Реконструкция и ремонт зданий, сооружений и помещений
Грамотная эксплуатация существующих объектов подразумевает и упорядочение процесса их обновления, минимизацию стихийного фактора, порой, к сожалению, присущего этому процессу. В свете этого проведение Белорусским союзом налогоплательщиков совместно с Минстройархитектуры РБ и Государственным налоговым комитетом РБ семинара "Реконструкция и ремонт зданий, сооружений и помещений: организационно-правовые вопросы налогообложения" представляется чрезвычайно своевременным.
Заместитель начальника Главэкспертизы РБ Н. Н. Ястремский охарактеризовал госэкспертизу как один из механизмов государственной помощи потребителю в обеспечении необходимого качества строительной продукции.
- Ныне действующая структура органов государственной вневедомственной экспертизы республики, существующая, как известно, уже десять лет, представлена Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы (Главэкспертиза при Минстройархитектуры РБ), управлениями государственной вневедомственной экспертизы при каждом облисполкоме, а также при Мингорисполкоме, - напомнил Николай Николаевич. - В соответствии с постановлениями СМ РБ № 792 от 23 ноября 1993 г. и КМ РБ № 362 от 4 июня 1996 г. специалистами Главэкспертизы РБ осуществляется госэкспертиза проектов сметной стоимостью 10 млн руб. и выше в ценах 1991г.
Регламентирована деятельность государственной вневедомственной экспертизы Законом об инвестиционной деятельности, действующим с 1 января 1992 г., и Законом об основах градостроительной деятельности, принятым в 1994 г., а также упомянутыми постановлениями. Однако первым документом, утвердившим необходимость проведения вневедомственной госэкспертизы объектов капремонта, было постановление СМ РБ №583 "О мерах по улучшению работы стройкомплекса в условиях перехода к рыночной экономике".
Дополнительно специалисты вневедомственной госэкспертизы обязаны оказывать заказчикам, подрядчикам и проектировщикам информационно-консультационные услуги, вести технадзор по просьбе заказчика, а также перерабатывать и дорабатывать ПСД, если автор проекта по той или иной причине перестал быть таковым, например, в результате лишения лицензии.
Сегодня в России возвращается на доработку в среднем 70-80% ПСД, в РБ же - всего 6-7%, и не потому, что у нас выше качество разработки документации, а потому, что на смену формальному подходу пришел более творческий, в большей степени отвечающий требованиям времени. То есть задача состоит не в выявлении ошибок в ПСД, но в том, чтобы строительство осуществлялось в соответствии с качественной документацией.
Еще мы руководствуемся "Временным положением о порядке проведения государственной вневедомственной экспертизы", утвержденным Госстроем РБ в 1993 г. В этом году оно будет переработано в соответствии с упомянутым постановлением № 362, в котором подробно излагается сам механизм проведения государственной вневедомственной экспертизы. И заказчику и проектировщику должно быть понятно, каким образом мы принимаем документацию на экспертизу и каков характер наших взаимоотношений до выдачи заключения заказчику (и получения копии заключения проектной организацией).
Сегодня появились дополнительные рычаги влияния на проектную организацию как со стороны заказчика, так и со стороны органов госэкспертизы. Сегодня ни одна структура не застрахована от приостановки действия своей лицензии, сокращения видов своей деятельности или даже изъятия лицензии - мы не только имеем право, но и обязаны вносить подобные предложения в случае систематического повторения грубых ошибок.
На Западе (характерный пример - Германия) экспертизе свойствен тотальный административный контроль, Восток же лучше всего представлен Японией, где за основу деятельности традиционно принята профессиональная и этическая культура. Японская формула проведения экспертизы - "взаимодействие и согласие всех глаз, всех умов, всех сердец" (самоконтроль, приветствие всех новаций, направленных на улучшение качества, плюс ясная мотивация как работы, выполняемой каждым, так и общего дела).
Беря на вооружение все наиболее прогрессивное из арсенала цивилизации, мы должны в первую очередь решительно уходить от затратных методов использования бюджетных средств. Поэтому не должно быть двух мнений по поводу смысла тщательной проработки проектов капремонта и тщательной их экспертизы. Случаи возникновения интереса к подземным коммуникациям назавтра после укладки над ними асфальта должны уйти в историю.
Далее Николай Николаевич прокомментировал письмо Минстройархитектуры РБ от 18 ноября 1996 г., в котором было дано разъяснение по ряду вопросов реконструкции и капремонта объектов производственного, коммунального и иного назначения.
- Это письмо, - сказал он, - вышло потому, что после того как постановлением № 362 было установлена необходимость проведения экспертизы проектов капремонта, на местах многие недоумевали: как это можно осуществить? Ведь число объектов капремонта исчисляется не сотнями, а тысячами! Поэтому и потребовалась расстановка приоритетов. При этом часто бывает целесообразно проконсультироваться у эксперта не только по проекту, но и по исходным данным, по заданию на проектирование.
Другая причина выхода письма - массовые обращения к нам налоговых инспекций также за разъяснениями. Они предъявляют штрафные санкции субъектам хозяйствования независимо от форм собственности за то, что те ремонтируют объекты и относят затраты на себестоимость продукции. По мнению налоговых инспекторов, затраты эти должны компенсироваться из чистой прибыли, то есть данный вид работ должен именоваться реконструкцией. Заказчик (часто он же и спонсор) настаивает на том, что это ремонт, и дело доходит до Высшего хозяйственного суда. Мы же исходим из того, что и те и другие одинаково не правы. Не бывает у нас реконструкции в чистом виде, так как недвижимость наша чаще всего находится в такой стадии износа, что тот или иной ремонт все равно необходим тем или иным частям реконструируемого объекта. Страсти улеглись лишь после того, как в проектах реконструкции появились разделы, касающиеся ремонта.
Ремонт - это вынужденное техническое мероприятие, вызванное, например, частичной потерей какими-то ответственными конструкциями несущей способности. Реконструкция же - это экономически целесообразное мероприятие, обусловленное, скажем, заменой оборудования на каком-то промышленном предприятии в связи с переходом на новую технологию, а то и с перепрофилированием объекта, что требует ссылки уже на иные нормативные документы. Если изменены технико-экономические показатели, стал качественно иным технический уровень инженерного оборудования, изменен профиль объекта, заказчику бывает трудно доказать налоговой инспекции, что он осуществляет капремонт объекта.
Сергей ЗОЛОТОВ
Заместитель начальника Главэкспертизы РБ Н. Н. Ястремский охарактеризовал госэкспертизу как один из механизмов государственной помощи потребителю в обеспечении необходимого качества строительной продукции.
- Ныне действующая структура органов государственной вневедомственной экспертизы республики, существующая, как известно, уже десять лет, представлена Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы (Главэкспертиза при Минстройархитектуры РБ), управлениями государственной вневедомственной экспертизы при каждом облисполкоме, а также при Мингорисполкоме, - напомнил Николай Николаевич. - В соответствии с постановлениями СМ РБ № 792 от 23 ноября 1993 г. и КМ РБ № 362 от 4 июня 1996 г. специалистами Главэкспертизы РБ осуществляется госэкспертиза проектов сметной стоимостью 10 млн руб. и выше в ценах 1991г.
Регламентирована деятельность государственной вневедомственной экспертизы Законом об инвестиционной деятельности, действующим с 1 января 1992 г., и Законом об основах градостроительной деятельности, принятым в 1994 г., а также упомянутыми постановлениями. Однако первым документом, утвердившим необходимость проведения вневедомственной госэкспертизы объектов капремонта, было постановление СМ РБ №583 "О мерах по улучшению работы стройкомплекса в условиях перехода к рыночной экономике".
Дополнительно специалисты вневедомственной госэкспертизы обязаны оказывать заказчикам, подрядчикам и проектировщикам информационно-консультационные услуги, вести технадзор по просьбе заказчика, а также перерабатывать и дорабатывать ПСД, если автор проекта по той или иной причине перестал быть таковым, например, в результате лишения лицензии.
Сегодня в России возвращается на доработку в среднем 70-80% ПСД, в РБ же - всего 6-7%, и не потому, что у нас выше качество разработки документации, а потому, что на смену формальному подходу пришел более творческий, в большей степени отвечающий требованиям времени. То есть задача состоит не в выявлении ошибок в ПСД, но в том, чтобы строительство осуществлялось в соответствии с качественной документацией.
Еще мы руководствуемся "Временным положением о порядке проведения государственной вневедомственной экспертизы", утвержденным Госстроем РБ в 1993 г. В этом году оно будет переработано в соответствии с упомянутым постановлением № 362, в котором подробно излагается сам механизм проведения государственной вневедомственной экспертизы. И заказчику и проектировщику должно быть понятно, каким образом мы принимаем документацию на экспертизу и каков характер наших взаимоотношений до выдачи заключения заказчику (и получения копии заключения проектной организацией).
Сегодня появились дополнительные рычаги влияния на проектную организацию как со стороны заказчика, так и со стороны органов госэкспертизы. Сегодня ни одна структура не застрахована от приостановки действия своей лицензии, сокращения видов своей деятельности или даже изъятия лицензии - мы не только имеем право, но и обязаны вносить подобные предложения в случае систематического повторения грубых ошибок.
На Западе (характерный пример - Германия) экспертизе свойствен тотальный административный контроль, Восток же лучше всего представлен Японией, где за основу деятельности традиционно принята профессиональная и этическая культура. Японская формула проведения экспертизы - "взаимодействие и согласие всех глаз, всех умов, всех сердец" (самоконтроль, приветствие всех новаций, направленных на улучшение качества, плюс ясная мотивация как работы, выполняемой каждым, так и общего дела).
Беря на вооружение все наиболее прогрессивное из арсенала цивилизации, мы должны в первую очередь решительно уходить от затратных методов использования бюджетных средств. Поэтому не должно быть двух мнений по поводу смысла тщательной проработки проектов капремонта и тщательной их экспертизы. Случаи возникновения интереса к подземным коммуникациям назавтра после укладки над ними асфальта должны уйти в историю.
Далее Николай Николаевич прокомментировал письмо Минстройархитектуры РБ от 18 ноября 1996 г., в котором было дано разъяснение по ряду вопросов реконструкции и капремонта объектов производственного, коммунального и иного назначения.
- Это письмо, - сказал он, - вышло потому, что после того как постановлением № 362 было установлена необходимость проведения экспертизы проектов капремонта, на местах многие недоумевали: как это можно осуществить? Ведь число объектов капремонта исчисляется не сотнями, а тысячами! Поэтому и потребовалась расстановка приоритетов. При этом часто бывает целесообразно проконсультироваться у эксперта не только по проекту, но и по исходным данным, по заданию на проектирование.
Другая причина выхода письма - массовые обращения к нам налоговых инспекций также за разъяснениями. Они предъявляют штрафные санкции субъектам хозяйствования независимо от форм собственности за то, что те ремонтируют объекты и относят затраты на себестоимость продукции. По мнению налоговых инспекторов, затраты эти должны компенсироваться из чистой прибыли, то есть данный вид работ должен именоваться реконструкцией. Заказчик (часто он же и спонсор) настаивает на том, что это ремонт, и дело доходит до Высшего хозяйственного суда. Мы же исходим из того, что и те и другие одинаково не правы. Не бывает у нас реконструкции в чистом виде, так как недвижимость наша чаще всего находится в такой стадии износа, что тот или иной ремонт все равно необходим тем или иным частям реконструируемого объекта. Страсти улеглись лишь после того, как в проектах реконструкции появились разделы, касающиеся ремонта.
Ремонт - это вынужденное техническое мероприятие, вызванное, например, частичной потерей какими-то ответственными конструкциями несущей способности. Реконструкция же - это экономически целесообразное мероприятие, обусловленное, скажем, заменой оборудования на каком-то промышленном предприятии в связи с переходом на новую технологию, а то и с перепрофилированием объекта, что требует ссылки уже на иные нормативные документы. Если изменены технико-экономические показатели, стал качественно иным технический уровень инженерного оборудования, изменен профиль объекта, заказчику бывает трудно доказать налоговой инспекции, что он осуществляет капремонт объекта.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 1998 год в рубрике реконструкция