Иерусалим: наука строить и побеждать
Город, насыщенный религией, политикой, историей, читателю "СиН" не менее любопытен с профессиональной точки зрения: как он строился? Когда и кем, если строился вообще, или это чудо Господне явилось так, как явилось? Что это за архитектура, вне стиля и не эклектика, вызывающая тем не менее вполне реальный спазм в горле, так что не каждый человек может просто находиться в этом городе? И наконец, булгаковские Гефсимания, Нижний город, "висячие мосты, соединяющие Храм со страшной Антониевой башней", Хасмонейский дворец с бойницами - как они выглядят на самом деле?
Почтенный возраст
Самый первый источник, свидетельствующий о происхождении поселения, - Тель-Амареские таблицы, датируемые XV в. до н. э. и найденные в Египте, называет Иерусалим Шалемом и Иевусом, по имени племени иевуситов (у Иосифа Флавия - иебузеи), владевших городом с еще более древних времен. От захвата его царем Давидом около 1005 г. до н. э. жизнь города получает самое подробное описание, но, к сожалению, это - история разрушений не в меньшей степени, чем история строительства.
Повседневность города, священного уже 3800 лет назад
Его население - 2000 человек, место первой застройки - южный склон Храмовой горы, затем западный. Вся эта местность холмиста, что очень усложняло задачи градостроителей всех времен, ведь сложный пересеченный рельеф диктует нестандартные решения для каждого сооружения. Поэтому так причудливы переулки, а улиц в европейском понимании совсем немного. Иногда жилища стремились к постоянно пересыхающим каналам, где вода собиралась в основном после ливней. Часто дома вырастают прямо из ущелий, а улица может находиться на высоте 3-го этажа. Интересно, что мощеные улицы ограничивались бордюрами, чтобы вода не стекала во дворы. Для самых древних горожан повседневность - Первый Храм, построенный сыном Давида Соломоном (960 г. до н.э.), и система мощных укреплений перед лицом реальной угрозы агрессивных соседей. "Обходите Цион снова и снова, сосчитайте башни его, любуйтесь укреплениями его, взойдите ко дворцам его". Археологами обнаружена восьмиметровая Израильская башня - часть системы оборонительных сооружений на севере города этого периода. Водоснабжение города было налажено с учетом возможности длительной осады, вода подавалась из источника Гихон по специально вырытому туннелю к бассейну Шлоах и далее до Иерусалима.
Видимо, Древний Восток был так напоен религиозностью, что именем еврейской святыни - Второго Храма - названа целая эпоха 538 г. до н. э. - 70 г. н.э. По указу царя Персии Кира, после 50 лет запустения, 23 года Храм строился вернувшимися из вавилонского пленения изгнанниками под руководством Зерубавеля бен Шеалтиэля и первосвященника Иегошуа бен Цадок. "Террасы Храма состояли из огромных гранитных глыб до 20 м длиной. Эти каменные блоки были тщательно подогнаны друг к другу с тем, чтобы их не сдвинуло даже землетрясение. Местами они возвышались сплошной стеной до 150 м высоты. Стена заканчивалась двойной колоннадой, которая окружала Храмовый двор для неевреев. От него поднимались лестницы к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во Дворы для женщин и мужчин иудеев. Над ними располагался Двор для священников, а еще выше поднимался 50-метровый фасад собственно Храма. Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми". (Иосиф Флавий). Это был период интенсивного развития города. "Идите и будем строить стену Иерусалима". Разрушенный Навуходоносором Иерусалим был отстроен, возобновились жертвоприношения в Храме, восстали стены, башни, ворота. Интенсивно застраивался Верхний город (теперь в этом месте еврейские и армянские кварталы), возведена новая стена вокруг города, прокладывались дороги, выросли торговые, спортивные, культурные сооружения. Булгаков как раз и пишет об этом периоде - "безглазых" золотых статуях, украшавших Дворец Ирода, Хасмонейском дворце, прудах, базарах... Иродианский квартал, открытый археологами, свидетельствует о расцвете города, его дома принадлежали богатым семьям. В цокольном этаже жилого здания найден сгоревший дом конца эпохи Второго Храма - ситуация, обычная для израильтян по всей стране. Четыре комнаты и бассейн, каменная посуда, мебель, печь, наконечники стрел характеризуют жизнь горожан той эпохи.
И наконец, после вытеснения язычества христианством, иные реалии - по обычным улицам несет свой крест на Голгофу Иисус. Теперь их имена и символику знает весь христианский мир, а тогда это были мостовые, римский преторий, арка с крытой галереей, стена, где отпечатан след ладони. Несколько церквей, часовен и мемориальных досок, всего 14 по числу остановок на Крестном пути - сердце Христианского квартала. В 335 г. построен храм Гроба Господня на месте распятия, захоронения и воскрешения Христа. Здание много раз разрушалось и отстраивалось. Мрачный темный зал встречает посетителей камнем Помазания - низкой плитой, облицованной мрамором. Внутри зала находится часовня, укрывающая вершину Голгофы. Левый ее притвор принадлежит греко-ортодоксальной церкви, правый - римско-католической. Маленькая часовня в западной апсиде Храма воздвигнута над пещерой, местом захоронения. Напротив - притвор русской православной церкви с четырьмя иконами на украшенном золотом алтаре. Еще одна часовня праотца Адама имеет стеклянное окно, откуда видна трещина в скале, образовавшаяся при землетрясении в момент распятия. Все здание до сих пор венчает черный купол. Храмом владеют церкви различных религиозных течений. И вот еще будни: все сооружение принадлежит двум арабским семьям, чьи представители каждое утро открывают Храм для верующих.
Кстати, период распада Римской империи оставил такое множество архитектурных украшений, что, например, капители древних греческих и римских колонн украшают скверы современных израильских городов, став традиционным элементом архитектуры малых форм. Улица Кардо - своеобразный симбиоз археологических раскопок и реконструкции. Здесь фрагменты древней колоннады достроены и образуют полноценную, вполне светскую улицу с художественными салонами, магазинами, ресторанами (ширина около 22 м). Она производит ошеломляющее впечатление, когда после каменных святилищ под солнцем попадаешь в нижний археологический слой, как в подземелье, и здесь вдруг видишь зелень, сверкающие витрины, роскошные ювелирные изделия, яркий восточный текстиль. В римский и византийский периоды она соединяла Шхемские ворота на севере и гору Сион на юге.
Исторически сложилось разделение Армянского, Еврейского, Мусульманского и Христианского кварталов. Их история и архитектура - тоже повседневность, прежде всего жилые дома (и теперь тоже!), школы, базары, музеи и мемориалы. Мусульманская святыня - мечеть Омара 691 г. на месте вознесения Мухаммеда на Храмовой горе - выдающийся памятник арабской архитектуры. Строительство мечети Аль-Акса в 693 г. сформировало представление ислама об Иерусалиме как месте паломничества, одном из трех священных городов после Мекки и Медины. До нее на этом месте была христианская базилика, построенная византийским императором Юстинианом. Зал мечети разделен рядами колонн из каррарского мрамора на три части. В северной части мечети - семь входов, внизу огромное подвальное помещение. Это тоже Храмовая гора, с опорными стенами и 88 колоннами. Над полым пространством проложены дренажные туннели для стока воды. Сложная конструкция времен правления Ирода в целом сохранилась, несколько камней, использованных тогда при строительстве, тоже дожили до наших дней. Между мечетями стоит фонтан в форме чаши, где правоверные омывают руки и лицо перед молитвой. По одной из восьми лестниц можно подняться к возвышению, на которой стоит мечеть Омара. Затем лестницы ведут к аркадам, сквозь их пролеты видны входы в восьмиугольную мечеть. На фронтоне главной Южной аркады установлены солнечные часы. Летом проповеди читаются с ажурной каменной кафедры. Фасад украшают 4 мраморные колонны, ниша для моления выложена перламутром. Особенно величественен купол мечети, видный из любой точки Иерусалима. Его свинцовая поверхность была снаружи покрыта листами позолоченной меди. После ремонта в 1964 г. его сделали из алюминиевых листов цвета золота. Прекрасен фриз, опоясывающий мечеть, работы турецкого каллиграфа Мохаммеда Чафика (1876 г.). Интерьер мечети разделен на три круга рядами колонн. В центре - скала, священная для евреев и мусульман. Она пыталась последовать за Магометом на небо, но архангел Гавриил удержал ее, оставив на ней след ладони.
Интересно, что в этом районе города можно совершить прогулку по крышам, наблюдая сверху за жизнью, например, рынка или медресе. В целом, атмосферу "Тысячи и одной ночи" успешно передают особенности архитектуры мамлюков: каменные скамьи при входе в дом, двойные окна с изящной колонной посередине, надписи и мозаика, полукупола на фасадах. Так успешно, что в Еврейском и Мусульманском кварталах легко можно заблудиться.
Только в середине XIX в. Иерусалим вышел за стены Старого города. Возведен внушительный комплекс "Русского подворья" для православных паломников, "Немецкая колония", построенная сектой тамплиеров, и целый район еврейской общины "Обитель мира", земля для которого вне стен города была куплена при поддержке филантропов - семьи Ротшильдов и английского лорда банкира Мозеса Монтефиоре. Состояние городского хозяйства было тогда плачевным: многие здания разрушены, узкие переулки грязны, общий упадок и провинциальность - результат осад, завоеваний, нескончаемой борьбы за власть. Мельница Монтефиоре, получившая название по имени своего основателя, стала своеобразным импульсом для строительства новых жилых кварталов. По сути дела именно отсюда начинается современный Иерусалим, во дворах которого археологические раскопки до сих пор открывают улицы 2-3-тысячелетней давности. Тем не менее начались перемены, принесшие в город европейское влияние: экипажи и дилижансы, свечи вместо керосиновых ламп, открылись иностранные консульства, время стали отсчитывать от полуночи, а не от восхода солнца. С 1917 г. начался период британского мандата, отмеченный и развитием дорог, и строительством Еврейского университета и нового водопровода, восстановлением центра города. Британские власти всерьез занимались и транспортом, и водоснабжением, и благоустройством. Результат этих усилий - 36 новых городских районов.
Современный Израиль перенес в свою столицу президентский дворец, комплекс правительственных зданий и Кнессет (архитектор Кларвин), здание Верховного суда, мемориальный комплекс Яд Вашем памяти жертв Катастрофы. На площадке перед входом - тридцатиметровая колонна с одним только словом "цкор" - "помни". Внутри здания музея - нависающая над криптой базальтовая скала, на плите под ней - названия двадцати одного концлагеря, они освещены факелом. О музеях Израиля нужно сказать отдельно. Храм Книги выстроен специально для свитка книги пророка Исайи (Свитки Мертвого Моря), найденного при раскопках в гроте Кумрана ( I в. до н. э.). Архитектурная форма - белый купол и стена из черного базальта, созданная по проекту американцев Фредерика Кеслера и Арманда Бартоса, символизирует борьбу Света и Тьмы. Наземная форма купола точно повторяет форму глиняного сосуда. в котором свиток был найден. А под землей со всеми мерами предосторожности специальный цилиндр предохраняет рукопись, при необходимости он может опуститься еще ниже в стальное герметичное бомбоубежище.
Архитектура современного города скромна и утилитарна. Ее задача - соответствовать наследию, хотя понимать его можно по-разному. Да и вряд ли что-нибудь может сравниться хотя бы с православным монастырем Креста (IV в.), где несколько лет жил паломник Шота Руставели, и даже теперь он больше всего напоминает крепость.
Синагоги, церкви, мечети... Надо ли говорить о духовной активности этого города? Скажем лишь о "Шагаловских окнах" - двенадцати витражах (12 детей патриарха Яакова, 12 цветов) работы нашего земляка Марка Шагала, установленных в синагоге больницы Хадаса. Для них была отработана особенная техника, позволившая в каждой панели получать до трех цветов, не отделяя каждый кусочек стекла свинцовыми полосками, как это было раньше.
Стены и ворота
Прекрасный серо-розовый камень, как "слагаемое успеха", всегда узнаваем, сложенные из него крепостные стены видны со всех смотровых площадок. Его аутентичность - визитная карточка, и хрестоматийно известная панорама Старого города во многом определяется легким солнечным оттенком. Общая длина стен - почти 4 км, высота - до 20 м. "Теперешние", над землей, они построены при Сулеймане Великолепном, в период 1536-1539 гг.
По истории ворот можно изучать историю всего Востока, так много с ними связано. Яффские ворота - главный вход в Старый город, всегда имели стратегическое значение. Новые ворота - самые лаконичные, в стиле функциональной палестинской архитектуры конца XIX в. Шхемские ворота (Дамасские), в основании которых гигантские каменные блоки времен Ирода, - самые величественные и оживленные. Они реконструированы, восстановлены каменная винтовая лестница, пышная арка, орнамент. Ворота защищены высокими башнями, их внутренняя часть установлена под углом, что подтверждает важное оборонительное значение (1536 - 1538 гг.). Цветочные ворота, или ворота Ирода, действительно украшает цветочный орнамент, а Львиные - барельефы львов. Здесь начинается дорога Христа на Голгофу - знаменитая улица Виа Долороза. От этих ворот Иерихонская дорога ведет к подножию Масличной горы, к той самой Гефсимании. В евангельские времена это были маленькое селение и сад. Впрочем, сад и теперь поднимается по склону горы. Восемь олив, возраст которых более 2000 лет, окружены оградой. В память горестных событий в пещере, где молился Христос, францисканцами построен пышный храм, богато украшенный мрамором и золотом. У самой дороги возвышается фронтон базилики Мук Христовых. Она построена в 1925 г. на месте храма IV-VI в. В этом храме нет статуй, только три мозаики по библейским сюжетам и камень - символ поцелуя Иуды. Двенадцать куполов с гербами напоминают о двенадцати католических государствах, участвовавших в строительстве. Рядом - православная церковь св. Марии Магдалины, совсем московская, с семью куполами-луковками. В этой церкви, построенной Александром III, иконы принадлежат кисти Верещагина. Золотые ворота (ворота Милосердия) относятся к VII в. и ведут к Священному двору - знаменитым мечетям. Поэтому во время турецкого владычества они были замурованы, чтобы скрыть от глаз неверных арки, капители колонн. Мусорные ворота во все времена служили своему благородному делу, хотя и грязному. А вот Сионские ворота до последних лет были оборонительным сооружением и хранят следы боев. На территории древнего армянского монастыря здесь возводится современный храм. Рядом, в аббатстве Дормицион тоже построен новый храм с бронзовой скульптурой и копией "Тайной вечери" Леонардо да Винчи. Сама церковь Дормицион с живописным мозаичным полом возведена в начале века на месте храма византийского периода. Статуя св. Марии из вишневого дерева, которой посвящена церковь, стоит в подземной крипте. Честно говоря, мне не удалось даже приблизительно уяснить, сколько же всего храмов и связанных с ними эпизодов библейской истории увековечено в Старом городе, на суровых каменных долинах и холмах и под ними. Гробница Давида, Цитадель Давида, Горница "Тайной вечери"... Ее судьба типична для многих достопримечательностей. Да-да, именно здесь Тайная вечеря и происходила. На этом месте построили церковь крестоносцы, затем, когда она разрушилась, монахи францисканского ордена (XIV в.), после их изгнания храм был превращен в мечеть (XVI в.), вот ее-то минарет и сохранился. Пасхальный агнец из праистории уцелел на своде и несколько колонн тоже устояли... Цитадель и сейчас настоящая крепость, несколько четырехугольных башен, соединенных стеной, и минарет (1635 г.). Амбразуры для лучников, молитвенная ниша и мечеть под открытым небом, сторожевые укрепления - все это уже с начала века реставрировалось и использовалось как музейный комплекс и военный укрепленный пункт. На тринадцати (!) уровнях северо-восточной башни каменные блоки времен Ирода, Византии, мамлюков. Мало того, что здесь расположились музей истории Иерусалима, выставка археологических находок, модели города разных исторических периодов, нашлось место и для театрализованных представлений.
Стена Плача - 156 м сохранившейся западной части стены, окружавшей Храмовую гору со Вторым Храмом на вершине. Поэтому она и является национальной святыней. Размеры каменных плит и характер кладки свидетельствуют о принадлежности к эпохе Ирода, Стена располагается у Шхемских ворот Старого города. Перед нею расчищена небольшая площадь для молящихся. На самом деле Стена Плача производит впечатление совсем не грандиозной, а камерной, даже маленькой. И она очень волнует любого человека, сколь угодно далекого от национальных и религиозных проблем. Стало уже тривиальным утверждение, что в Иерусалиме чувствуешь близость и энергию всех религий и святость общего для всех места...
Этот район очень пострадал уже в XX веке из-за политических конфликтов, центром которых продолжал оставаться древний город. Теперь, когда лабиринты развалин и мусора расчищены, израильтяне ведут здесь очень серьезные археологические исследования, которые имеют огромное значение для всего мира. Вся Западная Стена - 488 м и постройки вокруг нее скрыты под землей, но уже и открыты и идентифицированы археологами. Точная модель Второго Храма и Иерусалима в масштабе 1 : 50 выполнена в 1964 - 1970 гг. на территории отеля "Холиленд". Планировка и топография города, идентичные строительные материалы, научное руководство и постоянное дополнение модели в соответствии с новейшими открытиями делают ее действительно уникальной.
Археологический сад Офел - соединение реальности с "коллективным бессознательным" (для поклонников Юнга)
Древнейшая часть города - Город Давида. Здесь, на террасах, поддерживаемых мощными стенами (толщиной 2,5 м), строились укрепления и башни. Здесь находятся и источник Гихон, куда ни много ни мало ходила стирать Мария, и Силоамский пруд, где Христос исцелил слепого человека. И опять история, типичная для этих мест: минарет мечети высится на развалинах древней христианской церкви, святыни почитаются двумя конфессиями. Нам же не менее интересно, что пруд и источник соединил туннель длиною в 533 м, высотой 1,8 м, на максимальной глубине в 51 м. Он пробивался с двух сторон, память об этом увековечена древнееврейскими письменами на скале (727-698 гг. до н. э.).
Пещерные захоронения, Дом Буллае, где найдена 51 глиняная печать, Дом Ахиэль, типичное и довольно представительное жилище времен царствования иудейских царей, "Ханаанская фортификация" с остатками стен подиума акрополя (XIV-XIII вв. до н. э.) - эта невероятная, фантастическая старина даже не воспринимается, эта древность уже почти за гранью воображения. Шахта периода Первого Храма (шахта Уоррена, названная по имени британского археолога) и ханаанский город (археолог Кеивон) - просто виртуальность: оказывается, этот город "Урсалимум" упоминается в египетских текстах XVIII-XIX вв. до н. э.
Одно из "доступных" впечатлений - дворцовый комплекс халифов династии Омайядов (всего VII-VIII вв.). Когда-то он занимал площадь в 8 га. Помещения украшены колоннами, портиками, внутренний двор был цветником. Лестница ведет в построенную крестоносцами башню, с которой можно любоваться Вечным городом и дышать его пространством, находясь по-товарищески невысоко.
В постройках византийского периода реставрированы мозаичные полы, цистерны для хранения воды еще более раннего периода, использованные византийцами как кладовые. Интересен геометрический орнамент пола, в одном месте - греческая надпись "Счастливы живущие в этом доме".
Ритуальные бассейны общественного здания периода Второго Храма, видимо, приюта паломников, анфилада из 12 комнат и центральный зал дворца с колоннадой - множество сооружений можно обойти по таким же древним каменным ступеням, огромным и прекрасно отполированным. Часто мощеные улицы и водохранилища, арки и залы расположены друг под другом, а весь маршрут - это бесконечные спуски и подъемы. Каменная кладка сочетается со шлифованной поверхностью скалы. Выражение "в глубине веков" получает конкретное воплощение - это глубина скалы, подземелья дворцов, тайные ходы. Строители всех времен использовали фундаменты, колонны своих предшественников. Кстати, есть и каменоломня периода Оттоманской империи, где прямо из скалы высекались и плиты для стен Старого города. Часто встречаются замурованные ворота. Кем и когда?
Любовь ГАВРИЛЮК
Почтенный возраст
Самый первый источник, свидетельствующий о происхождении поселения, - Тель-Амареские таблицы, датируемые XV в. до н. э. и найденные в Египте, называет Иерусалим Шалемом и Иевусом, по имени племени иевуситов (у Иосифа Флавия - иебузеи), владевших городом с еще более древних времен. От захвата его царем Давидом около 1005 г. до н. э. жизнь города получает самое подробное описание, но, к сожалению, это - история разрушений не в меньшей степени, чем история строительства.
Повседневность города, священного уже 3800 лет назад
Его население - 2000 человек, место первой застройки - южный склон Храмовой горы, затем западный. Вся эта местность холмиста, что очень усложняло задачи градостроителей всех времен, ведь сложный пересеченный рельеф диктует нестандартные решения для каждого сооружения. Поэтому так причудливы переулки, а улиц в европейском понимании совсем немного. Иногда жилища стремились к постоянно пересыхающим каналам, где вода собиралась в основном после ливней. Часто дома вырастают прямо из ущелий, а улица может находиться на высоте 3-го этажа. Интересно, что мощеные улицы ограничивались бордюрами, чтобы вода не стекала во дворы. Для самых древних горожан повседневность - Первый Храм, построенный сыном Давида Соломоном (960 г. до н.э.), и система мощных укреплений перед лицом реальной угрозы агрессивных соседей. "Обходите Цион снова и снова, сосчитайте башни его, любуйтесь укреплениями его, взойдите ко дворцам его". Археологами обнаружена восьмиметровая Израильская башня - часть системы оборонительных сооружений на севере города этого периода. Водоснабжение города было налажено с учетом возможности длительной осады, вода подавалась из источника Гихон по специально вырытому туннелю к бассейну Шлоах и далее до Иерусалима.
Видимо, Древний Восток был так напоен религиозностью, что именем еврейской святыни - Второго Храма - названа целая эпоха 538 г. до н. э. - 70 г. н.э. По указу царя Персии Кира, после 50 лет запустения, 23 года Храм строился вернувшимися из вавилонского пленения изгнанниками под руководством Зерубавеля бен Шеалтиэля и первосвященника Иегошуа бен Цадок. "Террасы Храма состояли из огромных гранитных глыб до 20 м длиной. Эти каменные блоки были тщательно подогнаны друг к другу с тем, чтобы их не сдвинуло даже землетрясение. Местами они возвышались сплошной стеной до 150 м высоты. Стена заканчивалась двойной колоннадой, которая окружала Храмовый двор для неевреев. От него поднимались лестницы к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во Дворы для женщин и мужчин иудеев. Над ними располагался Двор для священников, а еще выше поднимался 50-метровый фасад собственно Храма. Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми". (Иосиф Флавий). Это был период интенсивного развития города. "Идите и будем строить стену Иерусалима". Разрушенный Навуходоносором Иерусалим был отстроен, возобновились жертвоприношения в Храме, восстали стены, башни, ворота. Интенсивно застраивался Верхний город (теперь в этом месте еврейские и армянские кварталы), возведена новая стена вокруг города, прокладывались дороги, выросли торговые, спортивные, культурные сооружения. Булгаков как раз и пишет об этом периоде - "безглазых" золотых статуях, украшавших Дворец Ирода, Хасмонейском дворце, прудах, базарах... Иродианский квартал, открытый археологами, свидетельствует о расцвете города, его дома принадлежали богатым семьям. В цокольном этаже жилого здания найден сгоревший дом конца эпохи Второго Храма - ситуация, обычная для израильтян по всей стране. Четыре комнаты и бассейн, каменная посуда, мебель, печь, наконечники стрел характеризуют жизнь горожан той эпохи.
И наконец, после вытеснения язычества христианством, иные реалии - по обычным улицам несет свой крест на Голгофу Иисус. Теперь их имена и символику знает весь христианский мир, а тогда это были мостовые, римский преторий, арка с крытой галереей, стена, где отпечатан след ладони. Несколько церквей, часовен и мемориальных досок, всего 14 по числу остановок на Крестном пути - сердце Христианского квартала. В 335 г. построен храм Гроба Господня на месте распятия, захоронения и воскрешения Христа. Здание много раз разрушалось и отстраивалось. Мрачный темный зал встречает посетителей камнем Помазания - низкой плитой, облицованной мрамором. Внутри зала находится часовня, укрывающая вершину Голгофы. Левый ее притвор принадлежит греко-ортодоксальной церкви, правый - римско-католической. Маленькая часовня в западной апсиде Храма воздвигнута над пещерой, местом захоронения. Напротив - притвор русской православной церкви с четырьмя иконами на украшенном золотом алтаре. Еще одна часовня праотца Адама имеет стеклянное окно, откуда видна трещина в скале, образовавшаяся при землетрясении в момент распятия. Все здание до сих пор венчает черный купол. Храмом владеют церкви различных религиозных течений. И вот еще будни: все сооружение принадлежит двум арабским семьям, чьи представители каждое утро открывают Храм для верующих.
Кстати, период распада Римской империи оставил такое множество архитектурных украшений, что, например, капители древних греческих и римских колонн украшают скверы современных израильских городов, став традиционным элементом архитектуры малых форм. Улица Кардо - своеобразный симбиоз археологических раскопок и реконструкции. Здесь фрагменты древней колоннады достроены и образуют полноценную, вполне светскую улицу с художественными салонами, магазинами, ресторанами (ширина около 22 м). Она производит ошеломляющее впечатление, когда после каменных святилищ под солнцем попадаешь в нижний археологический слой, как в подземелье, и здесь вдруг видишь зелень, сверкающие витрины, роскошные ювелирные изделия, яркий восточный текстиль. В римский и византийский периоды она соединяла Шхемские ворота на севере и гору Сион на юге.
Исторически сложилось разделение Армянского, Еврейского, Мусульманского и Христианского кварталов. Их история и архитектура - тоже повседневность, прежде всего жилые дома (и теперь тоже!), школы, базары, музеи и мемориалы. Мусульманская святыня - мечеть Омара 691 г. на месте вознесения Мухаммеда на Храмовой горе - выдающийся памятник арабской архитектуры. Строительство мечети Аль-Акса в 693 г. сформировало представление ислама об Иерусалиме как месте паломничества, одном из трех священных городов после Мекки и Медины. До нее на этом месте была христианская базилика, построенная византийским императором Юстинианом. Зал мечети разделен рядами колонн из каррарского мрамора на три части. В северной части мечети - семь входов, внизу огромное подвальное помещение. Это тоже Храмовая гора, с опорными стенами и 88 колоннами. Над полым пространством проложены дренажные туннели для стока воды. Сложная конструкция времен правления Ирода в целом сохранилась, несколько камней, использованных тогда при строительстве, тоже дожили до наших дней. Между мечетями стоит фонтан в форме чаши, где правоверные омывают руки и лицо перед молитвой. По одной из восьми лестниц можно подняться к возвышению, на которой стоит мечеть Омара. Затем лестницы ведут к аркадам, сквозь их пролеты видны входы в восьмиугольную мечеть. На фронтоне главной Южной аркады установлены солнечные часы. Летом проповеди читаются с ажурной каменной кафедры. Фасад украшают 4 мраморные колонны, ниша для моления выложена перламутром. Особенно величественен купол мечети, видный из любой точки Иерусалима. Его свинцовая поверхность была снаружи покрыта листами позолоченной меди. После ремонта в 1964 г. его сделали из алюминиевых листов цвета золота. Прекрасен фриз, опоясывающий мечеть, работы турецкого каллиграфа Мохаммеда Чафика (1876 г.). Интерьер мечети разделен на три круга рядами колонн. В центре - скала, священная для евреев и мусульман. Она пыталась последовать за Магометом на небо, но архангел Гавриил удержал ее, оставив на ней след ладони.
Интересно, что в этом районе города можно совершить прогулку по крышам, наблюдая сверху за жизнью, например, рынка или медресе. В целом, атмосферу "Тысячи и одной ночи" успешно передают особенности архитектуры мамлюков: каменные скамьи при входе в дом, двойные окна с изящной колонной посередине, надписи и мозаика, полукупола на фасадах. Так успешно, что в Еврейском и Мусульманском кварталах легко можно заблудиться.
Только в середине XIX в. Иерусалим вышел за стены Старого города. Возведен внушительный комплекс "Русского подворья" для православных паломников, "Немецкая колония", построенная сектой тамплиеров, и целый район еврейской общины "Обитель мира", земля для которого вне стен города была куплена при поддержке филантропов - семьи Ротшильдов и английского лорда банкира Мозеса Монтефиоре. Состояние городского хозяйства было тогда плачевным: многие здания разрушены, узкие переулки грязны, общий упадок и провинциальность - результат осад, завоеваний, нескончаемой борьбы за власть. Мельница Монтефиоре, получившая название по имени своего основателя, стала своеобразным импульсом для строительства новых жилых кварталов. По сути дела именно отсюда начинается современный Иерусалим, во дворах которого археологические раскопки до сих пор открывают улицы 2-3-тысячелетней давности. Тем не менее начались перемены, принесшие в город европейское влияние: экипажи и дилижансы, свечи вместо керосиновых ламп, открылись иностранные консульства, время стали отсчитывать от полуночи, а не от восхода солнца. С 1917 г. начался период британского мандата, отмеченный и развитием дорог, и строительством Еврейского университета и нового водопровода, восстановлением центра города. Британские власти всерьез занимались и транспортом, и водоснабжением, и благоустройством. Результат этих усилий - 36 новых городских районов.
Современный Израиль перенес в свою столицу президентский дворец, комплекс правительственных зданий и Кнессет (архитектор Кларвин), здание Верховного суда, мемориальный комплекс Яд Вашем памяти жертв Катастрофы. На площадке перед входом - тридцатиметровая колонна с одним только словом "цкор" - "помни". Внутри здания музея - нависающая над криптой базальтовая скала, на плите под ней - названия двадцати одного концлагеря, они освещены факелом. О музеях Израиля нужно сказать отдельно. Храм Книги выстроен специально для свитка книги пророка Исайи (Свитки Мертвого Моря), найденного при раскопках в гроте Кумрана ( I в. до н. э.). Архитектурная форма - белый купол и стена из черного базальта, созданная по проекту американцев Фредерика Кеслера и Арманда Бартоса, символизирует борьбу Света и Тьмы. Наземная форма купола точно повторяет форму глиняного сосуда. в котором свиток был найден. А под землей со всеми мерами предосторожности специальный цилиндр предохраняет рукопись, при необходимости он может опуститься еще ниже в стальное герметичное бомбоубежище.
Архитектура современного города скромна и утилитарна. Ее задача - соответствовать наследию, хотя понимать его можно по-разному. Да и вряд ли что-нибудь может сравниться хотя бы с православным монастырем Креста (IV в.), где несколько лет жил паломник Шота Руставели, и даже теперь он больше всего напоминает крепость.
Синагоги, церкви, мечети... Надо ли говорить о духовной активности этого города? Скажем лишь о "Шагаловских окнах" - двенадцати витражах (12 детей патриарха Яакова, 12 цветов) работы нашего земляка Марка Шагала, установленных в синагоге больницы Хадаса. Для них была отработана особенная техника, позволившая в каждой панели получать до трех цветов, не отделяя каждый кусочек стекла свинцовыми полосками, как это было раньше.
Стены и ворота
Прекрасный серо-розовый камень, как "слагаемое успеха", всегда узнаваем, сложенные из него крепостные стены видны со всех смотровых площадок. Его аутентичность - визитная карточка, и хрестоматийно известная панорама Старого города во многом определяется легким солнечным оттенком. Общая длина стен - почти 4 км, высота - до 20 м. "Теперешние", над землей, они построены при Сулеймане Великолепном, в период 1536-1539 гг.
По истории ворот можно изучать историю всего Востока, так много с ними связано. Яффские ворота - главный вход в Старый город, всегда имели стратегическое значение. Новые ворота - самые лаконичные, в стиле функциональной палестинской архитектуры конца XIX в. Шхемские ворота (Дамасские), в основании которых гигантские каменные блоки времен Ирода, - самые величественные и оживленные. Они реконструированы, восстановлены каменная винтовая лестница, пышная арка, орнамент. Ворота защищены высокими башнями, их внутренняя часть установлена под углом, что подтверждает важное оборонительное значение (1536 - 1538 гг.). Цветочные ворота, или ворота Ирода, действительно украшает цветочный орнамент, а Львиные - барельефы львов. Здесь начинается дорога Христа на Голгофу - знаменитая улица Виа Долороза. От этих ворот Иерихонская дорога ведет к подножию Масличной горы, к той самой Гефсимании. В евангельские времена это были маленькое селение и сад. Впрочем, сад и теперь поднимается по склону горы. Восемь олив, возраст которых более 2000 лет, окружены оградой. В память горестных событий в пещере, где молился Христос, францисканцами построен пышный храм, богато украшенный мрамором и золотом. У самой дороги возвышается фронтон базилики Мук Христовых. Она построена в 1925 г. на месте храма IV-VI в. В этом храме нет статуй, только три мозаики по библейским сюжетам и камень - символ поцелуя Иуды. Двенадцать куполов с гербами напоминают о двенадцати католических государствах, участвовавших в строительстве. Рядом - православная церковь св. Марии Магдалины, совсем московская, с семью куполами-луковками. В этой церкви, построенной Александром III, иконы принадлежат кисти Верещагина. Золотые ворота (ворота Милосердия) относятся к VII в. и ведут к Священному двору - знаменитым мечетям. Поэтому во время турецкого владычества они были замурованы, чтобы скрыть от глаз неверных арки, капители колонн. Мусорные ворота во все времена служили своему благородному делу, хотя и грязному. А вот Сионские ворота до последних лет были оборонительным сооружением и хранят следы боев. На территории древнего армянского монастыря здесь возводится современный храм. Рядом, в аббатстве Дормицион тоже построен новый храм с бронзовой скульптурой и копией "Тайной вечери" Леонардо да Винчи. Сама церковь Дормицион с живописным мозаичным полом возведена в начале века на месте храма византийского периода. Статуя св. Марии из вишневого дерева, которой посвящена церковь, стоит в подземной крипте. Честно говоря, мне не удалось даже приблизительно уяснить, сколько же всего храмов и связанных с ними эпизодов библейской истории увековечено в Старом городе, на суровых каменных долинах и холмах и под ними. Гробница Давида, Цитадель Давида, Горница "Тайной вечери"... Ее судьба типична для многих достопримечательностей. Да-да, именно здесь Тайная вечеря и происходила. На этом месте построили церковь крестоносцы, затем, когда она разрушилась, монахи францисканского ордена (XIV в.), после их изгнания храм был превращен в мечеть (XVI в.), вот ее-то минарет и сохранился. Пасхальный агнец из праистории уцелел на своде и несколько колонн тоже устояли... Цитадель и сейчас настоящая крепость, несколько четырехугольных башен, соединенных стеной, и минарет (1635 г.). Амбразуры для лучников, молитвенная ниша и мечеть под открытым небом, сторожевые укрепления - все это уже с начала века реставрировалось и использовалось как музейный комплекс и военный укрепленный пункт. На тринадцати (!) уровнях северо-восточной башни каменные блоки времен Ирода, Византии, мамлюков. Мало того, что здесь расположились музей истории Иерусалима, выставка археологических находок, модели города разных исторических периодов, нашлось место и для театрализованных представлений.
Стена Плача - 156 м сохранившейся западной части стены, окружавшей Храмовую гору со Вторым Храмом на вершине. Поэтому она и является национальной святыней. Размеры каменных плит и характер кладки свидетельствуют о принадлежности к эпохе Ирода, Стена располагается у Шхемских ворот Старого города. Перед нею расчищена небольшая площадь для молящихся. На самом деле Стена Плача производит впечатление совсем не грандиозной, а камерной, даже маленькой. И она очень волнует любого человека, сколь угодно далекого от национальных и религиозных проблем. Стало уже тривиальным утверждение, что в Иерусалиме чувствуешь близость и энергию всех религий и святость общего для всех места...
Этот район очень пострадал уже в XX веке из-за политических конфликтов, центром которых продолжал оставаться древний город. Теперь, когда лабиринты развалин и мусора расчищены, израильтяне ведут здесь очень серьезные археологические исследования, которые имеют огромное значение для всего мира. Вся Западная Стена - 488 м и постройки вокруг нее скрыты под землей, но уже и открыты и идентифицированы археологами. Точная модель Второго Храма и Иерусалима в масштабе 1 : 50 выполнена в 1964 - 1970 гг. на территории отеля "Холиленд". Планировка и топография города, идентичные строительные материалы, научное руководство и постоянное дополнение модели в соответствии с новейшими открытиями делают ее действительно уникальной.
Археологический сад Офел - соединение реальности с "коллективным бессознательным" (для поклонников Юнга)
Древнейшая часть города - Город Давида. Здесь, на террасах, поддерживаемых мощными стенами (толщиной 2,5 м), строились укрепления и башни. Здесь находятся и источник Гихон, куда ни много ни мало ходила стирать Мария, и Силоамский пруд, где Христос исцелил слепого человека. И опять история, типичная для этих мест: минарет мечети высится на развалинах древней христианской церкви, святыни почитаются двумя конфессиями. Нам же не менее интересно, что пруд и источник соединил туннель длиною в 533 м, высотой 1,8 м, на максимальной глубине в 51 м. Он пробивался с двух сторон, память об этом увековечена древнееврейскими письменами на скале (727-698 гг. до н. э.).
Пещерные захоронения, Дом Буллае, где найдена 51 глиняная печать, Дом Ахиэль, типичное и довольно представительное жилище времен царствования иудейских царей, "Ханаанская фортификация" с остатками стен подиума акрополя (XIV-XIII вв. до н. э.) - эта невероятная, фантастическая старина даже не воспринимается, эта древность уже почти за гранью воображения. Шахта периода Первого Храма (шахта Уоррена, названная по имени британского археолога) и ханаанский город (археолог Кеивон) - просто виртуальность: оказывается, этот город "Урсалимум" упоминается в египетских текстах XVIII-XIX вв. до н. э.
Одно из "доступных" впечатлений - дворцовый комплекс халифов династии Омайядов (всего VII-VIII вв.). Когда-то он занимал площадь в 8 га. Помещения украшены колоннами, портиками, внутренний двор был цветником. Лестница ведет в построенную крестоносцами башню, с которой можно любоваться Вечным городом и дышать его пространством, находясь по-товарищески невысоко.
В постройках византийского периода реставрированы мозаичные полы, цистерны для хранения воды еще более раннего периода, использованные византийцами как кладовые. Интересен геометрический орнамент пола, в одном месте - греческая надпись "Счастливы живущие в этом доме".
Ритуальные бассейны общественного здания периода Второго Храма, видимо, приюта паломников, анфилада из 12 комнат и центральный зал дворца с колоннадой - множество сооружений можно обойти по таким же древним каменным ступеням, огромным и прекрасно отполированным. Часто мощеные улицы и водохранилища, арки и залы расположены друг под другом, а весь маршрут - это бесконечные спуски и подъемы. Каменная кладка сочетается со шлифованной поверхностью скалы. Выражение "в глубине веков" получает конкретное воплощение - это глубина скалы, подземелья дворцов, тайные ходы. Строители всех времен использовали фундаменты, колонны своих предшественников. Кстати, есть и каменоломня периода Оттоманской империи, где прямо из скалы высекались и плиты для стен Старого города. Часто встречаются замурованные ворота. Кем и когда?
Любовь ГАВРИЛЮК
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 1998 год в рубрике новости