Строительный комплекс стран СНГ: проблемы и пути их решения
Продолжение.Начало в N 20.
На 8-м заседании Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, которое проходило в г. Минске с 27 по 29 мая, обсуждались многие важные темы. И одним из актуальных для всех стран-участниц вопросов, несомненно, является обеспечение жильем социально незащищенных групп населения.
Современное состояние жилищного сектора в странах Содружества сейчас характеризуется постоянно возрастающим спросом на доступное жилье практически для всех категорий населения, за исключением тех, кто имеет сверхвысокие прибыли. При этом семьи со средними доходами лишены возможности стать пайщиками жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) или приобрести жилье на рынке недвижимости, а существующая структура жилого фонда в некоторых странах не соответствует претерпевшим изменения потребностям разных категорий населения. В условиях, когда новую структуру населения и финансовые ресурсы семей, ориентированных на рыночные жилищные условия, оценить достаточно сложно, очевидно, что стоимость жилья в этих странах обусловливает необходимость использования дополнительных источников финансирования семей со средним и даже высоким доходом. Дальнейшее обострение жилищной проблемы в условиях перехода от централизованной плановой к рыночной экономике определило необходимость ускорения жилищной реформы как неотъемлемой части стабилизации экономики государства.
Украина
Социальные аспекты в жилищной сфере Украины определены Концепцией государственной жилищной политики, одобренной Верховным Советом Украины в 1995 году. Концепцией и проектом нового Жилищного кодекса предусматривается постепенное уменьшение роли государства в финансировании жилищного строительства. Однако при этом государство оставляет за собой функции содействия гражданам в решении их жилищных проблем, а также обеспечения социальной защиты определенных категорий граждан (малоимущих, инвалидов, ветеранов войны, лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и др.). Для них сохраняется государственное обеспечение жильем в пределах установленных норм.
В соответствии с положением Конституции Украины каждый гражданин имеет право на жилье. Государство создает условия, в которых граждане могут построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Для тех, кто не имеет возможности реализовать это право таким образом и нуждается в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законодательством.
Для ускорения реализации новой жилищной политики разработаны и в ближайшее время будут утверждены ряд документов: новые редакции Гражданского кодекса, Жилищного кодекса, а также государственная программа обеспечения граждан Украины жильем. Кроме этого, планируется разработка нормативных документов, в которых будет определен механизм предоставления жилья в жилищном фонде социального назначения. Необходимо также разработать и утвердить критерии определения малоимущих граждан, которым будут предоставляться социальное жилье, государственные субсидии или льготные кредиты для строительства жилья.
Норма предоставления жилой площади гражданам в фонде социального назначения определена в размере 13,65 квадратных метров на одного человека. При предоставлении однокомнатной квартиры эта норма не применяется. Предоставление квартир будет осуществляться в соответствии с очередностью, которая формируется местными органами власти.
Жилищный фонд социального назначения формируется путем нового строительства; реконструкции существующего жилья; перевода жилья из других фондов. Источником финансирования нового строительства и реконструкции существующего жилищного фонда социального назначения являются средства государственного, республиканского (Автономной Республики Крым) и местных бюджетов; предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; благотворительных фондов; полученных от приватизации государственного жилищного фонда.
Социальное жилье приватизируется только по назначению, согласно Правилам использования помещений жилых домов и придомовых территорий и их содержания. Передача жилья в фонде социального назначения в субаренду не разрешается. Допускается по взаимному согласию арендаторов обмен социального жилья. Размер оплаты за аренду и коммунальные услуги устанавливается дифференцированно, исходя из дохода на одного члена семьи, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Архитектурно-конструктив-ные решения жилых домов в социальном жилищном фонде должны решать важную задачу жилищного строительства - снижение потребления энергоресурсов при эксплуатации жилья минимум в 2-2,5 раза, что позволит приблизить их потребление к среднему уровню. Архитектурно-технические аспекты социального жилья также предусматривают многоэтажное жилищное строительство с применением индустриальных конструкций крупнопанельного домостроения, учетом энергоэффективных систем ограждающих конструкций и инженерного оборудования, а также обеспечения при этом минимума функционально-гигиенических условий проживания всех членов семьи.
