Заседание Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ

С 27 по 29 мая в г. Минске проходило 8-е заседание межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. Белорусская столица уже второй раз стала местом проведения этого заседания. В комплексе "Юность" собрались представители всех стран Содружества, за исключением Казахстана, а в качестве наблюдателя присутствовал Туркестан.

Межправительственный Совет по сотрудничеству в строительной деятельности был образован в соответствии с "Соглашением о сотрудничестве в строительной деятельности" стран - участниц СНГ, подписанным в Москве 9 сентября 1994 года главами правительств 11 стан (Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины).

Членами Совета являются представители стран - участниц Соглашения: руководители строительных министерств и государственных комитетов по архитектуре и строительству. Исполнительным органом между заседаниями Совета является секретариат со штаб-квартирой в Москве.

Этот орган создан для выработки согласованной технической политики, объединения усилий по стабилизации, координации и дальнейшему развитию строительной деятельности стран - участниц Соглашения. Опыт прошедших лет показал, что проблемы строительной отрасли в странах Содружества во многом идентичны.

При межправительственном Совете созданы и функционируют рабочие органы. Пять комиссий - Комиссия по жилищной политике и коммунальной реформе, Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве, Комиссия по межгосударственной экспертизе проектов, Исполнительное бюро ХАБИТАТ и Комиссия по градостроительству - ведут активную интеграционную деятельность, направленную на формирование межгосударственного рынка строительных работ и услуг.

В результате проведенной работы и встреч в рамках Совета определен механизм взаимодействия национальных органов управления строительством стран - участниц Совета по решению общих проблем. Были выработаны важнейшие направления сотрудничества, среди которых можно отметить формирование новой жилищной политики, основанной на внебюджетном финансировании строительства; энергосбережение при производстве стройматериалов и конструкций, эксплуатации зданий; совершенствование системы качества в строительстве; архитектурно-градостроительный надзор и лицензирование в строительной деятельности; создание межгосударственных строительных норм и стандартов; сертификация строительной продукции в странах СНГ и ряд других.

В своем приветствии к собравшимся заместитель председателя правительства Республики Беларусь Г.В. Новицкий отметил важность данного мероприятия в установлении личных контактов между руководителями национальных органов государственного управления строительством для развития строительной индустрии в современных условиях, проведения переговоров и подписания двусторонних соглашений. Актуальность формирования и реализация совместных решений по основным направлениям научно-технической политики, инвестирование, нормирование и сертификация строительной продукции, интеграция взаимосвязей строительной отрасли - все это имеет огромное значение для стран - участниц Содружества Независимых Государств.

Одной из интересных и несомненно заслуживающих внимания стала тема градостроительства в странах Содружества. В своем докладе "Опыт работы комиссии по градостроительству при межправительственном Совете по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ" председатель комиссии - заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь А.И. Ничкасов, в частности, сказал, что общие тенденции, сложившиеся в странах Содружества в области развития населенных пунктов и территорий, создали предпосылки для развития сотрудничества по актуальным проблемам градостроительства, выбору приоритетных направлений градостроительной политики.

Комиссия по градостроительству со штаб-квартирой в г. Минске осуществляет свою деятельность в соответствии с решениями 4-го заседания межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ (г. Киев, 15-17 мая 1996 г.) и работает в тесном контакте с национальными органами управления в области архитектуры и градостроительства, научно-исследовательскими и проектными организациями стран СНГ. Для эффективной работы в качестве рабочих органов комиссии созданы четыре подкомиссии: по проблемам кадастровых систем для градостроительства, по проблемам развития сельских населенных мест, по проблемам защиты, реабилитации развития территорий поселений и их систем в экологически неблагоприятных условиях, по проблемам развития малых и средних городских поселений.

В соответствии с решениями комиссии разработана структура и формируется информационный банк данных нормативно-правовых актов и других основополагающих документов по градостроительству, разрабатываемых и действующих в странах СНГ. Это позволяет активизировать процессы совершенствования правовой базы, осуществлять экспертизу наработанных документов в рамках работы комиссии и способствует интеграционным процессам во имя общих целей и задач.

По инициативе Минстройархитектуры Беларуси в апреле 1996 г. создана Национальная комиссия по развитию населенных пунктов Республики Беларусь, возглавляемая заместителем премьер-министра. В состав комиссии входят члены правительства РБ, руководители центральных, региональных органов управления, что позволяет обеспечить совместную работу на всех уровнях. На местном уровне эту работу ведут ее рабочие органы. Под руководством Национальной комиссии разработана Национальная концепция развития населенных пунктов Республики Беларусь до 2000 года, а также определены первоочередные мероприятия, которые охватывают все сферы деятельности, прямо или косвенно влияющие на качественный уровень среды обитания населенных мест республики.

Несомненно, наиболее эффективной формой обеспечения финансирования деятельности по осуществлению государственной градостроительной политики является создание специализированного фонда, функционирующего за счет бюджетных и внебюджетных средств, поступающих в республиканский бюджет от платежей за территориальные ресурсы городов и других источников. Средства фонда используются при разработке нормативных, законодательных актов, методических документов, обеспечивающих архитектурно-градостроительную деятельность, выполнении государственных научно-технических программ, проведении важнейших поисковых научно-исследовательских и проектных работ.

Настоящий период общественного развития характеризуется переходом к новой современной стратегии - устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

В настоящее время общемировые тенденции в области развития населенных пунктов и территорий связанны с принятием итоговых документов на крупных международных форумах, касающихся устойчивого развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Стамбул, 1996 г.), и направлены на гармоничное достижение высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Странами СНГ в соответствии с рекомендациями Центра ООН по населенным пунктам (ХАБИТАТ), ЕЭК ООН разработаны национальные планы действий и национальные стратегии устойчивого развития населенных пунктов и территорий. Однако решения и рекомендации международных форумов, методические материалы, направляемые по линии ООН по вопросам жилищной политики, территориального развития, архитектуры и градостроительства, не всегда можно применить на практике в странах Содружества. Учитывая специфику государств с экономикой переходного периода, национальные особенности градостроительного развития, назрела необходимость принятия руководящих принципов устойчивого развития населенных пунктов и территорий стран СНГ - Градостроительной Хартии, декларирующей общие принципы, цели и задачи, стоящие перед странами Содружества в области территориального развития градостроительства.

Проект руководящих принципов разработан по инициативе Комиссии по градостроительству и в соответствии с решениями межправительственного Совета (г. Киев, 1996 г.) за счет средств фонда градостроительного развития Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. Принятие этого межгосударственного соглашения послужит основой для координации совместных действий по созданию и совершенствованию нормативно-законодательной базы в области градостроительства и территориального планирования, взаимосогласованному планированию развития территорий, представляющих межгосударственный интерес, содействия внедрению современных информационных технологий, средств и систем градостроительного мониторинга, создания системы градостроительного кадастра. В соответствии с решениями комиссии проект руководящих принципов направлен на согласование в заинтересованные министерства и государственные комитеты стран СНГ. Полученные отзывы из России, Узбекистана, Грузии, Украины, Молдовы свидетельствуют о том, что документ отвечает основным международным документам по устойчивому развитию, которые служат сегодня руководством к действию в этой области, а также специфическим условиям, сложившимися на территории стран Содружества.

В настоящее время Министерством архитектуры и строительства подготовлены предложения правительству Республики Беларусь по вопросу проведения в г. Минске в 1998 году конференции по проблемам устойчивого развития городов и территорий, которая планируется с участием ведущих специалистов стран Содружества и дальнего зарубежья.

Тему продолжил начальник Управления градостроительства Госстроя Украины А.А. Экономов. В своем выступлении он подробно остановился на проблемах градостроительства:

- Единые социально-экономические условия развития, существовавшие ранее на территории бывших республик Союза, во многом предопределяют сходность проблем и на современном этапе в сфере градостроительства стран СНГ. К наиболее важным следует отнести неэффективное и несбалансированное использование территорий государств; несоответствие организации систем расселения разного уровня принципам устойчивого развития; несоответствие инженерно-транспортной инфраструктуры, транспортных магистралей требованиям интеграции в Европейскую систему транспортных коридоров; недостаточно эффективную систему охраны и восстановления исторических и культурных памятников, сохранения исторической среды; ухудшение качества окружающей природной среды населенных пунктов, увеличение площади развития опасных природных и техногенных процессов на урбанизованных территориях; недостаточность действующих национальных законодательных документов и нормативов для регулирования градостроительной деятельности, а также отсутствие в населенных пунктах местных правил застройки.

Каждое государство при этом обладает определенными отличиями и устанавливает собственные приоритеты в совершенствовании территориального устройства и развития систем расселения. Так, для России важной является проблема происходящего нерегулируемого перераспределения населения как по группам городов, так и по целым регионам, особенно северным, восточным и, частично, центральным. В Украине отмечено падение численности населения в городах, в первую очередь в крупных, что является основным следствием сложной экономической ситуации в целом.

Серьезные опасения вызывает сложившаяся в городах экологическая ситуация. В России каждый десятый город имеет высокий уровень загрязнения. В Украине такая ситуация сложилась в Донецкой, Днепропетровской, Луганской областях. В последние годы в связи с экономическим спадом, остановкой предприятий уровни загрязнения несколько уменьшились.

Сверхконцентрация промышленности в крупных городах при недостаточном развитии экономики средних и малых городов обусловили социальную разбалансированность системы расселения государств в целом, снижение стандартов проживания, деградацию социальной сферы и ресурсную перегруженность территорий. Как отмечено на заседании Комиссии по градостроительству стран СНГ, в докладах, представленных Российской Федерацией, Украиной, Республикой Беларусь, малые и средние города среди различных типов городских поселений находятся в наиболее сложном социально-экономическом положении.

Для выхода из кризисной ситуации малым и средним городам требуется финансовая поддержка как на государственном уровне, так и со стороны региональных органов власти, однако в новых социально-экономических условиях города вынуждены опираться только на собственные ресурсы: экономические, природные, территориальные, историко-культурные и другие. Для достижения этих целей в России разработана и реализуется федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы.

Практически во всех странах СНГ обострилась проблема реконструкции исторических центров городов. Города с богатым историческим прошлым требуют особого внимания при осуществлении градостроительной деятельности. Существует реальная опасность невосполнимой утраты ценных образцов национальной культуры и зодчества.

Украина среди стран центрального и восточноевропейских регионов считается наиболее насыщенной такими городами, требующими тщательного учета их особенностей, сложившейся архитектурной среды при инвестировании строительства. Из 1352 городских поселений к историческим отнесено 279 городов и 162 поселка. Среди 3000 памятников государственного значения - 57 памятников составляют киевские Софийский и Лаврский заповедники, которые являются памятниками мирового значения. Для решения комплекса проблем развития столицы Украины в настоящее время выполняется концепция формирования архитектурно-пространственной среды центральной части г. Киева, ведется разработка правил застройки и генерального плана, где предусматривается сохранение уникальных ландшафтных средств Киева и его историко-архитектурного наследия как традиционной основы формирования застройки столицы, создания благоприятных условий развития левобережной части города, новых районов правобережья для размещения престижных объектов, развития торговых, коммерческих, культурных центров.

В России реализуется программа возрождения исторических городов на основе реновации и реконструкции ценного историко-культурного наследия с учетом инвестиционных возможностей и градостроительных условий.

К числу важных относятся взаимосвязанные проблемы обеспечения регулируемого территориального роста городских поселений в условиях размещения малоэтажной усадебной жилой и дачной застройки в пригородных зонах, создания резервных территорий для размещения строительства (учитывая разделение земель сельскохозяйственных предприятий на паи, создание фермерских хозяйств), повышения эффективности использования внутригородских земель, особенно промышленных и коммунально-складских территорий. Правовой механизм регулирования этих вопросов закладывается в законодательных актах, нормативах, проектной документации, которые разрабатываются в странах СНГ.

Так, в Украине в проекте закона "О планировании территорий" предусмотрена процедура резервирования земель для градостроительных нужд, в Республике Беларусь в свое время была выполнена градостроительная документация практически на все города, где было предусмотрено согласованное использование территорий, прилегающих к населенным пунктам. В Российской Федерации разрабатываются градостроительные кодексы областей, включающие в правила градорегулирования природные зоны. Госстроем Украины разработаны новые государственные нормы, регулирующие состав, содержание, генеральных планов населенных пунктов, на основе которых разрабатываются новые генеральные планы Киева, других городов Украины.

Территориально-рекреационные ресурсы государств являются существенным элементом реализации политики устойчивого развития. Общая площадь особо охраняемых территорий России около 85 млн га, что составляет 5% ее площади, из них на долю государственных заповедников приходится 1,7% территорий, национальных парков - 0,25%.

Украина располагает большим потенциалом таких территорий. Однако при том что 250 населенных пунктов являются курортами, площадь земель, используемых для этих целей, составляет всего 0,04% территории республики, что явно не соответствует международным стандартам, согласно которым ландшафтные территории, имеющие особый охранный статус, составляют около 20% всего земельного фонда.

С целью увеличения таких территорий правительством принято специальное постановление по резервированию земель в первую очередь для создания заповедников.

В условиях становления новых экономических механизмов существует угроза дальнейшего уменьшения занятости, доходов населения, ухудшения демографической ситуации. Уменьшение инвестиций в жилищное и культурно-бытовое строительство, отставание реконструкции существующей застройки обуславливают снижение доступности жилья для населения. Обеспечение возможностей развития строительства в условиях изменения структуры жилья тесно связано с порядком предоставления земельных участков для размещения строительства.

Для успешного решения проблем управления городским землепользованием в новых экономических условиях, осуществления застройки и функционирования рынка жилья необходима правовая определенность всей градостроительной деятельности. Поэтому в настоящее время на первый план вышли вопросы разработки и внедрения планов и правил правового зонирования городских территорий. Пионерами в этом деле стали Новгород, Тверь, Самара, Иркутск Кисловодск и ряд других городов России.

Действующий в Украине многоступенчатый порядок предоставления земельных участков для разных видов строительства, выдачи разрешения на строительство не способствует притоку инвестиций в строительство. Поэтому Госстрой Украины в сотрудничестве с местными Советами организовал разработку правил зонирования в городах Украины. На протяжении 1994-1995 годов выполнен концептуальный план зонирования территорий Чернигова, составляются правила в городах Кременчуге, Полтаве, Черкассах, Одессе, Каховке, Судаке и др.

Актуальной проблемой эффективного использования и обустройства застроенных территорий населенных пунктов в Украине является регистрация прав на землю и недвижимое имущество граждан, проживающих в сложившихся районах многоквартирной застройки. Для регулирования этого вопроса в Украине разработано "Положение о порядке установления и закрепления границ придомовых территорий существующего жилищного фонда и передачи в общее пользование или общую совместную собственность земельных участков для сооружения жилых домов", в развитие этого документа Госстроем Украины совместно с Комитетом земельных ресурсов разрабатываются правила и порядок раздела территории кварталов (микрорайонов) и эталоны соответствующей технической документации. Аналогичные документы разработаны и в Российской Федерации.

Следует отметить единодушное желание стран СНГ привести требования к разработке градостроительных документов в соответствие с принятой международной терминологией. Прежде всего это касается использования термина "устойчивое развитие", которое применяется по отношению к городам, поселениям всех типов, а также к системам расселения в целом

Представляется своевременной подготовка совместного документа, направленного на согласование некоторых наиболее часто употребляемых строительных терминов и понятий.

В повестку дня 8-го заседания межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ были включены и другие важные вопросы, касающиеся реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергосбережения, проблем в области социального жилья, а также вопросы о взаимном признании квалификационных сертификатов в строительстве, использовании в жилищном строительстве нетрадиционных источников финансирования. Более подробно об этом читайте в следующем номере "СиН".

Подготовила Ольга ГУЛЕЦКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость