Белорусский рынок строительных герметиков

Очень важную и в то же время малозаметную роль в любом строительстве, реконструкции или просто ремонте играют герметики. Это всякого рода мастики и заполнители (всего более 65 наименований и марок), применяемые для заделки стыков между отдельными элементами внутренних и наружных ограждающих конструкций, устранения всевозможных дефектов монтажа, закрытия трещин и отверстий, ремонта сантехнического оборудования.

До развала Советского Союза потребность в строительных герметиках в Беларуси покрывалась в основном за счет российских материалов. Небольшую часть составляли шведские мастики, до сих пор считающиеся самыми лучшими, и белорусские, производимые в Бобруйске. Правда, говорить о наших мастиках во множественном числе было бы неправильно, поскольку в Бобруйске как раньше, так, впрочем, и сейчас выпускается только один вид герметика: ГНС, или так называемая "липучка", предназначенная в основном для герметизации наружных стыков стеновых панелей. (Бобруйская "липучка", как и большинство российских мастик, производится на основе сырья, выпускаемого Казанским заводом, кстати, единственным в своем роде как в СССР, так и в теперешнем СНГ. А всего в мире таких предприятий 5 или 6, поскольку отходы производства строительных мастик слишком ядовиты.)

Впоследствии, сразу же после разделения Союза на отдельные государства, когда нарушились привычные связи с российскими поставщиками, белорусский рынок был монополизирован латвийским и литовскими производителями герметиков, в частности тиоколовых мастик. Однако в последнее время ситуация существенно изменилась. Благодаря созданию сети дилерских компаний, занявших пустовавшую в течение некоторого времени нишу строительных герметиков, российская продукция (тиоколовые мастики) постепенно начала вытеснять прибалтийскую.

Таким образом, сегодня к белорусским строителям вновь возвратились до боли знакомые российские мастики АМ-05, ЛТ-1. Но при этом появились и новые, в частности СГ-1, которая дешевле всех остальных при незначительном снижении качественных параметров. Правда, ее широкому использованию мешает недоверчивое отношение наших строителей к новому названию. Возобновились поставки и шведской мастики, которая дороже тиоколовых, но по качеству значительно выше.

В целом же поставкой на белорусский рынок строительных герметиков (для массового промышленного использования) занимаются всего 3-4 специализированные компании, не считая государственных организаций, между которыми идет острая конкурентная борьба за потребителя. Что до бытовых, применяемых, как правило, населением для мелких строительных и ремонтных работ, то их поставками на белорусский рынок занимаются чуть более десятка дилерских компаний, тогда как остальные их просто перепродают.

Следует сказать, что российские герметики начинают постепенно теснить прибалтийские и западные не случайно. С одной стороны, это происходит в силу стремления некоторых латвийских и литовских производителей удешевить свои герметики путем включения в их состав менее дорогостоящих компонентов, но при этом в ущерб качеству материалов.

С другой, несмотря на то что в России закупочные цены выше, чем на Западе, при переходе через границу российский товар становится дешевле западного или прибалтийского на 10-15%, в первую очередь за счет уплаты таможенных пошлин, НДС и погашения курсовой разницы. Кроме того, с западными и прибалтийскими производителями гораздо сложнее договариваться, поскольку им непонятны наши проблемы. Российские же фирмы охотнее идут на уступки как в плане снижения закупочных цен, так и отсрочке платежей -у нас много общего.

И все же говорить о том, что западные и прибалтийские герметики в силу своей более высокой цены и категоричности их производителей оказываются все более неконкурентоспособными по отношению к российским, нельзя, поскольку спрос определяет не только цена.

Особенность работы с герметиками во многом определяется их технологичностью, то есть удобством в работе. Кроме того, популярность некоторых материалов снижается из-за неудобной расфасовки. Особенно этим страдают российские герметики, предназначенные для использования в больших объемах и поэтому сложнодоступные для населения. Поэтому чтобы довести их до потребителя через розничную торговлю, некоторые отечественные фирмы занимаются разукомплектованием и расфасовкой материалов.

Кстати, плохой расфасовкой страдает и белорусская (бобруйская) мастика. Ту же "липучку" (ГНС), которая поставляется производителем в виде брикетов, чтобы уложить, приходится растягивать, что не совсем удобно строителям. Намного лучше, когда герметики поставляются в виде "колбасы", упакованной в полиэтилен, или в емкостях (речь идет о жидких мастиках).

Традиционными герметиками являются вспененный полиэтилен - вилатерм (в виде полиэтиленовых трубок), который служит в качестве заполнителя и утеплителя, и тиоколовые мастики, в частности тегерон, для гидроизоляции. Мастика тегерон весьма популярна, поскольку она морозостойкая и способна работать в интервале температур от -60 до +70°С. Правда, работать с ней в дождь и снегопад нельзя. К тому же она не устойчива к воздействию прямых солнечных лучей, поэтому стыки приходится закрывать нащельниками или затирать цементно-песчаным раствором.

В крупнопанельном домостроении чаще всего применяются сейчас мастики ЛТ-1, СГ-1, ГНС. Первая предназначена для герметизации стыков элементов наружных стен при строительстве и ремонте зданий и может наноситься при температуре от -20 до +35°С, причем как на сухую, так и на влажную поверхность. Она взрывобезопасна и трудногорюча и имеет срок службы 15 лет.

СГ-1 имеет более широкую область применения, в том числе для гидроизоляции сооружений любого назначения, при устройстве и ремонте крыш, снаружи и внутри (марка В). Ее достоинство в том, что она обеспечивает высокую стойкость изоляции к тепловым и усадочным деформациям, вибрационным воздействиям, действию агрессивных атмосферных факторов, воды и может использоваться во всех климатических зонах стран СНГ. К тому же она позволяет производить текущий и капитальный ремонт стыков и может наноситься на старый слой тиоколовых герметиков.

ГНС же предназначена для герметизации закрытых стыков наружных стен и для уплотнения мест примыкания оконных и дверных блоков к стенам. В отличие от первой и второй мастик ее нельзя наносить на мокрую поверхность, а в холодное время года ее нужно подогревать.

В последнее время тиоколовые мастики начинают постепенно уступать место полиуретановым и силиконовым. Правда, внедрение последних в массовое строительство идет пока медленно, в первую очередь из-за цены и недоверчивого отношения потребителей ко всему новому. Силиконовые герметики используются при остеклении, при сборке стеклопакетов, герметизации швов между бетонными и металлическими конструкциями и в конструкциях, работающих в высокотемпературном режиме (до 200°С), при ремонте зданий и сооружений, герметизации и склеивании стеклянных панелей, витрин зданий и стекла в аквариумах и террариумах.

Недавно появилась и уже завоевала популярность у белорусских строителей монтажная пена. И все благодаря своей технологичности. Правда, она бывает не всегда высокого качества, поскольку все зависит от производителей.

К сказанному добавим, что, кроме перечисленных герметиков, используемых для заделки швов, трещин и соединений между различными элементами зданий и сооружений, существуют еще специальные герметики, в частности мастики, применяемые при кровельных работах, устройстве напольных покрытий, прокладке и ремонте трубопроводов и прочих инженерных сооружений и т.д. Но об их рынке мы попытаемся рассказать в следующий раз.

Маргарита ЧУДИКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость