Инвестирование без know how невозможно
В докладе "Коммунальная политика в вопросах энергосбережения", сделанном 4 июня на международном семинаре "Проблемы энергосбережения в жилищном строительстве" д-р Гельмут Шмидт (IWU, Дармштадт) сделал акцент на экономических и институциональных предпосылках энергосбережения в РБ, на препятствиях, чинимых различными учреждениями на путях к энергосбережению.
Специалистами IWU на основе конкретных даннных была разработана схема энергопотоков для РБ. Для выработки на теплоэлектроцентралях и нефтеперерабатывающих заводах первичных энергоресурсов необходимо постоянное поступление сюда импортируемых энергоносителей в больших количествах. В итоге в республике появляются тепло-, нефтепродукты, электроэнергия, газ и уголь. Таким образом, осуществляется энергоснабжение жилого, промышленного и коммуникационного секторов.
Доля импортируемой энергии в РБ составляет около 90%. Потери энергии на первом этапе ее преобразования составляют около 33%. Самыми же высокими они являются на втором этапе, конкретно, при энергоснабжении жилфонда. В РБ для решения этой задачи требуется около 40% всей потребляемой страной энергии.
Анализ разработанной схемы позволяет видеть, что потенциал энергосбережения в жилой сфере составляет около 50% (что эквивалентно примерно $30 000 000 000, или более $400 000 ежегодно). Имеется в виду возможность избавиться от высоких энергопотерь, неэффективной передачи энергии, а также от экологического загрязнения, связанного с преобразованием энергии. Существует и проблема истощения ресурсов.
Технически возможно добиться рационального преобразования энергии уже на первом уровне - уровне ТЭЦ и НПЗ. На втором же этапе необходимо рационализировать использование энергии за счет теплоизоляции. В конечном итоге необходимо, насколько это возможно, замещать невосстанавливаемые ресурсы восстанавливаемыми.
Рассмотрим 4 комплекса необходимых мероприятий. Во-первых, энерготарифы должны быть изменены так, чтобы стоимость энергии приблизилась к реальной. Субсидируемые государством цены не представляют никакой мотивации для экономии энергии. Во-вторых, должно быть предусмотрено введение необходимых норм и стандартов. Например, постановления о тепловой защите, тепловой изоляции. Немаловажно значение информационного аспекта. Государство должно поддерживать образовательные мероприятия в области энергосбережения. Наконец, поддержка должна оказываться инвестированию в энергосбережение.
Одновременно с достижением эффекта энергосбережения страна получает еще целый ряд положительных результатов.
За счет мероприятий по обучению, повышению квалификации, научно-исследовательских работ, осуществляемых различными организациями, строительная и обрабатывающая промышленность получают дополнительные заказы. Все это имеет целый ряд важных последствий.
За счет достижения эффекта энергосбережения возможна поддержка малых и средних предприятий РБ. Ведь в соответствующем регионе обязательно имеет место более высокий спрос, так как энергосбережение может способствовать повышению платежеспособности населения. Обычно мероприятия по энергосбережению касаются целого ряда профессий. За счет энергосбережения улучшается квалификационная структура различных отраслей. Повышенный спрос за счет эффекта энергосбережения, как правило, ведет к большей занятости населения. Часть рабочих мест перетекает из промышленности в строительную отрасль и промышленность стройматериалов. Улучшается ситуация с занятостью и во всех смежных областях.
Препятствия, которые должны быть преодолены на пути к этому состоянию, таковы.
Технические препятствия - это недостаточная теплоизоляция, устаревшая система отопления, нехватка адекватных измерительных приборов. Часто вообще отсутствует возможность регулирования потребления энергии, нет точного расчета энергопотребления на каждого отдельного жителя именно на основе фактического потребления. Наконец, аспекты энергосбережения недостаточно интегрированы в городское планирование, недостаточно выражены в архитектурных решениях. (Эта проблема известна и в Германии.)
Организационно-финансовые препятствия - это в основном проблемы с финансированием. Даже если мероприятие по санации, модернизации экономически эффективно, на его реализацию не хватает финансов. Недостаточно информируются и консультируются потребители энергии. Недостаточны и меры по повышению квалификации строителей и эксплуатационников.
(Правда, планируется создание соответствующего центра повышения квалификации на базе НИПТИС.)
Плохо то, что у потребителей энергии нет понимания истинной ценности потребляемой ими энергии.
Серьезным тормозом является неадекватное ценообразование. Неоплата реальной стоимости энергии означает, что компенсировать затраты должен кто-то другой. Это происходит за счет госбюджета и промышленных предприятий. Цены, по которым рассчитываются за поставленную энергию предприятия, значительно выше, чем те, по которым рассчитывается население. Цены же на газ определяются в зависимости от величины жилой площади и не имеют ничего общего с реальным потреблением газа.
К сожалению, в РБ нет никаких ценовых различий, связанных со временем использования энергии газа. Например, себестоимость газа, который поставлен летом, ниже зимней, но это никак не отражается на суммах, которые платит население. Даже используемая в различное время суток энергия на самом деле стоит по-разному.
Очень важным аспектом является предоставление населению возможности влиять на энергопотребление. (Иначе, кстати, обременение его высокими - реальными - ценами не будет оправдано.) Актуальной задачей является скорейшая установка всех видов счетчиков.
Существующий ценовой перекос ставит под вопрос инвестиции в энергосбережение, которые были бы оправданы при более высоких ценах на энергию.
Он сильно влияет на экономическую стабильность государства, потому что чем больше оно доплачивает за израсходованную гражданами энергию, тем больше дефицит госбюджета. Искажение цен влияет и на конкурентоспособность промышленной продукции. Цены на продукцию включают высокие цены на энергию.
Вот шаги, связанные с энергосбережением в жилой сфере, которые следовало бы стимулировать, поскольку они наиболее выгодны. Во-первых, необходимо уменьшить разницу в ценах на энергию для промышленности и населения. Это повлияло бы на конкурентоспособность предприятия также и на мировом рынке.
Идеальным был бы вариант расчета за поставленную энергию на основе реальных данных. Необходимо отказаться от субсидирования граждан при их расчете за энергию (как из кармана государства, так и из кармана промпредприятий.) Но так как существует большое число семей с низким доходом, то рекомендуется, чтобы основной уровень энергопотребления и дальше компенсировался государством.
Этот базисный уровень мог бы составлять, допустим, 60% всего месячного энергорасхода семьи. А вот уже цена на то, что сверх того, должна быть реальной. Еще раз хочу подчеркнуть, что важно повышать цену на энергию одновременно с установкой счетчиков, иначе это будет только давление на население.
В качестве альтернативы можно было бы поддерживать семьи с низким уровнем дохода и выплачивать пособия в случае документального подтверждения.
Повышение цен на энергию не должно осуществляться резким скачком, но быть постепенным, пошаговым. Это позволит населению адаптироваться к высоким ценам, установить счетчики и определить для себя режим энергопотребления.
Не следует забывать, что цены на энергию пока содержат затраты, которые рассчитывались неправильно. Необходимо разработать разные модели тарифа, как это, например, сделано в Германии, в зависимости от различных уровней дохода населения. Модели эти могли бы лечь в основу официального документа, опираясь на который предприятия, отпускающие энергию, могли бы устанавливать свои цены.
Основа вышеупомянутых норм и стандартов - это определение показателя энергопотребления. В первую очередь определяются предельные размеры энергопотребления. Показатель энергопотребления позволяет, помимо всего прочего, сделать вывод о теплотехническом состоянии здания. Одним из таких показателей является ежегодное количество энергии, необходимое для отопления жилплощади, которое измеряется в кВт•ч/(м 2•год).
Показатели подразделяются на предельные и показатели, к которым нужно стремиться. Эти показатели потребления энергии также могли бы использоваться в соответствующем постановлении о теплозащите, а именно при регламентации выдачи разрешений на строительство нового жилья и принятии решений о санации старого.
Показатель отапливаемой площади представляет собой общее требование к зданию и важен с точки зрения положения о теплозащите, потому что у конструктора развязываются руки для разработки различных конструкций здания. Это означает возможность более свободного выбора, принятия решения.
К сфере нормирования относится также законодательное предписание, касающееся отопительных систем. В Германии сейчас идет дискуссия о включении положения об отоплении зданий в общее положение о теплозащите.
Необходимо введение системы паспортизации зданий с указанием данных о каждом конкретном здании - это важно для будущих нанимателей жилья. Эти данные смогут характеризовать качество здания и будут иметь значение при его продаже.
Немаловажное значение имеет поддержка со стороны государства. Поддержка должна быть уместной там, где это экономически эффективно. Я не являюсь техническим экспертом, но, по моему мнению, это особенно имеет смысл в отношении зданий, построенных в 50-60-х гг., а также при определении типов панельных зданий. В Германии получение разрешения на господдержку часто зависит от того, предусматривается ли достижение достаточно четких целей в результате инвестиций. Например, это может быть достижение ограждающими конструкциями здания определенного коэффициента термического сопротивления вследствие эффективной теплоизоляции либо установки нового типа отопительных приборов.
Также очень важна информационная и консультационная деятельность. Инвестиции невозможно осуществлять без необходимого know how, а также без учреждения поддерживаемых государством консультационных центров. В этих центрах потенциальные инвесторы должны получать информацию о различных (политических, экономических) аспектах энергосбережения. Центры эти могли бы поддерживать прямые связи с производителями тепла и энергосберегающих систем. Сюда относится и поддержка разработки энергетической концепции проектов будущих коммунальных объектов, вариантного проектирования. Именно на коммунальном уровне это могло бы быть достаточно прозрачной сферой деятельности, использующей четкие стратегии.
Мощным инструментом является программа обучения и повышения квалификации (например, непрерывное обучение работников государственных строительных организаций, вообще всех участвующих в процессе строительства: архитекторов, инженеров, прорабов, мастеров). Здесь в первую очередь необходимо включение широкого ряда участвующих в процессе строительства за счет союзов и организаций. Мотивация энергосбережения у представителей разных профессиональных групп может быть усилена за счет более досконального ознакомления с основами энергосбережения в этих группах.
Работа с общественностью должна проводиться как можно в более широких рамках. Имеются в виду такие средства информирования общественности, как информационные справочники, брошюры, проведение конкурсов, тендеров среди коммунальных предприятий, а также специализированные симпозиумы, встречи, также являющиеся частью целенаправленной политики в области энергосбережения. Чем шире будет распространяться эта информация, тем стремительнее будет рост понимания населением необходимости принятия энергосберегающих мер. К данному пакету информационных инструментов относится также реализация модельных проектов по всей стране. Хорошие примеры санированных и отремонтированных зданий могут показать общественности, что результаты достижимы не только в теории, но и на практике. Модельные проекты, которые будут реализовываться по всей стране, продемонстрируют широким слоям населения пути претворения инновационных тенденций в жизнь.
Что касается РБ, то в данном случае НИПТИС и является таким примером постоянной исследовательской работы, проводимой в республике в области энергосбережения, плоды которой - появление все новых разработок и проектов.
Заместитель директора НИПТИС по научной работе Л. Н.Данилевский следующим образом дополнил немецкого коллегу:
- Г-н Шмидт совершенно прав в том, что соответствующая пропаганда является одной из частей энергосберегающей деятельности в стране. При этом акцент делается не только на технические мероприятия, которые известны и понятны только специалистам. Широкая пропаганда в СМИ должна включать доходчивое объяснение, что именно дает энергосбережение каждому человеку. В Германии на уровне коммун постоянно проводятся конкурсы на лучший проект энергосбережения в коммуне. Одной из немецких коммун удалось выиграть и федеральный (в масштабе страны) конкурс. Поэтому федеральное правительство инвестировало в энергосберегающие мероприятия этой коммуны определенную сумму, необходимую для выполнения всех запланированных работ. Там осуществлена реконструкция системы отопления. Может быть, для наших специалистов это и новый факт, но он еще раз подтверждает спиральную схему всеобщего развития: мы сейчас все чаще обращаемся к идее перехода от центральных котельных к локальным - крышным, тепличным, в Германии же, наоборот, получила развитие идея крупных энергоснабжающих центров на основе центрального отопления, причем в каждом из этих центров энергопроизводящее предприятие производит одновременно и электрическую, и тепловую энергию. Электроэнергия вливается в общий энергопоток, а тепловая, являющаяся попутным продуктом и получаемая вследствие охлаждения, скажем, силового блока, идет на отопление зданий. Линии теплоснабжения прокладываются с использованием предизолированных труб, что исключает теплопотери и прочие присущие нашему центральному теплоснабжению неприятности.
Сергей ЗОЛОТОВ
Специалистами IWU на основе конкретных даннных была разработана схема энергопотоков для РБ. Для выработки на теплоэлектроцентралях и нефтеперерабатывающих заводах первичных энергоресурсов необходимо постоянное поступление сюда импортируемых энергоносителей в больших количествах. В итоге в республике появляются тепло-, нефтепродукты, электроэнергия, газ и уголь. Таким образом, осуществляется энергоснабжение жилого, промышленного и коммуникационного секторов.
Доля импортируемой энергии в РБ составляет около 90%. Потери энергии на первом этапе ее преобразования составляют около 33%. Самыми же высокими они являются на втором этапе, конкретно, при энергоснабжении жилфонда. В РБ для решения этой задачи требуется около 40% всей потребляемой страной энергии.
Анализ разработанной схемы позволяет видеть, что потенциал энергосбережения в жилой сфере составляет около 50% (что эквивалентно примерно $30 000 000 000, или более $400 000 ежегодно). Имеется в виду возможность избавиться от высоких энергопотерь, неэффективной передачи энергии, а также от экологического загрязнения, связанного с преобразованием энергии. Существует и проблема истощения ресурсов.
Технически возможно добиться рационального преобразования энергии уже на первом уровне - уровне ТЭЦ и НПЗ. На втором же этапе необходимо рационализировать использование энергии за счет теплоизоляции. В конечном итоге необходимо, насколько это возможно, замещать невосстанавливаемые ресурсы восстанавливаемыми.
Рассмотрим 4 комплекса необходимых мероприятий. Во-первых, энерготарифы должны быть изменены так, чтобы стоимость энергии приблизилась к реальной. Субсидируемые государством цены не представляют никакой мотивации для экономии энергии. Во-вторых, должно быть предусмотрено введение необходимых норм и стандартов. Например, постановления о тепловой защите, тепловой изоляции. Немаловажно значение информационного аспекта. Государство должно поддерживать образовательные мероприятия в области энергосбережения. Наконец, поддержка должна оказываться инвестированию в энергосбережение.
Одновременно с достижением эффекта энергосбережения страна получает еще целый ряд положительных результатов.
За счет мероприятий по обучению, повышению квалификации, научно-исследовательских работ, осуществляемых различными организациями, строительная и обрабатывающая промышленность получают дополнительные заказы. Все это имеет целый ряд важных последствий.
За счет достижения эффекта энергосбережения возможна поддержка малых и средних предприятий РБ. Ведь в соответствующем регионе обязательно имеет место более высокий спрос, так как энергосбережение может способствовать повышению платежеспособности населения. Обычно мероприятия по энергосбережению касаются целого ряда профессий. За счет энергосбережения улучшается квалификационная структура различных отраслей. Повышенный спрос за счет эффекта энергосбережения, как правило, ведет к большей занятости населения. Часть рабочих мест перетекает из промышленности в строительную отрасль и промышленность стройматериалов. Улучшается ситуация с занятостью и во всех смежных областях.
Препятствия, которые должны быть преодолены на пути к этому состоянию, таковы.
Технические препятствия - это недостаточная теплоизоляция, устаревшая система отопления, нехватка адекватных измерительных приборов. Часто вообще отсутствует возможность регулирования потребления энергии, нет точного расчета энергопотребления на каждого отдельного жителя именно на основе фактического потребления. Наконец, аспекты энергосбережения недостаточно интегрированы в городское планирование, недостаточно выражены в архитектурных решениях. (Эта проблема известна и в Германии.)
Организационно-финансовые препятствия - это в основном проблемы с финансированием. Даже если мероприятие по санации, модернизации экономически эффективно, на его реализацию не хватает финансов. Недостаточно информируются и консультируются потребители энергии. Недостаточны и меры по повышению квалификации строителей и эксплуатационников.
(Правда, планируется создание соответствующего центра повышения квалификации на базе НИПТИС.)
Плохо то, что у потребителей энергии нет понимания истинной ценности потребляемой ими энергии.
Серьезным тормозом является неадекватное ценообразование. Неоплата реальной стоимости энергии означает, что компенсировать затраты должен кто-то другой. Это происходит за счет госбюджета и промышленных предприятий. Цены, по которым рассчитываются за поставленную энергию предприятия, значительно выше, чем те, по которым рассчитывается население. Цены же на газ определяются в зависимости от величины жилой площади и не имеют ничего общего с реальным потреблением газа.
К сожалению, в РБ нет никаких ценовых различий, связанных со временем использования энергии газа. Например, себестоимость газа, который поставлен летом, ниже зимней, но это никак не отражается на суммах, которые платит население. Даже используемая в различное время суток энергия на самом деле стоит по-разному.
Очень важным аспектом является предоставление населению возможности влиять на энергопотребление. (Иначе, кстати, обременение его высокими - реальными - ценами не будет оправдано.) Актуальной задачей является скорейшая установка всех видов счетчиков.
Существующий ценовой перекос ставит под вопрос инвестиции в энергосбережение, которые были бы оправданы при более высоких ценах на энергию.
Он сильно влияет на экономическую стабильность государства, потому что чем больше оно доплачивает за израсходованную гражданами энергию, тем больше дефицит госбюджета. Искажение цен влияет и на конкурентоспособность промышленной продукции. Цены на продукцию включают высокие цены на энергию.
Вот шаги, связанные с энергосбережением в жилой сфере, которые следовало бы стимулировать, поскольку они наиболее выгодны. Во-первых, необходимо уменьшить разницу в ценах на энергию для промышленности и населения. Это повлияло бы на конкурентоспособность предприятия также и на мировом рынке.
Идеальным был бы вариант расчета за поставленную энергию на основе реальных данных. Необходимо отказаться от субсидирования граждан при их расчете за энергию (как из кармана государства, так и из кармана промпредприятий.) Но так как существует большое число семей с низким доходом, то рекомендуется, чтобы основной уровень энергопотребления и дальше компенсировался государством.
Этот базисный уровень мог бы составлять, допустим, 60% всего месячного энергорасхода семьи. А вот уже цена на то, что сверх того, должна быть реальной. Еще раз хочу подчеркнуть, что важно повышать цену на энергию одновременно с установкой счетчиков, иначе это будет только давление на население.
В качестве альтернативы можно было бы поддерживать семьи с низким уровнем дохода и выплачивать пособия в случае документального подтверждения.
Повышение цен на энергию не должно осуществляться резким скачком, но быть постепенным, пошаговым. Это позволит населению адаптироваться к высоким ценам, установить счетчики и определить для себя режим энергопотребления.
Не следует забывать, что цены на энергию пока содержат затраты, которые рассчитывались неправильно. Необходимо разработать разные модели тарифа, как это, например, сделано в Германии, в зависимости от различных уровней дохода населения. Модели эти могли бы лечь в основу официального документа, опираясь на который предприятия, отпускающие энергию, могли бы устанавливать свои цены.
Основа вышеупомянутых норм и стандартов - это определение показателя энергопотребления. В первую очередь определяются предельные размеры энергопотребления. Показатель энергопотребления позволяет, помимо всего прочего, сделать вывод о теплотехническом состоянии здания. Одним из таких показателей является ежегодное количество энергии, необходимое для отопления жилплощади, которое измеряется в кВт•ч/(м 2•год).
Показатели подразделяются на предельные и показатели, к которым нужно стремиться. Эти показатели потребления энергии также могли бы использоваться в соответствующем постановлении о теплозащите, а именно при регламентации выдачи разрешений на строительство нового жилья и принятии решений о санации старого.
Показатель отапливаемой площади представляет собой общее требование к зданию и важен с точки зрения положения о теплозащите, потому что у конструктора развязываются руки для разработки различных конструкций здания. Это означает возможность более свободного выбора, принятия решения.
К сфере нормирования относится также законодательное предписание, касающееся отопительных систем. В Германии сейчас идет дискуссия о включении положения об отоплении зданий в общее положение о теплозащите.
Необходимо введение системы паспортизации зданий с указанием данных о каждом конкретном здании - это важно для будущих нанимателей жилья. Эти данные смогут характеризовать качество здания и будут иметь значение при его продаже.
Немаловажное значение имеет поддержка со стороны государства. Поддержка должна быть уместной там, где это экономически эффективно. Я не являюсь техническим экспертом, но, по моему мнению, это особенно имеет смысл в отношении зданий, построенных в 50-60-х гг., а также при определении типов панельных зданий. В Германии получение разрешения на господдержку часто зависит от того, предусматривается ли достижение достаточно четких целей в результате инвестиций. Например, это может быть достижение ограждающими конструкциями здания определенного коэффициента термического сопротивления вследствие эффективной теплоизоляции либо установки нового типа отопительных приборов.
Также очень важна информационная и консультационная деятельность. Инвестиции невозможно осуществлять без необходимого know how, а также без учреждения поддерживаемых государством консультационных центров. В этих центрах потенциальные инвесторы должны получать информацию о различных (политических, экономических) аспектах энергосбережения. Центры эти могли бы поддерживать прямые связи с производителями тепла и энергосберегающих систем. Сюда относится и поддержка разработки энергетической концепции проектов будущих коммунальных объектов, вариантного проектирования. Именно на коммунальном уровне это могло бы быть достаточно прозрачной сферой деятельности, использующей четкие стратегии.
Мощным инструментом является программа обучения и повышения квалификации (например, непрерывное обучение работников государственных строительных организаций, вообще всех участвующих в процессе строительства: архитекторов, инженеров, прорабов, мастеров). Здесь в первую очередь необходимо включение широкого ряда участвующих в процессе строительства за счет союзов и организаций. Мотивация энергосбережения у представителей разных профессиональных групп может быть усилена за счет более досконального ознакомления с основами энергосбережения в этих группах.
Работа с общественностью должна проводиться как можно в более широких рамках. Имеются в виду такие средства информирования общественности, как информационные справочники, брошюры, проведение конкурсов, тендеров среди коммунальных предприятий, а также специализированные симпозиумы, встречи, также являющиеся частью целенаправленной политики в области энергосбережения. Чем шире будет распространяться эта информация, тем стремительнее будет рост понимания населением необходимости принятия энергосберегающих мер. К данному пакету информационных инструментов относится также реализация модельных проектов по всей стране. Хорошие примеры санированных и отремонтированных зданий могут показать общественности, что результаты достижимы не только в теории, но и на практике. Модельные проекты, которые будут реализовываться по всей стране, продемонстрируют широким слоям населения пути претворения инновационных тенденций в жизнь.
Что касается РБ, то в данном случае НИПТИС и является таким примером постоянной исследовательской работы, проводимой в республике в области энергосбережения, плоды которой - появление все новых разработок и проектов.
Заместитель директора НИПТИС по научной работе Л. Н.Данилевский следующим образом дополнил немецкого коллегу:
- Г-н Шмидт совершенно прав в том, что соответствующая пропаганда является одной из частей энергосберегающей деятельности в стране. При этом акцент делается не только на технические мероприятия, которые известны и понятны только специалистам. Широкая пропаганда в СМИ должна включать доходчивое объяснение, что именно дает энергосбережение каждому человеку. В Германии на уровне коммун постоянно проводятся конкурсы на лучший проект энергосбережения в коммуне. Одной из немецких коммун удалось выиграть и федеральный (в масштабе страны) конкурс. Поэтому федеральное правительство инвестировало в энергосберегающие мероприятия этой коммуны определенную сумму, необходимую для выполнения всех запланированных работ. Там осуществлена реконструкция системы отопления. Может быть, для наших специалистов это и новый факт, но он еще раз подтверждает спиральную схему всеобщего развития: мы сейчас все чаще обращаемся к идее перехода от центральных котельных к локальным - крышным, тепличным, в Германии же, наоборот, получила развитие идея крупных энергоснабжающих центров на основе центрального отопления, причем в каждом из этих центров энергопроизводящее предприятие производит одновременно и электрическую, и тепловую энергию. Электроэнергия вливается в общий энергопоток, а тепловая, являющаяся попутным продуктом и получаемая вследствие охлаждения, скажем, силового блока, идет на отопление зданий. Линии теплоснабжения прокладываются с использованием предизолированных труб, что исключает теплопотери и прочие присущие нашему центральному теплоснабжению неприятности.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 1998 год в рубрике новости