Не перепутать оферту с аферой

Состоявшийся 11 июня в Минстройархитектуры РБ семинар "Внедрение механизма подрядных торгов при размещении заказов на строительство объектов в РБ" явился итогом совместной работы министерства и НИАП "Стройэкономика" над комплексом документов, регламентирующих инвестиционный процесс в стране в соответствии с требованиями рыночной экономики. Доклад заведующей лабораторией НИАП "Стройэкономика" М. Л. Кабовой прозвучал как логическое продолжение сообщения, сделанного ею 25 марта на семинаре в рамках выставки "Стройэкспо-98".

Практика показала, что не все специалисты строительной отрасли республики, которым по роду их деятельности приходится участвовать в различных конкурсах на право строительства того или иного объекта, умеют пользоваться утвержденным в декабре прошлого года "Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов в строительстве на территории РБ", отметила Маргарита Львовна. Не всем ясно, что документ носит межведомственный характер - инвестиционную деятельность осуществляет не только Минстройархитектуры РБ, но и министерства энергетики, культуры, образования... Законодательным же органом в области строительства является именно Минстройархитектуры РБ. Поэтому все принципы "Положения..." распространяются на все без исключения субъекты хозяйствования независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, если они осуществляют инвестиционную деятельность.

Тендерная документация и тендерное предложение

Термины эти означают совершенно различные документы.

Тендерная документация - это комплект документов, которые разрабатывает заказчик. Эти документы содержат информацию обо всех требованиях заказчика (организационных, технических, коммерческих, финансовых), связанных с предметом торгов, все характеристики предмета торгов и порядок проведения торгов.

Тендерное же предложение в международной практике называется офертой, а подрядчики, которые принимают участие в конкурсе, предлагая свои услуги, - оферентами. Разрабатывается тендерное предложение, понятно, подрядчиком и содержит предложения подрядчика, выполненные в соответствии с условиями заказчика, содержащимися в тендерной документации.

На практике же существующая между ними очевидная связь часто оборачивается тем, что участники инвестиционного процесса путают одно с другим. На самом деле тендерное предложение во многом зависит от правильности разработки тендерной документации. Ведь основным параметром оферты является, как известно, цена предложения. Естественно, цена эта будет тем более обоснованной, чем точнее и полнее будет представлена в тендерной документации вся исходная информация. Поэтому тендерная документация должна содержать как можно больше информации для того, чтобы подрядчик мог реально определить объемы работ, которые предстоит выполнить, и оценить их стоимость.

Состав тендерной документации

Тендерная документация состоит из пяти обширных разделов. Именно так, в зависимости от их характера, подразделяются требования заказчика.

Первый раздел содержит общие сведения об объекте строительства и предмете торгов. Там помещается вся исходная информация обо всех работах, намечаемых к осуществлению заказчиком, о местонахождении объекта (предмета торгов).

Второй - это проектная или предпроектная документация (в зависимости от того, на какой стадии инвестиционного процесса проводятся торги, разработана ли уже полностью или хотя бы частично проектная документация или она также рассматривается в качестве предмета торгов).

Третий - условия проведения торгов. Именно здесь заказчик должен как можно полнее изложить все свои условия.

Четвертый - порядок представления оферты претендентом. Это, собственно говоря, инструкция подрядчику (как и что он должен отразить в своем тендерном предложении).

Пятый - это условия заключения договора подряда. Тендерная документация практически является приложением к будущему договору подряда.

Тендерную документацию заказчик может разрабатывать как своими силами, так и с привлечением специализированных организаций, в том числе инжиниринговых фирм. Оказывает помощь в разработке тендерной документации и тендерных предложений и НИАП "Стройэкономика". Следует лишь помнить, что одна и та же инжиниринговая фирма не имеет права одновременно сотрудничать по одному и тому же объекту и с заказчиком и с подрядчиком.

О видах преференций

"Преференция" означает "уступка"; уступка отечественной стороне может иметь место в различных сферах политической и экономической деятельности любой страны. В рассматриваемом же случае "преференция" означает преимущество, которое предоставляется отечественным подрядчикам по отношению к иностранным фирмам, если они также принимают участие в торгах.

Предусмотрено четыре вида преференций. Первый подразумевает введение пороговой цены. Установлена пороговая цена в размере 500 000 минимальных зарплат (125 млрд рублей), которая означает, что к участию в местных торгах по объектам, стоимость которых не превышает этого предела, заказчик привлекает только отечественных подрядчиков.

В соответствии со вторым видом преференций в случае, если торги объявляет иностранная фирма, торги эти могут быть только открытыми. Если же торги все-таки не могут быть открытыми в соответствии с теми или иными иностранными или международными нормами, то условием их проведения на территории РБ является привлечение заказчиком к участию в этих торгах хотя бы одного отечественного претендента.

Третий вид преференций - введение преференциальной поправки в цене предложения отечественного подрядчика. Если при подведении конкурсной комиссией итогов торгов, когда она оценивает предложения участников, цена предложения отечественного подрядчика превышает цену предложения иностранной фирмы не более, чем на 20%, предложения эти считаются эквивалентными в ценовом отношении.

Если же победителем торгов оказывается все-таки иностранная фирма, то предусматривается, что в своей работе она должна максимально использовать отечественные сырье, материалы, оборудование и не менее 30% объема работ выполнять силами подрядчиков РБ. Это - четвертый вид преференций.

О видах торгов

Сами торги бывают открытыми и закрытыми. О проведении первых заблаговременно сообщают средства массовой информации. Участвовать в них могут все желающие юридические лица. Вторые не объявляются, участниками же их являются лишь заранее отобранные и специальным приглашением заказчика приглашенные организации.

Конечно, преимущественной формой проведения торгов в РБ должна быть открытая. Поэтому в настоящее время принято, что закрытые торги могут проводиться только в исключительных случаях (по экспериментальным объектам, объектам оборонного и иного специального назначения, при возведении которых требуется соблюдение особого режима, объектам, при возведении которых предполагается применение know how, а также по объектам реконструкции и ремонта, но лишь в тех случаях, когда для составления ПСД или обоснования цены объекта необходимо предварительное обследование конструкций и оборудования).

Участники торгов и необходимые документы

Основными участниками торгов являются инвестор, заказчик, организатор торгов, конкурсная комиссия и претенденты. Привлекаются к их проведению, разумеется, и различные эксперты, инжиниринговые фирмы. Ключевой фигурой является инвестор, поскольку он вкладывает деньги, однако решающая роль принадлежит все же заказчику. Вот чем должен располагать заказчик, намеревающийся объявить торги.

В первую очередь, разумеется, средствами (или хотя бы программой их разумного применения). Он должен документально подтвердить, что гарантирует финансирование строительства на протяжении всего инвестиционного цикла. Это может быть справка финансовых органов о представлении декларации об объемах и источниках инвестиций, справка банка о наличии средств на счету юридического лица, кредитный договор, распоряжение территориального органа власти о полной либо частичной финансовой поддержке заказчика при помощи средств местного бюджета.

Второе - заказчик не может объявить торги, если он не получил согласия местных органов власти на проведение им соответствующих работ на той или иной территории.

И последнее - заказчик должен иметь достаточные для формирования тендерной документации исходные данные. Их должно быть достаточно и для того, чтобы подрядчик имел верное представление об объемах работ и их цене.

В качестве претендента может выступать любая подрядная организация, однако в любом случае каждый претендент должен иметь лицензию на выполнение тех работ, которые предусмотрены предметом торгов. Лицензии должны быть выданы в установленном порядке на территории РБ.

В марте прошлого года, напомнила Маргарита Львовна, между 12 странами СНГ было заключено соглашение о взаимном признании лицензий, выдаваемых лицензионными органами соответствующих стран.

Кроме лицензии, каждый претендент должен представить гарантийный взнос или гарантийное письмо банка. Это не просто задаток, не просто взнос для участия в торгах. Данный взнос возвращается, назначение же его таково. Этим взносом подрядчик как бы подтверждает свое согласие выполнить все условия торгов и в случае победы подписать заключительный договор подряда с заказчиком. Размер взноса составляет примерно 10-20% от стартовой цены объекта.

Рабочий орган процесса торгов

Таким органом является конкурсная комиссия; создаются эти комиссии заказчиком на постоянной либо временной основе. Постоянные комиссии создаются, как правило, при министерствах, при территориальных органах управления, временные же - на предприятиях заказчика на период проведения торгов по соответствующему объекту, но их полномочия сохраняются до окончания строительства объекта. Все оригиналы тендерных предложений и тендерной документации хранятся в сейфе председателя конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия осуществляет все рабочие функции: и регистрацию участников, подавших заявки, и рассмотрение предложений. При этом предприятие-заказчик не обязательно создает конкурсную комиссию у себя. Полномочия ее могут быть переданы одной из постоянно существующих в данном регионе конкурсных комиссий.

Как это делается в РБ

Процедура открытых подрядных торгов начинается с принятия решения об их проведении. Приняв такое решение, заказчик определяет орган, которому он поручит организацию торгов, - конкурсную комиссию. И это решение оформляется заказчиком в виде любого документа, принятого в системе заказчика. В конкурсную комиссию, помимо представителей заказчика, входят любые специалисты и эксперты, которые, по мнению заказчика, действительно могут оценить его выбор. Одновременно с принятием решения о проведении подрядных торгов заказчик начинает формировать исходные данные, чтобы к моменту объявления о начале торгов они уже были готовы, и подготавливает условия торгов, разрабатывает тендерную документацию. Как только документация разработана и утверждена заказчиком или инвестором, заказчик публикует объявление о проведении торгов.

После публикации объявления заинтересованные фирмы направляют в конкурсную комиссию предварительные заявки об участии в данных торгах. Комиссия регистрирует все эти документы; если они соответствуют требованиям комиссии, то подателям их направляются приглашения участвовать в предварительном классификационном обзоре, если таковой предусматривается. Это практикуется при возведении крупных объектов, когда заведомо ожидается участие в торгах большого количества претендентов. Об этом обязательно сообщается в объявлении о торгах. Если предусматривается предварительный классификационный отбор, то претендентам направляются приглашения участвовать в нем. В противном случае это просто приглашения участвовать в торгах.

Приглашение участвовать в предварительном классификационном отборе представляет собой ряд вопросов заказчика, на которые должен ответить подрядчик. После подготовки этого документа подрядчик направляет его в конкурсную комиссию. Просмотрев заполненный подрядчиком опросник, конкурсная (или предквалификационная) комиссия определяет, соответствуют ли отобранные предложения условиям квалификации. Прошедшие предварительный классификационный отбор допускаются к участию в торгах.

Получив тендерную документацию, подрядчик начинает разработку тендерных предложений в соответствии с содержащимися в документации условиями. Подготовленные оферты направляются в конкурсную комиссию, которая регистрирует их. Журнал регистрации также хранится в сейфе председателя комиссии до окончания строительства объекта. Комиссия может не принять ненадлежащим образом оформленное предложение; требования к правильному оформлению должны содержаться в условиях торгов.

Открытое заседание конкурсной комиссии, на котором вскрываются пакеты с предложениями, проводится, как только становится ясно, что число участников торгов больше единицы. (В противном случае комиссия принимает решение либо об уточнении условий торгов, либо о переносе их сроков.) При желании представители претендентов могут присутствовать на открытом заседании, где вскрываются конверты с изложением сути предложений и протоколируется их содержимое. (Фиксируется в протоколе, но не оценивается!)

Срок работы конкурсной комиссии при оценке предложений может составлять до двух месяцев. Если от какого-либо претендента требуются дополнительные обоснования его предложения, на переговоры может быть вызван его представитель. Выбор победителя - наиболее трудоемкая процедура процесса торгов. Практика показывает, что в настоящее время наиболее предпочтительным в данном случае оказывается метод экспертных оценок.

НИАП "Стройэкономика" рекомендует несколько возможных вариантов оценки выбора победителя в соответствии с разработанной специалистами института методикой. Данная методика может оказаться кстати в случае, если ситуация трудно поддается простому экспертированию. В любом случае выбор победителя должен быть обоснованным с любой точки зрения.

Выбор этот утверждается на закрытом заседании конкурсной комиссии. Заслушиваются доклады членов экспертной группы, и победитель торгов выбирается путем открытого голосования. После этого всем остальным участникам торгов высылаются извещения об их результате, победителю же - приглашение на переговоры для заключения контракта и подписания договора подряда.

Самое важное: заказчик должен на второй день после подведения итогов заполнить форму госстатотчетности "один-тендер" и отправить ее в Минстройархитектуры РБ (копия - в свою вышестоящую организацию).

Будем проще!

Предусматривается в "Положении..." и упрощенная форма торгов, которая может иметь место как при открытых, так и при закрытых торгах. Данный подход используется для ускорения процедур инвестиционного процесса и сокращения сроков строительства того или иного объекта. К упрощенной форме прибегают при определении исполнителя некрупного (стоимостью от 70 000 до 500 000 минимальных зарплат) объекта.

Еще немаловажный момент: все объекты жилищного строительства независимо от их стоимости также можно рассматривать по упрощенной форме!

Упрощенность выражается в исключении, совмещении либо сжатии всех вышеописанных длительных процедур. Разумеется, упрощены могут быть и некоторые разделы тендерной документации.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость