Проблемы собственности и себестоимости услуг в ЖКХ
28 мая состоялось заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Коллегия рассмотрела два вопроса: "О ходе выполнения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 1997 года №972" и "О передаче-приемке ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность", "О состоянии работы по планированию и учету себестоимости жилищно-коммунальных услуг на основе стоимостных нормативов в ПУ ЖКХ Брестского облисполкома".
По первому вопросу с докладом выступил Л. Г. Гресский, специалист министерства по приватизации жилищного фонда.
Коллегия отметила, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.1997 года №972 "О передаче-приемке ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность" и приказом министра от 22.08.1997 года №109 жилищно-эксплуатационными организациями, министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными правительству, облисполкомами, Мингорисполкомом проделана определенная работа по передаче-приемке ведомственного жилищного фонда на баланс местных Советов.
Практически завершается передача жилищного фонда Министерством обороны Республики Беларусь, активизировалась работа в этом направлении Минстройархитектуры и Минсельхозпрода.
Вместе с тем проводимую работу в целом нельзя признать удовлетворительной. Особую озабоченность вызывает отсутствие инициативы со стороны Минобразования, Минприроды, Минторговли, концернов "Белместпром", "Белмелиоводхоз".
Руководителями ПУ ЖКХ Витебского, Могилевского облисполкомов, ГП УЖХ Мингорисполкома, ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома не приняты необходимые меры по осуществлению приемки ведомственного жилфонда на баланс местных Советов в соответствии с установленными заданиями. Приемка ведомственного жилфонда в этих областях в соответствии с графиком передачи на 1 мая 1998 года составила 13,2; 7,8; 5,2; 0,6% соответственно.
Сложившееся безответственное отношение ряда руководителей к данному вопросу ставит под угрозу срыва выполнение поручений Совета Министров Республики Беларусь по приемке-передаче ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность.
Члены коллегии, присутствующие на ней представители заинтересованных министерств в прениях высказали свои предложения по выполнению заданий передачи-приемки ведомственного жилого фонда, своевременного ее ремонта и обслуживания. Так, было предложено обеспечить первоочередную приемку жилищного фонда, принадлежащего колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям конверсионного направления, входящим в состав Министерства промышленности, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, перечень которых согласован с облисполкомами и Мингорисполкомом.
Объемы передачи-приемки ведомственного жилищного фонда в 1998 году будут определены в соответствии с измененным графиком, предусматривающим восполнение недовыполненных объемов передачи жилищного фонда в 1997 году.
С целью упорядочения условий приемки-передачи жилищного фонда устанавливаются общие обязательные требования при его приемке: передача инженерных сетей на баланс специализированных организаций жилищно-коммунального хозяйства; отсутствие задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги; оснащение жилых домов групповыми приборами учета и регулирования тепловодопотребления; наличие технической документации и технически исправное состояние объектов.
При приемке всего ведомственного жилищного фонда (за исключением объектов министерств образования и здравоохранения, объектов, расположенных в сельской местности и принадлежащих предприятиям конверсионной направленности) на баланс местных Советов жилищно-эксплуатационные организации будут руководствоваться обязательным перечнем требований, предъявляемых к ведомственному жилфонду.
Для обеспечения подготовки приемки жилищного фонда на баланс местных Советов в городских поселках, где отсутствуют жилищные организации, будут разработаны организационно-технические мероприятия по созданию структуры жилищно-коммунальных подразделений и производственных баз для обслуживания принимаемых жилищно-коммунальных объектов.
Предусматривается упреждающая приемка в летний период на баланс специализированных организаций жилищно-коммунального хозяйства инженерных коммуникаций, объектов теплового хозяйства и водоснабжения с последующим необходимым их ремонтом для обеспечения устойчивой работы в осенне-зимний период и создания требуемых условий функционирования принимаемого в различные сроки на баланс местных Советов ведомственного жилищного фонда.
Управления экономики, жилищного хозяйства, коммунального хозяйства и экологии министерства подготовят предложения в адрес Министерства финансов с обоснованными расчетами о выделении средств на содержание объектов, принимаемых в текущем году от конверсионных предприятий и в сельской местности.
В городах с наличием структуры жилищно-коммунального хозяйства местных Советов будет производиться первоочередная приемка объектов ведомственного жилищного фонда, которые не могут полноценно обслуживаться в связи с их малым количеством и отсутствием у этих ведомств жилищно-эксплуатационных организаций.
Одновременно с приемкой жилищного фонда в коммунальную собственность предполагается принимать на техническое обслуживание дома жилищно-строительных кооперативов и колхозов.
В ходе обсуждения первого вопроса приняты и другие предложения.
По второму вопросу заседания коллегии заслушан доклад начальника ПУ ЖКХ Брестского облисполкома С. А. Лобанова. В результате обсуждения коллегия отметила, что в ПУ ЖКХ Брестского облисполкома проводится определенная работа по экономии ресурсов и снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Заключены договора на выполнение работ по эксплуатации жилищного фонда и предоставление населению коммунальных услуг между исполнительными комитетами и объединениями жилищно-коммунального хозяйства. Всеми объединениями и предприятиями разработаны и утверждены мероприятия по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Стоимостные нормативы и задания по снижению себестоимости доведены до всех подведомственных предприятий и организаций.
Вместе с тем анализ заключенных договоров показывает, что планирование снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг осуществляется без увязки с заданиями по экономии топливно-энергетических ресурсов и не сопровождается корректировкой текущих нормативов потребления материальных, трудовых и топливно-энергетических ресурсов. Планы работы на объектах-представителях выполняются формально и не предусматривают предложений по совершенствованию текущих нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов на аналогичных предприятиях области.
В результате, задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг в ряде объединений и предприятий ЖКХ Брестской области являются недостаточно обоснованными и напряженными. Нормирование расхода ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг в отдельных городских и районных объединениях ЖКХ производится без достаточного учета имеющихся резервов по экономии ресурсов. В I квартале 1998 года большинством объединений и предприятий, подведомственных ПУ ЖКХ Брестского облисполкома, не выполнены задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.
Для устранения выявленных в Брестской области недостатков, коллегия предложила обратить внимание начальника ПУ ЖКХ Брестского облисполкома С. А. Лобанова на недостаточную работу по совершенствованию нормативов потребления материальных, топливно-энергетических ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг, а также по предоставлению платных услуг населению.
Обращено внимание областных и Минского управлений ЖКХ на улучшение работы на подведомственных объединениях и предприятиях по экономии топливно-энергетических ресурсов с целью обеспечения снижения общего потребления энергоресурсов в 1998 году не менее чем на 9% по сравнению с 1997 годом.
Предложено в месячный срок представить в министерство предложения об обеспечении подведомственными объединениями и предприятиями роста объемов платных, в первую очередь бытовых, услуг для населения в 1998 году не менее чем на 10% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
До 1 июня 1998 года будут выработаны и представлены в министерство предложения по корректировке в сторону уменьшения текущих нормативов потребления топливно-энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг по видам для подведомственных объединений и предприятий.
Коллегия потребовала незамедлительно принять меры по приведению в соответствие бухгалтерской отчетности и отчетности по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг во всех подведомственных объединениях и предприятиях, имея в виду первичный учет затрат по стадиям технологического цикла производства жилищно-коммунальных услуг.
Коллегия определила и другие направления работы по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг.
Итоги работы заседания коллегии подвел министр жилищно-коммунального хозяйства Б. В. Батура. По обоим вопросам коллегией приняты соответствующие постановления.
Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
По первому вопросу с докладом выступил Л. Г. Гресский, специалист министерства по приватизации жилищного фонда.
Коллегия отметила, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.1997 года №972 "О передаче-приемке ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность" и приказом министра от 22.08.1997 года №109 жилищно-эксплуатационными организациями, министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными правительству, облисполкомами, Мингорисполкомом проделана определенная работа по передаче-приемке ведомственного жилищного фонда на баланс местных Советов.
Практически завершается передача жилищного фонда Министерством обороны Республики Беларусь, активизировалась работа в этом направлении Минстройархитектуры и Минсельхозпрода.
Вместе с тем проводимую работу в целом нельзя признать удовлетворительной. Особую озабоченность вызывает отсутствие инициативы со стороны Минобразования, Минприроды, Минторговли, концернов "Белместпром", "Белмелиоводхоз".
Руководителями ПУ ЖКХ Витебского, Могилевского облисполкомов, ГП УЖХ Мингорисполкома, ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома не приняты необходимые меры по осуществлению приемки ведомственного жилфонда на баланс местных Советов в соответствии с установленными заданиями. Приемка ведомственного жилфонда в этих областях в соответствии с графиком передачи на 1 мая 1998 года составила 13,2; 7,8; 5,2; 0,6% соответственно.
Сложившееся безответственное отношение ряда руководителей к данному вопросу ставит под угрозу срыва выполнение поручений Совета Министров Республики Беларусь по приемке-передаче ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность.
Члены коллегии, присутствующие на ней представители заинтересованных министерств в прениях высказали свои предложения по выполнению заданий передачи-приемки ведомственного жилого фонда, своевременного ее ремонта и обслуживания. Так, было предложено обеспечить первоочередную приемку жилищного фонда, принадлежащего колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям конверсионного направления, входящим в состав Министерства промышленности, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, перечень которых согласован с облисполкомами и Мингорисполкомом.
Объемы передачи-приемки ведомственного жилищного фонда в 1998 году будут определены в соответствии с измененным графиком, предусматривающим восполнение недовыполненных объемов передачи жилищного фонда в 1997 году.
С целью упорядочения условий приемки-передачи жилищного фонда устанавливаются общие обязательные требования при его приемке: передача инженерных сетей на баланс специализированных организаций жилищно-коммунального хозяйства; отсутствие задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги; оснащение жилых домов групповыми приборами учета и регулирования тепловодопотребления; наличие технической документации и технически исправное состояние объектов.
При приемке всего ведомственного жилищного фонда (за исключением объектов министерств образования и здравоохранения, объектов, расположенных в сельской местности и принадлежащих предприятиям конверсионной направленности) на баланс местных Советов жилищно-эксплуатационные организации будут руководствоваться обязательным перечнем требований, предъявляемых к ведомственному жилфонду.
Для обеспечения подготовки приемки жилищного фонда на баланс местных Советов в городских поселках, где отсутствуют жилищные организации, будут разработаны организационно-технические мероприятия по созданию структуры жилищно-коммунальных подразделений и производственных баз для обслуживания принимаемых жилищно-коммунальных объектов.
Предусматривается упреждающая приемка в летний период на баланс специализированных организаций жилищно-коммунального хозяйства инженерных коммуникаций, объектов теплового хозяйства и водоснабжения с последующим необходимым их ремонтом для обеспечения устойчивой работы в осенне-зимний период и создания требуемых условий функционирования принимаемого в различные сроки на баланс местных Советов ведомственного жилищного фонда.
Управления экономики, жилищного хозяйства, коммунального хозяйства и экологии министерства подготовят предложения в адрес Министерства финансов с обоснованными расчетами о выделении средств на содержание объектов, принимаемых в текущем году от конверсионных предприятий и в сельской местности.
В городах с наличием структуры жилищно-коммунального хозяйства местных Советов будет производиться первоочередная приемка объектов ведомственного жилищного фонда, которые не могут полноценно обслуживаться в связи с их малым количеством и отсутствием у этих ведомств жилищно-эксплуатационных организаций.
Одновременно с приемкой жилищного фонда в коммунальную собственность предполагается принимать на техническое обслуживание дома жилищно-строительных кооперативов и колхозов.
В ходе обсуждения первого вопроса приняты и другие предложения.
По второму вопросу заседания коллегии заслушан доклад начальника ПУ ЖКХ Брестского облисполкома С. А. Лобанова. В результате обсуждения коллегия отметила, что в ПУ ЖКХ Брестского облисполкома проводится определенная работа по экономии ресурсов и снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Заключены договора на выполнение работ по эксплуатации жилищного фонда и предоставление населению коммунальных услуг между исполнительными комитетами и объединениями жилищно-коммунального хозяйства. Всеми объединениями и предприятиями разработаны и утверждены мероприятия по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Стоимостные нормативы и задания по снижению себестоимости доведены до всех подведомственных предприятий и организаций.
Вместе с тем анализ заключенных договоров показывает, что планирование снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг осуществляется без увязки с заданиями по экономии топливно-энергетических ресурсов и не сопровождается корректировкой текущих нормативов потребления материальных, трудовых и топливно-энергетических ресурсов. Планы работы на объектах-представителях выполняются формально и не предусматривают предложений по совершенствованию текущих нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов на аналогичных предприятиях области.
В результате, задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг в ряде объединений и предприятий ЖКХ Брестской области являются недостаточно обоснованными и напряженными. Нормирование расхода ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг в отдельных городских и районных объединениях ЖКХ производится без достаточного учета имеющихся резервов по экономии ресурсов. В I квартале 1998 года большинством объединений и предприятий, подведомственных ПУ ЖКХ Брестского облисполкома, не выполнены задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.
Для устранения выявленных в Брестской области недостатков, коллегия предложила обратить внимание начальника ПУ ЖКХ Брестского облисполкома С. А. Лобанова на недостаточную работу по совершенствованию нормативов потребления материальных, топливно-энергетических ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг, а также по предоставлению платных услуг населению.
Обращено внимание областных и Минского управлений ЖКХ на улучшение работы на подведомственных объединениях и предприятиях по экономии топливно-энергетических ресурсов с целью обеспечения снижения общего потребления энергоресурсов в 1998 году не менее чем на 9% по сравнению с 1997 годом.
Предложено в месячный срок представить в министерство предложения об обеспечении подведомственными объединениями и предприятиями роста объемов платных, в первую очередь бытовых, услуг для населения в 1998 году не менее чем на 10% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
До 1 июня 1998 года будут выработаны и представлены в министерство предложения по корректировке в сторону уменьшения текущих нормативов потребления топливно-энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг по видам для подведомственных объединений и предприятий.
Коллегия потребовала незамедлительно принять меры по приведению в соответствие бухгалтерской отчетности и отчетности по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг во всех подведомственных объединениях и предприятиях, имея в виду первичный учет затрат по стадиям технологического цикла производства жилищно-коммунальных услуг.
Коллегия определила и другие направления работы по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг.
Итоги работы заседания коллегии подвел министр жилищно-коммунального хозяйства Б. В. Батура. По обоим вопросам коллегией приняты соответствующие постановления.
Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 1998 год в рубрике экономика