с Десной, связаны и с Россией, так же, как и все проблемы, связанные с Припятью и Днепром, связаны и с Беларусью. Огромный пакет водных проблем ждет нашего совместного решения. Отсюда вытекает и проблема здоровья населения. Было абсолютно правильно сказано о сельском населении. Пусть его численность более чем вдвое меньше, чем численность городского, но люди пьют некачественную воду. Если статистика по городскому населению нам известна - 20% жителей пьют воду, не удовлетворяющую требованиям ГОСТа (подземные воды содержат повышенную концентрацию железа, марганца, фтора, хлора, нитратов), то все сельские жители уже не один десяток лет пьют заведомо негостированную воду с завышенной концентрацией нитратов, пестицидов, в ряде случаев - тяжелых металлов. Это абсолютно никак не контролируется. В городах принимаются хоть какие-то меры, в сельской же местности - вообще никаких. В рамках наших программ мы решали и решили проблему коллективного водопользования, создали целую систему установок, которые позволяют из любых источников получать воду высокого качества. Не то что отвечающую нашим ГОСТам, а высочайшего качества, выше мировых стандартов очистки. Получающаяся вода вовсе не дистиллированная - она содержит весь набор микроэлементов и исключительно полезна для здоровья. Мы не пошли по пути создания персонального бытового оборудования для очистки водопроводной воды типа "Родничков", против которых я категорически выступаю на всех уровнях. Нет ни одного подобного устройства, которое решало бы эту проблему. Абсолютно все они небезопасны для здоровья. Действие почти всех этих устройств основано на адсорбционном принципе, при этом совершенно не решается проблема вторичного загрязнения, вызываемого появлением микрофлоры. В домашних условиях вообще невозможно проконтролировать ресурс защиты, обеспечиваемый "Родничком", степень износа картриджа. Ресурс может быть исчерпан в считанные часы, дни, пусть даже недели. Человек же, купивший "Родничок", начинает, непроизвольно экономя, пользоваться им годами. И он получает огромную дозу токсинов в результате жизнедеятельности бактерий, которые там поселяются и разрастаются в гигантские колонии уже в первые часы своей жизни. Поэтому мы пошли по пути создания установок коллективного пользования и прежде всего начинаем обеспечивать ими дошкольные учреждения, школы и больницы Киева. Одна установка бесплатно (в порядке выполнения исследовательской программы) смонтирована в харьковской больнице. Одна стоит во всемирно известном детском центре. Мы используем самые современные методы водоочистки, называя это мини-водопроводом. Мы работаем над созданием малопроизводительных (2-3 л/час) установок для семейного пользования. Не составляет проблемы сделать такую установку. Но с учетом того, что в комплекс очистки необходимо в соответствующей комбинации закладывать современные физико-химические методы (ультрафильтрацию, мембранную технологию, ультрафиолетовое облучение, озонирование и сорбционные процессы), получается дорого. Мы предполагаем до конца года снизить стоимость этих установок до $200-300, тогда они станут доступными для населения среднего достатка. Мы не беспокоимся о крупных бизнесменах, которые покупают у нас дорогие установки за тысячи и десятки тысяч долларов. Наша задача как ученых - обеспечить качественной питьевой водой средне - и малообеспеченное население. И здесь мы решаем проблему по трем направлениям. Первое, глобальное, состоит в изменении технологии получения воды на централизованных водопроводных станциях - таких, как днепровская, деснянская. На Днепре мы отработали в прошлом году уникальную технологию. Заявлены патенты, аналогов которым нет. Мы переходим на полное озонирование, что дороже, но наше здоровье еще дороже. Мэр Киева выделил средства на отработку технологии, и сейчас мы думаем, как ее реализовать в полном объеме. Эту же технологию мы с этого года начнем реализовывать в Запорожье. Мэрия города также выделяет средства на опытно-промышленную установку для отработки режима. Технология будет несколько отличаться от киевской, поскольку Днепр по своему течению радикально меняет свой состав. Переход же с Днепра на Десну вновь требует обновления технологии. Нам не годится французская озонная технология - она не только не улучшает качество воды, но может и ухудшить его. Когда наши многочисленные предприниматели рекомендуют разного рода "Роднички", которые якобы используют озонирование либо какой-то другой способ обработки воды, они не понимают, что вода - это живой объект. Само по себе озонирование может иметь очень тяжелые последствия для здоровья человека.
Министр ЖКХ РБ заверил украинских коллег в том, что локальное высокотехнологичное оборудование для очистки воды представляет явный интерес при решении проблемы обеспечения качественной питьевой водой жителей чернобыльских поселков. Для того чтобы хоть в какой-то мере сделать для этих людей проблемы проживания не такими острыми, заметил Борис Васильевич, можно будет найти и бюджетные деньги.
- Нам в значительной степени удалось снизить политический накал вопросов, связанных с Чернобылем, - продолжил В. В. Гончарук. - Здесь было больше инсинуаций и политики, чем реальных проблем. Я сегодня не вижу радионуклидных проблем в питьевом водоснабжении из поверхностных источников. Но уровень бактериального загрязнения действительно сверхвелик. По Днепру, по Десне, особенно в верхнем течении, нормативы загрязнения превышаются в миллионы раз. Во многом это происходит благодаря работе ливневки; фекальные стоки дачных участков попадают прямо в водоемы, по берегам которых они расположены; например вибрионы холеры распространяются именно через фекальные стоки... Эффективных технологий очистки сточных вод сегодня практически не существует. Все приморские города Украины, в том числе и Одесса, не имеют очистных сооружений. Половина одесских стоков напрямую сбрасывается в море. Я всегда выступал и выступаю против использования существующих в этих городах глубоководных выпусков. Во-первых, рано или поздно в этих трубах начинают появляться свищи, во-вторых, все сброшенное (и, разумеется, совершенно не очищенное) рано или поздно возвращается к побережью. Высокоразвитые страны уже давно отказались от глубоководных выпусков - они идут по пути обеззараживания стоков.
- Все же даже при существующей экономической ситуации по очистным сооружениям у нас в последние годы сделано многое, - отметил министр. - В значительной степени всех нас подхлестнул указ 1996 г. "О сокращении затрат на предоставление коммунальных услуг". Мы начали заниматься паспортизацией очистных сооружений, приведением их в порядок, пересмотром технологий. Примеры - Крупки, Несвиж, Лида. В Лиде вообще применен польский проект, который в свою очередь был позаимствован в Украине. В соответствии с республиканской программой мы должны строить ежегодно по пять очистных резервуаров. На днях завершился очередной тендер, в результате чего для их строительства будет приобретена опалубка производства немецкой фирмы "Peri". Эта опалубка будет находиться не у строителей, а у нас, мы подключаем свое подразделение ремонтников, которое по определенному графику будет осуществлять строительство резервуаров.
Дальше разговор зашел вот о чем.
- По мере закрытия промышленных предприятий, - отметил В. В. Гончарук, - уровень загрязнения Днепра не падает. Мы не чувствуем улучшения качества воды рек, текущих из Беларуси. Объясняется это элементарно просто. Если мы остановим даже всю промышленность в наших странах, уровень загрязнения наших рек понизится незначительно. Ливневка дает половину всех загрязнений, которые есть в реках...
- В эти дни, - вмешался А. Д. Гуринович, - Министерство охраны природы и природных ресурсов РБ проводит в Минске крупную международную акцию - конференцию, на которой обсуждается программа действий, которые необходимо предпринять для охраны окружающей среды. Там-то и встал вопрос: почему не уменьшается загрязнение поверхностных, грунтовых, речных вод по мере сокращения производственных мощностей? Здесь есть еще один аспект. Сегодня применение органики на полях РБ практически исключено. А при отсутствии органических удобрений коэффициент усвоения минеральных удобрений уменьшается в два раза. Поэтому идет смыв неусвоенной неорганики поверхностными водами в водоприемники. Невозможно найти какой-либо документ, в котором нормировалась бы степень загрязнения почвы нефтепродуктами.
- Днепр вообще непригоден в качестве источника питьевого водоснабжения, - отметил В. В. Гончарук, - это в лучшем случае река III категории по качеству воды. А технологии-то водоочистки остались старыми, почему мы и разрабатываем новые. Я уже говорил о разработке новых централизованных технологий, установок коллективного пользования. Сегодня обеспечить людей питьевой водой экономически более выгодно, чем очищать всю воду в целом. Вот еще направление деятельности: подземные воды. Они наиболее защищены, но они и наиболее уязвимы благодаря нашей техногенной деятельности. И мы вводим в закон защиту подземных вод. Их следует использовать только для пищевых целей; право пользования ими должно принадлежать только коммунальникам и предприятиям пищевой промышленности. Ни в коем случае не следует разрешать беспорядочное бурение скважин с целью, скажем, мытья их водой машин.
Б. В. Батура привел пример БелАЗа, получившего разрешение Жодинского горисполкома ежегодно бурить на своей территории две скважины якобы для коммунально-бытовых нужд. При этом для того, чтобы обеспечить водой город, приходится сооружать обводной водопровод вокруг территории БелАЗа.
- У нас, - сообщил В. В. Гончарук, - разработана теория поведения подземных вод, названная теорией депрессионной воронки. Согласно этой теории, чем больше выкачивается подземных вод, тем больше угроза прорыва поверхностных вод в подземные горизонты и потери данного месторождения. Самое важное - запретить любое закачивание в подземные горизонты, в частности в выработанные шахтные горизонты, техногенных отходов.
И. И. Лиштван добавил, что опасность подобной деятельности существует в Солигорске с его огромными хвостохранилищами. Попытки размещения их под землей могут вызвать такой разрыв депрессионной воронки, что последствия этого могут быть негативными и для Украины.
В. В. Гончарук предложил вернуться к теме разработки единой программы грамотной совместной эксплуатации водных ресурсов обеих стран - будет ли она называться программой трансграничных переносов или как-либо еще.
И. И. Лиштван изложил программу ознакомления украинской делегации с разработками белорусских коллег - индивидуальными и коллективными системами повышения качества питьевой воды (Институт органической химии), поглотителями для очистки воды (Институт общей и неорганической химии). Предполагается и обсуждение в Институте геологических наук проблем оценки и дальнейшего наращивания ресурсов пресной воды. Программа совместных действий по решению различных проблем повышения качества питьевой воды должна быть готова к октябрю. Далее, после посещения Украины белорусской делегацией (в состав которой должны входить и специалисты ЖКХ РБ), в ходе которого члены делегации ознакомятся с соответствующими украинскими разработками, научная программа, о которой идет речь, должна быть утверждена президентами обеих национальных академий наук - Войтовичем (РБ) и Патоном (Украина).
- Беда в том, - подчеркнул академик, - что сегодня как в Украине, так и в Беларуси отсутствует нормальное производство сорбентов - торфяных, минеральных, угольных. Может быть, есть смысл на правительственном уровне договориться о совместном производстве Беларусью, Украиной и Россией сорбентов для обеспечения потребностей трех государств.
Б. В. Батура подчеркнул, что после утверждения обсуждаемой программы правительствами обеих стран обязательно должны быть предложены практические меры по реализации программы. Главное - это должна быть единая программа, а не отдельно академическая и отдельно коммунальная. Но и академические институты, и коммунальники должны найти в ней свое место.
- Кстати, - добавил он, - нам нужны не только сорбенты, но и коагулянты, производство которых можно было бы наладить, например, в Новополоцке, да и в Украине есть сырье.
- Мы же сегодня что делаем? - это уже В. А. Новак. - Везем сырье за границу, где к нему добавляется 1% стоимости. Результат снова везем назад.
- Заинтересованность всех участников сегодняшнего разговора, - отметил А. А. Дронь, - обусловлена тем, что, во-первых, обсуждаемая проблема чрезвычайно актуальна в масштабах всего человечества вообще и для наших стран в частности, во-вторых, здесь собрались люди, которые, как никто другой, понимают эту проблему. Я уже говорил Патону, что подобная совместная работа вписывается в концепцию нашей внешней политики. (Уверен, что это справедливо и в отношении РБ.) Наш разговор - лишь начало процесса появления тех или иных результатов совместной деятельности. К сожалению, бюрократия есть объективная реальность современной жизни. От того, насколько грамотно будут разработаны необходимые документы, изложены соответствующие вопросы, и будет зависеть скорость прохождения их в разных инстанциях.
- А еще, - сообщил И. И. Лиштван, мы хотим создать, на академическом ли, на государственном ли уровне межгосударственный координационный центр - для того, чтобы отслеживать эффективность продвижения наших договоренностей как в Беларуси, так и в Украине. Разумеется, в его работе должен принимать участие представитель белорусских коммунальников...
- Думаю, - сказал Б. В. Батура, - что это будет А. Д. Гуринович под кураторством В. А. Новака...
- ...А еще, - продолжил И. И. Лиштван, - нам нужен системный разовый мониторинг качества воды. Скажем, Гидромет делает его по своей методике, ЦНИИКИВР - по своей, хотя понятно, что качество воды непостоянно, что в разные периоды года оно меняется под воздействием как природных, так и климатических факторов, поэтому должна быть утверждена система мест отбора проб. Пробы должны быть взяты одновременно, анализ же их должен быть проведен по единой методике.
- Видимо, Иван Иванович, с этого и должна начать свою работу новая структура - "Белводоканал", - подчеркнул Б. В. Батура. - Это та структура, которой вменено в обязанность нести на государственном уровне ответственность за обеспечение населения питьевой водой. От полученных исходных данных и должен будет оттолкнуться "Белводоканал".
В заключение встречи министр отметил:
- Мы мало общаемся, предлагая друг другу свои услуги, для нас еще не стали нормой многие рыночные нормы поведения. Кто-то бьется над проблемой, не подозревая, что приемлемое решение уже есть у его заграничного коллеги. Необходимо преодолевать этот барьер, по неизвестной причине существующий до сих пор.
А В. В. Гончарук предложил идти по пути создания белорусско-украинских СП.
В тот же день украинские гости побывали на станции очистки питьевой воды, где ознакомились с технологией водоподготовки.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 1998 год в рубрике вода