Сделай сам

По страницам июньского номера журнала "Do-It-Yourself Retailing" (США)

Название этого журнала, издаваемого в Индианаполисе, штат Индиана, Национальной ассоциацией розничной торговли скобяными изделиями, переводится как "Торговля "Сделай сам". Действительно, магазинов "Do-It-Yourself" ("Сделай сам") в США становится все больше. Главная предпосылка явления лежит на поверхности: в любой развитой стране и технология производства строительных материалов, изделий, конструкций развита настолько, что себестоимость их представляет гораздо менее значительную долю суммарной сметной стоимости объекта по сравнению с вложенным трудом строительных рабочих. (Правда, и заводская готовность, и технологичность применения изделий также растут, что снижает затраты труда на их установку, укладку в дело.) Так или иначе, многие американцы стремятся именно "сделать сами"; это еще более актуально потому, что жителя США, даже чрезвычайно умелого, трудно представить себе врезающим замок менее умелому соседу за бутылку виски или иной бартер. За деньги - возможно; но экономящий каждый доллар средний американец предпочтет, чтобы деньги эти остались у него. Вниманию читателей "СиН" предлагается материал, отра-жающий конкурентную борьбу в американской торговой среде "Сделай сам".

Поиски новых путей в Новом и Старом свете

Статья Кристофера Э. Дженсена является кратким обзором ежегодного отраслевого обзора "Market Measure" ("Оценка состояния рынка"). Выпуск 1998 г. изобилует статистикой и глубоким анализом, выявляющими тенденции активизации промышленности скобяных изделий и приспособлений для самостоятельного усовершенствования интерьера. Та или иная компания может рассматривать этот специальный отчет как пособие по выработке стратегии дальнейшего роста.

По-прежнему налицо тенденция к консолидации

Процесс этот одинаково затрагивает и лидеров и аутсайдеров. (Правда, движутся эти группы в противоположные стороны.) Компании "Builders Square" и "Hechinger" слились под управлением инвестора, в то время как бизнес "BMC West", "Pelican", "Lanoga" и "Carolina Holdings" продолжает расти за счет приобретений новых торговых площадей. Среди компаний, отмеченных в отчете в силу доступности их цен: "Menard's" и "Moore's Lumber".

Многие из цепочек "сделай сам" не смогли обрести свою рыночную нишу. Обанкротились "Grossman's", "Payless Cash-ways" и "Rickel", а "Ernst Home Centers" совершенно выдавлена с рынка.

Требованием дня остается продуктивность торговой площади

Постепенно снижаются объемы запасов товаров в магазинах, в то время как объемы продаж растут. Это розничные торговцы в борьбе за выживание сосредоточивают свои усилия на извлечении максимальной выгоды из имеющихся в их распоряжении торговых помещений. Торговцы различными домашними приспособлениями окидывают критическим оком свои торговые площади, устраняя неходовые и усиливая пользующиеся спросом позиции ассортимента. Расходы при этом удается обуздать, прибыль же порой достигает высочайших отметок за ряд последних лет.

По-прежнему процветают цепочки "промышленность-торговля", предлагающие изделия высокой заводской готовности. Продолжается дележ сфер влияния между независимыми торговыми компаниями: более сильные пядь за пядью отвоевывают рынок у более слабых. Некоторые торговцы-"сделайсамовцы" пытаются противостоять еще одному требованию времени, заключающемуся в необходимости наращивания торговых площадей, находя весьма затруднительным удваивать прибыль при чрезмерных ресурсах.

Эксперименты с новыми архитектурными решениями торговых зон

Компания "Sears" экспериментирует с различными вариантами отдельно стоящих магазинов скобяных изделий, в основном с целью привлечения внимания покупательниц. Иные компании обращаются к новым формам в поисках концепции конструктивного сосуществования с крупными складскими центрами. Например, тематика одного из двух недавно открытых компанией "Hechinger" супермагазинов - "Better Spaces" ("Лучшие пространства") связана с дизайном интерьера, в основе работы второго - новая концепция торговли скобянкой. "Pergament" и "Scotty's", открывая очередные торговые залы, также попытались извлечь максимальную выгоду из их соседства со складом скобяных изделий.

Многие "сделайсамовцы" ориентируются не только на домашних мастеров, но и на профессиональных производителей строительно-монтажных, отделочных и ремонтных работ, и это также отражается на архитектуре торговых зон. Специалистам "Wickes" удается выработка секториальной стратегии работы с потенциальными подрядчиками, при этом каждый торговый сектор рассчитан на определенный тип строителя-профессионала. Предложением "Caro-lina Builders" явился специальный демонстрационный зал "Interiors" ("Интерьеры"), ну а "Sccotty's" и "Lowe's" ответили на это вводом в эксплуатацию открытых демонстрационных площадок - так называемых дворов подрядчика.

Экономика и социология

Экономическая ситуация, в рамках которой сочетаются высокая степень доверия потребителя и низкий уровень инфляции и безработицы, способствует сохранению нормального состояния промышленности усовершенствования интерьера. Стабильные в 1996 г., в прошлом году объемы продаж ощутимо возросли, перевалив к концу года за $141 600 000. Предполагается значительное опережение темпов роста объемов продаж во второй половине 90-х годов по сравнению с первой.

На рынке жилья, в 1996 г. достигшем рекордной отметки, в текущем отмечается некоторый спад. Тем не менее стабильность такой отрасли промышленности США, как жилищное строительство, сегодня, в конце десятилетия, не вызывает сомнений. По-прежнему активно будет осуществляться реконструкция жилья, подстегиваемая подрастанием поколения детей демографического взрыва. В 1996 г. несколько снизилась покупательная способность в отношении жилья, однако покупательский интерес к данному рыночному предложению не ослабевает.

Все внимание дистрибьюторов - эффективности программ реализации

Как независимые, так и кооперированные дистрибьюторы немало потрудились над снижением розничных цен, вообще больше внимания стали уделять розничной торговле. Сильно повлияло на динамику конкурентных процессов в отрасли историческое слияние "Cotter & Company" и "ServiStar Coast to Coast". Достигнутое сравнительно недавно соглашение о слиянии "Hardware Wholesalers" и "Our Own Hardware" еще сильнее потрясло рынок.

На мировой простор!

Открытие компанией "Home Depot" в следующем году своего магазина в Чили - первая вылазка розничных торговцев скобянкой за пределы Северной Америки. Помимо этого, "Home Depot" входит в число компаний США, торгующих в Китае.

Одновременно наиболее крупные из европейских коммерсантов также не теряли времени, приобретая и эксплуатируя торговые площади в США...

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость