Совет стран СНГ по сотрудничеству в строительной деятельности

>В состоявшейся 29 мая пресс-конференции по итогам первого дня восьмого заседания межправительственного Совета стран СНГ по сотрудничеству в строительной деятельности приняли участие делегации России, Украины, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Беларуси (представители строительных министерств, госстроев, государственных архитектурно-строительных инспекций).

Ответы присутствовавших специалистов строительной отрасли на вопросы журналистов с достаточной точностью выявили наиболее важные на сегодняшний день направления и сферы строительной деятельности на постсоветском пространстве.

Газета "Белорусский рынок":

- Какие решения были приняты в течение первого дня заседания?

Министр архитектуры и строительства Беларуси В. Н. Ветров:

- Было принято 10 решений, в них отражены все вопросы, которые рассматривались; всем этим решениям будет придана юридическая сила. На данном заседании рассматривались вопросы нормативно-технической тематики (выработка интегрированных нормативов), градостроительства (расселение), жилищной политики, жилищного строительства и его финансирования (поиски внебюджетных и других систем финансирования строительства жилья), сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, лицензирования строительной деятельности (кстати, Беларусь подписала соглашения о взаимном признании лицензий с Россией, Украиной и Молдовой). Подписан и целый ряд других соглашений между странами межправительственного Совета, что облегчает взаимодействие при выработке концепций строительства в республиках и делает возможным участие строителей любой из стран - членов Совета в строительстве тех или иных объектов в других странах. (Известно, например, об участии строителей Беларуси в возведении объектов в России и Казахстане.) Один из наиболее важных вопросов касается участия в тендерах и соответственно выработки приемлемых во всех республиках документов по проведению тендеров. Вообще, решения, принимаемые на проходящих два раза в год заседаниях межправительственного Совета готовятся членами той или иной из созданных при Совете пяти комиссий по различным направлениям его деятельности.

"Би-Би-Си - АПН":

- Рассматривались ли вопросы снижения нагрузки на окружающую среду, в частности, при сертификации строительных материалов?

В. Н. Ветров:

- Вопросы экологической безопасности как жилища, так и среды обитания входят во все вырабатываемые нами нормативные документы, более того, нормативы снижения влияния техногенных факторов постоянно ужесточаются. Ряд проблем экологии среды обитания будет рассматриваться на следующем заседании Совета, которое состоится в конце сентября в Тбилиси.

Газета "Строительство и недвижимость":

- Отсутствие точных формулировок, устанавливающих разницу между понятиями "новое строительство", "текущий и капитальный ремонт", "модернизация", "реконструкция" и "реставрация", создает и строителям, и эксплуатационникам Беларуси немало проблем в правовой и налоговой сфере. Испытывают ли нечто похожее их коллеги из других стран СНГ, и существует ли перспектива создания межправительственным Советом совместного документа - правопреемника главы СНиП "Строительная терминология", так и не вышедшей в свое время в СССР?

Начальник управления госархстройнадзора Госкомархитектстроя Узбекистана Р. Д. Умаров:

- В 1999 г. мы должны закончить выпуск в Узбекистане всех нормативных документов, работа над которыми началась в СССР. На сегодняшний день нами переработано уже около 150 глав СНиП из 176. Государственными в Узбекистане являются узбекский и русский языки, поэтому каждый выпуск включает тексты на обоих. Соответственно из 776 ГОСТ переработано около 400. (Кстати, экологические требования во всех этих документах ужесточены до предела.) В тех же областях строительной отрасли, которые мы до сегодняшнего дня пока еще не охватили подобным нормотворчеством, действуют нормативные документы бывшего СССР. При этом все свои решения мы соотносим с решениями, рождающимися в других странах СНГ, постоянно сравниваем наши стандарты с зарубежными. И очень часто обнаруживаем, что нам отнюдь не во всех отношениях подходит евростандарт. Следует помнить и о том, что наша республика находится в активной сейсмозоне.

Первый заместитель Госстроя Украины А. В. Беркута:

- Разночтений по поводу различий между понятиями "новое строительство", "реконструкция", "капитальный ремонт" и не должно было быть, поскольку еще в 1988 г. Госстроем СССР был утвержден документ, который готовила экспертиза. Например, сегодня в Украине не возникает никаких сложностей в этой связи. В рамках же межправительственного Совета существует Международный научно-технический координационный совет (МНТКС), который и призван заниматься гармонизацией строительных норм. В каждой стране был создан свой перечень строительных норм, которые следовало либо консолидировать, либо привязывать к местным условиям. Специалисты всех наших стран, занимающиеся техническим нормированием, собираются не реже раза в год и при совместном финансировании разрабатывают те или иные нормы, требующие консолидации. В рамках практически каждого из рассматриваемых вопросов возникает необходимость в консолидации терминологии. Вот, скажем, вчера, когда обсуждались проблемы строительства социального жилья в каждой из стран, нам пришлось договориться о некоторых критериях - решить, представителям какого слоя населения и в каких размерах следует предоставлять это самое жилье. Тогда-то и выяснилось, что термины "общая жилая площадь" и "общая приведенная площадь" мы обязательно должны консолидировать. (Например, в России в общую площадь квартиры включаются только отапливаемые помещения.) Ибо без этого сложно будет решать вопросы, связанные не только с налогообложением, но и с коммунальными платежами. Интегрируясь же в Европейское сообщество, нам придется приводить свои определения и в соответствие с европейской терминологией.

Первый заместитель председателя Госстроя Азербайджана Е. С. Шелагинов:

- Нами уже получено более 150 и введено в действие на территории республики 55 межгосударственных нормативов. Сегодня принята концепция Азербайджанской Республики по созданию нормативной базы. Что же касается заданного вопроса, то вообще-то существует глава СНиП, в которой отражена содержащаяся в нем проблематика. Правда, там действительно не сформулированы определения реконструкции, капитального строительства и капитального ремонта. Еще в советское время существовали разъяснения Госплана СССР и Госбанка СССР по этому поводу. Мы пока пользуемся этими документами, но уверен, что со временем МНТКС рассмотрит и этот чрезвычайно важный для всего СНГ вопрос.

"Белорусский рынок":

- В каком состоянии находится сейчас проект соглашения об условиях и порядке обмена, купли и продажи жилых помещений гражданами стран СНГ?

В. Н. Ветров:

- Тематически этот вопрос находится за рамками нашей деятельности, однако могу сказать, что результатом осуществляемой нами работы по уточнению понятий общей и приведенной жилой площади станет документ, с помощью которого можно будет упрощать процедуру проведения названных вами операций. Однако в любом случае необходимо появление вначале соответствующего политического решения.

Заместитель председателя Госстроя России Н. В. Маслов:

- Сейчас данная проблема решается при помощи двусторонних соглашений и договоров (например, между Россией и Беларусью, Молдовой и Беларусью). Эту достаточно насущную проблему в свое время поставил я. Миграция населения всегда была достаточно ощутимой (а вовсе не сделалась таковой после распада СССР). Просто раньше не существовало частной собственности на квартиры, имели хождение ордеры и обмен жилья осуществлялся через обменные бюро. Сегодня, с изменением во всех странах СНГ соответствующей нормативной базы, мы вынуждены ее интегрировать. Пожалуй, и какого-то особого политического решения в данном случае не потребуется. Во всем мире люди всегда будут уезжать, приезжать, продавать и покупать жилье; есть страны, жители которых не живут на одном месте более 5 лет. Наша же задача - сделать так, чтобы для всех жителей СНГ это было безопасно, быстро и доступно. Помимо разработки интегрированной нормативной базы, требуется еще и создание интегрированного информационного поля. Например, из рядов вооруженных сил России в результате сокращения их численности увольняется военнослужащий, в свое время призывавшийся из БССР. Помимо того, что шаги, связанные с определением дальнейшего местожительства, должны быть ему под силу в материальном отношении, он должен располагать всеми необходимыми сведениями о современном состоянии рынка жилья СНГ, чтобы решить свою жилищную проблему в течение ближайших 1-2 месяцев.

"Интерфакс":

- Как протекало рассмотрение проблемы социального жилья?

В. Н. Ветров:

- Нами было установлено, что понятия социального жилья как такового не существует. В каждом государстве есть социальные группы населения, должно быть и жилье, предназначенное для этих групп. Иначе не совсем ясно - что значит социальное жилье само по себе? Когда же речь заходит о группе населения, которой требуется поддержка государства, все становится на свои места. Но должны быть общие принципы. При строительстве всех домов должен соблюдаться необходимый уровень комфортности. Как уже неоднократно подчеркивалось, качество социального жилья не должно быть ниже установленных стандартов. Но, с другой стороны, социальное жилье не должно подлежать приватизации, обмену, наследованию. Не стало конкретного получателя такой квартиры (инвалида, ветерана и так далее) - квартира не может быть унаследована его детьми, внуками; она остается в соответствующем фонде.

Н. В. Маслов:

- Мы у себя в России разбиваем проблему социального жилья на две части. Во-первых, необходимо обеспечить жильем тех, кому его обещали наши предшественники, и по тем законам, которые тогда действовали в СССР. Во-вторых, уже сегодня стоит вопрос: как быть с теми, кто претендует на бесплатное жилье? Думаю, что определение того, что же собой представляют социальные категории и какого вида жилье должно им предоставляться, - дело не одного года. Сегодня могут быть только теоретические предпосылки. В различных субъектах Российской Федерации мы изменили положения о постановке на очередь на получение жилья, постаравшись учесть и минимальный метраж, при котором следует ставить на очередь, и доход семьи, и наличие в ней различных льготников. И редко кто сегодня получает в РФ жилье бесплатно. Хочешь получить быстрее - заплати!

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость