Переход к декларированию цен

Доклад, сделанный 30 июня начальником Главного управления экономики Минстройархитектуры РБ Е. И. Драчуком на заседании президиума научно-технического совета министерства, был посвящен совершенствованию системы ценообразования в строительстве.

Ценообразование - это важнейший инструмент регулирования взаимоотношений между субъектами хозяйствования, от умелого использования которого зависит их экономическое благополучие. Именно используя ценовой механизм регулирования в инвестиционной сфере, удалось сохранить в РБ производственный потенциал стройкомплекса и обеспечить его загрузку в период спада инвестиционной активности. Главную задачу Минстройархитектуры РБ видит в создании всем субъектам хозяйствования - и заказчикам и подрядчикам - равных условий работы.

Система ценообразования в строительстве по масштабу охвата нормируемых видов и комплексов работ, ресурсов, затрат и по их номенклатуре не имеет аналогов ни в одной из отраслей материального производства. Вопрос создания эффективного механизма управления ценами в строительстве был актуальным всегда. Особенно актуален этот вопрос сейчас.

Система ценообразования в строительстве, действовавшая ранее, была основана на фиксированных, неизменных, как правило, в течение примерно 15 лет оптовых ценах, тарифах на применяемую строительную продукцию. Отвечала она в основном требованиям директивного планирования, была направлена на сохранение стабильного уровня цен в строительстве и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Это регулировалось заданиями по прибыли и снижению себестоимости СМР.

Сегодня осуществляется переход от системы, основанной на жестком государственном планировании, к отношениям, построенным на волеизъявлении участников этих отношений. К сожалению, перестройка мышления руководителей-специалистов в строительстве происходит недостаточно быстро. Некоторые до сих пор продолжают обращаться к уже не действующим нормативным актам плановой экономики или предлагают возврат к утверждению прейскурантов, составленных по образу и подобию действовавших до 1991 г.

В то же время утверждение, что в условиях рынка отпала необходимость регламентации и нормирования стоимости строительства, абсолютно несосотоятельно и указывает лишь на отсутствие элементарных экономических знаний. Последствия либерализации цен 1992 г. - яркий тому пример. Цены были отпущены без определения каких-либо правил их формирования, согласования и регулирования со стороны органов государственного управления. Среди производителей продукции и подрядчиков наблюдалась этакая эйфория вседозволенности, что, несомненно, основывалось на ценовом беспределе. Но уже к концу года всем стало понятно, что без правил формирования и согласования цен трудно договориться и установить справедливую цену.

По отношению к 1991 г. индекс изменения цен на строительную продукцию к концу 1992 г. опережал индекс изменения цен на потребительские товары в 1,5 раза; к концу 1993 г. величина этого коэффициента достигла 2.

Сдерживание инфляционного роста цен в значительной мере зависит от того, каким образом осуществляется формирование и регулирование цен.

С 1993 г. стройкомплекс РБ перешел на новую базу определения накладных расходов, плановых накоплений, временных, зимних и прочих расходов. Ранее они определялись по норме прямых затрат, львиную долю которых составляли материальные затраты, а это означает, что чем более дорогие материалы использовались при производстве работ, тем больше была сумма накладных расходов, плановых накоплений и других лимитированных затрат. Постановлением СМ РБ №67 от февраля 1993 г. "О новых сметных нормах и ценах в строительстве" утверждены как обязательные предельные нормы накладных расходов и плановых накоплений с противозатратным принципом их начисления в проценте от суммы нормируемых величин зарплаты рабочих и стоимости эксплуатации строительных машин. Такой порядок начисления сопутствующих строительству затрат ставит их величину в зависимость от конкретного вложенного в данную стройку нормированного труда без учета материалоемкости.

Дальнейшему развитию противозатратного механизма ценообразования в строительстве способствовало принятое КМ РБ 7 декабря 1994 г. постановление "О декларировании стоимости СМР по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета". Этим постановлением определен механизм декларирования стоимости строительной продукции путем утверждения предельных индексов стоимости СМР, в том числе и по элементам затрат.

Обеспечивать реализацию принятого механизма призваны созданные в соответствии с этим постановлением службы отслеживания и прогнозирования цен в строительстве. В их обязанности входит сбор и подготовка исходных данных для расчета утверждаемых министерством индексов изменения стоимости строительства, которые ориентируют его участников на обоснованный уровень затрат и расходов, а не на возмещение всех фактических затрат подрядных организаций, включая приобретение материалов по высоким ценам, их перерасход, потери рабочего и машинного времени, неразумную оплату труда.

При строительстве объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством РБ, льготных кредитов, недопустимо изменение цен на строительную продукцию или применение цен на строительную продукцию выше рассчитанных с применением указанных индексов. Внедрение механизма декларирования стоимости путем применения индексов и применяемые Минстройархитектуры РБ меры позволили существенно сдержать рост стоимости строительства. В результате индекс изменения стоимости строительства в 1997, да и в текущем году на 25% ниже индекса изменения потребительских цен и более чем в 3 раза ниже индекса изменения цен на промышленную продукцию производственно-технического назначения. Со II полугодия прошлого года и в текущем году утвержденный индекс практически совпадает с прогнозным индексом инфляции и ниже темпов изменения индекса потребительских цен.

Ежемесячно при утверждении индексов министерство внимательно рассматривает изменение доли элементов затрат в структуре СМР и периодически корректирует исчисление индексов для сохранения базовой структуры увеличения общего индекса. Особенно это видно при сопоставлении темпов изменения стоимости основных ее составляющих - материалов, зарплаты и механизмов.

Министерством неоднократно принимались решения, направленные на уточнение структуры индекса изменения стоимости строительства без его увеличения. Тем не менее острота вопроса структуры пока не снижается.

В IV квартале прошлого года был сделан очередной шаг на пути от затратного метода формирования цен на строительную продукцию. На все регионы республики распространен прошедший апробацию в Витебской области метод определения стоимости материальных затрат и затрат на эксплуатацию машин и механизмов не по факту, а по средневзвешенным ценам на материалы, машины и механизмы-представители. Тем самым подрядным организациям предоставляется возможность получить дополнительную прибыль за счет более разворотливой работы служб комплектации, ибо экономия, полученная от использования материалов и конструкций, закупленных по ценам ниже средневзвешенных, остается в виде прибыли в подрядных организациях.

Первые месяцы работы по описанной системе показали неподготовленность многих строительных организаций. Несмотря на длительную разъяснительную работу, их руководители продолжают жить по-старому, по инерции, думая, что заказчики по-прежнему будут возмещать затраты не по средневзвешенным ценам, а по факту.

Особенно благотворной новая система представляется в отношении облсельстроев, имеющих развитые подсобные производства. Министерством распространено письмо, регламентирующее порядок изменения цен на продукцию подсобных предприятий, которым продукция на собственные нужды отпускается по себестоимости. Региональными центрами отслеживания средневзвешенных цен за основу принимаются цены отпуска этими предприятиями на сторону.

Сегодня в силу непропорционального изменения состава затрат на строительство стоит проблема возмещения затрат строителей по зарплате.

Положение дел в подрядных организациях усугубляется еще и постоянным оттоком квалифицированных специалистов в коммерческие структуры, старением техники. Все это снижает производительность труда и увеличивает трудозатраты. К тому же постоянно наблюдается появление новых материалов, изделий, конструкций, конструктивных, технологических и технических решений. Все это требует разработки новых сметных нормативов.

По заданиям Минстройархитектуры РБ Республиканский научно-технический центр приступил к разработке новых сметно-ресурсных нормативов на СМР. В число этих нормативов входят сметные нормы и расценки на новые виды материалов и технологий (устройство кровель из новых рулонных материалов, кирпичная кладка новых видов, теплоизоляция стен эффективными плитными материалами). Первые из разрабатываемых нормативов намечены к выпуску уже в июле текущего года. Одновременно разрабатывается и порядок поэтапного внедрения сборников сметных норм.

Особенно важным считается то, что разрабатываемые ресурсно-сметные нормы содержат полную информацию о составе работ, расходе материальных и трудовых ресурсов с указанием разрядов расходов, машин и механизмов как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Это позволит рекомендовать их как единые для определения сметной стоимости строительства, производства расчетов за выполненные работы, а также для производственных целей, определения размеров зарплаты и списания материалов.

Они также смогут стать основой для разработки каждым предприятием собственных норм и затрат по видам работ, необходимых для определения себестоимости работ и возможности участия в торгах на получение подряда.

В последнее время наблюдается сдерживание внедрения новых прогрессивных технологий, материалов и конструкций из-за их убыточности, потому что цены устанавливаются применительно к старым решениям. Необходимо принять за правило положение, при котором разработка новых видов технологий, работ и материалов должна завершаться разработкой и утверждением технологических карт и на их основе - цен. Это позволит предприятиям устранять препятствия, возникающие на пути к быстрому внедрению новых разработок в производство.

Вопросы формирования цен на предприятиях стройматериалов и стройиндустрии также находятся в сфере пристального внимания Минстройархитектуры РБ. Это вызвано, во-первых, тем, что доля материальных затрат в стоимости строительства составляет 55-60%, и их влияние на цену строительной продукции является определяющим, во-вторых, тем, что количество убыточных предприятий стройматериалов и стройиндустрии по-прежнему велико.

При сложившейся системе формирования отпускных цен стоимость однотипных строительных изделий порой разнится в 1,5-2 раза. Прибыль, включаемая в цену, поставлена в зависимость от покупных цен на сырье, материалы, комплектующие, от ТЭР, от размеров общезаводских и общехозяйственных расходов. То есть продолжает действовать механизм: чем выше затраты, тем больше прибыль.

Ограничивая рост цен для предприятий, достигших высокого уровня рентабельности, и повышая цены для предприятий убыточных, мы тем самым нередко наказываем хорошо работающие трудовые коллективы и их руководителей и поддерживаем нерадивых.

Первый этап решения этой проблемы - это нормативный метод ценообразования (он в стройкомплексе РБ в основном реализован). Разработаны и утверждены нормы затрат труда, общезаводских и общехозяйственных расходов с учетом сложившейся на конкретных предприятиях производственно-хозяйственной ситуации. На базе этих нормативов предусматривается переход к завершающему этапу - декларированию цен на материалы, изделия и конструкции, то есть переход от согласования цен к их индексации в зависимости от текущих изменений цен на ТЭР, сырье, материалы, комплектующие, роста курса валют, уровня оплаты труда и амортизационных отчислений. Переход на декларирование цен позволит не только упростить систему формирования отпускных цен за счет исключения многоступенчатого их рассмотрения и согласования, но, главное, обеспечит автоматические изменения отпускных цен на все материалы, изделия и конструкции для всех предприятий одновременно в зависимости от произошедших в республике или регионе изменений цен и тарифов на основные ценообразующие составляющие. Это означает, что предприятие сможет получить дополнительную прибыль за счет разницы между ценой сырья, материалов, ТЭР, устанавливаемых в регионе, и ценой фактического их приобретения. Сегодня же, как известно, в расчет берутся цены фактического приобретения, что делает экономически невыгодным создание каких-либо запасов.

Однако переход к декларированию цен требует большой подготовительной работы, так как установление предельных цен на сырье, материалы, а затем и расчет индекса их изменений - исключительно ответственная задача, от качества выполнения которой зависит не только будущее промышленности стройматериалов, изделий, конструкций, но и всего строительного комплекса РБ.

С целью отработки этого механизма в течение III квартала предстоит в экспериментальном порядке отработать механизм декларирования цен параллельно с действующим механизмом ценообразования по группе (около 10) предприятий.

Обеспечить реализацию данной задачи призваны службы отслеживания цен в строительстве, преобразованные в соответствии с постановлением СМ РБ от 30 марта 1998 г. "О создании региональных центров по ценообразованию в строительстве". В обязанности сотрудников центров, кроме сбора и анализа исходных данных для расчета индексов изменения стоимости СМР, входит согласование роста цен на материалы, изделия и конструкции, изготавливаемые предприятиями стройматериалов и стройиндустрии региона с предоставлением соответствующей информации РНТЦ и Минстройархитектуры РБ, сбор и анализ данных по стоимости 1 м 2 общей площади жилья, контроль правильности расчетов за выполненные работы, анализ и изучение вопросов ценообразования в строительстве и подготовка предложений по его совершенствованию.

РНТЦ рассматривает представленные региональными центрами обоснования роста цен на материалы, изделия и конструкции свыше установленного уровня инфляции, осуществляет, как и ранее, расчеты индексов изменения стоимости СМР в целом по республике, регионам и элементам затрат, а также расчет индексов изменения цен для отраслевой продукции стройматериалов и стройиндустрии, обобщает предложения региональных центров по совершенствованию системы ценообразования в стройкомплексе и готовит соответствующие рекомендации министерству.

Широкое внедрение мер, направленных на оптимизацию стоимости строительной продукции, недопущение необоснованного ее завышения возможно осуществить за счет принятия прогрессивных решений и дальнейшего совершенствования организации управления строительством.

Представляются очень важными применение при реализации архитектурно-градостроительной политики и формировании программ развития и размещения жилищного строительства норм инсоляции, которые при увеличении в разумных пределах плотности застройки обеспечат высвобождение дополнительных дорогостоящих земель и сокращение затрат на прокладку инженерных коммуникаций и дорожного строительства, осуществление поэтапного перехода на автономные источники теплоснабжения на основе современного инженерного оборудования (крышные и встроенно-пристроенные котельные), позволяющие сократить затраты на прокладку инженерных коммуникаций, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, новых материалов и конструкций, обеспечивающих повышение теплоизоляционных характеристик наружных стен, с целью снижения затрат на эксплуатацию жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, обеспечение реализации комплексной программы реструктуризации стройиндустрии, обновления номенклатуры выпускаемой продукции.

Необходимо активизировать работу по проведению подрядных торгов на проектирование, строительство, поставку строительных материалов, изделий и конструкций в целях снижения конечной цены строительной продукции за счет включения механизма рыночного регулирования цен и создания барьеров для их монопольного завышения. Подрядным организациям в этих условиях необходимо более активно переходить на определение цены строительной продукции на базе создаваемых собственных норм затрат по видам работ.

Основа для применения контрактной цены, в частности, по самому массовому в настоящее время виду - жилищному строительству - сегодня есть. Минстройархитектуры РБ утверждена методика определения стоимости строительства 1 м 2 общей площади в базисном и текущем уровне, подготовлены к согласованию и утверждению прейскуранты на потребительскую единицу (1 м 2 площади жилья) с соответствующими поправками на виды конструкций, стен, отделок, оборудования.

Решение совместными усилиями перечисленных задач позволит оптимизировать стоимость строительной продукции и повысить рентабельность строительного производства.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость