Причины коррозии и защита конструкций теплотрасс

Назначение и свойства лакокрасочных покрытий, применяемых для защиты трубопроводов теплотрасс, в основном определяются составом. Главное требование ко всем покрытиям - это атмосферостойкость, кроме того, необходимые требования - термостойкость, биостойкость, эрозионностойкость, стойкость к гидрожидкостям и т.д.

Покрытие должно удовлетворять одновременно нескольким требованиям, которые трудно совместить в полной мере в одном виде лакокрасочного покрытия. Так, акриловые материалы обладают хорошей атмосферостойкостью, но не устойчивы к гидрожидкостям, эпоксидные покрытия обладают стойкостью к маслам, но невысокой атмосферостойкостью. Покрытия полиуретановыми эмалями обладают высокими атмосферостойкими свойствами, стойкостью к гидрожидкостям, эрозионностойкостью, однако сложны при производстве окрасочных работ и ремонте, битумно-каучуковые с полимерам антикоры обладают хорошими атмосферо- и термостойкими свойствами, простотой в работе, однако невысокой стойкостью к маслам.

Изменения, происходящие в пленке под действием атмосферных условий, обычно носят необратимый характер и приводят к старению. Главными факторами, вызывающими старение, являются солнечная радиация, влага, тепло, холод и кислород.

В условиях эксплуатации теплотрассы наземной прокладки солнечная радиация действует одновременно с кислородом воздуха, в результате чего происходит фотоокислительная деструкция полимера. Для уменьшения этого влияния применяют пигменты, поглощающие энергию квантов или отражающие ее.

Разрушение пленки покрытия в виде растрескивания или шелушения проявляется вследствие сил внутреннего напряжения, которые возникают в пленке в процессе ее формирования и атмосферного старения.

Действие влаги в процессе атмосферного старения покрытия играет существенную роль. Толщина конденсированного слоя может достигать от десяти до ста микрон. Эта конденсация представляет большую опасность, так как может происходить при невысокой влажности и без перепадов температур.

Полимерное связующее лакокрасочных покрытий при действии высоких температур на воздухе подвергается термоокислительной деструкции, в результате чего масса пленки уменьшается, охрупчивается, изменяет цвет, что приводит к потере защитных свойств. Борются с этим несколькими способами: введением в состав лаков пластификаторов, введением в состав пигментов и наполнителей (так, высокая прочность антикора Аутокрин-177 объясняется тем, что в результате химического взаимодействия поверхности частиц алюминия с полимером образуется метилфенилалюмосилоксановый комплекс, упрочняющий пленку антикора), применением отвердителей.

До недавнего времени практически все защитные материалы для теплотрасс были импортируемыми. Органосиликатные, кремнийорганические, нитроцеллюлозные, фенольно-масляные и т.д. материалы, несмотря на высокую стоимость, вызвали и вызывают серьезное недовольство эксплуатирующих организаций из-за невысокого качества. Однако за последний год ситуация изменилась. Сегодня организациям, проектирующим и эксплуатирующим теплотрассы, предоставлен выбор качественных материалов производства белорусских предприятий.

Это полимерные композиции на основе эпоксидных смол Мэп производства НПП "Антиза" и битумно-каучуковые антикоры Аутокрин-177 производства НПО "Алдкид", которые прошли проверку в тепловых сетях, рекомендованы к применению ведущими проектными институтами, согласованы в главном АПУ Мингорисполкома и успешно применяются в республике. Также в республике находят широкое применение предизолированные трубы, которые укладываются при замене старых труб. Нужно отметить, что антикор Аутокрин-177 наиболее приемлем по цене, полностью готов к применению, а НПО "Алкид" выпускает большой спектр материалов как для защиты труб теплотрасс, так и для гидроизоляции лотков и стыков. Все эти материалы надежно защищают теплотрассы от губительного воздействия окружающей среды.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике материалы и технолгии

©1995-2024 Строительство и недвижимость