Прогрессивные методы водоотвода




Как известно, во многих случаях повреждения строительных конструкций, непосредственно контактирующих с грунтом, происходят из-за гидростатического давления влаги. Решить эту проблему позволяет выполнение целого комплекса мероприятий по устройству гидроизоляции и дренажного слоя.

В подземных сооружениях, таких как туннели, гаражи, станции метро и т. д., гидроизоляция и водоотвод должны осуществляться непосредственно на стадии строительства. В тех случаях, когда контактирующие с грунтом поверхности подвергаются постоянному гидростатическому давлению, грунтовые воды сбрасываются в канализацию, предварительно проходя сквозь фильтрующий слой гравия. Обе задачи успешно решаются при помощи дренажных систем, разработанных немецкой фирмой "Ewald Doerken AG". Основой таких систем является гидроизоляционное полотно Delta-Noppenbahn, изготовленное из специального полиэтилена. Материал производится из "вторичного полиэтилена", проходящего термическую обработку. Сырье дополняется специальными стабилизирующими компонентами, предопределяющими основные свойства материала. Полотно имеет особую фактуру (что-то вроде шипов на поверхности), которая позволяет направлять потоки воды в нужном направлении. Гидроизоляционное полотно может воспринимать давление большой величины и отличается высокой устойчивостью к воздействию солей, кислот, щелочей, органических соединений и других химически активных субстанций. Кроме того, материал не подвергается влиянию бактерий, грибков и плесени. Благодаря своим универсальным свойствам полотно Delta-Noppenbahn может использоваться практически во всех областях подземного строительства. Полотно может контактировать с дренажным слоем из песка или гравия, бетоном, строительными растворами различных видов и даже штукатурным слоем. Рассмотрим несколько классических примеров применения материала Delta-Noppenbahn.

Строительство подземных гаражей

Для этого вида работ применяется разновидность полотна Delta-Noppenbahn - материал Delta-MS с шипами высотой 8 мм. Полотно может устанавливаться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Последовательность работ такова: к гаражным стенкам и перекрытиям, выполненным из обычного или ячеистого бетона, крепятся два слоя дренажного полотна Delta-MS, причем слои устанавливаются таким образом, чтобы шипы находились и с внутренней и с наружной стороны полотна. Затем к полотну в контрольных точках механическим способом крепится фильтрующая ткань, которая непосредственно контактирует с грунтом. Фильтрующая ткань обеспечивает дополнительную защиту гидроизоляционного полотна, но не препятствует проникновению воздуха в толщу бетона.

Гидроизоляция стен подвалов и подпорных стенок

Защита подвалов и подпорных стенок от влаги базируется на использовании перфорированного полотна Delta-MS и выполняется в виде многослойной конструкции. Основной рулонный материал, который в обычных случаях дополняется битумным покрытием, по новой технологии работает в качестве слоя, защищающего конструкцию от грязи. Таким образом, предложенное решение благодаря экономному расходу времени и малой материалоемкости является прекрасной альтернативой использованию защитного бетона. Второй слой системы - полотно Delta-MS защищает строительную конструкцию от воздействия влажности и предотвращает вымывание цементного раствора. Следующим слоем является специальное дренажно-гидроизоляционное полотно Delta-Geo-Drain-TP, разработанное фирмой. Оно способно выдерживать давление до 400 кН/м 2. Полотно Delta-Geo-Drain-TP может исправно выполнять свои функции в подземных и подводных строительных конструкциях, погруженных на глубину до 10 м. Полотно изготавливается из специального полиэтилена, обладающего высокой водопропускающей способностью (3,5 литра воды в секунду). Одновременно с отводом влаги полотно Delta-Geo-Drain-TP выполняет фильтрующую функцию - очищает сточные воды от грязи.

Полотно Delta-Geo-Drain-TP представляет собой комбинированный вариант гидроизоляционного рулонного материала и дренажной системы Delta-Geo-Drain, специально разработанной для защиты тонкослойных покрытий. Трехслойное полотно в сочетании с перфорированным дренажным полотном и фильтровальной тканью со специальной выравнивающей пленкой надежно защищает строительные конструкции. После затвердевания выравнивающая пленка образует уплотнительную мембрану, нейтрализующую давление грунта. С ее помощью точечные нагрузки выравниваются и равномерно распределяются по всей поверхности конструкции. Дренажное полотно крепится к выравнивающей пленке только в намеченных точках. Таким образом, достигается немаловажное преимущество: при смещениях грунта дренажное полотно и выравнивающая пленка устанавливаются в новом сочетании, предотвращая повреждения гидроизоляционной системы.

Гидроизоляция инженерных и транспортных сооружений

Защита инженерных и транспортных сооружений, на которые воздействует гидростатическое давление, выполняется за счет отвода грунтовых вод в канализационные сети и снижения давления при помощи строительно-технических мероприятий. Обе эти функции должны осуществляться с учетом экологических требований.

Специально для защиты конструкций транспортных и инженерных сооружений фирмой разработан материал Delta-MS 20, являющийся разновидностью гидроизоляционно-дренажного полотна Delta-MS. Полотно Delta-MS 20 также изготавливается из усиленного стабилизирующими добавками полиэтилена. Материал имеет укрупненные шипы высотой 20 мм, которые увеличивают водопропускающую способность полотна. Полотно может устанавливаться в горизонтальной и вертикальной плоскости. Оно крепится к железобетонной конструкции и покрывается сверху защитным слоем бетона. В тех случаях, когда полотно устанавливается в горизонтальной плоскости, оно может дополняться сеткой направляющих желобов для водоотвода.

Строительство туннелей

Преодоление гидростатического давления конструкциями туннелей является важной задачей, возникающей как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации сооружения. Кроме того, в соответствии с требованиями безопасности необходимо предотвратить повреждения внутренней оболочки туннеля от "замораживания и размораживания". Обе эти задачи решаются за счет устройства между внутренней и наружной оболочкой туннеля водоотводящего слоя. Отвод влаги осуществляются при помощи стандартного полотна Delta-Noppenbahn, которое укладывается так, чтобы шипы были обращены к внешней оболочке туннеля. Полотно дополняется полиэтиленовой пленкой и фильтрующей тканью, на которые наносится защитный слой бетона. Рассмотренная технология приемлема только для нового строительства.

При санации существующих туннелей выполняется дополнительный дренажный слой. Своды туннеля облицовываются материалом Delta-РТ - "шипованным" дренажным полотном, усиленным слоем штукатурки. Поверх полотна устанавливается пластмассовая фиксирующая сетка, на которую под высоким давлением наносится слой бетона.

Новые области применения гидроизоляционно-дренажно-го полотна Delta-Noppenbahn

Универсальные свойства полотна позволили апробировать материал при выполнении новых функций. В частности, полотно Delta-Noppenbahn хорошо себя зарекомендовало в качестве "контрольного слоя" в конструкциях полов промышленных зданий, подвергающихся воздействию химически вредных веществ. При помощи полотна Delta-Noppenbahn вода, содержащая химически активные компоненты, не распространяется по всей конструкции пола, а выводится наружу через систему специальных трубопроводов. Еще один вариант применения материала Delta-Noppenbahn - это устройство так называемого очищающего слоя при бетонировании конструкций большой площади. И наконец, полотно Delta-Noppenbahn может встраиваться в строительные конструкции, подвергающиеся риску затопления.

Адрес фирмы: "Ewald Doerken AG", Wetterstrasse 58, D-58313 Herdecke, Deutsch-land, тел. (02330) 63237, факс (02330) 63-360.

Елена ИНОЗЕМЦЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 1998 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость