Реформы в жилищной и коммунальной сферах в государствах содружества

С 27 по 29 мая 1998 года в Минске состоится 8-е заседание Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, в котором примут участие представители России, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Азербайджана.

На заседании среди других проблем будет обсуждаться и вопрос об опыте реформ в жилищной и коммунальной сферах в государствах Содружества. Некоторые его аспекты мы сейчас и рассмотрим.

Россия

Деятельность Государственного комитета Российской Федерации по вопросам жилищной и строительной политики сконцентрирована на главных приоритетных направлениях, прежде всего на реализации жилищной политики и реформировании жилищно-коммунальной сферы.

В области жилищной политики в России проводится целенаправленная работа, связанная с выполнением государственных целевых программ "Жилище", "Свой дом", а также ряда мероприятий, включенных в прошлом году в программу "Жилище".

Реализация программы "Свой дом" началась в 1997 году. В 40 регионах было отведено свыше 100 тысяч земельных участков и проведен отбор проектов наиболее эффективных жилых домов, доступных по стоимости широким слоям населения.

Также была разработана и утверждена подпрограмма "Архитектурно-строительные системы жилищного строительства". В основе этих эффективных систем - легкие конструкции, повышенная теплозащита, унификация деталей и узлов, снижение этажности жилых домов.

В программу "Жилище" была включена разработанная Госстроем России программа "Реконструкция жилых домов первых массовых серий", которая начала реализовываться уже в прошлом году.

26 исторических малых и средних городов продолжали осуществлять мероприятия по программе "Возрождение".

В Москве за один год обновлены жилые дома общей площадью около 890 тысяч кв. метров.

Санкт-Петербургским АО "Трест № 5" осуществлена комплексная реконструкция кирпичного жилого дома с надстройкой четырех этажей и расширением здания, активно ведутся работы по надстройке ряда типовых пятиэтажек в Казани, где осваивается технология "пластбау".

Развернулись работы по реабилитации "хрущоб" в Омске. При проведении капитального ремонта таких домов там одновременно улучшают планировочные решения квартир, пристраивают дополнительные объемы в виде эркеров, ризалитов, увеличивают размеры ванных комнат.

Работы по обновлению пятиэтажек в Московской области ведутся одновременно в нескольких городах. Недавно была завершена модернизация жилого дома в г. Лыткарино. К важным результатам модернизации этого пилотного объекта следует отнести короткие сроки (6 месяцев) и опыт ведения разъяснительной работы с населением, что позволило создать обстановку заинтересованного сотрудничества между жильцами и строителями.

Главным приоритетом в деятельности строительного комплекса России является жилищное строительство. Несмотря на значительное снижение бюджетных инвестиций в жилищную сферу в 1997 году, за счет всех источников финансирования было построено 442 тыс. новых благоустроенных квартир общей площадью 34,0 млн кв. метров, что соответствует уровню 1996 года, а за 2 месяца текущего года ввод жилья увеличился на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 26 субъектах Федерации объемы ввода жилья возросли против предыдущего года. На 15% увеличились объемы индивидуального жилищного строительства. В целом по стране его доля достигла 35%, а в отдельных регионах 60-70% от общего ввода жилья. Несколько возрос объем жилищного строительства в сельской местности. Все это свидетельствует об эффективности основных направлений жилищной реформы.

Расширяется использование в жилищном строительстве кредитов и грантов зарубежных стран. Реализуются соглашения между правительством Российской Федерации и Всемирным банком о займах на жилищный проект и реконструкцию г. Санкт-Петербурга, готовятся к подписанию проекты городского водоснабжения, канализации и теплоснабжения.

Принимаются меры по ускорению достройки незавершенных строительством жилых домов. В результате за последние 3 года удалось сократить объем незавершенного жилищного строительства почти на 30 млн кв. метров. Все это позволило за 1993-1997 гг. ввести около 190 млн кв. метров жилья. Характерно, что опережающими темпами ведется строительство индивидуального жилья. Его объем за эти годы возрос в 2 раза, в том числе в 1997 году его рост составил 15%, а его доля достигла 35% в общем объеме введенного жилья.

Можно сказать, что в России создан и заработал рынок жилья. Строителями Москвы в 1997 году построены жилые дома общей площадью 3,4 млн кв. метров, в Московской области - 2,5 млн кв. метров, республике Башкорстан - 1,5 млн кв. метров, в Республике Татарстан и Краснодарском крае - по 1,4 млн кв. метров, в Саратовской и Тюменской областях - по 1 млн кв. метров, в Свердловской области - 850 тыс. кв. метров, в Белгородской области - 775 тыс. кв. метров, в Санкт-Петербурге - 760 тыс. кв. метров, в Самарской области - 670 тыс. кв. метров.

Однако во многих регионах России продолжается спад ввода жилья. Серьезным фактором ухудшения показателей ввода жилых домов явилось несоответствие отчетных данных объемам завершенного жилищного строительства. В связи с этим Госстрой России и Госкомстат России еще в конце 1996 года утвердили и направили в регионы "Временный порядок учета законченного строительством жилых домов", который должен обеспечить полноту учета, достоверность показателей по вводу жилья.

Программой "Жилище" предусматривалось выйти на рубеж ввода жилья в 46 млн кв. метров. Но особую озабоченность вызывает тот факт, что за последние годы усилились темпы падения инвестиций в жилищное строительство, которое значительно превысили снижение общих инвестиций. Главная причина этой ситуации заключается в том, что при резком сокращении на жилищное строительство бюджетных средств не отработан и не задействован в центре и на местах механизм долгосрочного кредитования жилья, затянулось создание системы ипотеки. В 1998 году Госстрой России наметил реализовать в области жилищного строительства ряд целенаправленных мер, в их числе: первое - проведение с администрациями субъектов Федерации конкретной работы по наращиванию в каждом регионе объемов строительства жилья за счет привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования, дальнейшего вовлечения в строительство незавершенного жилья, снижения стоимости жилищного строительства; второе - разработка и введение эффективного механизма реализации новой президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", а также разработанной федеральной программы обеспечения жильем военнослужащих, предусматривающих обеспечение жильем не менее 60 тысяч семей.

Госстрой России большое внимание уделяет реформе жилищно-коммунального хозяйства в условиях социально-экономических преобразований в жизни российского общества. На основе сформированной в 1991-1997 годах законодательной, правовой и нормативно-методической базы, в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 425 от 28.04.97 г., продолжает формироваться новая система жилищно-коммунального хозяйства на принципах реструктуризации вопросов финансирования, управления и контроля в этой социальной сфере с учетом процессов демонополизации отрасли и создания конкурентной среды.

Республика Армения

В Армении осуществление реформ в жилищной сфере началось, в частности, с приватизации государственного жилищного фонда постановлением правительства Республики (1992 г.) и было закреплено принятием Закона о приватизации государственного и общественного жилищного фонда (1993 г.). После этого процесс приватизации получил размах, и в настоящее время около 80% существующего жилья стало частным.

Как следствие процесса приватизации стал формироваться и функционировать рынок жилья. В августе 1993 года был принят Закон о приватизации государственных предприятий и объектов незавершенного строительства, в результате чего в 1997 году 90% строительных организаций были приватизированы.

В дальнейшем был принят ряд важных законов: о земельном налоге, о налоге на имущество, о недвижимости, о кондоминиумах, закон о градостроительстве, об энергетике и другие.

Введены в действие строительные нормы проектирования с соответствующими пособиями по сейсмостойкому строительству, жилым зданиям, каменным и армокаменным конструкциям, строительной теплофизике ограждающих конструкций зданий, строительной климатологии. Разрабатываются новые строительные нормы "Жилые здания".

Новые подходы, соответствующие политическим и экономическим задачам республики, находят свое применение в таких программах и научных разработках, как программные документы по восстановлению жилищного и социального фонда в зоне бедствия; по приватизации объектов незавершенного строительства, а также генеральная схема расселения. При этом приоритетным считается строительство малоэтажных зданий, в связи с чем пересматриваются генеральные планы и проекты застроек городских населенных пунктов.

В настоящее время жилищное строительство в республике осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета, частных инвестиций и по программам, финансируемым благотворительными международными финансовыми организациями. Ввод в действие жилых домов за счет внебюджетных источников финансирования составил 28,0 тыс. кв. метров, за счет средств населения - 188,0 тыс. кв. метров.

Основу правовой системы преобразований в жилищно-коммунальной сфере составили принятые законодательные документы о недвижимости, о кондоминиумах, о налогах, ряд правительственных постановлений, обеспечивающих их применение, а также представленные на рассмотрение правительства Республики Армения Концепция жилищной политики и Закон "Об административной ответственности за правонарушения в области градостроительства".

Республика Беларусь

В Беларуси жилищное строительство определено одним из приоритетных направлений развития экономики до 2000 года.

В Республике Беларусь в очереди нуждающихся в жилье состоит около 650 тысяч семей, примерно 2 млн человек. Целью проводимой жилищной политики является реализация конституционного права граждан на жилье и обеспечение социальных гарантий при удовлетворении жилищной политики.

Важнейшим принципом новой жилищной политики является дифференцированный подход к оказанию помощи гражданам со стороны государства. В соответствии с ним определены три направления улучшения жилищных условий: первое - обеспечение жильем малоимущих граждан; второе - обеспечение жильем граждан, имеющих доходы, позволяющие им строить, приобретать жилье для личного использования при поддержке государства; третье касается тех граждан, которые имеют доходы, позволяющие им улучшить свои жилищные условия полностью за счет собственных средств.

Проведение жилищной реформы в Беларуси, создание нормативно-правовой базы в области жилищного строительства начали давать отдачу, о чем свидетельствуют итоги жилищного строительства за 1996-1997 года.

Грузия

В Грузии обеспечение граждан жильем, его содержание и повышение уровня благоустройства остается одной из острейших социально-экономических проблем.

В связи с общей экономической ситуацией объем жилищного строительства в Грузии резко сократился. За последние годы значительно возросли объемы незавершенного строительства. Большой ущерб нанесен стихийными бедствиями жилищному фонду и инфраструктуре обслуживания, приток беженцев из регионов политических и военных конфликтов усугубили жилищную проблему.

Принимая во внимание важность новой жилищной политики, в целях реализации принципиально новых подходов к решению жилищной проблемы и осуществления мероприятий по формированию рынка жилья Указом Президента Грузии была создана правительственная комиссия, которая разработала основополагающие принципы новой жилищной политики. Целью новой жилищной политики является реализация конституционного права граждан Грузии на жилье и обеспечение социальных гарантий при удовлетворении жилищных потребностей.

Основными принципами, на которых базируется новая жилищная политики, являются следующие: создание для граждан возможностей для строительства, приобретения или аренды жилья в соответствии с их выбором, потребностями и возможностями; постепенный переход от строительства и содержания жилья за счет государства, путем дотирования производственной деятельности жилищно-коммунальных организаций, к адресной поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; государственное стимулирование привлечения средств граждан и юридических лиц в негосударственные формы собственности - в сферу строительства жилья; передача в распоряжение местных органов управления основного объема государственных финансовых ресурсов, направляемых на жилищное строительство; создание условий для развития свободной конкуренции и расширения роли частного сектора в стройиндустрии и производстве строительных материалов.

Государственная жилищная политика Грузии будет реализована путем создания законодательных основ и системы нормативов, соответствующих рыночным условиям; приватизации государственного жилищного фонда и организаций; финансирования жилищного строительства за счет альтернативных источников, стимулирования, использования негосударственных фондов; совершенствования системы кредитования жилищного строительства и субсидирования граждан с низким уровнем дохода; создания условий для развития свободной конкуренции и расширения роли частного сектора в сферах стройиндустрии и ЖКУ.

Республика Казахстан

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан "О мерах реализации стратегии развития Казахстана до 2000 года" разработана и представлена на утверждение "Программа развития жилищного строительства", предусматривающая комплекс мер по привлечению в жилищную сферу средств инвесторов, кредиторов и населения, а также реализации пилотных проектов, в которых будут отрабатываться механизмы кредитования жилищного строительства, включая внебюджетные источники.

Постановление правительства "О реализации государственной жилищной политики в новых экономических условиях" (1997 г.) предусматривает проведение конкурсного отбора банков второго уровня для последующего рефинансирования за счет средств республиканского бюджета ипотечных кредитов, выдаваемых физическим лицам на жилищное строительство и приобретение жилья.

В целях поддержания жилищного строительства и решения использования внебюджетных источников финансирования жилищной сферы республики решением коллегии Минстроя Казахстана по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами утвержден "Примерный порядок формирования и использования местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства".

Фонд развития жилищного строительства - это акционерное общество открытого типа, создаваемое по решению местных исполнительных органов во всех областях и районах Республики Казахстан на основании действующего законодательства, Положения о фонде с учетом местных условий и особенностей.

Однако из-за отсутствия средств как в бюджете областей, так и у предприятий, организаций и населения образование местных внебюджетных фондов жилищного строительства не нашло своего полного воплощения в областях.

В целях дальнейшего развития рынка жилья и обеспечения мер по реализации незавершенного строительством жилья правительством Казахстана принято постановление "О дальнейшем развитии рынка жилья" (1995 г.), предусматривающее передачу находящегося в государственной собственности незавершенного строительством жилья со степенью готовности 50 и более процентов, в уставной фонд Жилстройбанка. Жилстройбанк, со своей стороны, обязан до 20% объемов переданных в уставной фонд недостроенного жилья завершить строительство за счет собственных средств и возвратить первоначальному заказчику в виде готовых квартир для дальнейшего распределения их среди очередников. Возмещение расходов, ранее затраченных на строительство данного жилья, осуществляется за счет средств населения с предоставлением Жилстройбанком гражданам республики рассрочки платежей до 10 лет под 5% годовых.

Реформы в этой сфере были начаты с осуществления приватизации жилых помещений. На сегодняшний день приватизировано 146,2 млн кв. метров жилья, или 87,4% от подлежащего приватизации. Состоявшиеся собственники получили и широко используют права при реализации квартир, дарении, включении их стоимости в ипотечные операции и по другим направлениям. Параллельно с приватизацией проводилось объединение владельцев квартир в кооперативы собственников помещений. В настоящее время в республике уже создано 4,1 тысячи таких общественных объединений, и в текущем году этот процесс будет завершен.

Кыргызская Республика

В Кыргызской Республике под руководством созданного Межведомственного Совета ведется работа по решению вопросов жилищной реформы, создается правовая база, разрабатываются законодательные и нормативные документы. Так, уже разработаны и утверждены законы "Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике", "О кондоминиумах", постановления правительства "Основные направления (концепция) жилищной политики в Кыргызской Республике в условиях перехода к рыночным отношениям" (1996 г.), "Меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Кыргызской Республике" (1997 г.), положение "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" (1997 г.).

В республике отрабатываются возможные варианты реализации механизма выпуска и обращения жилищных сертификатов. Их реализация осуществляется на примере 2-3 пилотных строительных организаций при долевом участии банков, а также при использовании для жилищного строительства беспроцентного кредита.

Находятся на стадии согласования проект закона "Об ипотеке", положение "О порядке отвода земельного участка под индивидуальное жилищное строительство", документы по жилищным кредитам, порядку определения семей, нуждающихся в социальной защите, и механизму оказания финансовой помощи малообеспеченным семьям и гражданам для решения жилищной проблемы.

Республика Молдова

В Республике Молдова разработан ряд нормативных документов, позволяющих использовать в жилищном строительстве внебюджетные источники финансирования. Так, в 1993 году правительство Молдовы приняло постановление № 565 "О строительстве жилых домов и других объектов социального назначения для продажи". В соответствии с этим постановлением предприятиям и организациям республики предоставляется право независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности осуществлять за счет собственных и заемных средств строительство жилых домов и иных объектов социального назначения для последующей продажи.

В 1995 году было принято постановление правительства № 676 "О государственных и частных инвестициях в строительство незавершенных жилых домов", на основе которого предприятиям и организациям было разрешено привлекать на договорной основе финансовые средства физических и юридических лиц для завершения строительства жилых домов со степенью готовности более 50%.

В 1996 году правительством Молдовы и Национальным банком было принято совместное постановление "Об утверждении порядка предоставления долгосрочных кредитов жилищно-строительным кооперативам и возмещения коммерческим банкам потерь от предоставления указанных кредитов". Действие постановления распространялось только на кооперативы, начатые строительством до 1 января 1993 года. Также в 1996 году было принято постановление правительства Республики Молдова № 601 "Об утверждении Положения о привлечении финансовых средств для жилищного строительства с использованием сертификатов".

Кроме этого, были отработаны проекты постановлений правительства "О создании местного внебюджетного инвестиционного фонда для развития жилищного строительства" и "Об окончании работ на незавершенных строительством жилых домах".

Согласно Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства, предусмотрено разгосударствление и демонополизация существующей государственной системы жилищно-коммунального хозяйства. В результате этой работы реорганизованы в акционерные общества 17 ремонтно-строительных и 3 строительно-монтажные организации, по одному предприятию теплоэнергетического и водопроводно-канализационного хозяйства. Идет процесс приватизации гостиничного и банного хозяйств (на начало 1998 года около 50% объектов), завершается процесс приватизации жилищного фонда (88% от всего жилищного фонда республики).

