Минжилкомхоз: рассмотрены вопросы экономики
24 июня состоялось заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. На коллегии рассмотрены следующие вопросы: "О состоянии работы по ценообразованию и контролю за соблюдением цен на услуги гостиничного, банного хозяйства и ритуальные услуги в объединениях, предприятиях и организациях ПУ ЖКХ Витебского облисполкома, ЖКА "Миноблкоммунальник"; "Анализ проводимой работы предприятиями и организациями УЖКХ Гомельского облисполкома по укреплению финансового состояния и расчетной дисциплины"; "О развитии жилищно-коммунального хозяйства за 1990-1997 годы и целевых показателях на 2000 год для обеспечения выхода на ранее достигнутые наивысшие показатели".
Заслушав доклады и обсудив первый вопрос повестки дня, коллегия отметила, что исполнительская дисциплина формирования и применения цен и тарифов на услуги гостиничного, банного хозяйства и ритуальные услуги на предприятиях и в объединениях ПУ ЖКХ Витебского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник" находится не на должном уровне. Со стороны Витебского областного управления жилищно-коммунального хозяйства, ассоциации "Миноблкоммунальник" не приняты исчерпывающие меры по выполнению соответствующих постановлений коллегии министерства и приказов министра, касающихся наведения должного порядка в формировании и применении цен и тарифов на выпускаемую продукцию и предоставляемые услуги населению.
Проводимые проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности на подведомственных предприятиях и в организациях во многих случаях носят поверхностный характер, не вскрывают имеющие место недостатки в формировании и применении цен и тарифов на услуги похоронного ритуала, гостиничного и банного хозяйства. Проверками, проведенными во втором квартале 1998 года работниками министерства, вскрыт ряд нарушений и недостатков в формировании цен и тарифов на ряде предприятий и объединений ПУ ЖКХ Витебского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник".
Из проверенных министерством 5 объединений жилищно-коммунального хозяйства Витебской области (Витебское, Новополоцкое, Полоцкое ГПО ЖКХ, Глубокское и Докшицкое РПО ЖКХ) и 6 объединений Минской области (Вилейское ГПО ЖКХ, Клецкое, Любанское, Мядельское, Несвижское РПП ЖКХ) во всех выявлены факты нарушений государственной дисциплины цен.
Практически на всех проверенных объединениях и предприятиях ПУ ЖКХ Витебского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник" установлены факты несоблюдения установленных правительством на 1997 и 1998 гг. параметров роста цен на товары, работы и услуги в размере не более 2% в месяц. Ряд предприятий и объединений завышали цены на предоставляемые услуги за счет неправильного списания материалов, необоснованного отнесения на себестоимость этих услуг отдельных видов затрат.
Имели место факты изготовления предметов похоронного ритуала с отклонением от требований действующей нормативно-технической документации.
Предприятиями и службами ритуального обслуживания не в полной мере выполняется постановление коллегии о полном удовлетворении спроса населения на предметы и услуги похоронного ритуала.
Наличие серьезных недостатков в работе по формированию и применению цен и тарифов на ритуальные услуги, услуги бань и гостиниц на предприятиях, в объединениях ПУ ЖКХ Витебского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник" является следствием неисполнения руководством областного управления и ассоциации, подведомственных им объединений и предприятий требований постановлений коллегий и приказов министра. Поэтому коллегия строго указала отдельным руководителям объединений и предприятий на недостатки в работе по формированию цен и тарифов. В третьем квартале во всех объединениях и предприятиях будут проведены сплошные проверки правильности формирования цен и тарифов на продукцию и услуги. В четвертом квартале по этим вопросам министерством будет проведена проверка УПКО Мингорисполкома. До конца года рекомендовано провести региональные семинары с работниками экономических и контрольно-ревизионных служб о ведомственном контроле и ценообразовании. Коллегия в постановлении определила также и другие направления работы.
При рассмотрении второго вопроса на заседании было отмечено, что в результате принятых практических мер предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства Гомельской области добились снижения дебиторской задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги на 220 млрд руб. по сравнению с началом года, которая составила на 1.06.1998 г. 252 млрд руб. Это позволило сократить задолженность за потребленные энергоресурсы с начала года в 2 раза и обеспечить оплату текущего потребления.
Вместе с тем не все предприятия и организации области обеспечили выполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7.04.1998 г. №550 "О дополнительных мерах по ликвидации задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию" в части полного погашения задолженности за потребленные энергоресурсы до 1.06.1998 г.
В области недостаточно целенаправленно проводится работа по своевременному взысканию с населения квартирной платы, просроченная задолженность по которой увеличилась за 5 месяцев на 1,2 млрд руб.
На неустойчивое финансовое состояние предприятий и организаций области оказывают влияние значительные неперекрытые убытки как прошлых лет в сумме 115,5 млрд руб., так и текущего года 86,4 млрд руб., что не позволяет нормализовать расчетно-платежную дисциплину.
Коллегия отметила недостаточную работу УЖКХ Гомельского облисполкома с финансовыми органами исполкомов местных Советов по планированию и получению дотаций на покрытие убытков.
По данному вопросу принято соответствующее постановление. По третьему вопросу повестки дня на коллегии был заслушан доклад начальника Управления экономики министерства В. В. Воложинца.
Коллегия министерства отметила, что объединениями, предприятиями и организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 1990-1997 гг. в основном не допущено снижение объемов продукции, работ и услуг.
По сравнению с 1990 г. возросли установленные мощности коммунальных водопроводов, систем водоотведения и теплоснабжения. Имеет устойчивую тенденцию роста протяженность сетей водопровода, канализации, теплоснабжения, троллейбусных линий и улиц с усовершенствоанным покрытием. В результате нового строительства и приемки на обслуживание ведомственного жилья площадь находящегося в эксплуатации жилищного фонда увеличилась на 61,6%.
Основными проблемами, которые необходимо решить для достижения показателей 1990 г., на коллегии названы вопросы капитального ремонта и городского электрического транспорта. Поэтому предложено разработать концептуальные положения по доведению объемов капитального ремонта жилищного фонда до его нормативного уровня, но не ниже уровня 1990 г. Такое же положение будет разработано по доведению пробега подвижного состава и его инвентарного парка до уровня 1990 г.
Владимир КИНЧИКОВ
Заслушав доклады и обсудив первый вопрос повестки дня, коллегия отметила, что исполнительская дисциплина формирования и применения цен и тарифов на услуги гостиничного, банного хозяйства и ритуальные услуги на предприятиях и в объединениях ПУ ЖКХ Витебского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник" находится не на должном уровне. Со стороны Витебского областного управления жилищно-коммунального хозяйства, ассоциации "Миноблкоммунальник" не приняты исчерпывающие меры по выполнению соответствующих постановлений коллегии министерства и приказов министра, касающихся наведения должного порядка в формировании и применении цен и тарифов на выпускаемую продукцию и предоставляемые услуги населению.
Проводимые проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности на подведомственных предприятиях и в организациях во многих случаях носят поверхностный характер, не вскрывают имеющие место недостатки в формировании и применении цен и тарифов на услуги похоронного ритуала, гостиничного и банного хозяйства. Проверками, проведенными во втором квартале 1998 года работниками министерства, вскрыт ряд нарушений и недостатков в формировании цен и тарифов на ряде предприятий и объединений ПУ ЖКХ Витебского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник".
Из проверенных министерством 5 объединений жилищно-коммунального хозяйства Витебской области (Витебское, Новополоцкое, Полоцкое ГПО ЖКХ, Глубокское и Докшицкое РПО ЖКХ) и 6 объединений Минской области (Вилейское ГПО ЖКХ, Клецкое, Любанское, Мядельское, Несвижское РПП ЖКХ) во всех выявлены факты нарушений государственной дисциплины цен.
Практически на всех проверенных объединениях и предприятиях ПУ ЖКХ Витебского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник" установлены факты несоблюдения установленных правительством на 1997 и 1998 гг. параметров роста цен на товары, работы и услуги в размере не более 2% в месяц. Ряд предприятий и объединений завышали цены на предоставляемые услуги за счет неправильного списания материалов, необоснованного отнесения на себестоимость этих услуг отдельных видов затрат.
Имели место факты изготовления предметов похоронного ритуала с отклонением от требований действующей нормативно-технической документации.
Предприятиями и службами ритуального обслуживания не в полной мере выполняется постановление коллегии о полном удовлетворении спроса населения на предметы и услуги похоронного ритуала.
Наличие серьезных недостатков в работе по формированию и применению цен и тарифов на ритуальные услуги, услуги бань и гостиниц на предприятиях, в объединениях ПУ ЖКХ Витебского облисполкома и ЖКА "Миноблкоммунальник" является следствием неисполнения руководством областного управления и ассоциации, подведомственных им объединений и предприятий требований постановлений коллегий и приказов министра. Поэтому коллегия строго указала отдельным руководителям объединений и предприятий на недостатки в работе по формированию цен и тарифов. В третьем квартале во всех объединениях и предприятиях будут проведены сплошные проверки правильности формирования цен и тарифов на продукцию и услуги. В четвертом квартале по этим вопросам министерством будет проведена проверка УПКО Мингорисполкома. До конца года рекомендовано провести региональные семинары с работниками экономических и контрольно-ревизионных служб о ведомственном контроле и ценообразовании. Коллегия в постановлении определила также и другие направления работы.
При рассмотрении второго вопроса на заседании было отмечено, что в результате принятых практических мер предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства Гомельской области добились снижения дебиторской задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги на 220 млрд руб. по сравнению с началом года, которая составила на 1.06.1998 г. 252 млрд руб. Это позволило сократить задолженность за потребленные энергоресурсы с начала года в 2 раза и обеспечить оплату текущего потребления.
Вместе с тем не все предприятия и организации области обеспечили выполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7.04.1998 г. №550 "О дополнительных мерах по ликвидации задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию" в части полного погашения задолженности за потребленные энергоресурсы до 1.06.1998 г.
В области недостаточно целенаправленно проводится работа по своевременному взысканию с населения квартирной платы, просроченная задолженность по которой увеличилась за 5 месяцев на 1,2 млрд руб.
На неустойчивое финансовое состояние предприятий и организаций области оказывают влияние значительные неперекрытые убытки как прошлых лет в сумме 115,5 млрд руб., так и текущего года 86,4 млрд руб., что не позволяет нормализовать расчетно-платежную дисциплину.
Коллегия отметила недостаточную работу УЖКХ Гомельского облисполкома с финансовыми органами исполкомов местных Советов по планированию и получению дотаций на покрытие убытков.
По данному вопросу принято соответствующее постановление. По третьему вопросу повестки дня на коллегии был заслушан доклад начальника Управления экономики министерства В. В. Воложинца.
Коллегия министерства отметила, что объединениями, предприятиями и организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 1990-1997 гг. в основном не допущено снижение объемов продукции, работ и услуг.
По сравнению с 1990 г. возросли установленные мощности коммунальных водопроводов, систем водоотведения и теплоснабжения. Имеет устойчивую тенденцию роста протяженность сетей водопровода, канализации, теплоснабжения, троллейбусных линий и улиц с усовершенствоанным покрытием. В результате нового строительства и приемки на обслуживание ведомственного жилья площадь находящегося в эксплуатации жилищного фонда увеличилась на 61,6%.
Основными проблемами, которые необходимо решить для достижения показателей 1990 г., на коллегии названы вопросы капитального ремонта и городского электрического транспорта. Поэтому предложено разработать концептуальные положения по доведению объемов капитального ремонта жилищного фонда до его нормативного уровня, но не ниже уровня 1990 г. Такое же положение будет разработано по доведению пробега подвижного состава и его инвентарного парка до уровня 1990 г.
Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 1998 год в рубрике жкх