Однако на сегодня в Украине нет реальных условий для существенных изменений в капитальном строительстве и особенно в повышении объемов строительства жилья. Вследствие снижения инвестиционных возможностей традиционных заказчиков - исполнительных органов местных Советов, предприятий, организаций и населения - продолжается падение объемов введения в эксплуатацию жилья. Государственная поддержка граждан Украины путем выдачи субсидий, кредитов и льгот для решения ими своих жилищных проблем, как это было предусмотрено Концепцией государственной политики, практически отсутствует. В государственном бюджете на 1998 год не предусмотрены ассигнования на выдачу льготных долгосрочных государственных кредитов на строительство, реконструкцию жилья каким-либо категориям граждан. Не принят новый Жилищный кодекс, что также сдерживает реформирование жилищных отношений.
Вместе с тем с целью поэтапного решения вопросов государственной социальной политики в сфере жилищных отношений в Украине в декабре прошлого года принято постановление Кабинета Министров "О дополнительных мерах в реализации молодежной политики", которым утверждено Положение о порядке предоставления льготного долгосрочного (до 30 лет) государственного кредита молодым семьям, одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья. В марте этого года приняты два указа Президента Украины "О мерах по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе" и "Об основных направлениях развития агропромышленного комплекса Украины". Этими указами предусматриваются разработка региональных и районных программ "Свой дом" и создание фондов поддержки индивидуального строительства на селе, в том числе и предоставление льготных кредитов на строительство социального жилья.
С целью расширения возможностей граждан, особенно социально незащищенных групп населения, в использовании ими приватизационных документов предполагается, начиная с 1999 года, ввести в свободное обращение жилищные чеки, что само по себе должно стать определенными гарантиями социальной справедливости в процессе приватизации жилищного фонда.
Программой деятельности Кабинета Министров Украины намечены также разработка и внедрение механизмов привлечения средств населения на строительство и приобретение жилья, становление и развитие системы ипотечного кредитования жилищного строительства, которые, согласно выводам специалистов, являются наиболее перспективными и реальными для Украины.
Для реального улучшения дел в обеспечении граждан жильем на данном этапе целесообразно разработать и принять Указ Президента Украины "О государственной жилищной политике в Украине на период до 2000 года", которым законодательно необходимо определить приоритетность жилищного строительства, закрепить соотношение государственных инвестиций в жилищное строительство и внутреннего валового продукта для социально незащищенных слоев населения, реализовать механизм субсидий и льготного кредитования строительства жилья для этой категории граждан. После чего принять ряд соответствующих законодательных нормативных актов.
Российская федерация
Социальные аспекты реформирования жилищной сферы в России определены основными направлениями нового этапа реализации государственной целевой программы "Жилище", одобрены Указом Президента РФ и постановлением правительства РФ "О федеральной целевой программе "Свой дом"".
Одним из основных направлений реформирования жилищной политики является изменение структуры жилищного фонда по формам собственности с приоритетом частного жилья, изменение источников финансирования жилищного строительства, увеличение доли внебюджетного финансирования, осуществление поэтапного перехода жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения.
Всего для реализации и проведения жилищной реформы в России было принято 116 законодательных и нормативно-правовых актов. Созданная на федеральном уровне правовая база обеспечила внедрение в практику субъектов Российской Федерации таких мер, как выплата гражданам безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья; предоставление жилищных кредитов, включая ипотечные; образование и использование фондов развития жилищного строительства; привлечение средств банков и других коммерческих структур для финансирования жилищного строительства; сокращение стоимости строительства путем проведения конкурсов и подрядных торгов и т.д.
Наряду с законодательными актами для решения поставленных задач разработаны и при няты программы "Жилище", "Энергосбережение в строительстве", "Структурная перестройка произведенной базы жилищного строительства на 1996-1997 гг.", "Развитие и совершенствование практики осуществления вторичных сделок в жилищной сфере", "Реконструкция жилых домов первых массовых серий", "Архитектурно-строительные системы жилищного строительства".
Для обеспечения одной из главных задач жилищной политики на новом этапе - возможность улучшения жилищных условий сделать доступным для семей со скромным и средним достатком - разработана программа "Свой дом". Программой предусмотрено строительство индивидуальных домов на одну семью, имеющих в среднем 90-120 квадратных метров общей площади. Поставлена задача, чтобы стоимость 1 квадратного метра общей площади в доме не превышала среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения. Сегодня это примерно около 300$ США.
Наряду с обеспечением доступности получения жилья за счет приватизации занимаемого и возможности в последующем улучшения жилищных условий с привлечением государственных субсидий должна быть сохранена практика бесплатного предоставления жилья государственными и муниципальными фондами малоимущим гражданам, не имеющим иных возможностей улучшить жилищные условия.
Важной задачей федеральных органов исполнительной власти и правительства остается необходимость расширения правовой базы жилищной реформы и, в частности, осуществления мер по ускорению принятия законов "Об ипотеке", Жилищного и Градостроительного кодексов и иных правовых актов. Необходимо также ускорение реформы жилищно-коммунального хозяйства в части усиления адресной защиты малоимущих групп населения при переводе жилищной сферы на новые условия оплаты.
В ходе практической реализации программы "Жилище" выявилась необходимость повышения социальной направленности государственной жилищной политики РФ для решения ряда задач: целевой поддержки групп населения России, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с низкими и средними доходами; усиление социальной защиты малоимущих граждан населения России при переводе жилищной сферы в режим безубыточного функционирования, в первую очередь в оплате жилья и коммунальных услуг в домах всех форм собственности и др.
Существенным аспектом нового этапа реформирования жилищной политики является обеспечение жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, северян, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших от аварий и стихий.
Одной из главных проблем ускорения жилищной реформы в России является расширение источников финансирования жилищного строительства. Для этого необходимо прежде всего обеспечить расширение практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федеральных бюджетов, бюджетов территорий и средств предприятий для тех категорий населения, которым необходима социальная защита; разработать и внедрить доступные для населения системы долгосрочного кредитования жилищного строительства, заинтересовать банки, прежде всего Сбербанк, в предоставлении таких кредитов, в участии в жилищной реформе. Большое значение имеет образование жилищных накопительных счетов граждан, создание федерального агентства по ипотечному кредитованию и др.
Беларусь
В Республике Беларусь основа преобразований в жилищном секторе экономики - это разработанная в республике Национальная жилищная программа, одобренная Верховным Советом Республики Беларусь в феврале 1994 года. Жилищная реформа является неотъемлемой составной частью комплекса мероприятий по стабилизации и выводу экономики из кризиса.
Новая концепция решения жилищной проблемы базируется на том принципе, что квартиры, построенные за счет государства, распределяются только малоимущим и социально незащищенным гражданам. Люди с достатком должны приобретать жилье за полную его стоимость. Граждане с невысокими доходами удовлетворяют свою потребность в жилье за счет личных сбережений, но при поддержке государства.
В государственном бюджете ежегодно предусматривается ассигнования на "социальное" жилье для обеспечения малоимущих групп населения. Его количество ежегодно увеличивается и повышает возможность исполкомов всех уровней обеспечить жильем малоимущих граждан Белоруссии. Так, в прошлом году на строительство социального жилья было использовано 33 миллиона долларов США. Построенное за этот счет жилье передается по договорам найма стоящим в очереди социально незащищенным гражданам, в том числе инвалидам, участникам ВОВ, воинам-интернационалистам, семьям погибших и воинов (партизан), которые пропали без вести, приравненным к ним лицам.
"Социальное" жилье наделено особым статусом и создает специальный фонд жилья социального назначения, которое нельзя приватизировать без согласия собственника. Предельные размеры арендной платы за это жилье регулируются государством в соответствии с его качеством.
С целью привлечения для жилищного строительства личных сбережений населения в государственном бюджете республики уже третий год предусматриваются ассигнования на выдачу гражданам, которые стоят на очереди на улучшение жилищных условий, одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. В прошлом году общая сумма субсидий составила около 16 млн долларов США. Субсидии предоставляются гражданам, среднемесячный доход семьи которых с учетом материального положения не превышает предельного уровня, установленного согласно действующему порядку. Размер субсидий зависит от срока пребывания на очереди и суммарного размера жилищной квоты, которая есть у членов семьи (неиспользованные сертификаты на приватизацию жилья). Размер безвозмездной субсидии может достигать 70% стоимости строительства жилых помещений типовых потребительских качеств. По этим двум направлениям общая сумма капитальных вложений по республике не превышает 12% от объема жилищного строительства. Для снижения стоимости строительства жилья оно освобождено от налога на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.
Соответствующими указами Президента Республики Беларусь предоставлены определенные льготы в обеспечении жильем за счет кредитов и субсидий молодежи, военнослужащим и отдельным категориям граждан. Главным экономическим механизмом реализации концепции жилищной политики в Беларуси является система внебюджетного финансирования строительства жилья.
Армения
Жилищные вопросы являются острейшей проблемой для Армении, и в настоящее время в республике разрабатывается концепция государственной жилищной политики.
По официальным спискам нуждающихся в улучшении жилищных условий числится свыше 100 тысяч семей. До настоящего времени не пересмотрены основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Правительство республики считает первоочередной задачей обеспечить жильем семьи, у которых изъяли земельные участки для государственных нужд; проживающие в домах, которые подлежат сносу; проживающие в зоне бедствия во времянках; беженцев.
После принятия концепции государственной жилищной политики будут определены конкретные меры по созданию социального жилищного фонда.
Кыргызстан
В этой республике создание фонда социального жилья предполагается формировать на основе достройки незавершенного жилья, готовность которого составляет 70-80%, и части муниципального жилья. Создание фонда муниципального жилья планируется в этом году в столице Кыргызстана г. Бишкеке, из которого будет предоставлено жилье для социально незащищенных слоев населения. В настоящее время подготовлен для принятия закон о категории социально незащищенных слоев граждан Кыргызской Респуб-лики.
Социальное жилье или жилье для социально незащищенных групп населения?
Главной целью усилий стран является создание условий для реализации прав граждан на жилье, расширение жилищного строительства, улучшение содержания и сохранения жилищного фонда. Основа жилищной политики государств - это обеспечение прав каждой семьи или гражданина иметь выбор наиболее удобного способа улучшения жилищных условий с учетом своих потребностей и материальных возможностей. Для того, кто не имеет возможности реализовать это право таким образом и нуждается в социальной защите, жилье должно предоставляться государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законодательством.
Но, помимо перечисленных, встают и другие вопросы. Каким должно быть социальное жилье? Каковы его размеры и стоимость? Каким все-таки образом осуществлять финансирование? Необходимо также прийти к единому мнению не только странам Содружества, но внутри ведомств каждого государства относительно ряда понятий и определений, в частности "общая" и "жилая" площади, и закрепить это законодательно. Первый шаг в этом направлении уже сделан. По предложению заместителя министра Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь А.И. Ничкасова было решено в дальнейшем вместо понятия "социальное жилье" употреблять "жилье для социально незащищенных групп населения".
Таким образом, социальная защита малоимущих и определенных категорий граждан наших государств является на сегодня одной из основных задач реформирования жилищной политики.
Одним из способов интеграции является проведение ежегодных международных конференций по обсуждению и принятию соответствующих решений по назревшим проблемам. Вопросы обеспечения государственной политики в области социального жилья в странах СНГ должны стать предметом дискуссий на 6-й международной жилищной конференции, которая намечается в текущем году.
Подготовила Ольга ГУЛЕЦКАЯ
На 8-м заседании Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, которое проходило в г. Минске с 27 по 29 мая, обсуждались многие важные темы. И одним из актуальных для всех стран-участниц вопросов, несомненно, является обеспечение жильем социально незащищенных групп населения.
Современное состояние жилищного сектора в странах Содружества сейчас характеризуется постоянно возрастающим спросом на доступное жилье практически для всех категорий населения, за исключением тех, кто имеет сверхвысокие прибыли. При этом семьи со средними доходами лишены возможности стать пайщиками жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) или приобрести жилье на рынке недвижимости, а существующая структура жилого фонда в некоторых странах не соответствует претерпевшим изменения потребностям разных категорий населения. В условиях, когда новую структуру населения и финансовые ресурсы семей, ориентированных на рыночные жилищные условия, оценить достаточно сложно, очевидно, что стоимость жилья в этих странах обусловливает необходимость использования дополнительных источников финансирования семей со средним и даже высоким доходом. Дальнейшее обострение жилищной проблемы в условиях перехода от централизованной плановой к рыночной экономике определило необходимость ускорения жилищной реформы как неотъемлемой части стабилизации экономики государства.
Украина
Социальные аспекты в жилищной сфере Украины определены Концепцией государственной жилищной политики, одобренной Верховным Советом Украины в 1995 году. Концепцией и проектом нового Жилищного кодекса предусматривается постепенное уменьшение роли государства в финансировании жилищного строительства. Однако при этом государство оставляет за собой функции содействия гражданам в решении их жилищных проблем, а также обеспечения социальной защиты определенных категорий граждан (малоимущих, инвалидов, ветеранов войны, лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и др.). Для них сохраняется государственное обеспечение жильем в пределах установленных норм.
В соответствии с положением Конституции Украины каждый гражданин имеет право на жилье. Государство создает условия, в которых граждане могут построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Для тех, кто не имеет возможности реализовать это право таким образом и нуждается в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законодательством.
Для ускорения реализации новой жилищной политики разработаны и в ближайшее время будут утверждены ряд документов: новые редакции Гражданского кодекса, Жилищного кодекса, а также государственная программа обеспечения граждан Украины жильем. Кроме этого, планируется разработка нормативных документов, в которых будет определен механизм предоставления жилья в жилищном фонде социального назначения. Необходимо также разработать и утвердить критерии определения малоимущих граждан, которым будут предоставляться социальное жилье, государственные субсидии или льготные кредиты для строительства жилья.
Норма предоставления жилой площади гражданам в фонде социального назначения определена в размере 13,65 квадратных метров на одного человека. При предоставлении однокомнатной квартиры эта норма не применяется. Предоставление квартир будет осуществляться в соответствии с очередностью, которая формируется местными органами власти.
Жилищный фонд социального назначения формируется путем нового строительства; реконструкции существующего жилья; перевода жилья из других фондов. Источником финансирования нового строительства и реконструкции существующего жилищного фонда социального назначения являются средства государственного, республиканского (Автономной Республики Крым) и местных бюджетов; предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; благотворительных фондов; полученных от приватизации государственного жилищного фонда.
Социальное жилье приватизируется только по назначению, согласно Правилам использования помещений жилых домов и придомовых территорий и их содержания. Передача жилья в фонде социального назначения в субаренду не разрешается. Допускается по взаимному согласию арендаторов обмен социального жилья. Размер оплаты за аренду и коммунальные услуги устанавливается дифференцированно, исходя из дохода на одного члена семьи, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Архитектурно-конструктив-ные решения жилых домов в социальном жилищном фонде должны решать важную задачу жилищного строительства - снижение потребления энергоресурсов при эксплуатации жилья минимум в 2-2,5 раза, что позволит приблизить их потребление к среднему уровню. Архитектурно-технические аспекты социального жилья также предусматривают многоэтажное жилищное строительство с применением индустриальных конструкций крупнопанельного домостроения, учетом энергоэффективных систем ограждающих конструкций и инженерного оборудования, а также обеспечения при этом минимума функционально-гигиенических условий проживания всех членов семьи.
Однако на сегодня в Украине нет реальных условий для существенных изменений в капитальном строительстве и особенно в повышении объемов строительства жилья. Вследствие снижения инвестиционных возможностей традиционных заказчиков - исполнительных органов местных Советов, предприятий, организаций и населения - продолжается падение объемов введения в эксплуатацию жилья. Государственная поддержка граждан Украины путем выдачи субсидий, кредитов и льгот для решения ими своих жилищных проблем, как это было предусмотрено Концепцией государственной политики, практически отсутствует. В государственном бюджете на 1998 год не предусмотрены ассигнования на выдачу льготных долгосрочных государственных кредитов на строительство, реконструкцию жилья каким-либо категориям граждан. Не принят новый Жилищный кодекс, что также сдерживает реформирование жилищных отношений.
Вместе с тем с целью поэтапного решения вопросов государственной социальной политики в сфере жилищных отношений в Украине в декабре прошлого года принято постановление Кабинета Министров "О дополнительных мерах в реализации молодежной политики", которым утверждено Положение о порядке предоставления льготного долгосрочного (до 30 лет) государственного кредита молодым семьям, одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья. В марте этого года приняты два указа Президента Украины "О мерах по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе" и "Об основных направлениях развития агропромышленного комплекса Украины". Этими указами предусматриваются разработка региональных и районных программ "Свой дом" и создание фондов поддержки индивидуального строительства на селе, в том числе и предоставление льготных кредитов на строительство социального жилья.
С целью расширения возможностей граждан, особенно социально незащищенных групп населения, в использовании ими приватизационных документов предполагается, начиная с 1999 года, ввести в свободное обращение жилищные чеки, что само по себе должно стать определенными гарантиями социальной справедливости в процессе приватизации жилищного фонда.
Программой деятельности Кабинета Министров Украины намечены также разработка и внедрение механизмов привлечения средств населения на строительство и приобретение жилья, становление и развитие системы ипотечного кредитования жилищного строительства, которые, согласно выводам специалистов, являются наиболее перспективными и реальными для Украины.
Для реального улучшения дел в обеспечении граждан жильем на данном этапе целесообразно разработать и принять Указ Президента Украины "О государственной жилищной политике в Украине на период до 2000 года", которым законодательно необходимо определить приоритетность жилищного строительства, закрепить соотношение государственных инвестиций в жилищное строительство и внутреннего валового продукта для социально незащищенных слоев населения, реализовать механизм субсидий и льготного кредитования строительства жилья для этой категории граждан. После чего принять ряд соответствующих законодательных нормативных актов.
Российская федерация
Социальные аспекты реформирования жилищной сферы в России определены основными направлениями нового этапа реализации государственной целевой программы "Жилище", одобрены Указом Президента РФ и постановлением правительства РФ "О федеральной целевой программе "Свой дом"".
Одним из основных направлений реформирования жилищной политики является изменение структуры жилищного фонда по формам собственности с приоритетом частного жилья, изменение источников финансирования жилищного строительства, увеличение доли внебюджетного финансирования, осуществление поэтапного перехода жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения.
Всего для реализации и проведения жилищной реформы в России было принято 116 законодательных и нормативно-правовых актов. Созданная на федеральном уровне правовая база обеспечила внедрение в практику субъектов Российской Федерации таких мер, как выплата гражданам безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья; предоставление жилищных кредитов, включая ипотечные; образование и использование фондов развития жилищного строительства; привлечение средств банков и других коммерческих структур для финансирования жилищного строительства; сокращение стоимости строительства путем проведения конкурсов и подрядных торгов и т.д.
Наряду с законодательными актами для решения поставленных задач разработаны и при няты программы "Жилище", "Энергосбережение в строительстве", "Структурная перестройка произведенной базы жилищного строительства на 1996-1997 гг.", "Развитие и совершенствование практики осуществления вторичных сделок в жилищной сфере", "Реконструкция жилых домов первых массовых серий", "Архитектурно-строительные системы жилищного строительства".
Для обеспечения одной из главных задач жилищной политики на новом этапе - возможность улучшения жилищных условий сделать доступным для семей со скромным и средним достатком - разработана программа "Свой дом". Программой предусмотрено строительство индивидуальных домов на одну семью, имеющих в среднем 90-120 квадратных метров общей площади. Поставлена задача, чтобы стоимость 1 квадратного метра общей площади в доме не превышала среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения. Сегодня это примерно около 300$ США.
Наряду с обеспечением доступности получения жилья за счет приватизации занимаемого и возможности в последующем улучшения жилищных условий с привлечением государственных субсидий должна быть сохранена практика бесплатного предоставления жилья государственными и муниципальными фондами малоимущим гражданам, не имеющим иных возможностей улучшить жилищные условия.
Важной задачей федеральных органов исполнительной власти и правительства остается необходимость расширения правовой базы жилищной реформы и, в частности, осуществления мер по ускорению принятия законов "Об ипотеке", Жилищного и Градостроительного кодексов и иных правовых актов. Необходимо также ускорение реформы жилищно-коммунального хозяйства в части усиления адресной защиты малоимущих групп населения при переводе жилищной сферы на новые условия оплаты.
В ходе практической реализации программы "Жилище" выявилась необходимость повышения социальной направленности государственной жилищной политики РФ для решения ряда задач: целевой поддержки групп населения России, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с низкими и средними доходами; усиление социальной защиты малоимущих граждан населения России при переводе жилищной сферы в режим безубыточного функционирования, в первую очередь в оплате жилья и коммунальных услуг в домах всех форм собственности и др.
Существенным аспектом нового этапа реформирования жилищной политики является обеспечение жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, северян, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших от аварий и стихий.
Одной из главных проблем ускорения жилищной реформы в России является расширение источников финансирования жилищного строительства. Для этого необходимо прежде всего обеспечить расширение практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федеральных бюджетов, бюджетов территорий и средств предприятий для тех категорий населения, которым необходима социальная защита; разработать и внедрить доступные для населения системы долгосрочного кредитования жилищного строительства, заинтересовать банки, прежде всего Сбербанк, в предоставлении таких кредитов, в участии в жилищной реформе. Большое значение имеет образование жилищных накопительных счетов граждан, создание федерального агентства по ипотечному кредитованию и др.
Беларусь
В Республике Беларусь основа преобразований в жилищном секторе экономики - это разработанная в республике Национальная жилищная программа, одобренная Верховным Советом Республики Беларусь в феврале 1994 года. Жилищная реформа является неотъемлемой составной частью комплекса мероприятий по стабилизации и выводу экономики из кризиса.
Новая концепция решения жилищной проблемы базируется на том принципе, что квартиры, построенные за счет государства, распределяются только малоимущим и социально незащищенным гражданам. Люди с достатком должны приобретать жилье за полную его стоимость. Граждане с невысокими доходами удовлетворяют свою потребность в жилье за счет личных сбережений, но при поддержке государства.
В государственном бюджете ежегодно предусматривается ассигнования на "социальное" жилье для обеспечения малоимущих групп населения. Его количество ежегодно увеличивается и повышает возможность исполкомов всех уровней обеспечить жильем малоимущих граждан Белоруссии. Так, в прошлом году на строительство социального жилья было использовано 33 миллиона долларов США. Построенное за этот счет жилье передается по договорам найма стоящим в очереди социально незащищенным гражданам, в том числе инвалидам, участникам ВОВ, воинам-интернационалистам, семьям погибших и воинов (партизан), которые пропали без вести, приравненным к ним лицам.
"Социальное" жилье наделено особым статусом и создает специальный фонд жилья социального назначения, которое нельзя приватизировать без согласия собственника. Предельные размеры арендной платы за это жилье регулируются государством в соответствии с его качеством.
С целью привлечения для жилищного строительства личных сбережений населения в государственном бюджете республики уже третий год предусматриваются ассигнования на выдачу гражданам, которые стоят на очереди на улучшение жилищных условий, одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. В прошлом году общая сумма субсидий составила около 16 млн долларов США. Субсидии предоставляются гражданам, среднемесячный доход семьи которых с учетом материального положения не превышает предельного уровня, установленного согласно действующему порядку. Размер субсидий зависит от срока пребывания на очереди и суммарного размера жилищной квоты, которая есть у членов семьи (неиспользованные сертификаты на приватизацию жилья). Размер безвозмездной субсидии может достигать 70% стоимости строительства жилых помещений типовых потребительских качеств. По этим двум направлениям общая сумма капитальных вложений по республике не превышает 12% от объема жилищного строительства. Для снижения стоимости строительства жилья оно освобождено от налога на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.
Соответствующими указами Президента Республики Беларусь предоставлены определенные льготы в обеспечении жильем за счет кредитов и субсидий молодежи, военнослужащим и отдельным категориям граждан. Главным экономическим механизмом реализации концепции жилищной политики в Беларуси является система внебюджетного финансирования строительства жилья.
Армения
Жилищные вопросы являются острейшей проблемой для Армении, и в настоящее время в республике разрабатывается концепция государственной жилищной политики.
По официальным спискам нуждающихся в улучшении жилищных условий числится свыше 100 тысяч семей. До настоящего времени не пересмотрены основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Правительство республики считает первоочередной задачей обеспечить жильем семьи, у которых изъяли земельные участки для государственных нужд; проживающие в домах, которые подлежат сносу; проживающие в зоне бедствия во времянках; беженцев.
После принятия концепции государственной жилищной политики будут определены конкретные меры по созданию социального жилищного фонда.
Кыргызстан
В этой республике создание фонда социального жилья предполагается формировать на основе достройки незавершенного жилья, готовность которого составляет 70-80%, и части муниципального жилья. Создание фонда муниципального жилья планируется в этом году в столице Кыргызстана г. Бишкеке, из которого будет предоставлено жилье для социально незащищенных слоев населения. В настоящее время подготовлен для принятия закон о категории социально незащищенных слоев граждан Кыргызской Респуб-лики.
Социальное жилье или жилье для социально незащищенных групп населения?
Главной целью усилий стран является создание условий для реализации прав граждан на жилье, расширение жилищного строительства, улучшение содержания и сохранения жилищного фонда. Основа жилищной политики государств - это обеспечение прав каждой семьи или гражданина иметь выбор наиболее удобного способа улучшения жилищных условий с учетом своих потребностей и материальных возможностей. Для того, кто не имеет возможности реализовать это право таким образом и нуждается в социальной защите, жилье должно предоставляться государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законодательством.
Но, помимо перечисленных, встают и другие вопросы. Каким должно быть социальное жилье? Каковы его размеры и стоимость? Каким все-таки образом осуществлять финансирование? Необходимо также прийти к единому мнению не только странам Содружества, но внутри ведомств каждого государства относительно ряда понятий и определений, в частности "общая" и "жилая" площади, и закрепить это законодательно. Первый шаг в этом направлении уже сделан. По предложению заместителя министра Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь А.И. Ничкасова было решено в дальнейшем вместо понятия "социальное жилье" употреблять "жилье для социально незащищенных групп населения".
Таким образом, социальная защита малоимущих и определенных категорий граждан наших государств является на сегодня одной из основных задач реформирования жилищной политики.
Одним из способов интеграции является проведение ежегодных международных конференций по обсуждению и принятию соответствующих решений по назревшим проблемам. Вопросы обеспечения государственной политики в области социального жилья в странах СНГ должны стать предметом дискуссий на 6-й международной жилищной конференции, которая намечается в текущем году.
Подготовила Ольга ГУЛЕЦКАЯ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 1998 год в рубрике жилищное строительство