Осуществляется работа по передаче функций управления жилищным фондом обществам владельцев приватизированных квартир. Таких обществ зарегистрировано 236 в 12 городах республики. Для эффективного функционирования обществ и владельцев приватизированных квартир и других ассоциаций подобного типа отрабатывается пакет документов, в том числе закон о кондоминиуме, национальная программа учета потребления воды и энергетических ресурсов на 1998-2000 годы и др.

В целом внедрение основных положений Концепции предварительно разделено на 3 этапа с их реализацией в основном в 2006 году.

Республика Узбекистан

Коммунальное обслуживание Республики Узбекистан направлено на удовлетворение первостепенных социальных потребностей населения и производство услуг, технологий, необходимых для функционирования народного хозяйства. В отрасли находится почти четверть основных фондов республики, трудится около 125 тысяч человек. Специалисты этой отрасли осуществляют поставку и распределение по потребителям природного и сжиженного газа, 83% коммунального водоснабжения и водоотведения, 90% теплоснабжения.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан "О совершенствовании управления коммунальным обслуживанием в Республике Узбекистан", Законом "О приватизации государственного жилищного фонда", постановлениями правительства "О переходе на контрактную (договорную) систему расчетов" и "О поэтапном переходе на самоокупаемость коммунальных услуг" проведена реструктуризация управления коммунальным хозяйством, разработаны типовые договора на обслуживание жилого фонда, создана нормативно-правовая база для поэтапного перехода на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг.

В 1993 году из бюджета дотировалось 70% фактических затрат по эксплуатации жилищного фонда местных органов власти с последующим ежегодным снижением уровня дотаций на 10% и покрытием в последующие годы указанных расходов полностью за счет собственников и квартиросъемщиков жилья. Разработана и утверждена методика определения тарифа оплаты за 1 кв. метр общей площади в зависимости от уровня капитальности и благоустроенности жилого фонда, от категории дома, наличия удобств и качества обслуживания.

Украина

Из-за финансовых трудностей, начиная с 1990 года, на Украине сохраняется тенденция ежегодного снижения объемов жилищного строительства. Так, если ввод жилья в 1990 году составлял 17,45 млн кв. метров, то в 1997 году - только 6,18 млн кв. метров. За счет централизованных капитальных вложений введено в эксплуатацию 4,2% общей площади введенного жилья, за счет личных средств граждан и других источников финансирования соответственно - 95,8%. В очереди на получение государственного жилья находится свыше 2 млн семей.

Одним из первых шагов на пути реформирования жилищной сферы была приватизация государственного жилищного фонда, целью которой было создание условий гражданам Украины для свободного выбора способа удовлетворения нужд в жилье и привлечения их к участию в содержании жилья и формировании рыночных отношений.

В 1997 году было приватизировано более 3,5 млн квартир и одноквартирных домов, что составляет почти половину всего объема жилья, которое подлежит приватизации. Кроме того, в соответствии с Законом Украины "О собственности" одна треть жилищного фонда принадлежит жилищно-строительным кооперативам, а это свыше 200 тысяч квартир.

Прогрессивной формой управления и содержания жилья является создание объединений совладельцев в многоквартирных домах. В настоящее время на Украине создано 723 таких объединения (кондоминиума).

В Государственной программе экономического и социального развития Украины на 1998 год предусматриваются мероприятия по привлечению внебюджетных источников финансирования жилищного строительства на основе развития ипотечного кредитования, введения в оборот именных жилищных чеков, создания фондов поддержки жилищного строительства на селе.

Либеризация цен и тарифов жилищно-коммунальных услуг на Украине проводится с 1992 года. В 1994 году было принято Постановление Совета Министров Республики Украина, в котором говорится о переходе на новую систему оплаты за жилье и коммунальные услуги и к адресным субсидиям отдельным слоям населения, компенсирующим затраты на эту оплату. В соответствии с этим постановлением переход к полному возмещению населением стоимости жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться поэтапно, на протяжении нескольких лет, при этом общие затраты населения не должны превышать 15% доходов граждан.


Мнение специалиста

Конечно же, все вопросы, которые будут рассматриваться на 8-м заседании Совета, невозможно осветить в одной статье. Деятельность Межправительственного Совета стран СНГ по сотрудничеству в строительной деятельности весьма разнообразна.

О том, что же за период своего существования было сделано Советом, а что упущено, рассказывает начальник управления внешнеэкономических связей и информации Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Олег Михайлович Чешко:

- Начиная с 1994 года нашим министерством с участием органов государственного управления в строительстве стран - участниц СНГ осуществляется целенаправленная работа по расширению сотрудничества и созданию единого экономического пространства в СНГ. Эта работа проводилась главным образом в рамках созданного Межправительственного Совета стран СНГ по сотрудничеству в строительной деятельности.

Совет был создан в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в строительной деятельности, подписанным главами правительства 11 стран СНГ 9 сентября 1994 года в г. Минске. За прошедший период Совет провел 7 заседаний (в Минске, Алма-Ате, Кишиневе, Киеве, Бишкеке, Москве, Ереване). Создан исполнительный орган - секретариат Межправительственного Совета, на который возложена координация взаимодействия стран СНГ в сфере строительной деятельности.

В результате проведенной работы в рамках Совета определен механизм взаимодействия национальных органов управления строительством стран - участниц Совета по решению общих проблем, выработаны важнейшие направления сотрудничества. К ним отнесены: интеграция предприятий и фирм строительной индустрии, промышленности стройматериалов, предприятий по изготовлению машиностроительной продукции и техники для нужд строительного комплекса на основе акционирования и межгосударственного рынка ценных бумаг, развитие других эффективных форм хозяйствования; привлечение внебюджетных источников финансирования для строительства, реконструкции и эксплуатации жилища; градостроительное обеспечение программы реабилитации загрязненных территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; разработка энергосберегающих технологий строительства зданий и сооружений; энергосбережение в зданиях; совершенствование производственной базы строительного комплекса; повышение сейсмостойкости зданий и сооружений; инженерная защита городов и населенных пунктов от воздействия опасных природных и техногенных процессов; развитие и совершенствование системы информации в строительстве.

По многим из перечисленных важнейших направлений созданы совместные рабочие комиссии и группы из высококвалифицированных специалистов по выработке конкретных совместных программ (проектов). Так, за указанный период разработаны и уже реализуются совместные программы и проекты по следующим важнейшим направлениям: энергосбережение; жилищная политика; архитектурно-градостроительный надзор и лицензирование; повышение сейсмостойкости зданий и сооружений; организация кадастровой системы по градостроительству.

В ходе заседаний были заключены межправительственные соглашения и межминистерские договоры о взаимопризнании лицензий на осуществление строительной деятельности с Россией, Молдовой, Украиной; межминистерские договоры о сотрудничестве в области архитектуры и строительства с Украиной, Молдовой, Казахстаном, Узбекистаном и Арменией.

Также разработано, согласовано и подписано 27 марта 1997 года межправительственное соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников СНГ.

Чтобы судить об актуальности рассматриваемых Советом проблем, назову повестки дня предыдущего (седьмого) заседания совета (сентябрь 1997 года, г. Ереван) и предстоящего (27-29 мая 1998, г. Минск).

7-е заседание: концептуальные подходы к вопросу усиления и восстановления поврежденных зданий и сооружений и опыт усилительно-восстановительных работ в странах СНГ; проблемы возрождения и освоения горных территорий в странах СНГ; концептуальные подходы к ценообразованию в рыночных условиях в строительной деятельности стран СНГ.

8-е заседание: опыт реформ в жилищной и коммунальной сферах в государствах Содружества; о развитии конкурентной среды в строительной деятельности; использование в жилищном строительстве нетрадиционных источников финансирования; государственная политика в области социального жилья; проблемы градостроительства и прогноз по схемам расселения населения в государствах Содружества; опыт работы Комиссии по градостроительству; энергосбережение в строительных комплексах государств - участников СНГ: опыт и перспективы; о взаимном признании квалификационных сертификатов в строительстве.

Кроме того, большая работа проводится Минстройархитектуры и в рамках Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и сертификации (МНТКС) по вопросам сближения нормативно-технических баз стран - участниц СНГ с учетом европейских норм и стандартов.

Совместными усилиями в мае 1997 года был разработан проект Конвенции о взаимодействии стран - участниц СНГ в области сертификации продукции строительной деятельности.

Есть конечно и недостатки в работе Совета. Основной из них - это недостаточная активность работы отдельных комиссий по развитию научно-технической и производственной кооперации стран СНГ, совместного международного сотрудничества и др. Однако это можно объяснить существенными различиями в действующих законодательствах стран СНГ, а порой и отсутствием необходимой нормативной базы.

Работа в рамках Межправительственного Совета по сотрудничеству стран - участниц СНГ и Межгосударственного экономического комитета Экономического союза СНГ продолжается, и, судя по принятым недавно решениям на высшем уровне, она будет приобретать более целенаправленный экономический характер.

Подготовила Елена СЫС


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость