Государственную службу должны исполнять государственные люди

Завершаем освещение хода расширенной выездной коллегии Комитета по надзору за ведением работ в строительстве, начатое в предыдущем номере. Доклад первого заместителя председателя комитета А. А. Козловского на пленарном заседании 24 апреля в Бресте был посвящен насущным задачам приведения служб госстройнадзора РБ в соответствие с требованиями, предъявляемыми к этим службам в современном мире.

В условиях перехода к рыночным отношениям качество строительной продукции является критерием ее конкурентоспособности, поэтому понятно пристальное внимание, уделяемое качеству строительства государством, сказал докладчик. Важность обеспечения качества строительства подтверждается и анализом причин аварий, случающихся на строящихся и эксплуатируемых объектах РБ. Причины эти классические: неиспользование качественных материалов и изделий, проектно-сметной документации, некачественное выполнение строительно-монтажных работ, нарушения правил приемки объектов в эксплуатацию.

К сожалению, ряд мер по совершенствованию работы стройкомплекса в условиях перехода к рыночной экономике, предусмотренных в постановлении СМ РБ от 13 августа 1993 г. № 583, реализован не в полном объеме. Министерства и ведомства, управления капитального строительства местных исполнительных комитетов как заказчики не в полной мере осуществляют контроль за повышением качества строительной продукции, материалов и изделий. Недостаточна квалификация линейных кадров, осуществляющих технический и государственный надзор за их применением на объектах. В подрядных организациях фактически отсутствует система управления качеством строительной продукции. На низком уровне остается качество выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций. В настоящее время практически не осуществляется презентация строительных материалов и видов работ. Многие организации и заводы-изготовители не располагают современным лабораторным оборудованием, необходимым для испытания качества выполняемых СМР, изготавливаемых материалов, изделий и конструкций.

Важнейшими условиями высокого качества строительства являются также обеспечение всех участников строительства нормативными документами по строительству, государственная экспертиза ПСД, лицензирование деятельности предприятий и субъектов, связанных с аттестацией специалистов, занятых в области строительства, обеспечение качественными конструкциями для производства СМР, авторский и технический надзор, государственный надзор за качеством строительства и, разумеется, эффективная работа по приемке объектов в эксплуатацию.

Необходимо более четко законодательно закрепить обязанности и ответственность всех участников строительного процесса. Действующие сегодня положения об авторском надзоре для заказчиков-застройщиков и дирекций строящихся предприятий, авторском и техническом надзоре и другие документы нуждаются в совершенствовании с учетом изменения экономической ситуации в республике.

Органы госстройнадзора РБ созданы в 1991 г. согласно постановлению КМ РБ № 435 от 29 ноября 1991 г. Следующим шагом на пути формирования нового подхода к вопросам качества СМР в условиях реформирования экономики явилось создание Комитета по надзору за ведением работ в строительстве. Положение о комитете было утверждено СМ РБ 9 апреля 1997 г.

Госстройнадзор является составной частью системы государственного регулирования безопасности, эксплуатационной надежности и качества строительной продукции, созданной в целях защиты интересов как ее потребителя, так и общества в целом. Основной задачей органов госстройнадзора является обеспечение эффективного контроля за соблюдением в строительстве законодательства РБ, утвержденной ПСД, требований норм о соответствии применяемых материалов, изделий и конструкций проектным решениям на всех объектах строительства, реконструкции, расширения, реставрации и ремонта независимо от их назначения, форм собственности, подчиненности, источников финансирования, за исключением объектов, подконтрольных другим органам надзора в соответствии с законодательством РБ.

Кроме вышеперечисленного, работники органов госстройнадзора руководствуются всеми законодательными актами о строительстве в РБ.

По данным органов госстройнадзора за 1997 г., в республике в стадии строительства находилось 7550 объектов. При проверке хода работ на этих объектах выявлено 772 случая самовольного строительства, определено 39 000 строительных дефектов, при этом в 13 666 случаях дефекты были критическими. Бывали случаи ввода объектов в эксплуатацию после получения отрицательного заключения органов госстройнадзора.

Экономические санкции на общую сумму 9 млрд рублей применены по поводу нарушений, выявленных на 906 объектах; остановлено строительство 709 объектов.

В конечном счете главной задачей органов госстройнадзора является не обнаружение уже свершившихся фактов нарушения требований качества строительства либо организации строительных работ, а их предупреждение. Для обеспечения выполнения этих функций необходима четкая и стройная структура органов госстройнадзора. К сожалению, на сегодняшний день в республике этого нет.

Вразрез с постановлением СМ РБ № 455 и Положением о Комитете некоторые облисполкомы и Мингорисполком утвердили разные структурные формы управлений госстройнадзора. Так, в Минской области в этом году создано, а в самом Минске создается госпредприятие с полным хозрасчетом и с выводом органов управления госстройнадзора из состава служб облисполкома и горисполкома. Названы эти органы уже инспекциями. В Могилевской и Гомельской областях управления госстройнадзора функционируют при облисполкомах, но не входят в состав их служб, и только в Брестской и Гродненской областях сохранена исходная структура - органы госстройнадзора являются управлениями облисполкомов.

Комитету совместно с облисполкомами необходимо принять единую схему существования управлений госстройнадзора, разработать типовое положение об управлении госстройнадзора с учетом того, что его основная функция - это государственный надзор, а для обеспечения государственного надзора нужна государственная структура, которая должна иметь законодательное и юридическое право осуществления этих функций, то есть исполнять государственную службу должны государственные люди.

Еще один немаловажный фактор - приведение к единой схеме налогообложения. Сегодня в этом вопросе - сплошные неясности, что не позволяет руководителям управлений четко определить свои финансовые возможности и соответственно рационально их использовать. Если Налоговый комитет настоит на уплате налогов на добавленную стоимость и прибыль, то управления и вовсе станут банкротами, не смогут существовать. В таком случае им необходимо будет увеличить процентную ставку для отчисления на их содержание для выплаты указанных налогов, что приведет к увеличению сметной стоимости объектов, в том числе и бюджетных.

Одним из важных моментов в обеспечении качества является лицензирование строительной деятельности. На сегодняшний день лицензирование субъектов хозяйствования всех форм собственности осуществляется в соответствии с Временным положением о лицензировании видов деятельности в области проектирования и строительства в РБ, утвержденным Минстройархитектуры РБ согласно постановлению СМ РБ. На первом этапе документы, подтверждающие возможность осуществлять данный вид деятельности, проверяются региональными управлениями госстройнадзора и госэкспертизы, которые готовят соответствующие заключения. Затем Минстройархитектуры РБ, Комитетом по надзору за ведением работ в строительстве и региональными управления стройнадзора осуществляется контроль выполнения субъектами хозяйствования требований выданных лицензий. За истекший период было проверено около 800 субъектов хозяйствования. Проверки показали, что в основном субъектами хозяйствования выполняются условия лицензий. В то же время по итогам проверок выдано более 200 предписаний для устранения прямых нарушений. В 150 субъектах хозяйствования действие лицензий было приостановлено.

Основными нарушениями, повлекшими выдачу предписаний к приостановлению действия лицензий, явились низкое качество ПСД для проектных организаций и СМР - для строительных организаций, нарушение технологии производства СМР, несоблюдение требований действующих нормативных документов и законодательства в области проектирования и строительства.

Важнейшими направлениями в области лицензирования явились объединение усилий, координация действий контролирующих структур всех уровней, в том числе и общественных организаций. Это взаимодействие стало своего рода барьером, препятствующим допуску непрофессионалов к ведению строительных работ.

Практика показывает, что лицензирование является дополнительным инструментом повышения эффективности капитального строительства. Отказ в выдаче лицензии исключает появление на рынке производителей, не имеющих возможностей для ведения строительной деятельности в соответствии с действующими нормативными документами. Для получения лицензий многие организации укомплектовали свой кадровый состав специалистами соответствующей квалификации, во многих случаях восстановили службы контроля качества продукции, обновили парк строительных машин.

Тем не менее сегодня налицо такие слабые стороны службы лицензирования, как отсутствие возможности обеспечения экспертными заключениями, кроме заключений органов госстройнадзора и госэкспертизы, всех субъектов хозяйствования, желающих получить лицензии, отсутствие жесткого контроля деятельности субъектов хозяйствования.

Основой нормативно-правовой базы стройкомплекса государств Западной Европы является сочетание жесткой персональной ответственности за результаты деятельности и контроля всех участников строительства. Максимально конкретизирован круг обязанностей каждого должностного лица, что находит свое отражение в оплате услуг. Такое положение значительно повышает роль инженерно-консалтинговых предприятий, которые дают возможность привлечения квалифицированных специалистов к исполнению функций технического надзора со стороны заказчика с возложением на них необходимой ответственности.

К сожалению, деятельность специалистов экспертизы и надзора, входящих в состав стройкомплекса РБ, имеет более широкий диапазон и направленность. Эти специалисты отягощены множеством не свойственных им функций.

Не зря многие региональные управления просят снять со службы технадзора ответственность за сроки ввода объектов в эксплуатацию, определиться со статусом этой службы, дабы иметь возможность формировать штатную численность ее специалистов в зависимости от объемов СМР, дать возможность самому руководителю устанавливать уровень зарплаты исходя из имеющихся средств.

Желательно уже в текущем году завершить перестройку органов госстройнадзора и обеспечить выполнение постановлений СМ РБ "О коренном улучшении качества жилищного строительства" и "О дополнительных мерах по развитию жилищного строительства на селе".


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 1998 год в рубрике надзор

©1995-2024 Строительство и недвижимость